Автор: Агапова Екатерина Андреевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г. Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика классического танца
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по хореографии
«МЕТОДИКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА»
Агапова Екатерина Андреевна
педагог дополнительного образования
г. Сосновый Бор
2018
1. Постановка корпуса. Позиции ног. Epaulement. Позы epaulement
efface вперед и назад.
Основная задача первого класса - постановка корпуса, ног, рук, головы
на простейших упражнениях классического тренажа, развитие элементарных
навыков координации.
Постановкой корпуса начинаем заниматься на середине зала, а затем
лицом к палке, за 2 руки.
После этого за 1 руку у палки, другая свободная. Это уже после того,
как пройдены позиции рук и ног на середине зала.
Для того чтобы ученики могли ориентироваться на середине зала,
нужно познакомить их с планом класса.
В классе на середине зала нужно стоять в шахматном порядке. Ученик
должен знать положение en face - т.е. прямо по отношению к той точке, к ко-
торой стоим лицом.
4
5
6
3
7
2
1
8
зеркало
Начинаем заниматься постановкой корпуса на середине зала в свобод-
ной позиции ног. руки опущены вниз и сгруппированы в кистях, закруглен-
ные в локтях и запястьях, они соединены впереди корпуса,
Расстояние между кистями рук несколько см.
Большой палец кладется сверху на вторую фалангу третьего (средне-
го) пальца. Между каждым пальцем проходит воздух (т.е. пространство), а
так же воздух должен быть между локтем и туловищем, начиная от подмы-
шек. Ноги и ягодичные мышцы сильно подтянуты. Плечи развернуты и опу-
щены. Опуская, лопатки тянуть не друг к другу, а вниз. Постановка корпуса
исходит из трех точек: плеча, бедра, пятки.
Они должны быть всегда ощутимы, живот подобран, а диафрагму не
напрягать.
1.
Такое положение должно сохраняться на протяжении 16т., чтобы
педагог мог исправить ошибки. Правильная постановка корпуса в дальней-
шем является залогом устойчивости (aplombe), а также облегчает развитие
выворотности, гибкости и выразительности корпуса, что необходимо в клас-
сическом танце. Подтянутость корпуса и особенно бедер и ягодиц обуславли-
вает свободу тазобедренного сустава.
В классическом танце 5 выворотных позиций ног. Изучают их лицом к
палке. Изучение их идет в следующей последовательности: 1 позиция – ступ-
ни ног стоят на одной линии, пятки вместе, носки врозь, без завалов на
большой палец. 2 позиция – ступни ног стоят на одной линии, но пятки – на
расстоянии своей стопы друг от друга. Стоять без завалов, тяжесть корпуса на
двух ногах. Центр тяжести между ног. 3 позиция – ступни ног в выворотном
положении, одна перед другой так, что пятка одной ноги плотно примыкает к
середине ступни другой ноги. 5 позиция – ступни обеих ног образуют парал-
лельные линии, но ноги плотно прижаты одна к другой, и в отличии от тре-
тьей позиции одна нога закрывает другую на всю ступню. Пятка опорной
ноги плотно прижата к носку рабочей ноги и наоборот. Стоять без завалов. 4
позиция – изучаем после 5 – 1 позиции, после того как пройден battement
tendu вперед из 5 позиции. Стопы сохраняя выворотное положение, стоят па-
раллельно, одна против другой на расстоянии длинны ступни. Носок одной
ноги находится против пятки другой ноги, центр тяжести на двух ногах.
Epaulement
В классическом танце встречаются различные положения человече-
ской фигуры. Это может быть en face (лицом) к зрителю, профиль в пол - обо-
рота к зрителю, и спиной к зрителю. Epaulement в переводе дословно означа-
ет - поворот плеча - корпус повернут плечами по диагонали к зрителю.
Epaulement всегда имеет пятую позицию в ногах, редко первую. Это понятие
тесно связано с croise и efface.
Epaulement efface
Поза efface - в переводе с французского - стертый face. В противоположном
croise это положение развернутой фигуры в классическом танце. Epaulement
efface связан с позой efface.
Маленькая поза efface вперед
Правая нога вытянута вперед на носок на efface, левая рука в 1 поз. по-
ниженная правая рука во 2 поз., голова налево (фигура повернута в т.2). Голо-
ва и плечи слегка откинуты назад.
Большая поза efface
Руки большие, т.е. левая рука в 3 поз., правая рука во 2 поз., голова и плечи
также откинуты назад, характер позы усиливается.
Маленькая и большая поза efface назад
Руки, как и в маленькой позе efface вперед, только левая нога назад на
носок.
Левая рука в 3 поз., правая рука во 2 поз.- левая нога идет назад. Ха -
рактер позы - летящий, корпус от груди устремлен в верхний угол.
2. Позиции рук. Saute по всем позициям
Первоначально мы изучаем позиции рук на середине зала
Существует 3 позиции рук:
1 поз. - это положение округлых рук, кисти напротив желудка.
3 поз. - округлые руки наверху, над головой (изучается после 1 поз.)
составляют овал, эта поз. более вытянута, как и подготовительное положение.
2 поз. - округлые руки открыты в стороны на уровне плеч.
Это наиболее трудная позиция. Учат ее по-разному: из 1 поз. и из 3
поз. Чаще изучают из 3 поз. При этом руки от пальцев немного приоткрыва-
ются наверх и, раскрываясь, опускаются ребром до 2 поз. На 2 поз. рука
должна быть продолжением плеча. Сама рука держится верхней мышцей пле-
ча. Локоть не провисает, локоть и мизинец - одна линия, запястье не сломано,
а также продолжает линию руки, плавно закругляясь.
Из 1 поз. на 2 поз. - кисти рук от пальцев начинают движение как бы
от себя и затем широко раскрываются на 2 поз. Но не за счет удлинения 1 поз.
и не за счет вытягивания локтей во 2 поз Уровень 2 поз. выше, чем уровень 1
поз.
Все остальное положение - это произвольное от 3-х позиций рук.
Для того, чтобы закрепить, позиции рук проучиваются на муз. размер
4/4 (1т.), можно на 2/4 (2т.), 3/4(4т.).
Напрягать руки не следует, но плечи всегда опущены;
нужно держать форму, руки должны быть легкими и выразительными.
Правильное положение рук и корпуса позволит устоять на одной ноге.
Temps leve saute
Это вертикальный прыжок с места (от франц. "1еvеr" - поднимать). В
первом классе исполняется с двух ног на две по 1, 2, 5 и 4 поз. Вначале изуча -
ется в положении корпуса en face, позже saute по 5 и 4 поз. Можно исполнять
в положении корпуса epaulement croise.
Муз. раз. 4/4 - 1 т.
Исходное положение: 1 поз., руки в подготовительном положении, го-
лова en face.
1-и-2-и- ноги, усиливая выворотность, достигают максимального demi
plie, пятки плотно прижаты к полу, руки и голова сохраняют положение.
И - сильно оттолкнувшись пятками от пола, идет прыжок и ноги, сдер-
живая инерцию падения, фиксируют в воздухе 1 поз., при этом пятки не со-
единяются. Руки и голова те же.
3 - и - прыжок заканчивается в эластичное и выворотное demi plie,
ноги при приземлении переходят с носка на всю стопу, пятки поставить на
пол. Корпус и ягодичные мышцы не расслаблять.
4 - и - сохраняя выворотность, ноги вытягиваются. В этом варианте за-
остряем внимание на demi plie перед прыжком.
Муз. раз. 4/4 - 1т.
1 – demi plie
И - прыжок.
2-и-3- и- приход после прыжка с углублением demi plie.
4 - и - вытянуться.
В этом варианте прослеживаем за эластичным, упругим приземлени-
ем. Повторить движение не менее 4-8 раз. так проучиваем прыжок по всем
позициям отдельно. Затем переход из поз. в поз. происходит через battement
tandu. В дальнейшем перемена поз. происходит во время прыжка. По 4 поз.
saute проучиваем в последнюю очередь, т.к. она самая сложная.
Муз. раз. 2/4 - 1т.
Preparation - 2/4 - 1 - и - вздох руками.
2 – Demi plie в позиции.
И - прыжок.
1 - приземление после прыжка.
И - вытянуться из demi plie.
2 – demi plie, с которого повторяется прыжок.
Законченная форма. Муз. раз. 2/4
Demi plie и прыжок за тактом, и без пауз подряд сделать несколько
прыжков. Каждый прыжок исполняется на 2/4.
ПРАВИЛА ИСПРОЛНЕНИЯ: оба demi plie должны быть эластичны-
ми. Не допускать двойного plie, пятки перед прыжком плотно прижаты к
полу. В воздухе ноги предельно вытянуты и выворотны, сохраняя позиции
ног. В 5 поз. ноги плотно прижаты, зрительно должна быть видна одна нога.
Толчок наверх идет от пяток только за счет силы ног. При приземлении пола
касаются сначала пальцы, затем идет сдержанный переход на всю стопу на
demi plie. Корпус не роняется и не расслабляется. Руки во время прыжка не
дергаются и не напрягаются. Ноги не фиксируют в воздухе 5 и 2 поз., а рас -
крывают естественно.
КОМБИНИРУЕТСЯ: ритмически, а так же в простейшем сочетании с
проученными прыжками.
3. Battement tandu и его развитие. Allegro: pas echappe
Обычно переход от plie к дальнейшей работе начинается с battement
tendu.
В классическом танце множество battement и каждое имеет свое доба-
вочное слово.
Battement tandu - движение натянутой ноги из поз. в поз., т.е. отведе-
ние и приведение ноги. Battement tandu начинаем учить в 1 классе лицом к
палке. Сначала из 1 поз. в сторону, затем назад. Если позволяет расстояние, то
можно учить и вперед лицом к палке, если нет, то держась одной рукой за
палку.
Battement tandu в сторону воспитывает правильный ход ноги.
Муз. раз. 2т. 4/4
Исходное положение: 1 поз. лицом к станку, затем учим из 5 поз. в той
же последовательности.
1 ТАКТ:
1-и-2-и- правая нога из 1 поз. скользит всей стопой по полу в сторону
2 поз. Скольжение идет до тех пор, пока можно удержать пятку на полу, затем
нога переходит на носок, касаясь 1 и 2 пальцами. Нога сильно натянута, пятка
высоко. Положение носка на одной линии с пяткой опорной ноги.
3-и-4-и- пауза, центр тяжести на опорной ноге.
2 ТАКТ:
1-и-2-и- рабочая нога опускается с пальцев на всю стопу через фаланги
пальцев и всей стопой с ощущением мизинца она подтягивается в 1 поз. к
опорной ноге. 3 - и - 4- и - пауза в 1 поз.
Муз.раз. 1т. 4/4
1 - и - нога вытягивается в сторону по тем же правилам.
2 - и - выдержка на носке, пауза.
3 - и - приход в 1 поз.
4 - и - пауза в 1 поз.
Муз. раз. 2/4
1 - нога открывается в сторону. И - пауза на носке.
2 - нога возвращается в 1 поз.
и - пауза в 1 поз.
Муз.раз. 1/4
Движение исполняется из-за такта, акцент в позицию, к себе.
И - открывается в сторону
1 - возвращаемся в 1 поз.
и - 2 - пауза, затем без паузы подряд.
Правила исполнения: вес на опорной ноге, пятка рабочей ноги против,
пятки опорной, скользить всей стопой, а не ребром, сильно подавая пятку
вперед,
подъем
и
пальцы
натянуты,
опорное
бедро
и
стопа
выворотны.
Обратное движение также всей стопой, "втяжка", не вбивать. Избегать движе-
ния в бедрах, подтягивая их наверх, не "сидеть" на опорном бедре.
Battement tandu из первой позиции вперед.
Скольжение
идет
всей
стопой
с
ощущением
сильной
подачи
пятки
вперед, в положение рабочей ноги на носке с вытянутым подъемом пятка бу-
дет против пятки опорной ноги. Нога должна касаться пола 1 и 2 пальцами.
Обратно движение в позицию начинается с носка. Его нужно сразу же сильно
отводить назад. Колени сильно натянуты. Тяжесть корпуса на опорной ноге.
Не оседать на опорном бедре, а бедро рабочей ноги не выводить за ногой,
держать.
Battement tandu из первой позиции назад
Движение начинается от носка. Ведем ногу назад на носок всей стопой с
ощущением мизинца и как можно дольше сохранять пятку на полу. От этого
будет зависеть выворотность пятки рабочей ноги, когда она будет на носке.
Бедро за рабочей ногой не отводить. Следить чтобы плечо рабочей стороны
не уходило. Положение ноги сзади - пятка против пятки. Ощущать противо-
положное рабочей ноге плечо. Приводим ногу в поз. пяткой вперед и, batte-
ment tandu исполнять не оттягиваясь от палки.
Пройденные battement tandu лицом к палке проучиваем, держась одной
рукой. Свободная рука открывается на 2 поз., голова сопровождает ход руки.
С началом движения голова поворачивается en face, (прямо). В дальнейшем
при исполнении Battement tandu вперед голова будет поворачиваться к от-
крытой руке, также, как и при исполнении Battement tandu и назад. А при ис-
полнении в сторону - голова должна быть en face (прямо).
Затем
СОЧЕТАЕМ BATTEMENT TANDU
С DEMI PLIE (пройденным
ранее).
Сначала исполняется на 1 т. 4/4 Battement tandu и на 1т. 4/4 demi plie, го-
лова en face.
Затем 1т. 4/4,2/4 (1 - и - battement tandu от себя
2 - и – demi plie.
И - следующий battement tandu идет уже из demi plie).
И 1/4 и - battement tandu.
1 – demi plie.
Правила исполнения: demi plie начинаем делать одновременно с возвра-
щением ноги в позицию, т.е. с окончанием battement tandu.
Battement tandu из 5 поз. лицом к палке
Когда делаем battement tandu из 5 поз. в 5 поз. вперед, в открытом поло-
жении пятка рабочей ноги должна быть против носка опорной ноги. Приво-
дим обратно в 5 поз. носком, стопы в 5 поз. плотно прижаты одна к другой.
В СТОРОНУ - battement tandu идет оп прямой в сторону 2 поз., носком
ноги на одной линии с пяткой опорной ноги. Когда движение идет обратно,
то нужно втягивать ногу пяткой вперед, минуя 1 поз, скользя по опорной сто-
пе ( и туда, и обратно), ребром по ребру. В конце движения 5 поз. плотная,
пятка рабочей ноги доводится до носка опорной. Следить за выворотностью
опорной стороны: бедра и стопы.
BATTEMENT TANDU НАЗАД - нога скользит всей стопой через 4 поз.,
носок рабочей ноги против пятки опорной ноги. Закрываем в позицию тоже
всей стопой с ощущением мизинца, но не подбивать опорной ноги (т.е. коле-
ни и опорной и рабочей ноги втянуты). Назад проучить обязательно лицом к
палке.
Затем учить battement tandu из 5 поз. в сочетании с demi plie.
Затем держимся одной рукой, исполняем по 4 во все направления, голова
сначала en face, затем включаем ее в работу.
Pas echappe
Это прыжок с просветом. Состоит из 2 прыжков: первый из 1 или 5 поз.
на 2; второй - со 2 в 1 или 5 поз. Это прыжок с двух ног на две. Исполняется
на 2 или на 4 поз.
Муз. раз. 4/4
Исходное положение: 5 поз., правая нога впереди, en face, голова прямо,
руки в подготовительном положении.
1 – demi plie, положение корпуса, рук и головы сохраняется.
И - оттолкнувшись пятками от пола, идет прыжок, ноги из 5 поз. начина-
ют приоткрываться во 2 поз., руки поднимаются в пониженную 1 поз., голова
прямо.
2 - ноги, сдерживая инерцию падения, раскрываются, опускаясь в упру-
гое demi plie на 2 поз., руки раскрываются на 2 пониженную поз., голова
направо, т.е. в сторону впередистоящей ноги, взгляд в правую кисть. И - от-
толкнувшись пятками, идет второй прыжок по 2 поз., кисти поворачиваются
allonge.
3 - и - ноги, соединившись вместе в 5 поз., опускаются в demi plie впере-
ди левая нога, руки спускаются в подготовительное положение, голова прямо.
4 - и - вытянуться. Также с левой ноги.
Муз. раз. 2/4
Preparation - 2/4 - 1 - и - вздох руками.
2 – Demi plie.
И - прыжок.
1 - приземляемся в demi plie по 2 поз.
и - прыжок.
2— и – demi plie по 5 поз.
на следующие 2/4 - пауза, а затем можно проучивать несколько прыжков
подряд. Законченная форма так же на 1 т. 2/4, но начинаем и заканчиваем
echappe c epaulement croise, а сам прыжок исполняется en face.
Правила исполнения: точная фиксация 5 и 2 поз. на полу. Plie эластич-
ное, не в коем случае не допускать двойного, пятки плотно прижаты к полу.
Приход с воздуха на plie обязательно через фаланги пальцев. Корпус под-
тянут, не откидывается назад. Руки активны. Echappe – должно исполняться
на среднем прыжке, длится на petit и grand echappe.
КОМБИНИРУЕТСЯ: с sauteпо 2 и 5 поз., с changement de pieds.
BATTEMENT TANDU JETE И ЕГО РАЗВИТИЕ. 1 PORT DE BRAS
BATTEMENT TANDU JETE
Муз.
раз. 4/4. 2/4
Это бросковое движение натянутой ноги, исполняется из 1 и 5 поз. по
всем направлениям.
Проучивается после того, как выучены battement tandu и ге1еvе lent на
45*.
При проучивании движение делается равномерно и от себя, и к себе. В
законченной форме акцент к опорной ноге.
Начинаем учить лицом к палке, в сторону 2 поз. Муз. раз. 4/4 - 1т,
Исходное положение: 1 поз. лицом к палке.
1 - и - правая нога, скользит из позиции всей стопой по принципу batte-
ment tandu и остается вытянутой на носок, носок против пятки опорной ноги,
тяжесть корпуса на опорной ноге.
2 - и - правая нога (рабочая) с носка резко поднимается на 45*, стремле-
ние броска вдаль, но с опорной ноги не сходить.
3 - и - правая, рабочая, нога опускается на носок. 4 - и - правая нога по
правилам battement tandu закрываться в 1 поз.
Так же проучивается из 5 поз.
СЛЕДИТЬ: чтобы плечо рабочей ноги не уходило назад ногой, сохраняя ров-
ность плеч и бедер.
Затем проучиваем назад лицом к палке из 1 поз., и потом из 5 поз. Пра-
вила исполнения остаются те же. При броске назад не уводить бедро за ра-
бочей ногой.
Вперед проучиваем за 1 руку, голова en face.
Муз. раз. 2/4
1 - и - нога из позиции выбрасывается в заданном направлении.
2 - и - через пальцы (pointe) нога возвращается в позицию.
Можно исполнять:
1 вариант:
1/4 - бросок. 1/4 - пауза в воздухе. 1/4 - опустить. 1/4 - пауза.
2 вариант:
бросок из-за такта "и" на 45*. 1 - и - опустить ногу на носок.
2 - закрыть ногу в 5 поз.
Муз. раз. 1/4
"и" - (затакт) - идет бросок.
1 - опустить ногу в позицию, акцент, к себе, возвращая ногу в позицию,
пройти и подчеркнуть положение pointe (через battement tandu).
Сначала с паузой в позиции.
И - 1 - battement tandu jete
В - 2 - пауза в позиции.
А затем подряд без пауз.
Исполняем по 4 jete крестом, а в дальнейшем и по 8. Первоначально го-
лова en face, к концу года голова включается в работу.
Port de bras
Усвоив поз. руки и epaulement, а так же открывания рук из 1 во 2 поз.,
следует перейти к port de bras.
PORT DE BRAS - это правильное прохождение рук через основные пози-
ции с поворотами, наклонами головы и движениями корпуса. В классическом
танце существует 6 основных port de bras. В port de bras отрабатывается пла-
стическая выразительность танца, координация, красота линий рук, их мяг-
кость, гибкость, подвижность корпуса, различные повороты и наклоны голо-
вы.
Главным правилам исполнения всех port de bras - это плавность, слит-
ность, выразительность. 1 и 3 port de bras исполняются так же и в экзерсисе у
палки. Port de bras можно исполнять на муз. раз. 4/4 или 3/4, сопровождение
плавное, медленное.
1 PORT DE BRAS
Первое port de bras можно исполнять при положении ног в 1 поз., корпус
en face, или ноги в 5 поз., при положении корпуса en face либо epaulement
croise.
Муз. раз. 4/4 - 2т.
Исходное положение 5 поз. epaulement croise правая нога впереди, руки в
подготовительном положении, голова в повороте направо.
1-и-2-и- руки, приоткрываясь затактом, через подготовительное положе-
ние поднимаются в 1 поз., голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд
направлен на кисти.
З-и-4- и- руки поднимаются в 3 поз., голова, поворачиваясь направо,
слегка поднимается, взгляд направляется на кисть правой руки, плечи опуще-
ны и ровные.
1-и-2-и- руки, не нарушая округлости и начиная движение от пальцев,
раскрываются на 2 поз., голова в повороте направо, взгляд на кисть правой
руки.
З-и-4-и- кисти рук, не повышая уровня 2 поз., раскрываясь, поворачива-
ются ладонями вниз (allonge), локти слегка смягчаются, и руки постепенно
опускаются в подготовительное положение, взгляд следует за кистью правой
руки, голова слегка опускается с рукой и поднимается в исходное положение.
Движение повторяем не менее 2-4 раз, после чего исполняем port de bras
из исходного положения epaulement croise левая нога впереди, тогда взгляд
будет за левой рукой. 1 port de bras можно исполнять на 1 т. 4/4 или на 4 т. 3/4,
в этом случае переход из поз. в поз. будет на 1/4 или на 1т. 3/4.
Правила исполнения: port de bras исполняется лигатированно, точные по-
зиции рук. Руки движутся совершенно свободно и самостоятельно при под-
тянутом корпусе, раскрытых и опущенных плечах. Ровность 4 точек сохраня-
ется. Точное положение наклона и поворота головы, движение головы сво-
бодно, руки раскрываются из пальцев.
1 port de bras исполняется у станка одной рукой, другой держимся за пал-
ку. Его можно вставлять в заключение к rond de jambe par terre, в комбинацию
на plie.
5. ROND DE JAMBE PAR TERRE И ЕГО РАЗВИТИЕ. 2 PORT DE BRAS
Rond de jambe par terre
En dehors по 1/4 круга.
Учить после того, как проучим battement tendu из 1 поз. Переводится как
"круг ногой по земле"(по полу). Первоначально делаем по 1/4 круга, стоя
лицом к палке, en dehors (demi rond de jambe).
Муз.раз.2т.4/4
1 ТАКТ
1 - и - рабочая нога из 1 поз. по правилам battement tendu выходит
вперед.
2 - и - пауза.
З-и-4-и- исполняем rond, носком чертим по полу до стороны.
2 ТАКТ
1 -и-2-и- вытягиваем ногу в 1 поз.
З-и-4-и- стоим.
или
1 - и - 2 - и - пауза, нога на носке.
З-и-4-и- втягиваем ногу в 1 поз.
При исполнении rond en dehors нельзя сходить с опорной ноги, чертить
круг, как можно шире, ощущение вытянутой ноги вдаль.
На такой же муз. раз. 2т. 4/4 проучиваем en dehors из стороны назад и en
dehors до стороны и со стороны вперед.
Муз.раз. 1т. 4/4
Первоначально учим лицом к палке на муз.раз.2т. 4/4, затем 1т.4/4. По-
том за одну руку, рука открывается на 2 поз. на 1 т. 2/4. Голова сопровождает
руку, с началом топи - голова поворачивается en face.
Муз. раз. 2т. 4/4
Исполняем по точкам.
EN DEHORS
1 -и-2-и—по принципам battement tendu нога открывается вперед, пятка
рабочей ноги против пятки опорной ноги.
З-и-4-и- rond до 2 поз.
1 -и-2-и- продолжаем rond назад, до положения рабочей ноги назад, пят-
ка против пятки, пройдя выворотно (т.е. не сворачивая ноги) через точку
ecarte назад.
З-и-4-и- нога втягивается в 1 поз. по принципам battement tendu.
Муз. раз. 1т.4/4
По точкам.
1 - и - нога идет вперед.
2 - и - нога идет до 2 поз.
3 - и - доходит назад.
4 - и - приходит в 1 поз.
затем исполняем слитно - фиксируем только "1 - и - " -когда нога вперед.
При исполнении en dehors - пятка сильно идет вперед.
Втягивать в 1 поз. верхом ноги, всей стопой по полу с опущенного ми-
зинца. Нога должна работать самостоятельно, не вовлекая в движение корпус.
Тяжесть корпуса на опорной ноге. Рабочая нога движется только в тазобед-
ренном суставе.
EN DEDANS
Проучиваем тот же муз. раз.
Нога выходи из 1 поз., долго держа пятку на полу. Когда ведем в сторону
пятку сильно подавать вперед, развернуть ногу в тазобедренном суставе так-
же пройдя через точку условное ecarte, но бедро рабочей ноги за ногой не вы-
водить -держать и точки. Сильно подтянуты ягодичные мышцы.
Но прежде чем перейти к лигатированному исполнению rond de jambe
par terre необходимо выучить.
Passe par terre
Оно является связующим движением, исполняется через 1 поз. и связы-
вает в rond par terre точку впереди и точку сзади.
PASSE PAR TERRE - является составной частью при исполнении rond de
jambe par terre.
Сначала проучивается лицом к палке, как самостоятельное движение.
Нога предварительно открывается вперед или назад из 1 поз.
Затем держась за 1 руку.
Муз.раз.2/4.
1-и-2-и- preparation, нога battement tendu вперед.
1 - и - нога, начиная движение носком, опускаем пятку на пол, проводит-
ся всей стопой назад.
2 - и - нога уже сзади, пауза.
Passe по 1 поз. - идет на сильную долю, т.е. на "I". И так же обратно, т.е.
вперед.
Проводить по полу всей стопой, а не ребром, колени сильно натянуты.
Так исполнять несколько раз.
Когда исполняем лигатированно rond, то на
1 - и - нога вперед из 1 поз.
2 - и - до стороны.
3 - и - ведем назад.
4 - и - пауза.
При исполнении на 2/4: "1" – passé par terre на "и - 2 - и " – rond de jambe.
При исполнении на муз. раз. 1/4 - разве' на "1" - а rond на "и"
При исполнении en dedans - исходное положение - нога открыта на носок
вперед.
Temps releve par terre
Preparation к rond de jambe par terre.
Переводится, как движение в один темп, т.к. ноги, рука и голова работа-
ют одновременно.
Исполняется из 1 поз. en dehors и en dedans.
Первоначально изучаем лицом к палке.
Сначала муз. раз. 1 т. 4/4, и закрываем ногу в 1 поз., затем муз. раз. 1 т.
2/4 и тоже закрываем ногу в 1 поз.
Можно "входить во фразу" или делать отдельно.
Затем исполняем за 1 руку, муз. раз. 1 т. 4/4, 1 т.2/4.
Исходное положение: 1 поз., левая рука лежит на палке, правая рука в
подготовительном положении, голова направо.
Муз.раз. 4/4, en dehors.
И - затакт, кисть руки приоткрыта, взгляд за кистью.
1 - и – demi plie по 1 поз. рука возвращается в подготовительное положе-
ние, голова направо.
2 - и - правая нога скользящим движением из 1 поз. выдвигается вперед
на носок, опорная нога сохраняет demi plie, правая рука поднимается в 1 поз.
(не завышать), голова наклонена налево, взгляд в правую кисть.
3 - и - правая нога исполняет demi rond en dehors до стороны, одновре-
менно левая нога вытягивается из demi plie, рука из 1 поз. от пальцев откры-
вается в сторону в сопровождении головы.
4 - и - пауза в этом положении.
При исполнении вместе с rond de jambe par terre на "4 - и -"- нога со сто-
роны делает demi rond назад (как затакт перед гопс1).
Муз.раз.2/4.
1 – plie
И - нога вперед.
2 – demi rond до стороны и вытянуться. И - пауза или ставим в 1 поз.
Если с rond de jambe par terre, то на последнее "и" - нога делает demi rond
назад и голова в сторону. С началом rond de jambe голова поворачивается en
face.
Следить: когда нога выходит вперед на demi plie, не сутулиться, тяжесть
корпуса расположить так, чтобы больше ощущать опорную ногу, рабочая
нога должна быть освобождена. Сохранить ровность плеч и бедер; при отве-
дении ноги в сторону не уходить за рабочей ногой.
En dedans
Муз. раз. 4/4
И - вздох.
1 - и – demi plie.
2 - и - правая нога, скользя всей стопой по полу, вытягивается назад на
носок, на опорной ноге – demi plie, пятка против пятки, рука в 1 поз., взгляд в
кисть. Ягодицы и живот подтянуты, но спину не сутулить, она должна быть
ровная.
3 - и - правая нога делает demi rond до стороны с одновременным выхо-
дом опорной ноги из demi plie; рука в сопровождении головы открывается на
2 поз., при этом руку вывести на 2 поз.
4 - и - пауза.
Исполняется rond de jambe par terre - 8 раз en dehors и 8 раз en dedans.
При rond de jambe par terre обычно исполняется обводка, т.е.
Rond de jambe par terre на plie (обвод на plie)
Исполняется en dehors и en dedans. Муз. раз. 2 т. 4/4 и 1 т. 4/4. Учим сразу
за одну руку.
Муз. раз. 2т. 4/4 en
dehors
Исходное положение: 1 поз. ног, голова направо. И - затакт - вздох кисти.
1 - и – demi plie по 1 поз., рука опускается в подготовительное положе-
ние, голова направо.
2 - и - оставаясь в demi plie на опорной ноге, правую ногу выводим,
скользя по полу вперед на носок, рука в 1 поз., взгляд в кисть.
З-и-4-и- опорная нога остается на demi plie, рабочая нога чертит круг по
полу до стороны, одновременно рука в сопровождении головы через пальцы
открывается на 2 поз., голова направо (первоначально' голову можно не пово-
рачивать).
1 - и - 2 - и - опорная нога остается в demi plie, рабочая нога продолжает
rond по полу назад, до положения - пятка против пятки, голова направо (в
дальнейшем этот поворот смягчить взглядом в правую кисть), но держать
опущенные лопатки и плечи.
3 - и - выход из demi plie, рабочая нога несколько подтягивается, оста-
ваясь на носке.
4 - и - рабочая нога в 1 поз., рука остается во 2 поз., или опускается в
подготовительное положение.
Муз. раз. 4/4
1 - и - вперед.
2 - и - в сторону.
3 - и - назад.
4 - вытянуться.
И - в 1 поз.
СЛЕДИТЬ: когда нога идет со стороны назад - не отводить за ней плечо
и бедро, а наоборот ощущение, что они идут вперед. Не выпускать за ногой
бок.
En
dedans проучивается так же, по той же муз. раскладке. Можно испол-
нять en dehors и en dedans вместе: 2т. 4/4
1 - и – demi plie.
2-й- нога вперед.
3-и-4-и- rond en dehors.
1-и-2-и- rond en dedans сохраняя plie.
3 - и - вытянуться.
4 - и - 1 поз.
обводка сочетается с различными port de bras, например, 1 и 3 de bras.
Можно исполнять port de bras в 1 поз. ног или ногой, открытой вперед или на-
зад на носок.
2 port de bras
Этот port de bras исполняется только в положении корпуса epaulement
croise на середине зала. Перед port de bras обязательно исполняется prepara-
tion сначала на 1 т. 4/4, затем на 1 т. 2/4. Исполнять движение можно на муз.
раз. 4/4 или 3/4. Вначале на 2 т. 4/4 или 8т. 3/4, а затем на 1 т. 4/4 или 4 т. - 3/4.
Муз. раз. 4/4
Исходное положение: 5 поз., epaulement croise, правая нога впереди.
Preparation 2/4: - и - вздох кистями.
1 - и - руки поднимаются в 1 поз., голова в наклоне к левому плечу, вз-
гляд в кисти.
2 - и - левая рука поднимается в 3 поз., правая в сопровождении головы
раскрывается на 2 поз.
1 -и-2-и- левая рука, начиная движение от пальцев, сопровождаемая вз-
глядом, открывается на 2 поз., правая сохраняет 2 поз.
З-и-4-и- левая рука, поворачиваясь ладонью вниз, опускается в подгото-
вительное положение, одновременно правая рука поднимается в 3 поз. Голо-
ва, следуя вначале взглядом за левой рукой, слегка опускаясь, поворачивается
направо. Взгляд направлен мимо локтя правой руки.
1-и-2-и- левая рука, поднимаясь, а правая - опускаясь соединяются в 1
поз., на уровне диафрагмы, голова в наклоне налево, взгляд в кисти.
3-и-4-и- левая рука поднимается в 3 поз., правая раскрывается на 2 поз.,
взгляд за правой рукой. Движение заканчивается в исходное положение 2 port
de bras.
Отсюда оно повторяется не менее 2-4 раз, после чего на отельные 2/4 ле-
вая рука раскрывается на 2 поз., голова остается в повороте направо и повер-
нув ладони вниз, обе руки закрываются в подготовительное положение, голо-
ва направо.
Правила исполнения: исполнение слитное, руки движутся совершенно
свободно и самостоятельно, при подтянутом корпусе, раскрытых и опущен-
ных плечах. Движение головы и взгляда дополняют художественную окраску
rond de bras. Следить за ровностью плеч и бедер.
6. ИЗУЧЕНИЕ COU-DE-PIED. BATTEMENT FONDU И ЕГО РАЗВИТИЕ.
Положение ноги на cou de pied (sur le cou-de-pied)
COU-DE-PIED - это положение рабочей ноги на щиколотке опорной. Это
положение ноги является составной частью ряда движений. Cou-de-pied име-
ет 2 положения спереди и 1 положение сзади.
ОСНОВНОЕ ИЛИ УЧЕБНОЕ COU-DE-PIED СПЕРЕДИ.
Стопа рабочей ноги при сильно вытянутом подъеме обхватывает щико-
лотку опорной ноги так, что пятка находится спереди, а сильно вытянутые
пальцы отведены назад.
УСЛОВНОЕ COU-DE-PIED СПЕРЕДИ.
Рабочая нога касается опорной ноги вытянутыми пальцами впереди щи-
колотки над косточкой. Пятка рабочей ноги не прикасается к опорной, а отве-
дена вперед.
COU-DE-PIED СЗАДИ.
Только одна пятка рабочей ноги прикасается к щиколотке опорной ноги
сзади. Пальцы и подъем сильно вытянуты, и пальцы отведены от опорной
ноги выворотно (подъем не косить).
Учебное cou-de-pied используется в движениях: battement frappe, double
frappe, petit battemant.
Условное cou-de-pied: battement, fondu, battement soutenu, battement de-
veloppe, degage, pas de bourree, а также в прыжках.
Учим движение лицом к палке из положения открытой ноги в сторону.
Сначала проучивается учебное cou-de-pied. Муз. раз. 4/4 - 2 т.
2/4 - preparation: правая нога по правилам battement tendu открывается в
сторону на носок.
1-и-2-и- носок чуть приподнять от пола и, сгибая ногу в колене, и удер-
живая его в выворотном положении приводим стопу на учебное cou-de-pied
впереди.
З-и-4-и- пауза.
1-и-2-и- пауза.
З-и-4-и- нога открывается в сторону на носок.
На отдельные 2/4 закрываем ногу в 5 поз.
Вместе с учебным cou-de-pied проучиваем cou-
de-
pied сзади.
Муз. раз. 4/4 - 1т.
2/4 - preparation: нога открывается в сторону приемом battement tendu.
1 - и - рабочая нога, слегка оторвав носок от пола подводится на cou-de-
pied сзади, выворотность верха ноги усиливается.
2 - и - пауза.
3 - и - нога открывается в сторону на носок.
4 - и - пауза.
Можно проучивать из 5 поз. принципом "мазка", без ргерагаиоп.
Затем упражнение повторяем, можно чередовать cou-de-pied. Одно с дру-
гим.
Условное cou-
de-
pied проучиваем только из 5 поз.
Муз. раз.4/4 - 1 т.
1-и-2-и-из 5 поз. рабочая нога поднимается на условное cou-de-pied,
принципом "мазка", и прижимается вытянутым носком к щиколотке опорной
ноги, пятку сильно подать вперед, отделить от ноги.
З-и-4-и- рабочая нога через фаланги пальцев опускается в 5 поз., сохра-
няя выворотность колена и сильно подавая пятку вперед.
Следить за выворотностью опорной стороны, стопы бедра, ровностью 4-
х точек. Колено рабочей ноги всегда тянется к противоположному плечу, и
выворотно смотрит в сторону, корпус подтянут, плечи и бедра не вертеть и не
оседать на бедре. Ягодичные мышцы втянуты, подъем не косить, cou-de-pied
не завышать.
Battement fondu
В переводе - тающее, текучее движение. Движение должно исполняться
мягко, лигатированно. В музыкальном сопровождении то же должно быть ле-
гато. Это движение сложное, состоящее из одновременной работы 2 ног: ра-
бочая нога сгибается в колене и приходит стопой на cou-de-pied, а опорная
нога в это время исполняет demi plie, когда рабочая нога начинает открывать-
ся в заданное направление, опорная нога вытягивается из demi plie. Акцент –
от себя.
Battement fondu начинаем проучивать с подготовительного упражнения,
("по складам".)
Муз. раз. 4/4 - 2т.
Исходное положение: 5 поз. лицом к палке, правая нога впереди.
2/4 - preparation - правая нога вытягивается в сторону на носок.
1-и-2-и- правая нога, приподняв носок от пола, сгибается в колене и идет,
сохраняя выворотность, на условное cou-de-pied.
З-и-4-и- сохраняя cou-de-pied рабочей ноги, исполняем demi plie на опор-
ной ноге.
1-и-2- и- правая нога вытягивается из demi plie, правая рабочая нога
сохраняет положение cou-de-pied.
З-и-4-и- правая нога открывается носком в пол в сторону 2 поз.
По такой же муз. раскладке проучиваем подготовительное упражнение в
сторону с cou-de-pied сзади. Дальше можно делать так во все направления.
Следующий этап: исполнение battement fandu на 1 т. 4/4.
Исходное положение: то же.
2/4 - preparation...
1 - и - обе ноги начинают сгибаться постепенно, усиливая выворотность:
рабочая - в направлении cou-de-pied, опорная – demi plie.
2 - и - рабочая принимает положение условного cou-de-pied, опорная до-
стигает предельного сгиба голеностопного сустава в demi plie.
З-и-4-и- опорная нога вытягивается из demi plie и одновременно рабочая
нога открывается носком в пол, чуть проскальзывая вдаль по полу. Обе ноги
заканчивают движение одновременно.
Так же исполняем (лицом к палке) battement fondu назад т затем проучи-
ваем battement fondu во все направления, держась одной рукой за палку, дру-
гая рука сохраняет 2 поз. Голова при исполнении в сторону en face, при ис-
полнении вперед и назад она в сторону открытой руки. Затем движение ис-
полняется в сопровождении руки и головы. Перед тем, как начинать испол-
нять battement fondu, нужно сначала сделать preparation для руки, т.е. открыть
руку во 2 поз. И с началом fondu рука начнет опускаться со 2 поз. в подгото-
вительное положение.
Battement fondu вперед на 45*
Муз. раз. 4/4 - 1 т.
Исходное положение: 5 поз. правая нога впереди, левая рука на палке,
правая в подготовительном положении.
Preparation 2/4: и - вздох рукой из подготовительного положения.
1 - рука, проходя через подготовительное положение, поднимается в вы-
сокую 1 поз., взгляд в кисть.
И - рука из 1 поз, открывается в сторону и одновременно нога вытягива-
ется в сторону на носок, взгляд за рукой.
2 - нога с носка поднимается на 45*, положение руки и головы сохраня-
ется (первоначально может быть en face).
И - allonge, взгляд за рукой.
1-и-2-и- правая нога идет на cou-de-pied, левая спускается на demi plie,
правая рука со 2 поз., поворачивая кисть ладонью вниз, опускается в сопрово-
ждении головы в подготовительное положение.
З-и-4-и- вытягивая одновременно обе ноги, правая открывается по пря-
мой вперед на 45*, одновременно рука поднимается в 1 поз., голова в наклоне
и взгляд в правую кисть и открывается на 2 поз., голова поворачивается за
ней.
Когда делаем fondu в сторону, то голова en face. При исполнении назад
голова может быть в наклоне и взгляд в кисть.
Законченная форма на 45*
Муз.раз. 2/4 - 1 т.
1 - и - вниз.
2 - и - обратно.
По усвоению battement fandu исполняют из 5 поз. Затакт - 1/8 - для вздо-
ха руки.
Из 5 поз. нога сразу подхватывается на cou-de-pied, рука повышает под-
готовительное
положение.
Если
мы
исполняем
несколько fondu
в
одном
направлении, то движение руки идет с первым fondu, а затем рука сохраняет 2
поз.
Правила исполнения: в момент demi plie на опорной ноге, когда рабочая
нога согнута в колене стопа на cou-de-pied, верх обеих ног должен быть очень
выворотным, а для этого очень сильно втянуть ягодичные мышцы. Открывая
ногу в заданном направлении, не повышать и не понижать уровень 45*. Сги-
баясь, колено рабочей ноги не должно "падать", начиная сгибание от пальцев
рабочей ноги, верх ноги держать.
Сгибая ногу из положения в сторону, удерживать выворотно пятку рабо-
чей ноги. При исполнении battement fondu вперед, сгибая ногу на cou-de-pied,
сразу отводим колено, а при вытягивании рабочей ноги, начинаем движение
низом ноги подавая пятку вперед. При исполнении fondu назад рабочая нога
подводится на cou-de-pied начиная движение низом ноги, колено как бы от-
стает. Когда рабочая нога вытягивается, то движение начинает верх ноги, уси-
ливая выворотность за счет втяжки ягодичных мышц. Сохраняется ровность
4 точек: 2 плеча, 2 бедра.
Здесь мы сталкиваемся с условным demi plie. Зрительно demi plie на од-
ной ноге, и тяжесть корпуса тоже на одной ноге, а ощущение, что demi plie
исполняем двумя ногами.
Исполняется крестом по 2 fondu или по 4 fondu, больше не надо. Комби-
нируется: с releve lent на 45*: demi rond de jambe par terre;
passé par terre; а
также с паузой, т.е. ритмически. Сочетается с battement soutenu. В дальней-
шем очень полезно fondu сочетать с battement froppe и double froppe.
Также fondu изучается на середине зала. Сначала положение корпуса и
головы en face. В дальнейшем начинаем движение из epaulement croise сразу
из 5 поз., поворот корпуса en face происходит вместе с началом движения. Ис-
полнив комбинацию, на отдельные 2/4 закрываем ногу в 5 поз. с поворотом
корпуса в epaulement croise. Комбинировать можно изменяя исполнение fondu
ритмически.
7. BATTEMENT FRAPPE И ЕГО РАЗВИТИЕ
Battement frappe (ударяющий battement)
Муз.
раз.4/4 - 1т
.
Исходное положение: 5 поз. правая нога впереди, руки на палке.
2/4 - preparation - нога па правилам battement tendu открывается в сторо-
ну на носок.
1 - и - рабочая нога, слегка отделив носок от пола, сги бается в колене,
усиливая выворотность, и энергично ударяет опорную ногу по щиколотке на
учебном cou-de-pied спереди.
2 - и - пауза.
3 - и - рабочая нога с силой открывается носком в пол в сторону, чуть
скользнув пальцами по пол предельно вытянутым подъемом.
4 - и - пауза.
Движение повторяем с cou-de-pied сзади.
Муз. раз. 2/4 (равномерно)
1 - и - рабочая нога ударяет, усиливая выворотность, по опорной ноге на
cou-de-pied (сначала спереди, затем сзади).
2 - и - рабочая нога резко открывается в сторону. На отдельные 2/4 нога
закрывается в 5 поз.
Battement frappe назад
Проучиваем точно так же на 1 т. 4/4, затем 2/4.
Здесь важно запомнить, что при ударе рабочая нога подводится к опор-
ной пяткой, удерживая бедро выворотно, а открывается назад верхней частью
рабочей ноги, не опуская колено.
Муз. раз. 1/4
И - удар.
1 - открыть ногу (акцент от себя).
И - 2 - пауза.
Затем 1/4 подряд, без паузы.
Battement frappe вперед
Вперед
проучиваем
за
одну
руку.
Перед
началом
движения
нужен
PREPARATION.
2/4 - и - правая рука делает "вздох".
1 - и - поднимается в 1 поз., взгляд в кисть.
2 - и - правая рука раскрывается на 2 поз., голова сопровождает ее, пра-
вая нога открывается в сторону носком в пол.
При исполнении battement froppe вперед из положения вытянутой ноги
вперед нужно первым отводить бедро рабочей ноги, подводя стопу на основ-
ное cou-de-pied, а вытягивая ногу вперед очень активно посылать пятку рабо-
чей ноги вперед, удерживая бедро в выворотном состоянии.
Законченная форма. Муз. раз. 2/4. каждое движение "frappe" по 1/4
И - 1 - frappe.
И - 2 - следующее frappe то есть без пауз, подряд (акцент от себя).
Проучив движение носком в пол, исполняем его на воздух. Для того нуж-
но в preparation поднять ногу на воздух.
PREPARATION 2/4
И - вздох.
1 - рука поднимается в 1 поз.
И - рука отводится на 2 поз., взгляд на руку, правая нога открывается в
сторону носком в пол.
2 - рабочая нога поднимается в воздух, рука и голова сохраняют свое по-
ложение.
ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ: опорная нога во время движения натянута,
особенно при ударе, и выворотна, при исполнении в сторону сохраняется не-
подвижность бедра, т.е. верха рабочей ноги. С cou-de-pied нога открывается
каждый раз в одну и ту же точку, высота которой определяется уровнем поло-
жения cou-de-pied. Корпус при исполнении подтянут и спокоен, плечи и бедра
ровные, сильно втянуты ягодичные мышцы, особенно при исполнении назад.
Вначале голову во время frappe держим прямо, после preparation она повора-
чивается en face вместе с ударом. В конце семестра при исполнении вперед и
назад голова к открытой руке, при исполнении в сторону - прямо.
В дальнейшем, проучив, можно соединить с double frappe. А также ком-
бинируя с battement fondu: отдельно fondu и после (в этой же комбинации)
frappe.
Проучив у станка, переносим это движение на середину, положение кор-
пуса en face. Правила исполнения сохраняются. При исполнении носком в
пол, следить за сохранением центра тяжести, который на опорной ноге.
8. RELEVELENT. BATTEMENT DEVELOPPE. ПОЗЫ EPAULEMENT
CROISE ВПЕРЕД И НАЗАД
Releve lent на 45*
Муз.
раз. 4/4 - 2т
.
1 - и - из 1 поз. нога скользит в сторону 2 поз. Тяжесть корпуса на опор-
ной ноге (рабочая нога приходит на носок).
2 - и - нога медленно поднимается на 45*.
3 - и - 4 - пауза.
1 -и-2-и- пауза, нога так же на 45*.
3 - и - нога сдержанно опускается на носок.
4 - и - нога втягивается в 1 поз. по правилам battement tendu.
ИЛИ:
1-и-2-и- battement tendu из 1 поз.
З-и-4-и- нога на 45*.
1 -и-2-и- опускается на носок.
З-и-4-и- втягивается в 1 поз.
По такому же принципу исполняется из 5 поз.
ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ: нельзя отводить плечо и бедро, т.е. сохра-
нить ровность четырех точек, лицом к палке. Ягодичные мышцы сильно на-
тянуты. Ногу поднимаем низом ноги, чтобы не терять натянутость, подавая
сильно пятку вперед. Четырехглавую мышцу натянуть. Спину не отклонять,
т.е. тяжесть корпуса на опорной ноге. Плечо и лопатка опорной стороны тя-
нется к рабочей ноге через спину, особенно если поднимем ногу назад.
Releve lent вперед
Его проучиваем, держась одной рукой. Поднимается рабочая нога пяткой
вперед, и работающая и опорная нога натянуты по всей длине, бок рабочей
ноги не выпускается за ногой и ни в коем случае не оседать на опорном бед-
ре.
Муз. раз. 4/4 - 1 т.
2/4 preparation для руки, с началом releve голова поворачивается en face,
1 - и - нога на носок.
2-й- подъем на 45*.
3 - и - на носок.
4 - и - закрыть.
Releve lent назад
Муз. раз. такой же. Опорная нога выворотно, рабочая нога натянута, под-
нимая ногу, обязательно сохраняем выворотность. Корпус подтянут, плечи
опущены, втянуты ягодичные мышцы. Следить за ровностью четырех точек.
Не сходить с опорной ноги. Нога должна идти точно за себя (носок рабочей
против пятки опорной).
Следующий этап: делаем ге1еvе lent крестом за одну руку. Первоначаль-
но голова en face, затем при исполнении вперед и назад - в повороте к откры-
той руке, а при исполнении в сторону - голова en face.
Комбинируется с rond de jambe par terre, с battement fondu, с rond de
jambe en lair.
Затем проучиваем на 90*.
Battement releve lent на 90*
Это медленное поднимание ноги, натянутой по всей длине, на 90*. Это
движение - развитие ранее пройденного ге1еvе '
lent на 45*. Развивает силу
ног, выворотность ног от тазобедренного сустава и танцевальный шаг, лег-
кость работающей ноги. Движение исполняется из 1 и 5 поз. во все на-
правления. Начинаем проучивать лицом к палке в сторону с обеих ног, затем
назад. Вперед, держась одной рукой за палку. Когда проучили раздельно, не
менее 4 раз, делаем крестом, не больше 2 раз в одном направлении. Рука не
принимает участия, сохраняя 2 поз., голова en face. Позже движение исполня-
ется с включением руки и головы.
Battement releve lent вперед с рукой
Муз. раз. 4/4 - 2т.
Исходное положение: 1 поз., правая рука в подготовительном положе-
нии, левая на палке, голова направо. И - "вздох" рукой.
1 - и - по правилам battement tendu нога выводится вперед в пол, рука
поднимается в 1 поз., взгляд в кисть.
2 - и - поднимается на 90*, рука на счет "2 - и" - отводится на 2 поз. в со-
провождении головы.
З-и-4-и- пауза.
1-и-2-и- пауза.
З-и-4-и- рука поворачивается ладонью вниз и начинает опускаться в под-
готовительное положение, чуть раньше ноги, которая на "3 - и " опускается на
носок.
4 - и - втяжка в позицию.
При исполнении В СТОРОНУ голова en face, но опускаем ногу в сопро-
вождении руки и головы, поднимаем ногу, образно, "к уху". Сохранять 4 точ-
ки, не разворачиваться к рабочей ноге, подобрать ягодичные мышцы.
При исполнении НАЗАД голова повернута. Может быть и с наклоном,
но в 1 классе лучше просто поворот головы. Корпус, сохраняя ровность плеч
и бедер, после 45* слегка подается вперед, при этом спина не расслабляется,
лопатка опорной стороны как бы тянется к носку рабочей ноги. Плечо опор-
ной стороны подать вниз и назад. Руку на 2 поз. не отводить назад, как плечо.
При обратном движении первым выпрямляется корпус.
Это движение можно исполнять на муз. раз. 3/4, тогда оно исполняется
на 8т.
2 т. - поднимается.
4 т. - нога фиксирует положение.
2 т. - опускается.
ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ: необходимо следить за подтянутым корпу-
сом, выворотностью и натянутостью ног. Во время подъема не выпускать бок
рабочей ноги и не оседать на опорную. Подъем и спуск ноги исполняется
медленно, без рывков. Подъем идет низом ноги точно по прямой во все
направления. Рука, лежащая на палке, не перемещается и не натягивается,
открытая рука сохраняет точное положение 2 поз. Тяжесть корпуса сохраня-
ется на опорной ноге.
КОМБИНИРУЕТСЯ с rond de jambe par terre, c battement developpe.
Battement developpe
В переводе - "developper" - разворачивать. Это мягкое, медленное внима-
ние ноги на 90* и выше во все направления. Движение развивает силу ног,
выворотность в тазобедренном суставе, что очень важно для классического
танца, вырабатывает танцевальный шаг, красоту линий и поз. проучиваем, как
и все предыдущие движения, лицом к палке в сторону и назад, и заодно руку
- вперед, отдельно в каждом направлении. Затем исполняем движение кре-
стом, не менее двух раз в каждом направлении. Сначала рука не участвует, го-
лова en face, а затем исполняем developper с рукой и головой по всем прави-
лам.
Прежде чем подойти developper, проучиваем подготовительное движе-
ние, которое является составной частью cou-de-pied – battement retir (от фр.
"тянуть") - исполняется лицом к палке ногой, стоящей впереди или сзади в 5
поз.
Муз. раз. 4/4 - 1т.
1-и - рабочая нога из 5 поз поднимается на условное cou-de-pied, колено
очень развернуто.
2-и - рабочая нога скользит по опорной ноге до середины колена спереди
выворотным носком.
3-и - рабочая нога скользит обратно вниз.
4-и - ставим ногу в 5 поз.
Также, учим это движение, когда рабочая нога скользит по опорной сза-
ди. В этом случае, нога с cou-de-pied скользит по опорной и, постепенно пере-
ходя с пятки на носок, доходит до ямочки под коленом сзади и обратно опус-
кается в 5 поз.
Developpe в сторону лицом к палке
Муз. раз 4/4 - 2т.
Исходное положение: 5 поз., правая нога впереди.
1 - и - правая нога в выворотном положении поднимается на условное
cou-de-pied.
2 - и - рабочая нога скользит вытянутыми пальцами по опорной спереди
и доходит до середины колена.
З-и-4-и- рабочая нога еще поднимает согнутое колено вверх, сохраняя
выворотное положение, и открывая в сторону на 90*. Открываем пяткой
вперед, увеличивая высоту. Верх ноги не понижать.
1 -и-2-и- пауза.
3 - и - нога опускается вниз на вытянутый носок.
4 - и - по правилам battement tendu закрывается в 5 поз. Также проучива-
ем с ногой, стоящей в 5 поз. сзади.
СЛЕДИТЬ: 4 точки ровные; не оседать на опорном бедре; не разворачи-
ваться к рабочей ноге, опорное плечо и лопатку тянуть вниз к пояснице.
Сильно подтянутые ягодичные мышцы, вынимаем ногу пяткой вперед. Нога
идет за руку (сзади), за локоть. Не наваливаться на палку, и не оттягиваться.
Не выпускать бок за рабочей ногой, т.е. между корпусом и ногой должен быть
угол (нога сгибается в тазобедренном суставе).
Developpe за одну руку
Ход руки:
И - вздох.
1 - рука поднимается в подготовительное положение.
И - рука поднимается в 1 поз.
2 - и - рука открывается во 2 поз.
и обратно:
и - кисть поворачивается ладонью вниз и затем опускается в подготови-
тельное положение, движение вниз начинает рука, затем идет нога и заканчи-
вает движение вместе.
Developpe назад лицом к палке
Муз. раз. 4/4 - 2т.
1 - и - нога идет из 5 поз. на cou-de-pied (не скашивая подъем, сразу пят-
ка к щиколотке).
2 - и - доходит до колена сзади опорной ноги, прикасаясь уже носком.
З-и-4-и- колено рабочей ноги отводится назад, начинает открываться от
верха ноги, удерживая рабочее бедро (4 точки), корпус подать чуть вперед.
Противоположное плечо тянуть назад к рабочей ноге (скрещенное ощуще-
ние). Не заваливаться на бок опорной ноги. Стоять на всей стопе.
1-и-2-и- пауза.
З-и-4-и- ногу медленно опускаем в 5 поз., сначала корпус возвращается в
вертикальное положение.
Developpe за одну руку
Рука на палке впереди плеча. Тяжесть корпуса на опорной ноге. При ис-
полнении назад корпус подается вперед только тогда, когда нога уже начала
раскрываться. Руку на 2 поз. не заводить назад за плечо, держать локоть.
Developpe вперед держась за палку одной рукой
Сначала при исполнении developpe рука открывается на preparation на 2
поз. и сохраняет это положение на протяжении всего упражнения, голова пря-
мо. Затем developpe исполняется с движением руки.
Открывается нога низом ноги от колена, выворотно, пяткой вперед. Нога
должна открыться точно вперед (против опорной ноги), не заводить к палке и
не отводить в сторону. Голова повернута к открытой руке, с рукой на 1/8
"вздох".
Муз. раз. 4/4 - 2т.
1 - и - cou-de-pied, рука в повышенном подготовительном положении.
2 - и - поднимается до колена, синхронно - рука в 1 поз.
З-и-4-и- нога вытягивается на 90*б рука на 2 поз.
1-и-2-и- пауза.
Есть 2 окончания: нога на носок "3 - и" и на "4 - и" нога закрывается с
рукой, причем на "и" - вздох, взгляд за кистью, закрыть;
Или:
На "3 - и - 4 - и" рука с ногой закрываются вместе, но рука начинает чуть
раньше и нога подхватывает. Чередуется с releve lent.
Далее изучаем на 4/4 - 1т.
1 - и - passe.
2-и-90*.
3 - и - опустить на носок.
4 - и - закрыть в 5 поз.
Developpe passé (проходящее)
Это положение предназначено для перевода работающей ноги из одного
направления в другое или переходе из одной позы в другую. Developpe passe
является связующим движением в упражнении с ногой на 90*. Исполняется
из положения вытянутой в любом направлении на 90* работающей ноги.
Приход в passe с разных направлений происходит по разному, но самый мо-
мент passe всегда одинаков: колено работающей ноги точно направлено в сто-
рону, носок, на уровне колена опорной ноги, всегда находится сбоку, чтобы
не мешать переходу из одного направления в другое. Из положения passe ра-
ботающую ногу можно открыть в том же направлении или изменить его в за-
висимости от задания.
Работающая нога не должна расслабляться в момент passe, а остается
сильной, выворотной и не прекращает работы. Это определяет качество сле-
дующего движения.
Муз. раз. и характер муз. сопровождает тот же, что и в developpe или
releve lent.
Сначала исполняем passe на 2/4, усвоив правила исполнения, делаем его
на 1/4.
Из положения вытянутой ноги вперед, сгибая ногу на passe, опираясь об
опорную, первым отводим выворотный верх ноги в сторону. Носок работаю-
щей ноги идет по прямой линии к колену опорной. Из положения вытянутой
ноги назад верх ноги как бы отстает, а работающая нога, сгибаясь в колене
идет на passe вперед пяткой. Со стороны сгибаем работающую ногу, не пони-
жая сразу верха ноги, и по прямой линии (если нужно исполнить passe из по-
ложения attitude, то сначала работающая нога вытягивается в колене, затем
идет passe).
Developpe passe развивает выворотность, танцевальный шаг, силу ног.
Epaulement croise
Это скрещенное положение ног, 5 поз. Стоим 2-мя плечами в точку 8,
правая нога впереди, голова в точку 2 к правому плечу, т.е. направо, руки в
подготовительном положении. С другой ноги epaulement - двумя плечами в
точке 2, голова в точке 8.
Поза croise вперед и назад
Исходное положение 5-я поз. правая нога впереди (в т. 8) руки в подгото-
вительном положении, голова направо.
М.р. 2 т.4/4.
Затакт "и" - руки из подготовительного положения чуть раскрываются в
стороны - ("вздох").
1 - и - руки, закрываясь в подготовительное положение, поднимаются в 1
поз., голова наклонена к левому плечу, взгляд в правую кисть руки.
2 - и - пауза.
3 - и - из 1 поз. левая рука поднимается в 3 поз., а правая рука открывает-
ся на 2 поз., голова поворачивается направо одновременно с руками, и впере-
ди стоящая нога по правилам battement tendu из 5 поз. открывается вперед на
croise, ее положение на носке в т. 8. носок работающей ноги должен быть
против пятки опорной ноги.
4 - и - пауза.
2 такт:
1 -и-2-и- пауза.
3 - и - рука из 3 поз. раскрывается на 2 поз.
4 - и - кисти поворачиваются ладонями вниз и руки опускаются в подго-
товительное положение, нога закрывается в 5 поз. по правилам battement
tendu.
Из этой позы могут быть произвольные позы, т.е. все остается только ме-
няются руки (правая рука в 3 поз., а левая рука во 2 поз., обе руки в 3 поз., ма-
ленькие руки).
Маленькая поза croise вперед
Руки из 1 поз. пойдут: правая рука на 2 поз., а левая рука остается в 1
поз., голова направо. Музыкальная раскладка, как и в большой позе croise.
Руки могут быть и другие: правая рука в 1 поз., левая рука на 2 поз., причем 1
поз. пониженная, а 2 поз. тоже чуть ниже, т.е. обе руки в чуть пониженных
поз.
Большая поза croise назад
Руки те же, только на третью четверть нога, стоящая сзади из 5 поз.,
открывается назад. Голова (если поза в т.8) пойдет направо.
Маленькая croise назад
Руки, как и в маленькой позе croise вперед, но нога открывается назад.
9. ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ УРОКА. GRAND BATTEMENT JETE,
Задачи педагога.
1. Умение вести урок так, чтобы развить в учениках интерес к данному
уроку и к предмету в целом.
2. Выработать внимание учеников и в свою очередь овладеть вниманием
всего класса.
3. Научить учащегося владеть мышцами своего тела, воспитать само-
контроль через физическое ощущение, что в дальнейшем является залогом
правильной самостоятельной работы.
4. Научить учащегося слушать музыку и понимать ее, понимать характер
музыки, обращать внимание на ритм, темп.
5. Педагог должен научить учащегося видеть ошибки, основные и второ-
степенные, научить видеть эти ошибки у других и исправлять их.
6. Педагог формирует фигуру ученика, поэтому надо обращать внимание
на правильное выполнение того или иного движения.
7. Важен индивидуальный подход к ученику, который подсказывается
физическими данными ученика, его возрастом, его старанием.
8. Педагог должен добиваться от ученика простоты исполнения, элегант-
ности, выразительности, хорошей манеры, хорошего вкуса и музыкальности.
Концертмейстер, как и педагог, формирует ученика музыкально, от него
зависит музыкальный вкус, подбор музыки и импровизация.
В первых классах музыкальное оформление урока должно быть разнооб-
разным, простым по звучанию мелодии. Музыкальное сопровождение долж-
но подчеркивать характер данного движения. Лучше всего для сопровожде-
ния экзерсиса не брать нотный материал, а импровизировать. Но здесь кон-
цертмейстер должен сам знать характер движения и требования педагога.
Ученика надо ознакомить с музыкальными размерами: 4/4, 2/4, 3/4. Каждая
четверть имеет 2/8 и считаем мы их "раз и" и т.д. Если движение делается на
3/4, то каждый такт этого размера будет соответствовать по длительности 1/4.
При исполнении движения могут быть затакт: 3/8, 2/8, 1/8 (т.е. окончание
предыдущего такта).
Комбинации строятся на определенный квадрат. Это может быть 4т. по
4/4 или 8т. по 4/4 или 16т. по 4/4.
Комбинация может быть построена и на 1,5 фразы. Если музыкальный
размер 2/4, то количество тактов увеличивается в два раза.
Сохраняя квадратность и метраж, в самом музыкальном квадрате может
быть ритмический рисунок, т.е. сочетание движений на 2/4, 1/4,1/8.
Классический урок
Классический урок состоит из нескольких разделов. Экзерсис у палки,
куда входит комплекс движений, исполняющихся ежедневно в определенной
последовательности:
1. Demi plie и grand plie.
2. Battement tendu и battement jetes.
3. Rond de jambe par terre.
4. Battement fondus.
5. Battement frappes и battement doble frappes.
6. Rond de jambe en lair.
7. Petits battement sur le cou-de-pied.
8. Battements releves lent и developes.
9. Grand battement jetes.
Затем весь экзерсис переводится на середину зала, и затем идет adagio. В
первом классе - это сочетание позиций и положений корпуса. В дальнейшем
adagio усложняется: включается port de bras, включаются прыжки par terre-
ного характера.
Затем следует adagio, что значит "быстро, живо" (итал.) "V это прыжки и
пальцы в женском классе.
Начинать и заканчивать урок нужно "поклоном": 1-й поклон - педагогу,
2-ой - пианисту.
В младших классах после поклона урок нужно начинать с марша, где вы-
рабатывается натянутость ног и вырабатывается сценический танцевальный
шаг, идти с носка на всю стопу, плечи опустить, вся фигура должна быть
очень подтянута. У девочек руки закруглены и держат юбочку, у мальчиков на
талии.
Grand battement jete
Это большие battement, развивающие легкость и силу ног в танцеваль-
ном шаге. Исполняются из 1 и 5 поз. во все направления на 90* и выше, ха-
рактер движения бросковый. Изучаем его после ге1еуе' 1еп1 на 90*. Grand
battement jate - развитие battement tendu jate на 45*. Первоначальное изучение
идет в медленном темпе, отдельно в каждую сторону. Начинаем проучивать в
сторону и назад лицом к палке, а потом за одну руку - вперед. В медленном
темпе бросок ноги и ее возвращение происходит равномерно, в законченной
форме акцент падает на возвращение в поз., при этом бросок наверх идет ак-
тивный, а спуск в пол сдержанный.
Муз. раз. 2/4 - 2т.
1 - и - рабочая нога по правилам battement tendu отводится в нужном
направлении.
2 - и - с носка идет бросок вытянутой ногой на 90*.
1 - и - нога опускается на носок в пол.
2 - и - по правилам battement tendu закрываем ногу в поз.
Муз. раз. 2/4 - 1т.
1 - и - из поз. нога выбрасывается на 90*, проходя положение pointe.
2 - и - через pointe нога возвращается в поз.
Законченная форма. Муз. раз. 2/4 - каждый battement на 1/4
Затакт - и - бросок. 1 - нога возвращается в поз. и - 2 - первоначально па-
уза, затем grand battement. Первоначально исполняется не менее 4 battement в
одном направлении, а потом можно и по 8 раз.
ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ: бросок должен быть очень легким, спуск
ноги
сдержанный. Battement бросаем низом ноги, стопа скользит по полу,
бросок через пальцы. Бедро за рабочей ногой не выпускать, а наоборот в
себя. Опорное колено т работающее колено - сильно вытянуты. Во время
броска вперед - не выпускать поясницу, спина подтянута, плечи опущены.
Корпус не принимает никакого участия. Назад -корпус немного от грудной
клетки подать вперед, но не вниз, при вращении, корпус выпрямляется пер-
вым. Рука на палке не передвигается.
Grand battement jete pointe
Проучиваем
после grand battement jate, держать одной рукой за палку.
Это движение исполняется по правилам grand battement jate, но с опусканием
ноги вытянутым подъемом и пальцами в пол, с этого положения исполняется
следующий бросок и на последнем battement нога возвращается в исходную
поз.
Бросок должен быть легким, на полуподъем и пальцы не расслабляются.
При броске назад корпус чуть-чуть подается вперед, спина не сутулится, если
pointe делаем 1 раз, то корпус возвращается только тогда, когда ногу ставим в
поз. Опорная нога натянута, за рабочей не уходить.
Муз. раз.2/4 - 1т.
Исходное положение: 5 поз.
И - вытянутая рабочая нога выбрасывается вверх.
1 - сохраняя натянутость, сдержанно опускается носком в пол и, не за-
держиваясь, на
И - нога с носка бросается на 90*.
2 - возвращается через носок в 5 поз.
10. DEMI PLIE ET GRAND PLIE. PREPARATION К ДВИЖЕНИЯМ
Preparation
Это подготовительное упражнение перед движением. Есть много видов
preparation и для рук и для ног.
Plie - в переводе с французского, сгибание, складывание. Plie подразделя-
ется на DEMI PLIE, т.е. полуприседание без отрыва пяток от пола, исполняе-
мое по всем позициям и GRAND PLIE, т.е. полное приседание, где пятки ног
несколько отрываются от пола, и полное приседание идет на низких полу-
пальцах. Исполняется по всем позициям и пятки не отрываются только на 2
поз.
DEMI PLIE - развивает ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные
связки, крепость которых играет большую роль в классическом танце, разви-
вает выворотность, эластичность связок и силу ног.
Demi plie является неизменной частью всех прыжков: эластичным, сдер-
жанным demi plie начинается и заканчивается каждый прыжок. Хорошее глу-
бокое demi plie зависит от хорошо развитого ахиллова сухожилия, а выворот-
ность - от тазобедренного сустава.
Муз. раз. 2т. 4/4
1 такт идет на упругое опускание вниз; 1 такт идет на поднимание вверх.
Ноги вытягиваются в конце plie, идет как бы отжимание от пола ногами. При-
седаем равномерно по всем 1,2,3,5 позициям. Затем по 3 поз. plie не делают.
А по 4 поз. проучивают, держась за палку, голова en face.
Муз.раз. 1т. 4/4.2/4 вниз.2/4 вверх
Поскольку это движение довольно медленное, то и в последующих клас-
сах оно делается на 1 т. 4/4. Затем то же проучивается , держась одной рукой
за палку, в последовательности: 1,2,5,4 поз. А когда выучили demi rond, то по
1,2,4 и 5 поз.
ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ: тяжесть корпуса на обеих ногах, особенно
проследить за этим по 2 и 4 поз. при приседании сильно втянуты ягодичные
мышцы и ноги разворачиваются от тазобедренного сустава. Колено должно
идти точно к носку, стопа без завалов, ощущать мизинец.
Во время plie по 3 и 5 поз. проследить за выворотностью сзади стоящей
ноги. В младших классах demi plie делаем с головой en face, а в дальнейшем с
выворотом головы к открытой руке. Когда поднимается из plie, то должно
быть ощущение еще большей развернутости в тазобедренном суставе. Дви-
жение равномерное: ровно 4/4 длится приседание, ровно 4/4 - вытягиваемся
из plie, либо 2/4 приседание, 2/4 - вытягиваемся. Preparation для руки (т.е. она
через вздох, подготовительное положение, 1 поз., откроется на 2 поз.) сначала
идет на 1 т. 4/4, затем на 2/4.
GRAND PLIE - полное, глубокое приседание, продолжение demi plie.
Развивает мышцы. Учим сразу, держась за палку одной рукой, другая рука
принимает участие и голова сопровождает руку, первоначально можно взять
руку на пояс.
Муз.раз.2т.4/4
1 - и - 2 - и – demi plie пятки на полу, рука начала опускаться вниз со 2
поз. (ладонью вниз).
3 - и - продолжаем приседать, стараясь удержать пятки как можно
дольше на полу, и отрываем их от пола в последний момент, рука продолжает
опускаться.
4 - и - пришли вниз в grand plie корпус прямо, рука в момент grand plie
пришла в подготовительное положение, глаза опущены, взглядом следим за
рукой, и не задерживаясь.
1-и-2-и- поднимаемся из grand plie, первыми стараемся поставить на пол
пятки, рука поднимается до 1 поз., взгляд в кисть.
З-и-4-и- постепенно вытягиваем колени, рука открывается на 2 поз. вз-
глядом сопровождаем руку (голова поворачивается направо).
ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ: как и в demi plie рука идет через подготови-
тельное положение. Когда делаем grand plie по 4 поз. - следить за коленом
сзади, чтобы оно не падало на пол. Колени должны быть на одном уровне, а
корпус между двух ног. По 5 поз. проследить, чтобы не разъезжались пятки.
Затем исполняем на 1 т. 4/4.
Demi plie и grand plie в первом классе делают с двух ног, в старших клас-
сах с одной ноги, но рекомендуется чередовать. Demi plie и grand plie могут
сочетаться в комбинацию, а также комбинировать с ге1еvе' на 4/4 и различны-
ми движениями рук – port de bras.
Demi
plie и grand
plie исполняются на середине зала.
По 1,2,4 и 5 поз. При исполнении demi plie по 1,2 и 5 поз. руки открыва-
ются на 2 поз., а по 4 поз. - в маленькую позу croise.
По 1 и 2 поз. Demi plie и grand plie делается en face, по 4
1 ВАРИАНТ:
Перемена поз со 2 на 4 идет через demi rond de jambe en dedans с поворо-
том пятки опорной ноги, руки могут оставаться на 2 поз., голова поворачива-
ется направо. Когда же ставим пятку на пол в 4 поз., в этот момент кисти рук
вниз и левая рука опускается в пониженную поз., а правая рука закрепляет
кисть на 2 поз.
2 ВАРИАНТ:
Одновременно с demi plie рука приходит в 1 пониженную позицию.