Напоминание

" Нравственное воспитание через возрождение народных традиций в развитии младшего школьника"


Автор: Елена Владимировна Сторублинская
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " СОШ № 20 имени героя советского Союза В.К. Долгова"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: Мастер -класс
Тема: " Нравственное воспитание через возрождение народных традиций в развитии младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




Нравственное воспитание через возрождение народных традиций в

развитии младшего школьника.

« В ком нет любви к стране родной,

Те сердцем нищие калеки».

Т.Г.Шевченко.

1 слайд

В обществе ощущается «дефицит нравственности», одним из

проявлений которого выступает утрата духовных ценностей. В настоящее

время проблема нравственного воспитания младших школьников стоит как

никогда остро: наше общество нуждается в подготовке широко

образованных, высоконравственных людей, обладающих не только

знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного

возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых

традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально

усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама

по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Проблема современного общества состоит и в том, что в семьях утрачена

связь с прошлым малой родины. Многие родители не интересуются

историей родного края. Чтобы возродить народные традиции в семьях

учителя стараются заинтересовать родителей данной темой.

3, 4 ,5 слайды

На базе Центра народных художественных промыслов и ремёсел "Резной

Палисад", который находится в нашем микрорайоне, мы проводим

родительские собрания с мастер –классами , коллективно-творческие дела,

игры. Активно принимаем участие в конкурсах проводимых центром,

которые как раз и направлены на возрождение народных традиций в

семьях.

6 слайд

Совместная работа детей и родителей, которая тоже направлена на развитие

младшего школьника, именно через возрождение народных традиций служит

и проектная деятельность. Индивидуальный проект Глеба Масальцева « Как

жили люди в старину без электричества», занявший 1 место на школьной,

межшкольной конференциях - это результат работы учитель –родитель-

ребёнок –центры дополнительного образования.

7 слайд

Ежегодная традиционная ярмарка изделий народных промыслов, совместное

творчество родителей и детей, которая проходит на базе школы, тоже

работает на возрождение народных традиций в семье. Через работу руками

и приобщение к народным традициям идет нравственное воспитание

ребенка.

Надёжность, честность, уважение, заботливость, ответственность,

самостоятельное принятие решений- это те качества, которые мы хотим

воспитать у своих учеников.

Воспитывать эти качества мне помогают разные технологии. Учитывая

особенности развития младших школьников, я систематически использую

игровую технологию.

8 слайд

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности

ребёнка. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,

направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором

складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В результате

применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

1.

стимулируется познавательная деятельность

2.

активизируется мыслительная деятельность

3.

самопроизвольно запоминаются сведения

4.

формируется ассоциативное запоминание

5.

усиливается мотивация к изучению предмета

Мы рассмотрим урок технологии во 2 классе.

Данный урок в рабочей программе стоит в разделе Проектирование

коллективной работы «Русская деревня» 3 урок Узорочье теремов

Вологодского края. Украшение моделей домов.

Личностными результатами изучения курса «Технология»

является формирование следующих умений:

– оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений,

соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать

(поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки,

которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

Приём игровой технологии:

«Хорошо – плохо», направленный на активизацию мыслительной

деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как

устроено противоречие.

9 слайд

Перед введением в эту тему мы посещаем Архитектурно-

этнографический музей Вологодской области

«Семёнково»

10 слайд

Знакомимся с русской деревней.

27

Знакомство с устройством русской избы. Проектирование коллективной

работы «Русская деревня»

28

Изготовление моделей домов, колодцев для коллективной работы

«Русская деревня».

29

Узорочье теремов Вологодского края. Украшение моделей домов.

30

Оформление коллективной работы «Русская деревня».

Рассмотрим, как применяется приём на практике.

- Добрый день, гости званые и желанные, добры молодцы и молодушки!

Издавна на Руси почитали народные традиции и обычаи. Дети в нашем

классе любознательные, что уже знают - расскажут, что предстоит узнать –

узнают, услышат и увидят. А какие они дружные и работящие – покажут.

Например:( на стулья положу конфеты и предложу занять активную зону тем

у кого они лежали)

Я пришла в класс и обнаружила этот старинный сундучок. Вот уж не знаю,

откуда он у нас появился. Волшебство какое - то.

Сундучок, сундучок

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Модная задвижка.

Кто сундучок открывает,

Тот загадку пусть отгадает.

-Хотите узнать, что в сундучке?

Как называется накладное резное украшение вокруг окна? *( вопрос

помощник если не догадаются)

(Там заготовки ставен на окна.)

Над какой темой мы уже работаем не первый урок?

Пришло время украсить наши избы. Как вы думаете, что может служить

украшением деревенского дома?

Попробуйте объяснить фразу « Забежать на огонёк». ( у каждого напечатано)

Прочитай!

11 слайд

"Забежать на огонёк"

Это выражение возникло следующим образом: раньше в небольших городах

и деревнях России был интересный обычай приглашать в гости. На окна

ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча (огонёк) , значит хозяева

дома и приглашают всех, кто хочет их видеть. И по огоньку люди шли в гости

к знакомым.

Сейчас выражение «зайти или забежать на огонёк» означает «зайти к

знакомым без специального приглашения» (шёл мимо, ну и зашёл к вам на

огонёк).

А приходить в гости без приглашения, по –вашему мнению хорошо или

плохо. Как вы приглашаете своих друзей в гости. А сами как поступаете?

Окна считались глазами дома. В старину глаза назывались «очи», глаз –

«око», - отсюда и название – окна.

А зачем тогда ставни на окнах?

Ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и

снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть : открыты

утром ставни-значит, хозяева встали, а закрыты-значит, ещё спят или их нет

дома. Также ставни служили защитой от лихих людей.

12 слайд

Лихие-бедовый, бойкий, шальной страшный задиристый, недобрый,

дурной нехороший злой, вор. ( напечатано на отдельном листе)

Пословицы. Собрать и объяснить смысл.

На воровстве далеко не уедешь.

Раз взял — навеки вором стал.

У вора короткие ножки.

Брать чужое. Это хороший поступок или плохой? Как оцените?

Конечно, в первую очередь так защищались от нежелательных гостей.

Иногда ставни даже заколачивали гвоздями, когда приходилось надолго

оставлять дом без присмотра.

Помимо этого, как говорят пожилые жители российских деревень,

деревянные затворки закрывали на ночь «от посторонних глаз». Тогда не

было штор или жалюзи. Считалось дурным знаком, если семья вечером

оставалась на виду и за ней могли наблюдать.

13 слайд

Наиболее популярны были белые ставни или сочетание белого и синего.

Белый цвет всегда ассоциировался с чистотой и здоровьем и поэтому

придает дому приятную для глаз цветовую гамму. (практическая работа)

Как вы думаете, что помогало мастерам создавать узоры для украшения изб?

Какого цвета украшения ставней. Почему?

После украшения изб, дети собирают коллективную работу « Русская

деревня». На следующем уроке они работают в группах и защищают свой

проект. А некоторые дети так загорелись и заинтересовались этой темой, что

вышли на индивидуальные проекты и приняли участие в городском

конкурсе « Деревенский домик». Настя Мухина со своей поделкой заняла 1

место. ( показываю домик)

Где ещё по вашему мнению можно найти применение приёму « Хорошо –

плохо»? Как можно видоизменить приём, если он будет в рамках темы на

другом предмете? Как в данной ситуации построили бы вы свою беседу с

учениками? Какие приёмы вы бы предложили на основе увиденного?

Пока я подвожу итог своего выступления, попрошу Вас оценить работу и

ответить на вопросы анкеты.

1.

Оцените эффективность увиденных приёмов

пригодится не пригодится

2.

Полезна ли Вам была информация , полученная сегодня на мастер-

классе

да нет

3.

Какие приёмы работы Вы используете для проведения уроков по

данной технологии

(____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

______________________________)

14 слайд

«Нравственность, как и талант, даётся не каждому» (А. С. Пушкин)

Перед современной системой образования стоит задача приобщения

новых поколений к исторической памяти народа, а значит - сохранить

её в наших детях.

Про Беловские чтения

Значение наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое- это

фундамент стабильной жизни в настоящем и залог развития в

будущем. Традиции организуют связь поколений, на них держится

нравственная жизнь народа. Традиции представляют собой закон,

принципы жизни, эталон и нормы поведения по которым люди

оценивают свои поступки.

Поздравляю вас с началом учебного года и желаю вам добрых, чутких,

трудолюбивых, любознательных учеников, благополучия вашим

семьям!

Спасибо за внимание.



В раздел образования