Автор: Красоткина Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с № 23
Населённый пункт: Кировского района г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие
творческих
способностей
у
детей
дошкольного
возраста
через
театрализованную
деятельность»
Красоткина
Екатерина
Николаевна,
воспитатель
ГБДОУ
детский
сад
№23
Кировского
района.
Воспитание
творца
-
потребность
нашего
времени.
В
современном
обществе
резко
повысился
престиж
интеллекта
и
научного
знания.
Взрослые
хотят
в
первую
очередь
научить
своё
чадо
читать,
писать,
считать.
Современные
дети
знают
гораздо
больше,
чем
их
сверстники
10-15
лет
назад,
но
они
разучились
чувствовать,
думать,
творить,
проявляют
равнодушие
и
черствость.
Их
игры
однообразны
и
напоминают
переделанный
видео
или
телефильм.
Интересы
детей
ограничены,
а
игрушки
в
основном
одни
и
те
же:
Барби,
компьютер.
Но
разве
способны
они
заменить
ребёнку
радость
общения
с
другими
детьми,
обеспечит
полноценное
психическое
и
социальное
развитие?
А
если
учесть
детей,
которые
не
посещают
детские
сады,
то
многие
ли
родители
в
домашних
условиях
могут
в
полной
мере
развить
у
своего
ребёнка
наблюдательность,
творческую выдумку? Много ли они дома играют?
А
ведь
в
непредсказуемом
и
радостном
процессе
“сотворения
игры”
тренируется
фантазия,
воображение.
Многие
дети
приходят
в
первые
классы
“не
доиграв”.
Такие
ребята
не
умеют
занять
себя
в
свободное
время,
а
на
окружающий
мир
смотрят
равнодушно,
без
особого
удивления.
Самый
короткий
путь
обучения
ребёнка
чувствованию
и
художественному
воображению,
снять
зажатость,
раскрепостить
эмоционально
-
это
путь
через
игру.
Именно
в
игре
происходит
наиболее
эффективное
развитие
творческой
личности
дошкольника
и
всех
его
психических
процессов,
которые
наиболее
значимы
для
этого
возраста:
воображения,
мышления,
творчества,
социальных
навыков,
эмоций
и
т.д.
Одна
из
важнейших
задач
дошкольного
воспитания
-
творческое
развитие
личности
ребёнка.
Проблема
состоит
в
том,
что
только
творческая
личность
способна
решать
творческие
задачи,
способна
к
поиску,
к
движению
вперёд.
Творческая
задача
требует
диалектичности
мышления,
т.е.
способности
видеть
противоречия
в
окружающем
мире,
умение
устранять
их,
решать
проблемы,
воспринимать
любой
предмет
всесторонне,
во
взаимосвязи
со
всем
окружающим
миром.
Решить
эти
вопро сы
можно
через
разнообразную
т е ат р а л и зо ва н н у ю
деятельность,
так
как
общение
с
персонажами
театра
помогает
детям
почувствовать
себя
свободными,
раскрепощёнными,
обрести
уверенность
в
себе.
Воспитательные
возможности
театрализованной
деятельности
огромны:
её
тематика
практически
не
ограничена
и
может
удовлетворить
любые
интересы
и
желания
ребёнка.
Участвуя
в
театрализованной
деятельности,
дети
знакомятся
с
окружающим миром со всем его многообразием через образы, краски, звуки.
В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний
незаметно
активизируется
словарь
ребёнка,
совершенствуется
звуковая
культура
речи.
Исполняемая
роль,
особенно
диалог
с
другими
персонажами,
ставит
ребёнка
перед
необходимостью
ясно,
чётко,
понятно
изъясняться,
учит
общению
со
2
сверстниками.
Театрализованная
деятельность
позволяет
формировать
опыт
коммуникативных
навыков
поведения
благодаря
тому,
что
каждое
литературное
произведение
имеет
нравственную
направленность,
учит
общению,
отношению
к
другим.
В
результате
ребёнок
познаёт
мир
умом
и
сердцем,
выражает
своё
отношение
к
добру
и
злу,
к
поступкам
литературных
героев.
Любимые
герои
становятся
образцом
для
подражания.
Именно
способность
ребёнка
к
такой
идентификации
с
полюбившимся
образом,
позволяет
педагогу
через
театрализованную
деятельность
оказывать
активное
влияние
на
детей,
развитие
их
творческих
способностей.
К
концу
дошкольного
возраста
у
детей
активно
развиваются
художественные
способности
и
творческое
воображение.
Дети
самостоятельно
придумывают
сюжеты,
создают
фантастические
образы;
проявляют
артистизм
и
способность
к
импровизации
в
разыгрывании
ролей,
в
инсценировках
и
спектаклях.
Творческие
способности,
которые
разыгрываются
у
ребёнка
на
этапе
дошкольного
образования,
в
дальнейшем
могут
совершенствоваться
в
такой
образовательной
области
начальной
школы,
как
"искусство".
Развитие
ребёнка
в
театрализованной
деятельности
способствует
успешному
освоению
ими
такой
образовательной
области,
как
"родной
язык
и
литература".
Чтобы
сформировать
личность
ребенка,
его
творческий
потенциал
через
театрализованную
игру,
для
этого
необходимо
решить
следующие
задачи:
1.Развивать
творческие
способности
детей
в
различных
видах
деятельности.
2.Развивать
представления
о
театре,
видах
театрального
искусства,
профессиях.
3.Воспитывать
доброжелательность
и
контактность
в
отношениях
с о
сверстниками,
готовность
к
творчеству.
Для
решения
этих
задач
необходимо
создать
определенные
условия,
а
именно:
1.Сделать
подборку
потешек,
попевок,
шуток,
стихотворений,
чтобы
с
раннего
возраста
дети
вслушивались
в
художественное
слово
и
эмоционально
откликались
на
него.
2.Организовать
предметно-развивающую
среду,
которая
будет
являться
источником
его
индивидуальных
знаний
и
социального
опыта.
Предметно-
развивающая
среда
не
только
должна
обеспечивать
совместную
театрализованную
деятельность детей, но и являться основой для самостоятельного творчества
каждого
ребенка,
своеобразной
формой
его
самообразования.
При
проектировании
среды
нужно
учитывать:
-индивидуальные
психологические
особенности
ребенка;
-интересы,
склонности,
предпочтения
и
потребности;
-возрастные
и
половые
особенности.
В
театральном
уголке
должны
находиться
разные
виды
театров,
изготовленные
не только руками воспитателя, но и руками детей и родителей.
Для
оснащения
театрализованных
игр
приобретаются
театральные
игрушки,
мастерятся
игрушки-самоделки,
шьются
костюмы,
рисуются
маски,
готовятся
декорации.
Для
того,
чтобы
игра
вошла
в
жизнь
ребенка,
необходимо
пра в ил ь но
организовывать
театрализованную
игру,
включая
ее
в
различные
виды
деятельности,
а
чтобы
ребенок
проявил
себя
в
театрализованной
игре,
используйте
различные
формы
непосредственно-образовательной
деятельности
(НОД).
Одной
из
форм
является
НОД,
содержание
которой
включает
в
себя:
просмотр
кукольных
3
театров,
игры-драматизации,
разыгрывание
разнообразных
сказок
и
инсценировок,
упражнения
по
формированию
выразительности
исполнения.
Следует
подчеркнуть,
что
театрализованная
деятельность
должна
выполнять
одновременно
познавательную,
воспитательную
и
развивающую
функцию,
а
не
сводиться
только
к
подготовке
выступлений.
Поэтому
на
занятиях
знакомятся
не
только
с
текстом
какого-либо
литературного
произведения
или
сказки,
но
и
с
жестами,
мимикой,
движениями,
костюмами,
мизансценой.
Одним
из
видов
театрализованной
деятельности
являются
экскурсии
в
театр.
Ценность
экскурсий
в
том,
что
в
процессе
их
дети
знакомятся
с
устройством
зрительного
зала,
закулисным
миром,
видами
театрализованного
искусства.
Учатся
правильно
вести
себя
в
общественных
местах.
Чтобы
сделать
НОД
более
увлекательной,
старайтесь
использовать
в
своей
работе
различные
методы:
наглядные,
словесные,
практические.
Наглядные -
к
ним
относятся:
рассматривание
картин,
иллюстраций
к
сказкам,
литературным
произведениям,
демонстрация
диафильмов
и
видеофильмов,
моделирование.
Моделирование
-
довольно
распространённый
приём
в
обучении.
Модели
помогают
не
только
наглядно
представить
какой-либо
объект,
но
и
модифицировать
(видоизменить)
его
экспериментировать
с
ним.
Рассказывая
детям
с ка з ку,
сопровождайте
повествование
условными
картинками,
символами.
Наряду
с
наглядными
широко
используйте
словесные:
•
беседы;
•
чтение
художественной
литературы;
•
устное
народное
творчество
(загадки,
пословицы,
поговорки,
потешки)
•
проблемные
ситуации
•
импровизации на темы, взятые из жизни.
Практические
методы
– это развивающие и специальные игры.
Развивающая
игра
направлена
прежде
всего
на
формирование
в
ребёнке
готовности
к
творчеству.
Она
готовит
его
к
художественной
деятельно сти,
способствует
более
быстрой
и
лёгкой
адаптации
детей
в
школьных
условиях.
Проводя
коллективные
развивающие
игры,
старайтесь
создать
весёлую
и
непринуждённую
атмосферу,
подбадривайте
зажатых
и
скованных
детей.
Эти
игры
помогают
развивать
такие
качества,
как
внимание
и
наблюдательность,
произвольную
память
и
быстроту
реакции,
воображение
и
фантазию.
Без
этого
невозможно
творческое
восприятие
окружающего.
Специальные
театральные
игры -
помогают
развивать
качества
и
формируют
навыки,
необходимые
любому
культурному
и
творчески
мыслящему
человеку,
способствуют
развитию
интеллекта,
активизируют
познавательный
интере с,
расширяют
знания
об
окружающем
мире.
Такие
игры
готовят
детей
к
действию
в
сценических
условиях,
а
упражнения
и
этюды
можно
использовать
на
занятиях
по
развитию
речи.
Пересказав
сказку
“
У
страха
глаза
велики”,
предложите
сочинить
этюд на тему: «Угадай: что я делаю?»
Развитию
уверенности
в
себе
и
социальных
навыков
поведения
способствует
такая
организация
театрализованной
деятельности
детей,
когда
каждый
ребёнок
имеет
возможность
проявить
себя
в
какой-то
роли,
Для
этого
используйте
разнообразные
приёмы:
•
выбор детьми роли по
желанию;
4
•
назначение
на
главные
роли
наиболее
робких,застенчивых
детей;
•
распределение
ролей
по
карточкам (дети берут любую карточку, на
которой
схематично
изображён
персонаж);
•
проигрывание
ролей
в
парах.
Работу
по
формированию
и
развитию
творческих
способностей
ребёнка
необходимо
начинать
как
можно
раньше.
Чем
раньше
начать
развивать
детское
творчество,
тем
больших
результатов
можно
достичь.
Поэтому
знакомство
с
театром
начинайте
со
средней
группы.
Сначала
малыши
с
большим
интересом
будут
смотреть
кукольные
спектакли,
представленные
нами
-
взрослыми.
Это
поможет
детям
расслабиться,
снять
напряжение.
Для
показа
старайтесь
брать
хорошо
знакомые
детям
произведения:
такие
как
"Колобок",
"Репка",
"Теремок"
и
др.,
стихи
А.Барто
из
цикла
"Игрушки"
("Слон",
"Зайка",
"Бычок"
и
др.).
Далее
-
небольшие
упражнения
и
этюды
с
детьми.
Проводить
их
старайтесь
после
окончания
театрализованной
игры.
Дети
будут
в
восторге
от
того,
как
воспитатель
водит
персонажи,
говорит,
действует
за
них.
Затем
предложить
детям
сделать то же самое.
Для
упражнений
используйте
высказывания
только
что
выступавших
персонажей.
Например,
сказка
"Теремок".
Предложите
детям
попроситься
как
мышка
и
как
волк.
Затем
усложняйте
задание
-
предлагайте
попроситься
в
домик
нескольким
мышкам.
Кто
жалобнее
скажет?
Кто
похож
больше?
Желающих
высказаться
всегда
будет
немало.
Старайтесь
всем
предоставить
возможность
выступить.
В
средней
группе
дети
с
удовольствием
перевоплощаются
в
собак,
кошек
и
других
знакомых
животных,
но
они
не
умеют
развить
и
обыграть
сюжет.
Они
только
подражают
животным,
копируя
их
внешне,
не
раскрывая
особенностей
поведения,
поэтому
игровым
действиям
обучайте
детей
по
образцу.
Для
этого
проводите
игры
"Наседка
и
цыплята",
"Зайчиха
и
зайчата",
"Медведица
и
медвежата".
Такие
упражнения
способствуют
формированию
дружеских
взаимоотношений
между
детьми,
развивают
речь
малыша.
Для
проведения
занятий
в
средней
группе
используйте
настольный
театр
(игрушек,
картинок
и
т.д.),
обучайте
простейшим
приёмам
управления
куклами.
Вместе
с
детьми
придумывайте
небольшие
истории,
происходящие
с
героями
сказок,
рассказов
и
т.д.,
чтобы
ребёнок
сам
мог
сочинить
диалоги,
найти
интонацию.
Например,
прочитав
сказку
"Колобок",
предложите
детям
изменить
сказку
на
счастливый
конец.
Какими
бы
примитивными
не
получились
детские
истории,
все
вместе
радуйтесь
любому
проявлению
творчества
малыша.
Чем
старше
становятся
дети,
тем
интереснее
с
ними
общаться.
В
старшей
группе
продолжайте
работу
с
настольными
куклами.
Вспомните
п ри ё мы
кукловождения,
самостоятельно
придумывайте
сценки,
диалоги
действующих
лиц.
Далее познакомьте детей с театральной ширмой и новым видом кукол на гапите
(гапит-
это
палка,
на
которую
насажена
кукла),
управление
которыми
требует
от
ребёнка
выдержки,
терпения,
определённых
мышечных
усилий.
Для
э того
используйте
этюды
с
куклой
"Большие
ноги",
"Конь",
"Дождик",
цель
которых
-
научить
ребёнка
сосредотачивать
своё
внимание
на
выполнение
куклой
чёткого,
ритмичного
действия.
Упражнения
и
этюды,
включаемые
в
НОД,
имеют
разную
направленность:
5
развитие
пантомимических
навыков,
эмоций,
движений.
Например,
этюд
"Тише".
Дети
изображают
мышат
и
должны
перейти
дорогу,
на
которой
спит
котёнок.
Дорогу
нужно
перейти
так,
чтобы
не
разбудить
котёнка,
знаками
подсказывая
друг
другу:
"Тише!".
"Глухая
бабушка".
Ребёнок
разговаривает
с
глухой
бабушкой.
С
бабушкой
надо
разговаривать
при
помощи
рук,
так
как
она
ничего
не
слышит.
Бабушка
спрашивает:
"Где
Саша?",
"Чьи
это
книги?",
"Чьи
игрушки?",
"Где
мама?"
и
т.п.
Ребёнок
отвечает
жестами.
Большое
место
в
НОД
отводите
играм,
направленным
на
развитие
дружеских
взаимоотношений
в
коллективе.
Например,
игры
"Тень",
"Телепаты",
"Мокрые
котята",
развивают
внимание,
выдержку,
согласованность
действий,
умение
чувствовать
партнёра,
настраивают
на
дружеский
лад.
Благодаря
этому,
дети
к
концу
года
станут
чувствовать
себя
более
свободно,
раскрепощённо,
выступая
перед
другими.
Разыгрывайте
не
только
н овые
произведения,
но
и
хорошо
полюбившиеся,
что
позволит
детям
глубже
усвоить
содержание
сказок,
даст
возможность
проявить
творчество.
Умение
общаться
с
людьми
в
различных
ситуациях
развивают
этюды
на
вежливое
поведение,
например,
"Знакомство",
"Просьба",
"Благодарность",
"Разговор
по
телефону"
и
т.д.
Такие
этюды
часто
используйте
в
различных
видах
деятельности:
на
прогулке,
в
сюжетно-ролевой
игре.
В
подготовительной
группе
можно
знакомить
детей
с
театральным
искусством,
терминологией.
Сначала
рассматривайте
с
детьми
иллюстрации
современных
те ат ров,
находящихся
в
больших
городах.
Затем
дети
с
родителями
пусть
побывают
в
театре,
где
рассмотрят
устройство
зрительного
зала,
сцену,
закулисный
мир.
В
театральном
языке
встречаются
много
слов
и
понятий,
которые
легче
усваиваются
в
процессе
игр
и
этюдов.
Знакомство
с
ними
начните
с
игр
"Идём
в
театр",
а
закрепить
знания
о
театральной
терминологии
помогут
такие
игры,
как
"Волшебная
корзинка",
"Вкусные
слова",
"Придумай
диалог"
и
т.д.
Все
они
развивают
воображение,
пополняют
словарный
запас,
активизируют
ассоциативное
мышление,
воспитывают
умение
вежливо
общаться.
Таким
образом, использование
названных
приёмов
постепенно
сказывается
на
творческом
развитии
детей,
развивает
их
познавательные
способности,
сплачивает
детский
коллектив.
К
концу
дошкольного
возраста
дети
станут
намного
активнее,
творчески
будут
подходить
к
решению
многих
проблем
не
только
в
НОД,
но
и
в
повседневной
жизни,
в
различных
видах
деятельности.
Они
охотно
будут
принимать
участие
в
разнообразных
постановках,
научатся
самостоятельно
организовывать
предметно-игровую
среду,
проявляя
выдумку
и
фантазию.
У
детей
сложится
определенное
представление
о
театре,
появится
интерес
к
театральным
постановкам.
В
процессе
совместной
творческой
деятельности
дети
по-другому
станут
относиться
друг
к
другу,
станут
более
терпимыми,
почувствуют
себя
уверенными,
наладят
доверительные
отношения
со
взрослыми.
В
дальнейшем
творческие
способности
детей
через
театральную
деятельность
нужно
только
совершенствовать.
6
Список
литературы:
1 .
Антипина
А.Е
«Театрализованная
деятельность
в
детском
саду»
М.
ТЦ
Сфера,
2006.
128с
2 .
Буренина А.И «От игры до спектакля» М. «Знание» 1994. 203с
3 .
Гурьева Н.А «Учимся по сказке» СПб «Паритет» 2006. 96с
4 .
Доронова
Т.Н
«Развитие
детей
6-7
лет
в
театрализованной
деятельности»
М.
«Просвещение»
1999.
161с
5 .
Ильина
М.В
«Развитие
невербального
воображения»
М.
«Прометей»
2003.
64с
6 .
Козлова
С.А
«Дошкольная
педагогика»
М.
«Академия»
2000.
245с
7 .
Петрова
Т.и
«Подготовка
и
проведение
театрализованных
игр
в
д/с»
М.
«Школьная
пресса»
2004.
144с
8 .
Сидорчук
Т.А
«Программа
формирования
творческих
способностей
дошкольников»
Обнинск ООО «Росток2 1998. 64с
9 .
Фесюкова Л.Б «Воспитание сказкой» М. «АСТ» 2000. 464с
10.
Шустерман
М.Н
«Думаем,
изобретаем,
открываем
мир»
М.
«Просвещение»1996.
216с