Авторы: Тиунова Лидия Александровна, Дьяконова Татьяна Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ "Сетская ОШ"
Населённый пункт: Тульская область, д.Сетка
Наименование материала: статья
Тема: Искусство в школе-это формирование духовой личности ребенка.
Раздел: среднее образование
автор: Тиунова Л.А.
статья
Искусство в школе –это средство формирования духовной
личности ребенка.
Искусство играет большую роль в духовно-нравственном воспитании
детей. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на
душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то должно быть
включено в число предметов воспитания молодежи.
Сегодня
мир
озабочен
ситуацией,
сложившейся
во
всеобщем
художественном образовании. Генеральный секретарь ЮНЕСКО, открывая в
2006 году конгресс, посвященный художественному образованию, сказал, что
"мир катится к катастрофе - из школы изымаются предметы художественной
направленности, ребенок оказывается, оторван от культурных традиций своей
страны. Не развивается образное мышление, креативность - то, без чего не
вырастит ни физик, ни химик, ни бизнесмен".
В
"Учительской
газете"
было
опубликовано
письмо
о
положении
предметов
художественно-эстетического
профиля
в
школе,
которое
было
направлено в Государственную думу. К сожалению, оно так и осталось без
внимания со стороны тех, от кого реально зависит судьба искусства в школе.
Что вызывает особую тревогу? Во-первых, опасность перевода предметов
искусства
на
вторую
половину
дня.
Это
означает,
что
предметы
"Изобразительное искусство" и "Музыка" перестанут быть обязательными
для всех учащихся, каковыми они были в России почти 100 лет, даже в самые
трудные
для
нашей
страны
военные
сороковые
годы.
Во-вторых,
большинство
художественно-графических
факультетов
постепенно
будут
закрываються.
Следовательно,
неизбежно
полное
разрушение
системы
подготовки учителей образовательной области "Искусство".
Искусство является могучим средством духовного возвышения человека,
развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить
жизнь по «законам красоты».
Но кого волнует эта проблема?
Не обходимо умножать национальные традиции всеобщего художественно-
эстетического образования подрастающего поколения, что возможно только в
случае сохранения уроков музыки и изобразительного искусства в базовой
части
учебного плана.
Необходимо
соблюдение
действующего
законодательного
документа
(Стандарта
начальной
и
основной
школы),
согласно которому преподавание уроков искусства должно осуществляться
вплоть до девятого класса.
"Культура", "религия", "духовность", "нравственность" как базовые понятия
для определения духовно-нравственного воспитания.
Для полноценного развития и приобщения детей к профессиональному
искусству
мы
организовываем
посещение
музеев,
выставок,
концертов,
спектаклей, проводим экскурсии к памятникам, на природу, к интересным
архитектурным сооружениям. Одним из направлений в искусстве является
самодеятельное
искусство
или
самостоятельная
творческая
деятельность.
Образы
же
профессионального
искусства
служат
здесь
эталоном
прекрасного. Дети очень любят творить. Поэтому у нас в группе оборудованы
уголки: детского творчества, музыки, ряжения, театра. Где в свободное время
дети
могут
применить
свои
знания
и порисовать,
слепить,
станцевать,
сыграть на музыкальном инструменте, спеть, что-то смастерить. Также мы
организовываем
выставки
детского
творчества,
мини-концерты,
театрализованные представления, специальные выступления. Каждая детская
работа —
это
кусочек
духовного
мира
ребёнка.
Чем
он
богаче,
тем
разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.
Музыкальное искусство представляет большие возможности для расширения
и обогащения
эмоционального
опыта
детей.
Музыкальное
воспитание,
содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового
музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об
эталонах
красоты.
Получая
с детства
художественно
полноценные
музыкальные впечатления, дети усваивают язык народной и классической
музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают азы произведений
р а з н ы х
э п о х
и стилей.
Пусть
не
все
«дети-художники»
станут
в будущем
скульпторами,
живописцами,
но
они
приобретают
уникальную
способность
тоньше
чувствовать, глубже понимать окружающий мир и себя в нем.
В
результате
ознакомления
дошкольников
с различными
видами
изобразительного
искусства,
дети
учатся
определять
жанры
искусства,
видеть
многообразие
линий,
форм,
определяют
цветовой
колорит,
композицию. У детей появился интерес, предпочтение при выборе картины,
иллюстрации, народной игрушки. В процессе занятий у детей формируются
нравственно-волевые качества личности, эмоционально-образное восприятие
изобразительного искусства. У детей появилось желание в свободное время
р и с о в а т ь ,
л е п и т ь ,
т в о р и т ь .