Авторы: Петрова Галина Николаевна, Кузнецова Галина Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШИ №576
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы.
Раздел: начальное образование
Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся
начальной школы.
На сегодняшний день формирование гражданско-патриотического воспитания
учащихся является необходимым.
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации гражданско-
патриотического воспитания школьников младшего возраста.
Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического,
патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется в основном
в не учебное время.
Для эффективного решения этой задачи от школы требуется создание целостной
системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.
Патриотическое воспитание обучающихся в школе также является одной из составляющих
воспитательного процесса образовательного учреждения.
В целях более глубокого исследования проблемы патриотического воспитания
необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое
воспитание» и «гражданское воспитание».
В словаре С.И.Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовьк своему
Отечеству, к своему народу.
Г.Н.Филонов определяет гражданственность, как комплекс субъективных качеств
личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнением
социально-ролевых функций-осознанной законопослушности, патриотической
преданности в служении Родине и защите Отечества.
Для того, чтобы соотнести понятия «патриотическое» и «гражданское» воспитание
нужно внести определённость в трактовку самого понятия «воспитание».
Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как
воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с
социализацией.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся
любовь к своей Родине, постоянную готовность к её защите, формировать активную
гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Это непрерывная работа по
воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его
героическим страницам прошлого.
Учёные выделяют конкретные направления в содержании гражданско-
патриотического воспитания патриотического воспитания:
культурно-историческое воспитание предполагает ознакомление со
знаменательными событиями в истории России, воспитание гордости за русский
народ, за его патриотизм, воспитание любви и благодарности к предкам, таланту
русского народа и его созидательному труду;
военно-историческое воспитание изучение этапов героического прошлогот нашей
Родины, борьбы русского народа с многочисленными врагами, укрепление новых
воинских традиций;
духовно-нравственное воспитание предполагает привитие таких ценностей как
гражданственность, формирование высокой социальной активности;
правовое воспитание предполагает изучение законов, разъяснение ответственности
за их невыполнение, выработку сознательного отношения к своему поведению,
воспитание уважения к законам Российской Федерации;
физическое воспитание – сохранение и укрепление здоровья;
психологическое воспитание –формирование устойчивого положительного
отношения к воинской службе, воспитание морально-психологической готовности
отстаивать национальные ценности в области патриотизма;
профессионально-деятельностное воспитание-формирование добросовестного и
ответственного отношения к труду, связанного со служением Отечеству.
Для реализации этих компонентов предполагается применение соответствующих форм
организации деятельности во внеурочное время:
-словесные формы (собрания, линейки, доклады, диспуты, встречи, ученические
газеты);
-практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы. Поисковая работа,
экологическая деятельность, кружки, субботники);
-наглядные формы (школьные и классные музеигалерея героев, выставки,
тематические стенды);
При организации гражданско-патриотического воспитания можно опираться на
следующую классификацию методов воспитания:
методы формирования сознания
методы организации деятельности и формирования и опыта поведения;
методы стимулирования и мотивации поведения (поощрение, наказание,
создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций);
методы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и
поведения.
Система патриотического воспитания –это единство и совокупность целей и задач,
содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих
целостное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на
сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к
выполнению своего патриотического долга.
Главная направленность гражданского воспитания –формирование у воспитанников
чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность и
процветание Родины, её продвижение по пути прогресса.
Основные рекомендации по формированию гражданско-патриотического воспитания
учащихся:
1.
Руководствоваться нормативно-правовыми документами в области гражданско-
патриотического воспитания.
2.
Осуществлять системный подход к формированию гражданской позиции
школьника, создавать условия для самопознания и самовоспитания.
3.
Формировать чувство ответственности, гражданской активности, толерантности,
любви к Родине и уважение к её культуре, истории, традициям, нормам
общественной жизни.
4.
Осуществлять мониторинг развития и формирования гражданско-патриотических
качеств у учащихся.
5.
Приобщать к работе по патриотическому воспитанию родителей.
6.
Подбирать соответствующие формы и методы воспитательной работы при
организации процесса гражданско-патриотического воспитания.
Таким образом гражданско-патриотическое воспитание можно определить, как
целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических
качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную
целостность личности.