Напоминание

Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы.


Авторы: Петрова Галина Николаевна, Кузнецова Галина Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШИ №576
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся

начальной школы.

На сегодняшний день формирование гражданско-патриотического воспитания

учащихся является необходимым.

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации гражданско-

патриотического воспитания школьников младшего возраста.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического,

патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется в основном

в не учебное время.

Для эффективного решения этой задачи от школы требуется создание целостной

системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.

Патриотическое воспитание обучающихся в школе также является одной из составляющих

воспитательного процесса образовательного учреждения.

В целях более глубокого исследования проблемы патриотического воспитания

необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое

воспитание» и «гражданское воспитание».

В словаре С.И.Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовьк своему

Отечеству, к своему народу.

Г.Н.Филонов определяет гражданственность, как комплекс субъективных качеств

личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнением

социально-ролевых функций-осознанной законопослушности, патриотической

преданности в служении Родине и защите Отечества.

Для того, чтобы соотнести понятия «патриотическое» и «гражданское» воспитание

нужно внести определённость в трактовку самого понятия «воспитание».

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как

воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с

социализацией.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось

одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся

любовь к своей Родине, постоянную готовность к её защите, формировать активную

гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Это непрерывная работа по

воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его

героическим страницам прошлого.

Учёные выделяют конкретные направления в содержании гражданско-

патриотического воспитания патриотического воспитания:

культурно-историческое воспитание предполагает ознакомление со

знаменательными событиями в истории России, воспитание гордости за русский

народ, за его патриотизм, воспитание любви и благодарности к предкам, таланту

русского народа и его созидательному труду;

военно-историческое воспитание изучение этапов героического прошлогот нашей

Родины, борьбы русского народа с многочисленными врагами, укрепление новых

воинских традиций;

духовно-нравственное воспитание предполагает привитие таких ценностей как

гражданственность, формирование высокой социальной активности;

правовое воспитание предполагает изучение законов, разъяснение ответственности

за их невыполнение, выработку сознательного отношения к своему поведению,

воспитание уважения к законам Российской Федерации;

физическое воспитание – сохранение и укрепление здоровья;

психологическое воспитание –формирование устойчивого положительного

отношения к воинской службе, воспитание морально-психологической готовности

отстаивать национальные ценности в области патриотизма;

профессионально-деятельностное воспитание-формирование добросовестного и

ответственного отношения к труду, связанного со служением Отечеству.

Для реализации этих компонентов предполагается применение соответствующих форм

организации деятельности во внеурочное время:

-словесные формы (собрания, линейки, доклады, диспуты, встречи, ученические

газеты);

-практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы. Поисковая работа,

экологическая деятельность, кружки, субботники);

-наглядные формы (школьные и классные музеигалерея героев, выставки,

тематические стенды);

При организации гражданско-патриотического воспитания можно опираться на

следующую классификацию методов воспитания:

методы формирования сознания

методы организации деятельности и формирования и опыта поведения;

методы стимулирования и мотивации поведения (поощрение, наказание,

создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций);

методы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и

поведения.

Система патриотического воспитания –это единство и совокупность целей и задач,

содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих

целостное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на

сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к

выполнению своего патриотического долга.

Главная направленность гражданского воспитания –формирование у воспитанников

чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность и

процветание Родины, её продвижение по пути прогресса.

Основные рекомендации по формированию гражданско-патриотического воспитания

учащихся:

1.

Руководствоваться нормативно-правовыми документами в области гражданско-

патриотического воспитания.

2.

Осуществлять системный подход к формированию гражданской позиции

школьника, создавать условия для самопознания и самовоспитания.

3.

Формировать чувство ответственности, гражданской активности, толерантности,

любви к Родине и уважение к её культуре, истории, традициям, нормам

общественной жизни.

4.

Осуществлять мониторинг развития и формирования гражданско-патриотических

качеств у учащихся.

5.

Приобщать к работе по патриотическому воспитанию родителей.

6.

Подбирать соответствующие формы и методы воспитательной работы при

организации процесса гражданско-патриотического воспитания.

Таким образом гражданско-патриотическое воспитание можно определить, как

целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических

качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную

целостность личности.



В раздел образования