Напоминание

Педагогические технологии


Авторы: Ядревский Юрий Александрович, Юрий Александрович Ядревский
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ Сетская ОШ
Населённый пункт: Тульская обл.,Веневский район, д.Сетка, ул.Библиотечная
Наименование материала: Педагогические технологии обучения и их применение на уроках технологии.
Тема: Педагогические технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Статья учителя технологии

МОУ «Сетская ОШ»

Ю.А. Ядревского

Тема:

Педагогические технологии обучения и их применение на уроках

технологии.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения

находятся

во

взаимосвязи

и

взаимообусловленности.

Педагогическое

мастерство

учителя

состоит

в

том,

чтобы

отобрать

нужное

содержание,

применить

оптимальные

методы

и

средства

обучения

в

соответствии

с

программой

и

поставленными

образовательными

задачами.

Технология

обучения

-

системная

категория,

структурными

составляющими

которой

является:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса;

- ученик, учитель;

- результат деятельности.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве

науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении,

и в качестве реального процесса обучения.

Источниками педагогической технологии являются достижения

педагогической,

психологической

и

социальных

наук,

передовой

педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в

отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Любая современная педагогическая технология представляет собой

синтез

достижений

педагогической

науки

и

практики,

сочетание

традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным

процессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Из

достаточно обширного количества

новых педагогических

технологий,

разработанных,

опробированных

и

систематизированных

корифеями отечественной и зарубежной

педагогики для меня наиболее

приемлемыми стали следующие технологии:

Организации самостоятельной работы

Дистанционного обучения

Проектной деятельности

Учебно-исследовательской деятельности

Творческой деятельности

Информационные

Оценки достижений

Здоровьесберегающие

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

-по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной

концепции),

-по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие

(совершенствование)

природных

личностных

качеств),

по

возможностям

педагогических

средств

(какие

средства

воздействия

дают

лучшие

результаты),

-по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии

(диагностические

функции,

функции

управления

конфликтными

ситуациями),

-по

тому,

какую

сторону

педагогического

процесса

«обслуживает»

конкретная технология, и т. д.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию

научных

идей,

положений,

теорий

в

практике.

Поэтому

педагогическая

технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По

своим

целям,

содержанию,

применяемым

методам

и

средствам

существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются

по различным параметрам.

По

своему

определению

«педагогическая

технология»

-

это

взаимосвязанная

деятельность

педагога

и

ученика

при

обеспечении

образовательных

потребностей

каждого

ученика

в

соответствии

с

его

индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие

критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности

ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

По уровню применения технологии бывают:

-общепедагогические

(характеризуются

целостностью

педагогического

процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

-частнопредметные

(совокупность

средств

и

методов

для

реализации

определенного

содержания

обучения

и

воспитания

в

рамках

предмета,

например, иностранного языка).

-локальные

или

модульные

(используются

в

отдельных

частях

учебно-

воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают:

-классно-урочные;

-альтернативные;

-академические;

-клубные;

-индивидуальные;

-групповые;

-коллективных способов обучения;

-дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

-традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение

по книге);

-дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);

-программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

-авторитарные

(педагог

является

единоличным

субъектом

учебно-

воспитательного

процесса,

а

ученик

только

объект.

Эти

технологии

отличаются

жесткой

организацией

школьной

жизни,

подавлением

инициативы

и

самостоятельности

учащихся,

применением

требований

и

принуждения);

-сотрудничества

(

это

демократизм.

равенство,

партнерство

в

субъект-

субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в

соавторстве

вырабатывают

общие

цели

своей

деятельности,

содержание,

дают оценки);

- свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу

выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

-личностно-ориентированные ( они ставят в центр образовательной системы

личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные

условия для его развития);

-гуманно-личностные

(

отличаются

психотерапевтической

педагогикой,

направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

-массовая (традиционная) технология ( школьная технология, рассчитанная

на усредненного ученика);

-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и

типична для гимназического, лицейского, специального образования);

-технология компенсирующего обучения ( используется для педагогической

коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии

подразделяются на:

-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

-технологии

саморазвития

(

направлены

на

формирование

способов

умственных действий);

-эвристические (развивают творческие способности учащихся);

-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы

личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

-обучающие;

-воспитательные;

-светские;

-религиозные;

-общеобразовательные;

-профессиональные;

-гуманистические;

-технократические;

-моно- и политехнологии;

-проникающие.

В

педагогике

насчитывается

более

сотни

технологий.

Большинство

из

перечисленных

в

этой

лекции

подходят

для

реализации

в

обучении

иностранному

языку.

Конечно,

многое

зависит

от

педагога,

от

его

компетентности и желания работать.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт по

«Технологии»?

Обучающиеся должны овладеть: трудовыми и технологическими знаниями и

умениями

по

преобразованию

и

использованию

материалов,

энергии,

информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с

их

предполагаемыми

функциональными

и

эстетическими

свойствами;

умениями

ориентироваться

в

мире

профессий,

оценивать

свои

профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой

деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками

использования

распространенных

ручных

инструментов

и

приборов,

планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного

отношения к труду и результатам труда;

познакомиться:

с

о сновными

технологиче скими

понятиями

и

характеристиками;

с

назначением

и

технологическими

свойствами

материалов;с

назначением

и

устройством

применяемых

ручных

инструментов, приспособлений, машин и оборудования; с видами, приемами

и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием

различных

технологий

обработки

материалов

и

получения

продукции

на

окружающую среду и здоровье человека; с профессиями и специальностями,

связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением

продукции; со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять

трудовые

операции

и

работы:

рационально

организовывать

рабочее

место;

находить

необходимую

информацию

в

различных

источниках;применять конструкторскую и технологическую документацию;

составлять последовательность выполнения технологических операций для

изготовления изделия или выполнения работ; выбирать сырье, материалы,

пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

конструировать,

моделировать,

изготавливать

изделия;выполнять

по

заданным критериям технологические операции с использованием ручных

инструментов,

приспособлений,

машин,

оборудования,

электроприборов;

соблюдать

безопасные

приемы

труда

и

правила

пользования

ручными

инструментами, машинами и электрооборудованием;

осуществлять

доступными

мерительными

средствами,

измерительными

приборами

и

визуально

контроль

качества

изготавливаемого

изделия

(детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку

творческого

проекта

изготовления

изделия

или

получения

продукта

с

использованием

освоенных

технологий

и

доступных

материалов;

планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять

работу при коллективной деятельности;

Использовать

приобретенные

знания

и

умения

для:

понимания

ценности

материальной

культуры

для

жизни

и

развития

человека;

формирования

эстетической среды бытия; развития творческих способностей и достижения

высоких

результатов

преобразующей

творческой

деятельности

человека;

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников

информации;

организации

индивидуальной

и

коллективной

трудовой

деятельности;

изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления

интерьера; изготовления или ремонта изделий из различных материалов с

использованием

ручных

инструментов,

приспособлений,

машин,

оборудования;

контроля

качества

выполняемых

работ

с

применением

мерительных,

контрольных

и

разметочных

инструментов;

выполнения

безопасных

приемов

труда

и

правил

электробезопасности,

санитарии

и

гигиены;

оценки

затрат,

необходимых

для

создания

объекта

или

услуги;

построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Результаты изучения предмета «Технология»

Одной

из

важнейших

задач

второй

ступени

пропедевтиче ского

технологического

образования

является

подготовка

обучающихся

к

осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального

пути.

В

результате

обучающиеся

должны

научиться

самостоятельно

формулировать

цели

и

определять

пути

их

достижения,

использовать

приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками

учебного процесса.

На уроках технологии широко применяется проектный метод. Овладение

ИКТ

является

наиболее

перспективным

средством

реализации

проектной

методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети лучше

узнают друг друга, обмениваются информацией. Учителя должны всячески

стимулировать обучающихся к этой работе.

Интегрированный

подход

к

обучению

технологии

предполагает

активное

использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках

по

другим

предметам.

Например,

на

уроке

технологии

при

выполнении

различных проектов необходимы знания, полученные на уроках биологии,

физики, геометрии, истории, ИЗО и др. В результате такой деятельности

приобретается опыт, необходимый и полезный в повседневной жизни.

Особенности организации учебной деятельности

Предмет

изменений

Традиционная

деятельность

учителя

Д е я т е л ь н о с т ь

у ч и т е л я ,

работающего по ФГОС

Подготовка к

уроку

Учитель

пользуется

жестко

структурированным

конспектом

урока

Учитель пользуется сценарным

п л а н о м

у р о к а ,

предоставляющим ему свободу

в

выборе

форм,

способов

и

приемов обучения

При подготовке к уроку учитель

и с п о л ь з у е т

у ч е б н и к

и

методические рекомендации

При

подготовке

к

у р о к у

учитель использует учебник и

методические

рекомендации,

интернет-ресурсы,

материалы

к о л л е г.

О б м е н и в а е т с я

конспектами с коллегами

Главная цель учителя на

уроке

Успеть

выполнить

в с е ,

ч т о

запланировано

Организовать деятельность детей:

по

поиску

и

о б р а б от ке

информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т.

д.

Основные этапы урока

О б ъ я с н е н и е

и

закрепление

учебного

материала.

Большое

количество

времени

занимает

речь

учителя

Самостоятельная

деятельность

обучающихся

(более

половины

времени урока)

Формулирование

з а д а н и й

д л я

обучающихся

(определение

деятельности детей)

Формулировки:

решите,

спишите,

сравните, найдите,

выпишите,

выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте,

докажите

(объясните),

сравните,

выразите

символом,

создайте

схему

или

модель,

продолжите,

обобщите

(сделайте

вывод),

выберите

решение

или

способ

решения,

исследуйте,

оцените,

измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно

фронтальная

Преимущественно

групповая

и/или индивидуальная

Требования ФГОС ООО к современному уроку

Целеполагание (технология SMART)

У ч а щ и е с я

д ол жн ы

зн ат ь ,

к а к и е

конкретно

знания

и

умения

(способы

деятельности)

они

освоят

в

процессе

д е я т е л ь н о с т и

н а

уроке(левополушарные);

Они

должны

знать

и

план

(способы)

до стижения

по ст авленных

з а д ач

(правополушарные)

Мотивация

Учитель

формирует

интерес

как

к

процессу учебной деятельности, так и к

достижению

конечного

результата.

Эффективные

мотивы

решение

актуальной

проблемы,

практическая

н а п р а в л е н н о с т ь

с о д е р ж а н и я ,

к р а е в е д ч е с к а я

с о с т а в л я ю щ а я

содержания.

Практическая

значимость

знаний

и

способов деятельности

Учитель должен показать обучающимся

возможности

применения

осваиваемых

знаний

и

умений

в

их

практической

деятельности.

Отбор содержания.

Качественно

отработаны

планируемые

результаты

урока,

о п р ед е л е н н ы е

программой.

Только

эти

знания

могут

быть подвергнуты контролю

Построение

каждого

этапа

урока

по

схеме

По ст ановка

учебного

задания

деятельность

обучающихся

по

его

выполнению

подведение

и то г а

деятельности

контроль

процесса

и

степени выполнения - рефлексия

И с п ол ь зо ва н и е

р а з н о о б р а з н ы х

эффективных

приемов

организации

результативной

образовательной

деятельности

обучающихся

с

учетом

их

возрастных

и

индивидуальных

особенностей.

Основная

задача

учителя

создать

условия,

инициирующие

деятельность

обучающихся

посредством

учебных

заданий:

-характеристика задания;

-мотивационная часть

-содержание (условия, вопрос)

-инструкция по выполнению

-время выполнения

-образец или описание ответа

-критерии оценки

-методический комментарий

Подведение

итогов

каждого

этапа

урока

обучающимися,

н а л и ч и е

обратной связи на каждом этапе урока

Выполнение каждого учебного задания

должно

быть

подвергнуто

контролю

учителя

в

целях

обеспечения

текущей

коррекции

процесса

учения

каждого

ученика

Наличие

блоков

самостоятельного

получения знаний

Работа

с

различными

источниками

информации

Организация

парной

или

групповой

работы

Развитие коммуникативной компетенции

и освоение нормы работы в коллективе

Использование

системы

контроля

и

взаимоконтроля

Средство

рефлексии

и

формирования

ответственности

за

результаты

своей

деятельности

рефлексия

Осознание себя в процессе деятельности

Качественная положительная оценка

Деятельности обучающихся

Формирование

положительной

учебной

мотивации

Психологический

комфорт

и

условия

здоровьесбережения

Согласно ФГОС содержательный раздел основной образовательной

программы определяет общее содержание основного общего образования и

включает

образовательные

программы,

ориентированные

на

достижение

личностных,

предметных

и

метапредметных

результатов.

В

том

числе

программу

развития

универсальных

учебных

действий

(программу

формирования

общеучебных

умений

и

навыков)

на

ступени

основного

общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся

в

области

использования

информационно-коммуникационных

технологий,

учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования

проектной технологии обучения учащихся в основной школе как базовой

образовательной

технологии,

поддерживающей

деятельностный

подход

в

образовании.

Как же органично встроить универсальные учебные действия в

образовательный

процесс?

Ведь

в

настоящее

время

не

все

учебно-

методические

комплекты

содержат

задания,

направленные

на

их

формирование.

Основой решения данной образовательной задачи является обучение на

основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся,

когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими

учащимися

в

процессе

их

познавательной

деятельности.

Учение

превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по

овладению знаниями и решению проблем. В исследованиях многих педагогов

и

психологов

подчёркивается,

что

оригинальность

мышления,

умение

сотрудничать,

творчество

школьников

наиболее

полно

проявляются

и

успешно

развиваются

в

деятельности,

причём

деятельности,

имеющей

исследовательскую направленность.

Опираясь

на

методику

проведения

детских

исследований

А.И.Савенкова

можно

выделить

следующие

основные

этапы

исследовательской

деятельности:

Выделение и постановка проблемы.

Выработка гипотез.

Поиск

путей

решения

(обоснование

гипотезы,

сбор

и

изучение

материалов).

Ф о рм ул и р о ва н и е

в ы вод о в

( о б о б щ е н и е ,

к л а с с и ф и к а ц и я ,

систематизация).

Представление результатов исследовательской деятельности.

Уже

глядя

на

эти

этапы

видно,

что

они

дают

возможность

формирования

и

развития

таких

блоков

универсальных

учебных

действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами

организации

исследовательской

деятельности

являются

не

только

индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко

можно

представить

возможности

формирования

коммуникативных

УУД.

Принимая во внимание, что в результате проведённых исследований

ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и

переживания,

личный

опыт,

можно

говорить

и

о

возможности

формирования

личностных

УУД.

Таким

образом,

организуя

исследовательскую деятельность школьников, можно формировать все

группы

универсальных

учебных

действий.

Однако

для

этого

исследования

не

должны

быть

разовыми,

случайными.

Следует

говорить о системе организации исследовательской деятельности на

протяжении всех лет обучения в школе.

В работе с обучающимися наряду с исследовательской деятельностью

используется и проектная деятельность. Они близки, хотя и имеют

некоторые отличия. «Проектирование — это не творчество в полной

мере,

это

творчество

по

плану

в

определенных

контролируемых

рамках» (А.И. Савенков). На практике чаще всего они соединяются в

п р о е к т н о - и с с л е д о в ат е л ь с к у ю

д е я т е л ь н о с т ь .

П р о е к т н о -

исследовательская

деятельность

деятельность

по

проектированию

собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач,

выделение

принципов

отбора

методик,

планирование

хода

исследования, определение ожидаемых результатов.

Развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться

только

проектно-исследовательской

деятельностью,

но

она

вполне

может

стать

одним

из

основных

условий

формирования

УУД

школьников на уроках технологии.



В раздел образования