Автор: Кутякова Лилия Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ "Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Кильмезь"
Населённый пункт: пгт Кильмезь Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Беседа-игра "О себе, о дружбе, о друзьях".
Раздел: начальное образование
Беседа – игра «О себе, о дружбе, о друзьях».
Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие
задачи:
1. Создать на занятии атмосферу доброжелательного и уважительного общения.
2.Обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях.
3.Создать условия для формирования таких умений, как анализировать, делать выводы;
выступать перед аудиторией, слушать и слышать своих товарищей.
Планируемые результаты:
Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы
о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных
позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с
одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.
Оборудование:
1.Компьютер, проектор;
2.Оформленная выставка рисунков, стенгазета «Дружба - это чудо», коллективная
творческая работа детей «Дерево Дружбы», подарок однокласснику.
Предварительная работа:
Одной из главных задач в воспитательной деятельности в моём классе является
содействие формированию классного коллектива и создание в нём нравственно и
эмоционально благоприятной среды для развития ребёнка.
Данный классный час является итоговым занятием в долгосрочном проекте «Поговорим о
дружбе». Эта тема очень актуальна для нашего класса. Частые ссоры, драки, обзывания ,
оскорбления друг друга очень огорчали меня, как учителя и классного руководителя, и
родителей, и самих детей.
Название проекта: «Поговорим о дружбе».
Проект:
комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно – поисковый) и
практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
долгосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение триместра;
предполагает групповую и индивидуальную работу;
совмещает урочную и внеурочную деятельность;
.Цель проекта: расширить систему знаний детей о дружбе и дружеских отношениях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить,
беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию связной речи, творческих способностей.
Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу.
Предполагаемый результат:
Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе, проявление заботы и
уважения к своим одноклассникам.
Формирование навыков работы в сотрудничестве.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Перед учениками была сформулирована проблема: Частые ссоры и даже драки в нашем
классе. Почему? Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она
в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо
обладать, чтобы у тебя появились друзья?
Второй этап (планирование деятельности).
Класс разделили на небольшие творческие группы, которым были даны задания для
реализации данного проекта.
Третий этап (практический)
1.
«Что такое дружба?» Беседа- презентация « О дружбе».
2.
«Какой он, настоящий друг?» Беседа.
3.
Написание сказки или рассказа о дружбе ( 1 творческая группа).
4.
Поиск пословиц и поговорок о дружбе ( 2 творческая группа).
5.
Подбор стихотворений о дружбе ( 3 творческая группа).
6.
Выставка рисунков « Дружба – это…».
7.
Изготовление подарков друг другу (домашнее задание).
8.
Оформление общей стенгазеты.
9.
Создание книги «Поговорим о дружбе».
10.
Тест «Хороший ли ты друг?»
Четвертый этап – итоговое внеурочное мероприятие. Беседа – игра «О себе, о дружбе, о
друзьях».
Беседа-игра с учащимися 4 класса на тему «О себе, о
дружбе, о друзьях...»
Цели и задачи
— формировать понятие дружбы;
— учить детей вживаться в чужой опыт и понимать особенности переживаний
другого;
— развивать внимание, мышление, речь.
Оборудование
Журнальный столик, маленький поднос, карточки с вопросами, красивый камень
размером с кулак.
Ход классного часа
Введение в тему
Просмотр мультфильма
Учитель. Как вы догадались, сегодня я предлагаю вам поговорить о дружбе —
одном из самых важных чувств, испытываемых человеком. Слайд 1.
Друзья, если они настоящие, — верные спутники нашей жизни. Они иногда бывают
ближе, чем родственники. Им можно довериться, поплакаться в жилетку, они никогда
не оставят в беде. Когда случается неприятность, не желая расстраивать родителей,
особенно если они пожилые и очень за нас волнуются, мы спешим к друзьям, чтобы
рассказать о своей проблеме, облегчить душу.
Так поступают взрослые. Но вы — дети и еще только учитесь дружить, выбирать
себе друзей, которые, возможно, останутся ими на всю жизнь. Дружба проверяется
годами. Кто-то останется с вами рядом и будет рад всегда подставить вам свое
надежное
плечо,
кто-то
разочарует
вас,
оставит
при
возникновении
малейших
проблем. Как сложатся ваши отношения, будет зависеть и от вас, и от вашего друга,
потому что дружба — это обязательно взаимодействие людей. И если оба чувствуют
духовную связь, необходимость в общении, тянутся друг к другу, стоять друг за друга
горой — это и есть настоящая дружба. Слайд 2.
Развивающее задание «Собери пословицу» (Работа в парах)
Учитель. Неслучайно в народе существует огромное количество пословиц на тему
дружбы.
Дети получают набор полосок. На каждой полоске записано одно слово пословицы.
Задача: каждой паре составить из полосок пословицу.
Пословицы
+ Дружба дороже денег.
+ Друга узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
+ Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
+ Крепкая дружба дороже богатства.
+ Нет друга — ищи, а нашел — береги.
+ Старый друг лучше новых двух.
+ На деньги друга не купишь.
+ Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Игра «Истории из жизни»
Учитель. Детство — очень важное время для осознания понятия «дружба», когда,
наверное, каждый ребенок спрашивает себя: кто такой друг? Для чего он нужен?
Умею ли я быть другом?
Предлагаю вам поиграть в игру «Истории из жизни».
Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы все будем рассказывать друг другу истории
из своей жизни. Нам на помощь придет вот этот маленький поднос на столике, на
подносе лежат карточки с вопросами и заданиями — это темы для разговора. Если вы
станете честно и откровенно отвечать на вопросы, то мы сможем многое узнать друг о
друге, о чем раньше и не догадывались, и по-новому посмотреть друг на друга. Быть
может, кого-то это сблизит, и у нас в классе станет больше друзей.
Сейчас одному из вас я дам в руки камень. (Учитель демонстрирует камень.) Он
называется «Камень повествования». Говорить может только тот, у кого в руках этот
камень. Остальные должны очень внимательно и терпеливо слушать. В конце игры
каждый поделится своими впечатлениями.
Итак, я вручаю камень повествования ... (Алеше).
Ребенок получает камень и, не выбирая, берет карточку, читает задание или вопрос
и отвечает.
Карточки
♦ Расскажи, где ты родился и каковы твои самые яркие детские воспоминания.
♦ Помнишь ли ты, как пришел первый раз в первый класс? Каковы были твои
впечатления?
♦ Расскажи о своей семье. Что ты особенно в ней любишь?
♦ Какой ты представляешь свою взрослую жизнь?
♦ Случается ли, что ровесники тебя обижают? Как ты к этому относишься?
♦ Какие обязанности по дому у тебя существуют и как ты к ним относишься?
♦ Расскажи интересную историю о ком-либо из своих друзей. Что вас притягивает
друг к другу?
♦ Расскажи о своем достижении, которым ты особенно гордишься.
♦ Какие праздники существуют в вашей семье? Как вы их отмечаете?
♦ Есть ли у тебя дома животные? Как вообще ты относишься к животным?
♦ Что ты думаешь о своих одноклассниках?
Вопросы для обсуждения:
— Было ли у вас ощущение, что вас внимательно слушают?
— Какие эмоции вы испытывали во время рассказа?
— Что нового вы узнали?
— Стали ли понимать кого-либо из детей лучше? (Отклик детей.)
Слово учителя. «Быть другом нелегко»
Учитель.
Я
предлагаю
посмотреть видеоролик
«Друзей
не
выбирают
по
одежке».
( просмотр ролика) Вы, наверно, заметили, что есть люди веселые, общительные
— у таких, как правило, много друзей. Есть скромные, незаметные, ничем особенно не
выделяющиеся — у них обычно друзей мало или нет вообще. Но яркая внешность и
легкий характер еще не гарантируют прочности дружбы. Выбирая себе друга, нужно
повнимательней всматриваться в человека: чем он интересуется, как относится к
окружающим, каковы его взгляды на разные вещи; умеет ли он отстаивать свое
мнение или идет на поводу у другой, более яркой личности; имеет ли вредные
привычки или сторонник здорового образа жизни...Словом, чтобы друга узнать, надо с
ним пуд соли съесть.
Быть другом нелегко. Умение думать прежде всего о друге, а потом о себе или о
друге и себе нераздельно — это главный признак дружбы. У эгоистов друзей не
бывает, могут быть только приятели — а это разные понятия.
Игра «Комментарий»
Учитель. Интересно узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в теме «Дружба».
Предлагаю вам поиграть в игру «Комментарий».
Описание игры. На доске записаны фразы на данную тему. Учитель читает
первую. Желающий Ученик комментирует ее, то есть говорит все, что он думает по
данному
вопросу.
Возможны
дополнения
других
учеников.
Затем
ученик,
комментировавший первую фразу, читает на доске вторую. Желающий комментирует
ее, и т. д. Слайд 3.
Фразы для комментария
+ Не со всяким человеком хочется дружить.
+ Нужно уметь отличать друзей от приятелей или товарищей.
+ Я думаю, настоящий друг — это тот, кто...
+ Мальчишки не умеют дружить с девчонками!
+ Интересно, чья дружба крепче — женская или мужская?
+ Говорят, друг познается не в беде, а в радости.
+ Друг мой — третье мое плечо.
Учитель. Как можно доказать свою дружбу и надо ли? Продолжите фразу: «Если у
меня выйдет размолвка с другом...»
Подведение итогов
Учитель. Конечно, вы еще только учитесь выбирать друзей и быть друзьями. И на
этом долгом пути бывает всякое: обиды, ссоры, драки, недомолвки... Нужно уметь
прощать, быть терпимым и никогда не рубить сплеча. Соблюдайте основные правила
дружбы. Слайд 4.
А теперь я предлагаю послушать ребят, которые приготовили стихи о дружбе.
( Чтение стихов)
Закончить
классный
час
я
хочу
на
веселой
ноте.
Послушайте притчу
«О
рыцаре».
Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и
доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг
вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде.
Но у самого озера сидел трехглавый дракон.
Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки
бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон
без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и
держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил:
— Рыцарь, ты чего хотел-то?
Рыцарь отвечает:
— Воды попить.
— Ну, так и пил бы...
Прежде, чем биться, что должен был рыцарь сделать? (Спросить разрешения
дракона).
Учитель.
Учитесь
слушать
друг
друга,
отношения
выясняйте
не
кулаками,
а
словами.
Подарите подарки, которые вы приготовили для своих друзей.
А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки и, если вам понравилось наше
занятие, поднимите руки вверх, скажите «ДА».
+ Дружба дороже денег.
+ Друга узнаешь, когда
с ним пуд соли съешь.
+ Не имей сто рублей,
а имей сто друзей.
+ Крепкая дружба
дороже богатства.
+ Нет друга — ищи,
а нашел — береги.
+ Старый друг лучше
новых двух.
+ На деньги друга
не купишь.
+ Новых друзей
наживай,
а старых не теряй.