Автор: Романова Наталья Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: Ленинградская область, город Луга
Наименование материала: статья
Тема: Региональный компонент на уроках географии в 6 классе.
Раздел: среднее образование
Региональный компонент на уроках географии в 6 классе.
География один из немногих предметов, который позволяет учителям привить
чуство патриотизма, любви к родине через простые истины. Для успешной
реализации
задуманного,
необходимо
вводить
в
структуру
препеодавания
географии региональный компонент. Таким образом, учащиеся своими глазами
видят то, о чем им говорилось на уроках.
Непосредственное
ознакомление
учащимися
с
географическими
объектами
своего
края
дает
возможность
формирования
у
них
географических
представлений и понятий, которые помогут познать отдаленные географические
объекты и явления.
Определенные
природно-территориальные
комплексы
наряду
с
различиями
имеют
сходства
и
общие
черты.
Это
позволяет
рассматривать
на
уроках
изучения родного края, что каждый объект на земной поверхности в некоторой
степени отражает поверхность всего земного шара. Краеведение благотворно
укрепляет связь школы с окружающей жизнью и усиливает ее влияние на
население. Оно дает возможность обеспечить учащимся лучшую подготовку к
практической
деятельности
по
окончании
школы
в
соответствии
с
хозяйственной спецификой данной местности.
Внедрение
регионального
компонента
на
уроках
географии
способствует
выполнению следующих задач:
-
расширению,
углублению
и
конкретизации
знаний
по
географии
Ленинградской области
-
реализации
гарантированного
права
на
получение
комплекса
знаний
о
природе, населении, экономике Ленинградской области каждым учащимся
-социализации обучающихся по месту рождения и проживания
-развитию
устойчивого
понимания
ценностного
социокультурного
вклада
Ленинградской области в историю России
-формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы
- работа с дополнительной литературой, СМИ (рефераты, сообщения, доклады)
Основными
формами
реализации
регионального
компонента
в
содержании
географического образования являются:
1.Включение
разделов
и
тем
национально
-
регионального
компонента
в
содержание федерального компонента географического образования в учебные
программы основной общеобразовательной школы.
Для 6 класса, это:
Организация наблюдения за погодой.
Ведение дневников наблюдений за погодой
Экскурсия.
Нивелирование склона, описание родника,
измерение ширины, глубины скорости течения реки Луга.
Съёмка местности.
Составление плана школьного двора.
Нахождение координат на карте и глобусе.
Определение координат города Луга, Санкт-Петербурга, Гатчины, Тихвина и
других основных городов Ленинградской области.
Полезные ископаемые
Изучение основных полезных ископаемых Ленинградской области, способы и
места их добычи, использование их в повседневной жизни.
Литосфера. Рельеф.
Рельеф Ленинградской области. .
Гидросфера. Внутренние воды.
Работа воды в природе.
Реки
Ленинградской
области,
озёра,
водохранилища,
подземные
воды.
На
примере
водоёма
в
центре
города
«мини-водохранилища»
рассматриваем
вопросы охраны природы. Причины образования оврагов в нашей местности.
Меры борьбы с оврагами, предупреждение образования оврагов.
Климат Ленинградской области . Погода.
Климат. Ленинградской области. Погода Работа с данными календарей погоды.
Местные признаки погоды для нашей местности по временам года.
Почва.
Типы почв Ленинградской области.
Биосфера
Описание
типичных
представителей
животного
и
растительного
мира
Ленинградской области.
Географическая оболочка
Экскурсия.
Описание
ПК
своей
местности.
Выявление
взаимосвязи
между
рельефом, горными породами, степенью увлажнения и нагревания, почвой и
растительностью.
2. Введение факультативных занятий по интересам и склонностям школьников
в виде элективных курсов.
3.
Внеурочная
и
внешкольная
коллективная
и
индивидуальная
проектно-
исследовательская, краеведческая работа.
Региональная
направленность
прослеживается
на
занятиях
географического
кружка.
Участие
в
кружке
приобщает
учащихся
к
исследовательской
деятельности, помогает реализовать исследовательские способности учащихся,
обеспечивает
условия
для
адекватного
выбора
профессии
(продолжения
образования)
учащимися,
воспитывает
активную
жизненную
позицию,
способствует социализации личности.
Экскурсии
на
предприятия
города
знакомят
учащихся
с
технико-
экономическими
показателями
предприятий,
культурой
труда,
профессиями.
Экскурсии в ВУЗы, ССУЗы, колледжи позволяют получить представление о
профессиях необходимых городу, о потребностях в тех, или иных специалистах.
Экскурсии
в
краеведческий
музей
знакомят
обучающихся
с
историей
возникновения Луги, природой Лужского района, вкладе лужан в победу в ВОВ,
достижениях лужан в настоящее время.
Учащиеся собирают материал по истории школы. Родной край становится ещё
ближе
и
роднее,
если
узнаёшь
его.
И
задача
учителя
географии
-
помочь
обучающимся
найти
свое
место
в
жизни,
показать
перспективы
развития
Ленинградской области.