Автор: Безроднова Оксана Вячеславовна
Должность: педагог - психоог
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: Новосибирская область Северный район с. Северное
Наименование материала: Адаптация
Тема: Обобщение опыта
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта процесса адаптации
Актуальность проблемы по адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это
связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми
переживаниями,
сопровождается
изменением
поведенческих
реакций
ребенка.
Адаптация
-
это
сложный
процесс
приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Трудности,
возникшие
у
детей
в
период
адаптации
могут
привести
к
самой
неблагоприятной
ее
форме
–
дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со
сверстниками и воспитателями.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 2 лет до 3 лет, с
одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего
дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
В июне 2014 года мы осуществляли набор детей, при комплектовании групп с членами семей воспитанников
проводилось беседы и анкетирование на тему «Готовность детей к поступлению в ДОУ» автор К.Л. Печора (см.
приложение 1).
В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что
может привести к заболеванию ребенка.
К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна,
общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.
1
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит
организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих
адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима
такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти
безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к
детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Ведущая
педагогическая
идея
работы
по
наиболее
благоприятному
прохождению
адаптации, заключается
в
создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.
Именно поэтому основной акцент в работе мы сделали на психологическую адаптацию, при этом физиологическая
адаптация детей ни в коей мере не умаляется, и работа по ней проводится параллельно.
Целью работы является наиболее успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством
обеспечения благоприятных условий. Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях
дошкольного
учреждения,
способствующие
повышению
его
адаптационных
возможностей,
необходимых
для
дальнейшего развития.
При достижении поставленной цели решались следующие задачи:
1. Разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей дошкольного возраста.
2. Оптимизировать процесс психологической адаптации детей в ДОУ:
- снизить уровень тревожности;
2
- создание комфортной ситуации;
- формирование социальной коммуникабельности
3. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:
- снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;
- поднять уровень физической культуры детей.
4. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.
Для выполнения поставленных задач были выполнены следующие условия:
1. Установлено сотрудничество воспитателей и психолога, родителей
2. Обеспечение по возможности участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды
3. Установлены доверительные личностные контакты с каждым ребенком, проявляя заботу и оказывая помощь
4. Установлен ритуал ежедневной встречи и прощания с детьми
5. В процессе общения способствовали объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений
6. Систематически поддерживали интерес ребенка в деятельности, уверенность в себе, самостоятельность и
инициативность
7. Проводились наблюдения за степенью адаптации ребенка к условиям детского сада.
8.
Согласовались
действия
родителей
и
педагогов
для
сближения
подходов
к
детям
в
семье
и
в
детском
учреждении (выработка единых требований).
9. Учитывались индивидуальные особенности, каждого ребенка
10. Формировались у ребенка адекватные формы общения со взрослыми и сверстниками.
3
Наша
главная
задача
–
помочь
ребенку
как
можно
быстрее
и
безболезненнее
освоится
в
новой
ситуации,
почувствовать себя уверенней, по возможности стать хозяином этой ситуации.
Работа по подготовке и проведению
адаптации детей к ДОУ строилась в несколько этапов.
Этап
Цель
Участники
Виды деятельности
методы
Доадаптационный
этап
Подготовка материалов по адаптации, для
родителей. Подготовка группового помещения,
развивающая среда, дидактические материалы,
развивающие игрушки, оформление группы.
Старший воспитатель
Воспитатели
Педагог – психолог
Родители
Адаптационный
Отслеживание эффективности адаптации
поступившего ребенка к детскому саду,
профилактика психоэмоционального
напряжения
- Дети; воспитатель;
-Педагог-психолог;
- родители
- Развивающая,
профилактическая;
- консультативно-
просветительская
- наблюдение;
- игровая терапия;
- беседа
Постадаптаци-
оный
Определение уровня адаптации к
условиям ДОУ
- Педагог-психолог;
- воспитатель;
-родители
- Диагностическая;
- консультативная
- Анкетирование;
- сравнительный
анализ
До адаптационный этап
Воспитатели готовили группу к приходу маленьких новых жителей детского сада, предметно развивающую среду.
Предметная развивающая среда группы организовывалась как условие для наиболее благоприятного течения
адаптации детей к ДОУ.
Эстетически
организованная
среда
в
группе,
безусловно,
функционально
значима.
Она
отвечает
санитарно-
гигиеническим
требованиям
и
требованиям
безопасности.
Здесь
все
имеет
значение:
свежий
воздух,
чистота,
освещенность,
планировка
мебели,
игровых
модулей,
в
которых
активно
действуют
дети.
И
это
создает
среду
психологически и экологически комфортную, благополучную для адаптации детей.
4
Была
создана
многофункциональность
групповых
помещений
необходимая
для
решения
различных
задач
воспитания и обучения. Работа с детьми в период адаптации подразумевает создание комфортных условий для развития
каждому ребенку, в том числе и для его социальной адаптации.
Просвещение родителей по вопросам адаптации начиналась с первого прихода их в детский сад.
Как театр начинается с вешалки, так среда детского мира начинается с первых шагов на территорию ДОУ. Были
подготовлены прогулочные площадки для первых прогулок маленьких воспитанников, прогулочный инвентарь.
Разработаны и подготовлены блоки стихов и потешек, для прогулок, подвижных игр, колыбельные песенки,
игровые стихи (см. приложение 2).
Адаптационный период.
При поступлении ребенка в д/с проводилось наблюдение за ним в первые дни и часы пребывания в группе.
Обращали внимание на следующее:
- эмоциональное состояние ребенка: слезы, плач, неуравновешенное состояние, когда спокойствие сменяется
слезами, и наоборот, спокойное, уравновешенное состояние,
- характер деятельности: отсутствие деятельности, подражательные действия, самостоятельные предметные или
игровые действия,
- взаимоотношения с взрослыми, сверстниками: отрицательные, положительные или вообще отсутствуют,
- речевые высказывания о желаемом.
Чаще всего, проблемы адаптации, связаны с несоответствием особенностей новых требований характеристикам
детей группы по разным показателям:
5
По опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых
культурно-гигиенических навыков и наоборот.
Имели место ситуации затруднения адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания в ДОУ
особенностям домашней кухни семьи ребенка.
Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, было посвящено все первое полугодие (до
ноября).
Для формирования чувства уверенности в окружающем проводились необходимые мероприятия:
1) знакомство, сближение детей между собой;
2) знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных
отношений между воспитателями и детьми;
3)
знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
4)
знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);
5)
знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
6)
знакомство и дружба с детьми старших групп.
Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организовывалось в
форме развивающих игр (см. приложение 2). Проведение таких игр требует от взрослого знание и четкое
выполнение определённых правил:
Первое и самое важное правило - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок
захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а
6
в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.
Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам
включается в игру. Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, необходимо
выполнять.
Правило
второе:
Взрослый
должен
стать
непосредственным
участником
игры.
Своими
действиями,
эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он
становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же
время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый
совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило третье: Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта.
Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной
игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и
применения нового опыта.
А
чтобы
при
повторении
игра
не
надоела,
необходимо
выполнять
четвертое
правило:
Наглядный
материал
(определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный.
Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
И последнее, но отнюдь не маловажное пятое правило:
Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном
случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые
лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
7
Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и
показали свою обоснованность и необходимость выполнения.
И так из всего выше сказанного можно сделать вывод. Работа с детьми младшего дошкольного возраста в
адаптационный
период
направлена
на
снятие
эмоционального
напряжения,
развитие
познавательной
активности,
преодоление стрессовых состояний, формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, снижение
импульсивности, тревоги, агрессивности.
Диагностическая работа включала в себя экспертизу, т.е. целенаправленное наблюдение за детьми в группе, на
игровой площадке во время еды и сна, и мониторинг состояния каждого ребенка. Для изучения психофизиологической
адаптации детей к условиям детского сада использовалась методика «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г).
Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов выступали воспитатели и педагог- психолог.
Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит (см. приложение 3)
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
№ Этап
Формы работы
1.
Знакомство
Ребенок знакомился с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагалось
постепенное увеличение времени пребывания ребенка в детском саду с целью привыкания к
условиям ДОУ. Совместное посещение группы в момент организации разнообразной
жизнедеятельности. Мероприятия: игры, развлечения ритуалы встреч, прощания, совместные
прогулки. Знакомство с детским садом, воспитателями, шкафчиком, кроваткой и т. д.
2.
Индивидуальный
Для ребенка устанавливается первичный индивидуальный режим посещения. Лучший вариант
8
режим
включения ребенка в группу детей- это дневная прогулка, где ребенку доступны условия
совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовалось забирать детей до
сна. Постепенно по мере привыкания. Время пребывания увеличивается.
3.
Наблюдение за
адаптацией и
заполнение
данных
В группе пребывания детей 2-3 лет педагогами заполняются адаптационные листы.
Заполнение адаптационных листов воспитателем происходит после 10, 20 и 60 дней
пребывания в группе.
Легкая степень: к 20-му дню: нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от
контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10
дней без осложнений
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Снижается речевая
активность, нервно-психическое развитие замедляется. Заболеваемость до 2-х раз сроком не
более 10 дней без осложнений.
Тяжелая степень: поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ.
Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала. ОРВИ более 3-храз сроком более 10
дней. Ребенок не растет не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
Работа с педагогами
Консультативная работа проходит в виде индивидуальных и групповых консультаций по темам:
Адаптация индивидуальная
9
Профилактическая работа представляет собой цикл не столько занятий как таковых, а в большей степени бесед с
педагогами адаптационных групп – 1 раз в неделю в течение двух месяцев (сентябрь-октябрь). Это обсуждение с
воспитателями текущих вопросов о работе с детьми в период адаптации, живое общение. В ходе бесед педагог-психолог
говорит о том, у каких детей адаптационный период протекает легко, а у каких, наоборот, долго и болезненно. Также
поднимаются
вопросы
о
причинах
возникновения
психологического
напряжения
у
ребенка
и
воспитателя
в
адаптационный период, о способах сохранения психоэмоционального здоровья педагогов. В ходе бесед разрабатываются
рекомендации, касающиеся эффективного сотрудничества с родителями в период адаптации детей к условиям детского
сада.
Работа с родителями
Для того чтобы рассеять у родителей беспокойство и тревогу за своего ребенка воспитатели ежедневно беседуют с
ними, вселяя в них уверенность и соблюдая главное правило – не осуждать опыт ребенка, не жаловаться на него
родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагогов профессиональными проблемами.
Диагностическая работа заключается в проведении анкетирования родителей по вопросу готовности их ребенка к
посещению ДОУ, а также в выявлении его индивидуальных характеристик (см. приложение 4). Цель такой работы –
создание благоприятных для ребенка условий в детском саду с учетом его психологических особенностей.
Просветительская работа воспитателя заключается в выступлениях на родительских собраниях по следующим
темам:
«Что такое адаптация?»
«Адаптация ребенка к саду: как пережить?»
10
«Психологические и возрастные особенности детей 2-3лет» (см. приложения 6)
Профилактическое направление представлено в виде психологической информации в родительских уголках, на
стенде психолога.
Консультативный
блок
представляет
собой
беседы,
консультаций,
работу
по
подготовке
рекомендаций
для
родителей о том, как правильно вести себя в период адаптации ребенка к ДОУ и помочь ему успешно адаптироваться
(см. приложение 4). Также параллельно осуществляется и индивидуальное консультирование по конкретным запросам
родителей.
Задачи анкетирования: во-первых, дать прогноз адаптации детей, во-вторых, выделить проблемы, которые могут
возникнуть в периоде адаптации, в-третьих, определить назначение родителям по подготовке детей к поступлению в
ДОУ.
Анализ результатов анкетирования показал
у 65% родителей вызвали затруднения вопросы, затрагивающие особенности взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками и личностные особенности ребенка,
16% родителей дали отрицательные ответы о взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми и о его
личностных особенностей: «трудно идет на контакт с взрослыми и детьми», «нет уверенности в себе», «не интересуется
(или иногда интересуется) игрушками и предметами в новой обстановке», «не умеет играть самостоятельно»,
14% родителей указали, что их ребенок «избирательно идет на контакт с взрослыми и детьми», «не всегда уверен в
себе», «интересуется игрушками и предметами в новой обстановке», «не всегда играет сам»,
11
5% отметили, что их ребенок «легко идет на контакт с взрослыми и детьми», «уверен в себе», «умеет играть
самостоятельно», «интересуется игрушками и предметами в новой обстановке».
Была выделена проблема: большинство родителей не придают значения роли общения и развитию личностных
качеств ребенка для безболезненной адаптации к детскому саду, для формирования отношений с воспитателями и со
сверстниками.
В период адаптации в детском саду мы начали работу с родителями по разъяснению того, что у ребенка, в первую
очередь,
необходимо
формировать
опыт
общения
с
окружающими
людьми,
расширять
круг
общения
с
чужими
взрослыми и сверстниками.
· была
представлена
для
ознакомления
родителям
памятка
«Как
подготовить
ребенка
к
поступлению
в
дошкольное учреждение» (см. приложение 5),
· организация посещения родителями вместе с ребенком прогулок на участке д/с, где будущему воспитаннику
представлялась возможность общаться с детьми, играть, поближе знакомиться с воспитателями группы,
· проведение индивидуальных консультаций для родителей по ознакомлению с условиями детского сада, с
организаций жизни малышей в д/с, с особенностями адаптационного периода, по расширению опыта общения детей.
Постадаптационный этап
Определение уровня адаптации к условиям ДОУ
12
Группа Солнышко
Легкой степени:– 64%
Средней степени:– 36%
Тяжелой степени: нет
Группа Пчелка
Легкой степени:– 72%
Средней степени:– 28%
Тяжелой степени: нет
ВЫОДЫ
Такая многоплановая и кропотливая работа педагогического коллектива детского сада в период адаптации детей к
дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты. Анализ работы за этот период показал, что
процесс адаптации детей прошёл очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. В течение этих 6
месяцев нет ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Положительным является и то, что дети данного возраста,
привыкают
к
детскому
саду
безболезненно.
Эти
данные
позволяют
судить
о
правильно
построенной
работе
педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
13