Автор: Мамедова Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №237"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мой родной город Новокузнецк"
Раздел: дошкольное образование
МОЙ РОДНОЙ ГОРОД
(конспект познавательного занятия в старшей группе)
Цель: Воспитывать у детей любовь к малой родине.
Задачи образовательные: Расширять и обобщать знания и представления детей о
своей стране, о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных
местах, уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в
нем есть. Познакомить с преобразованием старинного слова «град» в современное
«город».
Задачи
развивающие: Продолжать развивать речь и мышление детей, активизировать
познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление,
воображение; развивать стремление изучать свой родной край;
Активизировать в
речи детей слова - определение прилагательных «Новокузнецк – какой?». Упражнять в
употребление простых предложений.
Задачи воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, интерес и
любовь к малой родине; воспитывать бережное отношение к истории родного города,
чувство уважения к тем, кто прославил его;
любовь к родному городу,
уважение к
труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей. Вызывать в детях
чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.
Предварительная работа.
1. Целевые прогулки по близлежащим улицам.
2. Беседа о названиях улиц.
3. Беседа о городском транспорте.
4. Рассматривание иллюстраций "Памятники родного города". Обсуждение.
5. Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации.
6. Игра "Путешествие по родному городу".
7. Игра "Узнай, где я нахожусь".
1
Ход ООД:
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Что нужно взять
с собой, отправляясь в далекий путь, чтобы не заблудиться? (Ответы детей)
– Правильно, нужно взять карту. Я решила взять вот такую карту. Смотрите сколько на
ней точек, что же они обозначают? (Ответы детей). И почему точки разные, большие
и маленькие? (Ответы детей).
– Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте
мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово.
В сказках и былинах город по-старинному называли град: Москва-град. В давние
времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди
огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах
«огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей).
Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от
старинного слова «град» образовалось современное слово «город». Издревле слово
«город» означало «огороженное место». История нашего города неразрывно связана с
историей России
–В нашей стране много городов самых разных: молодых и старых, шумных и
спокойных, больших и маленьких. Но у каждого из нас есть одно самое родное место-
это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали
познавать окружающий мир, где находится наш родной дом. Это край, город, район,
улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Словом, малая Родина у каждого
своя! Из множества таких уголков и состоит наша Родина- Россия. Наш город – это
только маленький кусочек огромной земли России.
Ребенок: «Малая Родина»
Малая Родина -Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели, Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая малая Родина моя!
-А вы знаете, дети,
Был случай такой.
Ехали люди с работы домой
Только доехали – вот чудеса-
Все позабыли свои адреса
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
«Где наша улица? Где наш дом?»
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители «Где наш этаж?»
Всё перепуталось, всё заблудилось,
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
2
-Я рассказала вам про это нарочно, чтобы проверить знаете ли вы, точно, где
живете? Где построен ваш дом и хорошо ли знаете свой адрес.
-Как называется наша область? (Наша область называется Кемеровская).
- В каком городе мы живем? (Мы живем в красивом городе Новокузнецке).
- Нам какой реке стоит наш город? (Наш город стоит на реке Томь.
-А как зовутся люди, которые живут в Новокузнецке?) (Новокузнечане).
- Наш город очень красивый. Ребята, а как называется детский сад, в который вы
ходите? (Наш детский сад называется «Веселый хоровод»).
- Кто из вас вспомнит, как называется улица, на которой находится наш детский сад?
(Наш детский сад находится на Кузнецкстроевском проспекте).
- Ребята, любите ли вы гулять по городу? Расскажите, где же вы бывали в нашем
городе? В Новокузнецке много зданий, домов и улиц и каждая улица имеет свое
название. Назовите, на какой улице вы живете?
Физминутка
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
3
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
-На свете очень много больших и малых городов. А мы говорим о нашем
городе, о самом любимом, о самом красивом. Как вы думаете, есть ли возраст у
городов или им всем одинаковое количество лет? А знаете, сколько лет нашему
городу? (Ответы детей.)
…Городу нашему множество лет,
Он пережил много горя и бед,
Но несмотря на всё это, он жил,
Сколько же было терпенья и сил!
Дети по очереди читают стихотворение Марины Цее «Мой город»:
Город мой стоит в Сибири,
Для меня он лучший в мире.
Речка сквозь него течет,
Томью все ее зовут.
Город славный, словно сад,
Жить в нем каждый будет рад.
Улиц много, площадей,
Этот город мой родной,
Как и прежде молодой.
В нем живет народ рабочий,
И красивый, между прочим.
Город мой – краса Кузбасса,
Хорошеет час от часа.
4
- Давным- давно, а точнее около 400 лет назад на левом берегу Томи, появился
город Кузнецк. Его жители обрабатывали землю, разводили скот, занимались
пчеловодством, охотились, торговали… Город был маленьким, дома стояли
деревянные, дорога в то время была земляной. По дорогам ездили не машины, а
телеги, запряженные лошадьми, и управляли ими ямщики. Вот таким был наш город
много лет назад. Но годы шли, все менялось. Появились в нашем городе новые здания,
дороги, машины. Самым важным событием в жизни нашего города стало открытие
железной дороги. В течении последующих лет город приобрёл свой неповторимый
облик, уникальный характер- светлые улицы, просторные площади, зеленые
парки… Наш край – огромная строительная площадка. Строятся жилые дома и школы,
театры и магазины.
Рос наш город, развивался, в современный превращался,
Каким город стал сейчас, будет следующий рассказ.
-Ребята, чем же знаменит наш город? (шахтами, заводами, природой, полезными
ископаемыми, людьми)
-Вы уже знаете, что каждый город имеет свой герб, свою символику. Все это есть
и у нашего города.
Игра «Найди и назови».
Задание: найти герб и символы родного города среди других, объяснить их значение.
- А теперь давайте вспомним, какие архитектурные памятники, культурные места
отдыха горожан нашего города вы знаете.
Игра «Собери картинку»
- Рассмотрите фотографии. Пусть каждый из вас выберет то место нашего города, про
которое он расскажет нам и соберет из частей целую картинку.
Каждый ребенок складывает фото из частей и рассказывает о достопримечательности
родного города.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к
словосочетанию «Мой город самый...»
Итог:
-Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по родному городу.
Узнали много интересного: из какого слова произошло слово «город»; как появился
город Новокузнецк, как рос и развивался, историю нашего города. Узнали, какое место
можно назвать «малой Родиной».
5