Автор: Олейникова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1440 ДО № 3
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Активизация речи детей через изобразительную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Активизация речи детей через изобразительную деятельность.
Занятия изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста
направлены не только на художественно-эстетическое развитие детей, через
изо-деятельность
происходит
психическое,
познавательное
развитие.
Формируются
первые
сенсорные
установки
в
цвете,
форме,
величине.
Интенсивно развивается речь ребёнка, ведь в дошкольном возрасте ребёнок
проходит путь «от эстетического к умственному». Осваивая мир предметов и
способы
их
использования
в
,ребёнок
накапливает
чувственный
опыт,
впечатления, знания, это и определяет содержание ассоциативных образов в
рисунках. Также огромное влияние на формирование образов оказывает речь.
Важно, чтобы действия во время рисования ребёнок сопровождал речью,
обозначал словом свой рисунок, объяснял, что он нарисовал.
В процессе
обучения детей младшего возраста рисованию я ставила следующие задачи:
- Формировать у детей интерес к изобразительному искусству.
- Обогащать опыт ребёнка яркими впечатлениями.
-
Воспитывать
желание
рассказать
о
своем
рисунке,
поделиться
впечатлениями.
-
Помогать
ребёнку,
осваивать
способы
изображения,
знакомить
со
свойствами материалов.
-
Создавать
условия
для
развития
активной
позиции
ребенка,
развивать
желание проявить себя.
Большую роль в обогащении ребёнка чувственным опытом, уделялось
наблюдениям. В природе, в живом уголке, в непосредственном общении с
предметами
у
детей
формируется
яркое
живое
представление
об
окружающем мире. При этом наблюдение должно быть целенаправленным,
эмоциональным,
активным
и
неоднократным.
Подвести
ребёнка
к
пониманию
того,
что
мир
существует
и
в
образах
нам
помогают
произведения
изобразительного
искусства.
Иллюстрации
в
книгах,
художественно
выполненная
народная
игрушка
-
первые
предметы
изобразительного
искусства
с
которыми
мы
знакомим
малышей.
Иллюстрации таких художников как Ю.А. Васнецов, Е. И. Чарушин, мы
используем в предварительной работе и на занятиях по развитию речи. У
малыша нет опыта изображения, поэтому показ способа изображения очень
важен в обучении рисованию детей младшего возраста.
Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью
занимают игровые приёмы - это способы совместного развития, совместного
игрового
замысла,
путём
постановки
игровых
задач
и
выполнения
соответствующих игровых действий, направленных на создание мотивации
действий и развития детей.
Разнообразие методов и приёмов, применение их в соответствии с
уровнем
развития
изобразительной
деятельности
даёт
возможность
постепенного развития ребёнка: от первых образов в каракулях до уверенного
и
самостоятельного
рисования
,
интереса
к
своему
рисунку,
стремления
показать его своим близким, рассказать , что он нарисовал.
Начать рисовать ребёнку удобнее восковыми мелками. Они не крошатся,
не пачкают руки, оставляют яркий след на бумаге. Удобно использовать
фломастеры с толстым стержнем, они не требуют значительных усилий. При
знакомстве с красками и карандашами необходимо учить правильно держать
кисть и карандаш.
Нетрадиционные приёмы рисования позволяют расширять изобразительные
приёмы
рисования
позволяют
расширять
изобразительные
возможности
детей
и
привлечь
родителей
к
совместной
с
ребёнком
изобразительной
деятельности
направленной
на
освоение
способов
развивающего
взаимодействия с собственным ребёнком.
В совместной деятельности воспитанники знакомятся с различными нетради
ционными техниками: пальцевая живопись, печать от руки, монотипия, тамп
онирование, рисование манкой, рисование нитками, метод напыления, рисова
ние кляксами, рисование пластилином, оттиск пробкой, оттиск печатками из к
артофеля, оттиск смятой бумагой, свеча + акварель, отпечатки листьев, грата
ж, рисование по мокрому.
Необходимо
использовать
различные
формы
работы
с
детьми.
Побуждение малыша рисовать самостоятельно, удивление и восхищение его
рисунками, размещение их на выставках, демонстрация их близким. Очень
важно,
чтобы
общение
с
детьми
было
доброжелательным.
Они
должны
верить
в
свои
силы
и
чувствовать
радость
от
занятий
изобразительной
деятельностью, тогда они будут свободно выражать свои чувства в рисунке и
речи.
Когда дети рисуют то, что интересует и волнует, они получают
возможность перенести на бумагу, свои переживания , а не хранить их в себе,
особенно тогда, когда их речь ещё ограниченна, в силу возрастаю. А это, в
свою очередь, способствует сохранению их психического и эмоционального
здоровья .