Автор: Фёдорова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№ 27
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО–Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Аттестационное задание. Конспект мастер-класса для родителей "Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома"
Раздел: дошкольное образование
Аттестационное здание № 2.38
Мастер – класс для родителей (с участием детей)
в группе общеразвивающей направленности младшего дошкольного возраста (4-
5 лет) на тему :
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома»
Выполнила:
Фёдорова Галина Александровна
воспитатель
МБДОУ №27 «Микки – Маус»
г.Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Пояснительная записка
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей –
одна из основных задач дошкольного образования.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В
последнее
десятилетие
во
всём
мире
наметилась
тенденция
к
ухудшению
здоровья
детского
населения.
Экологические
проблемы,
различные
отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания,
некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с
неудовлетворительным
экономическим
положением,
низкая
двигательная
активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к
укреплению
физического
и
психического
здоровья
детей,
равнодушное
отношение
родителей
к
физкультуре
и
спорту
-
факторы,
агрессивно
воздействующие
на
здоровье
дошкольника.
Кроме
того,
нужно
постоянно
помнить о том, что сейчас практически здоровых детей немного.
Чтобы
быть
здоровым,
нужно
овладеть
искусством
его
сохранения
и
укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в
дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные
навыки по формированию здорового образа жизни, это самое благоприятное
время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением
дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к
положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная
связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает
наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его
семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных
давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов
здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
Обоснование проблемы.
Детство это такой период во время, которого происходит формирование человека
в
целом.
Именно
поэтому
в
этот
период
нужно
уделять
особое
внимание
здоровью ребенка.
Сегодня
в
дошкольных
учреждениях
уделяется
большое
внимание
здоровьесберегающим
технологиям. Здоровьесберегающая
технология -
это
система
мер,
включающая
взаимосвязь
и
взаимодействие
всех
факторов
образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех
этапах его обучения и развития.
Работа с родителями в детском саду позволит сохранить и укрепить здоровье
детей. Для этого необходимо проводить беседы, консультации, подготавливать
информационные буклеты, предлагать литературу, знакомить их с методами и
приемами здоровьесберегающих технологий.
Что может мотивировать наших родителей на взаимодействие с ДОУ, на участие
в различных конкурсах, праздниках, мероприятиях.
Для успешного взаимодействия с родителями необходимо знать:
- что хочет получить каждый родитель и уметь удовлетворять эти потребности;
- что мотивирует каждого родителя или семью на активное участие в жизни
группы
Изучить интересы родителей через постоянное непринужденное общение,
которое играет огромную роль в жизни любого человека.
Работа
с
родителями
в
детском
саду
предполагает
коллективную
и
индивидуальную
форму
общения.
Воспитатель
может
дать
родителям
определенные рекомендации по развитию и воспитанию их ребенка, а также как
сохранить и укрепить здоровье детей использую различные методы и приемы.
Формы
работы
с
родителями
в
детском
саду
могут
быть
разнообразными:
анкетирование для изучения интересующих вопросов родителей; родительские
собрания, консультации, беседы, тематические занятия, экскурсии, , оформление
фото
выставок,
семинары,
семинары-
практикумы,
мастер-классы.
Включая
родителей в подготовку праздников, участие в различных конкурсах поможет
сблизиться их со своими детьми. Исходя из этого, я выбрала тактику общения с
каждым
родителем.
Поэтому
в
группе
создан
благоприятный
климат
взаимодействия
с
родителями,
устанавливаю
доверительные
отношения
с
родителями, обогащаю воспитательными умениями родителей, работаю в тесном
контакте с семьями детей. Безусловно, работа с родителями в ДОУ требует
тщательной
подготовки.
Тесное
сотрудничество
семьи
и
дошкольного
учреждения
приведет
к
формированию
новой
личности,
которая
будет
комфортно
и
уверенно
чувствовать
себя
в
большом
мире.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно найти
взаимопонимание
и
поддержку
со
стороны
родителей.
Для
меня
это
стало
возможным благодаря сотрудничеству с семьями воспитанников.
В группе систематически проводятся мероприятия с родителями. Вашему
вниманию представляется одно из таких мероприятий. Мастер-класс для
родителей с участие детей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и
дома», в ходе которого мы ещё больше сплотились для дальнейшего тесного
сотрудничества.
Цель:
построение
эмоционально-доверительных
взаимоотношений
способствующих
полноценному
развитию
здорового
ребёнка
и
позитивной
самореализации взрослых.
Задачи:
* Дать определение понятию здоровья.
*
Формирование
элементарных
представлений
о
здоровьесберегающих
технологиях и о возможности их применения.
*
Познакомить
участников
мастер-класса
с
опытом
работы
по
применению
здоровьесберегающих технологий в ДОУ, показать приёмы и методы проведения
* Формировать у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности
за своё здоровье и здоровье своих детей.
*
Воспитывать
любовь
к
спорту,
желание
применять
здоровьесберегающих
технологий с детьми дома.
Предварительная работа:
с детьми: чтение литературы, рассматривание наглядного материала (картинки,
плакаты на тему ЗОЖ). Спортивные и дидактические игры, разучивание стихов к
пальчиковой гимнастики и самомассажу,
с
родителями:
анкетирование,
консультации,
литература,
буклеты.
индивидуальные беседы, рекомендации.
Оборудование: - большие и маленькие стулья по количеству детей и родителей,
расположенные по кругу; буклеты разного цвета, интерактивные песочницы,
массажные мячики, интерактивная доска, презентация «Здоровьесберегающие
технологии в детском саду и дома», аудиозапись «К Элизе» Л. В. Бетховен., две
корзинки, открытки в виде сердечек (красного и синего цвета):
Форма проведения: педагогический мастер-класс для родителей с участием
детей.
Участники: Дети младшего дошкольного возраста (4-5 лет) и родители (законные
представители )
Место проведения: Музыкальный зал
Ход мастер- класса:
Вступительное слово:
Здравствуйте уважаемые родители и коллеги! В настоящее время одной из
наиболее
важных
проблем
является
состояние
здоровья
детей.
Вырастить
здорового ребёнка – это самая главная задача для родителей и сотрудников
детского
сада.
Для
эффективного
решения
данной
задачи
в
детских
садах
используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система
мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка на всех этапах
его
обучения
и
развития.
Такие,
как
ежедневная
утренняя
гимнастика,
пальчиковые игры, физкультурные занятия, динамические паузы, разные виды
закаливания,
дыхательная
гимнастика,
психологические
тренинги,
массаж
и
самомассаж,
логоритмика,
артикуляционная
гимнастика,
гимнастика
пробуждения, релаксация и многие другие. С некоторыми из них мы сегодня
познакомимся.
А начать наш сегодняшний разговор хочу притчей “Давным-давно, на горе
Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить
планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов
сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть
здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов
сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили
они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать –
куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море,
другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? (ответы
детей, родителей)
-Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт
с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может
найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано
и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Итак, тема нашей сегодняшней
встречи посвящена здоровью.
- Встанем в круг! Настроимся на работу! (родители и дети становятся в один
круг) Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями
маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом:
протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся,
пожелаем друг другу удачи!
Я предлагаю вам игру «Радуга» (каждый цвет радуги - это одно задание, которое
вы должны выполнить вместе с детьми)
Родителям предлагается выбрать цвет буклета («Радуга») (Приложение 1).
1.
Буклет красного цвета: «Утренняя гимнастика» (Приложение 2)
Воспитатель:
Особое
внимание
уделяется
утренней
гимнастике.
Утренняя
гимнастика
–
это
ежедневная
процедура,
которая
обязательно
должна
проводиться как в детском саду, так и дома. Мы проводим УГ в различных
формах: музыкально – ритмическая, аэробика, ритмопластика.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть комплекс утренней гимнастики и сделать ее
вместе с нами. (Приложение 2)
2.
Буклет оранжевого цвета: Пальчиковая гимнастика (Приложение3)
Один из видов здоровьесберегающих технологий – пальчиковая гимнастика:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь и умственные способности ребёнка;
- развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память,
воображение;
- помогает снимать тревожность.
Сейчас, я хочу показать Вам варианты пальчиковой гимнастики. Попробуйте
повторить с нами. (родители и дети выполняют вместе с воспитателем)
Ёлочка (За столом)
Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – «верхушка»
ёлочки)
Шишечки, иголочки, (Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики)
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» - вниз)
Зайчики
и
свечки,
(«Ушки»
из
указательных
и
средних
пальцев,
потом
сложенные вместе ладони)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы растопырены, потом указательные
и средние пальцы) (Приложение 3)
3. Буклет желтого цвета: «массаж и самомассаж» (Приложение 4)
Массаж ладошек с помощью шаров-«ежиков» Воспитатель:
Давайте вместе поиграем! (проговаривая с нами слова)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
У многих детей выявлено плоскостопие. Воздействие на точки стоп можно дома
осуществлять с помощью мяча ежика или во время хождения по ребристым
дорожкам, массажным коврикам. (упражнение выполняют дети)
Также
полезен
массаж
ушей,
в
частности
для
быстрой
мобилизации
сил
организма, улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от
простуды.
Следует помнить, что массаж ушей никогда не нанесёт вреда, но всегда приведёт
к улучшению физического и эмоционального состояния.
Выполняется
лёгкими
постукиваниями,
поглаживаниями,
пощипываниями
сверху вниз и снизу вверх (упражнение «Лепим ушки»).
4.
Буклет зелёного цвета: « Пескотерапия » (Приложение 5)
Пескотерапия – это один из методов лечения искусством.
Песочная терапия направляет к самотерапии и самокоррекции.
Ученые
считают,
что
игры
с
песком
снимают
детскую
раздражительность,
агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно
влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных
средством для развития и саморазвития (дети с родителями рисуют песком)
Для
снятия
напряжения
в
детском
саду,
а
вы
можете
это
делать
и
дома,
применяются динамические паузы или сказки с элементами игрового массажа.
Они
обеспечивают
веселое
общение,
положительно
влияет
на
центральную
нервную систему.
5.
Буклет голубого цвета : «Дыхательная гимнастика» (Приложение 6)
Дыхательная гимнастика используется в качестве профилактики от простудных
заболеваний, особенно в холодное время года в сочетании с массажами, а так же
в качестве закаливающих процедур.
6.
Буклет
Синего
цвета:
«спортивные
игры
и
эстафеты»
-
повышает
двигательную активность детей, эмоциональное настроение, прививает любовь к
различным видам спорта. «Эстафета с мячом «Кто быстрее» (команда детей и
команда родителей) (Приложение 7)
7.
Буклет фиолетового цвета:«Релаксация и музыкатерапия» (Приложение 8)
Релаксация
–
это
умение
расслабиться,
она
помогает
одним
детям
снять
напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
«Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните.
Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое
облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги,
спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь
начинается
путешествие.
Облако
медленно
поднимается
в
синее
небо.
Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и
тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.
Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы
чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что –
нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас
назад.
О
том,
что
музыка
способна
изменить
душевное
и
физическое
состояние
человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно
подобранной
музыки
повышает
иммунитет
детей,
снимает
напряжение
и
раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное
дыхание.
Музыка
действует
избирательно:
в
зависимости
от
характера
произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например,
скрипка
и
фортепиано
успокаивают
нервную
систему,
а
флейта
оказывает
расслабляющее действие.
Слушание «К Элизе» Л. В. Бетховен.
Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча.
Игра «Возьмемся за руки».
(Все стоят в кругу.) Каждый желает соседу справа чего – либо и берёт его за
руку. (Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся.)
Наша ниточка не прервалась и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться
за здоровье наших детей, будем крепко дружить, поддерживать друг друга в
трудную
минуту.
Ведь
добрые
дела
и
дружба-это
тоже
здоровье.
Вам
необходимо для сохранения здоровья детей использовать здоровьесберегающие
технологии в домашних условиях.
Уважаемые родители!
Вот незаметно и подошел наш чудесный вечер, посвященный здоровью, Мне
очень хочется, чтобы он вам надолго запомнился, и, чтобы все те эмоции,
которые вы сегодня получили, долго жили в вашем сердце, а нас вы вспоминали
только добрыми словами.
Я благодарю вас за внимание и желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и
помогать сохранять и укреплять здоровье своих детей. Помните, что здоровье
ребёнка в ваших руках!
Рефлексия:
Для
определения
эффективности
проведенного
мероприятия
родителям
предлагается
оценить
мероприятие,
с
целью диагностики удовлетворенности
родителей мастер – классом «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и
дома» : если понравилось, то красное сердечко положить в коробочку, а если не
понравилось,
то
синее,
и
оставить
свои
пожелания
в
книге
«Отзывы
и
пожелания»
Заключение.
Развлечение проводилось в группе общеразвивающей направленности младшего
дошкольного возраста (4-5 лет) «Яблонька», в количестве 16 родителей с детьми.
При
организации
развлечения
соблюдены
все
санитарно
–
гигиенические
требования: развлечение длилось 30 мин, что соответствует требованиям ФГОС
ДО пункта 3.2.9 (Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
должен
соответствовать
санитарно
–
эпидемиологическим
правилам
и
нормативам
СанПиН
2.4.1.3049
–
13
«Санитарно
–
эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций»,
утвержденным
постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая
2013
г.№26)
и
соблюдены
требования
к
развивающей
предметно
–
пространственной среде, согласно пункту 3.3.4.ФГОС ДО. Продолжительность
развлечения 30 мин, проводить развлечение лучше в вечернее время. Во время
проведения развлечения предусмотрена смена видов деятельности, для большей
заинтересованности участвующих.
Для
достижения
цели
создана
развивающая
предметно
–
пространственная
среда. Прослеживается связь целей и задач с темой мастер-класса.
Задачи
сформулированы
конкретно
и
соответствуют
уровню
развития
дошкольников.
Методы
и
приемы
подобраны
в
соответствии
с
образовательными, развивающими и воспитательными задачами.
В
ходе
мастер-класс
использовались:
интерактивная
доска,
интерактивная
песочница, презентация, массажные мячики, буклеты с заданиями.
____________ ______________________
Подпись расшифровка подписи
« _____»____________ 20
Список литературы
1. Антипеин Ю.Г. Массаж и физкультура для детей с различными
заболеваниями. – Киев, 1993.
2. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для маленьких. – Москва,1996
3. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – Москва,
2005.
4. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни:
методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
5. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-
Пресс, 2006.-136с.
6. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в
ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
7. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое
пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
Приложение:
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас оказать нам содействие, заполнив анонимную анкету.
«Условия здорового образа жизни в семье»
1. Читаете ли вы литературу о здоровом образе жизни?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании ребёнка?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
6. Как Вы организуете питание в вашей семье?
А) полноценное питание;
Б) предпочтение отдаёте каким – то одним видам продуктов;
В) питаетесь регулярно;
Г) нерегулярно.
7. Как воздействует на вашего ребёнка климат в семье?
А) положительно;
Б) отрицательно;
В) не воздействует.
8. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к
здоровому образу жизни?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
9. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе с детьми?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
10. Занимаетесь ли Вы закаливанием детей?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
11. Вы сами здоровы?
А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.
12. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
А) ДА; Б) Нет.
13. Каковы причины болезни Вашего ребёнка;
А) недостаточное физическое воспитание в детском саду;
Б) недостаточное физическое воспитание в семье;
В) наследственность;
Г) предрасположенность к болезням.
14. Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
а) Физкультурные занятия в детском саду;
б) закаливание;
в) прогулки на свежем воздухе в любую погоду;
г) совместные физкультурные занятия детей и взрослых в детском саду и дома;
д) утренняя гимнастика;
е) соблюдение режима дня;
ж) другие варианты. _________________________________________________________
15. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (напишите)
16. Знаете ли Вы, как можно укрепить здоровье Вашего А) ДА; Б) Нет;
17. Может ли детский сад оказать помощь в укреплении здоровья Вашего ребенка? А) ДА; Б)
Нет; В) ИНОГДА
18. Консультации каких специалистов Вы бы хотели
получить?_____________________________________________________
19. Готовы ли Вы сотрудничать с детским садом в вопросах укрепления здоровья Вашего
ребенка? А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА
Спасибо
Приложении 1 «Радуга»
Приложение 2 «Утренняя гимнастика»
Приложение 3 «Пальчиковая гимнастика»
Приложение 4 «Массаж и самомассаж»
Приложение 5 «Пескотерапия»
Приложение 6 «Дыхательная гимнастика»
Приложение 7 «Спортивные игры и эстафеты»