Напоминание

Создание условий для формирования классного коллектива и развития творческой деятельности в нем


Автор: Лутанина Нина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №146"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для формирования классного коллектива и развития творческой деятельности в нем
Раздел: начальное образование





Назад




Создание условий для формирования классного коллектива и развития

творческой деятельности в нем

Одним из объектов внимания и задач классного руководителя является

организация и развитие классного коллектива.

Ученический коллектив учебно-воспитательный. Его цель - овладение

определенной суммой знаний, умений и навыков, формирование социально-

полезных

качеств

личности.

Именно

в

первичном

коллективе,

в

его

состояниях

и

социально-педагогическом

климате

со средоточены

воспитательные

потенциалы

саморазвития

и

самосовершенствования.

Развитие

коллектива

-

это

становление,

развитие

отношений

и

взаимоотношений в деятельности. Классный руководитель занимает особое

место в решении данной проблемы.

Классному

руководителю

важно

понимать,

что

коллектив

класса

начальной школы в своем формировании проходит четыре стадии:

1.

Номинальная

стадия

-

это

этап

формирования

целостности

коллектива. На первой стадии классный руководитель действует авторитарно.

Все распоряжения, указания отдает сам. Знакомит учащихся с задачами,

целями, стоящими перед коллективом, перспективой деятельности. Особое

внимание следует обратить на контроль, формируя ответственное отношение

к порученному делу, привычку неуклонно выполнять поручения старшего.

Наиболее инициативные, ответственные учащиеся вовлекаются в актив.

2.

Стадия

ассоциации

-

уже

можно

опираться

на

более

или

менее

сплоченное ядро, актив. Требования теперь выдвигаются не только от имени

преподавателя, администрации, но и от имени актива. Общественное мнение

коллектива

постепенно

становится

более

сильным

регулятором

нравственного поведения учащихся.

3. Стадия кооперации - еще более укрепляется общественное мнение.

Его

основная

функция

-

формирующая.

На

этой

стадии

предлагается

регулярно

организовывать

ситуации

"сопереживания",

"непринужденной

принудительности", " свободного выбора", "морального творчества". Играя

определенную роль в той или иной ситуации, учащиеся испытывают чувство

сострадания, сопереживания, активизирующие психику. Меняется тактика

классного руководителя, теперь он действует через актив, что не исключает

индивидуальной работы с отдельными учащимися.

4.

Стадия

автоматизации

-

коллектив

обособляется

от

других

коллективов.

Здесь

целесообразно

организовать

дружеские

встречи

с

параллельными

классами,

младшими,

старшими.

Провести

с

ними

совместные

мероприятия.

Классный

руководитель

действует

через

актив,

который

поддерживается

всеми

учащимися.

Каждый

член

коллектива

начинает сам предъявлять к себе высокие требования, только после этого

группа учащихся становится коллективом в полном смысле этого слова.

Формирование

коллектива

всегда

было

сложной

задачей.

В

данной

статье я хочу поделиться опытом по решению этой проблемы.

Работу по формированию классного коллектива я начала с создания в

нем детской организации через игровую ситуацию. Школа - это маленькая

страна, в которой каждый класс - город, где ребята вместе с родителями и

учителями

должны

построить

жизнь

так,

чтобы

каждый

чувствовал

необходимость и нужность другого, чтобы этот город стал чудесным местом

для жизни. Наш город получил название Дивноград. Жизнь в нем строится по

четырем основным правилам:

- сами придумываем;

- сами решаем;

- сами делаем;

- сами ставим себе оценку.

Совместно

определили

органы

управления

и

поручения.

Поручения

распределяются

по

четырем

министерствам:

министерство

образования,

министерство

культуры

и

спорта,

министерство

труда

и

здоровья,

министерство информации.

Распределение

поручений

помогло

сформировать

микрогруппы

в

коллективе. В каждом министерстве-микрогруппе дети выбирают министра,

который входит в орган самоуправления - правительство города.

Кроме четырех министерств в правительство входит мэр города и его

заместитель. Эти поручения распределяются на классном собрании путем

общего голосования. Дети очень любят и хотят выполнять в классе разные

поручения. С каждым годом они чувствуют себя более значимыми, нужными,

имеющими возможность проявить себя. Ежемесячно подводятся итоги по

результатам

работы

каждого

министерства.

При

подведении

итогов

учитывается качество выполнения различных заданий, активность членов

группы и дисциплина. Ежемесячное подведение итогов активизирует ребят,

формирует ответственное отношение к порученному делу, вносит в работу

элемент соревнования. И именно соревнование заставляет ребят стремиться к

победам, к хорошим результатам.

Следующим

условием

для

формирования

классного

коллектива

и

развития творческой деятельности в нем, я считаю, является совместное

планирование внеклассных мероприятий, при котором каждый ученик имеет

право высказаться, даже если его мнение абсурдно.

Планирование внеклассной работы совместно с учащимися я стараюсь

осуществлять в игровой форме. Это придает планированию занимательность,

вызывает желание участвовать в планируемых мероприятиях активно и с

удовольствием. В первом классе дети побывали на "Поляне развлечений", где

на лепестках цветов были написаны различные мероприятия. Дети выбирали

наиболее

им

понравившиеся.

Таким

образом

в

классе

появился

"Цветок

развлечений" на учебный год.

Во

втором

классе

каждый

ребенок

получил

возможность

украсить

"Волшебную яблоню", яблоками, на которых написаны названия внеклассных

мероприятий.

В

третьем

классе

каждая

микрогруппа

получила

цветок

с

пустыми

лепестками

по

количеству

учащихся

в

микрогруппе.

Задача

учащихся

была

написать

те

мероприятия,

в

которых

им

хотелось

бы

участвовать. А в четвертом классе дети писали сочинение "Жизнь на другой

планете". Обучающиеся должны были представить себе планету, жители

которой не знают, как организовать жизнь на планете, чтобы было весело,

интересно

и

красиво,

и

написать

список

мероприятий,

которые

нужно

организовать на планете.

После обсуждения коллективных творческих дел на листе ватмана мы

составляем

карту

путешествий,

на

которую

в

выбранной

нами

форме

наносим мероприятия, которые хотим провести в этом году.

Было

у

нас

путешествие

по

городам,

поэтому

на

карте

обозначали

города: Самоделкин, Книгоград, Кладовая сказок и т.д.

Было

путешествие

по

островам,

соответственно

на

карте

появились

острова Эрудитов и Почемучек, Необитаемый остров и остров Сокровищ.

В

четвертом

классе

мы

путешествовали

по

планетам

Солнечной

системы. Каждое коллективное дело - это планета.

К

подведению

итогов

мероприятия

ребята

готовили

сообщения

о

планете.

Итоговое

мероприятие

мы

провели

на

планете

Земля,

откуда

началось наше путешествие. Этим мероприятием был праздник "Прощай,

начальная школа", который стал традиционным для всей начальной школы.

И

особо,

о

чем

хотелось

бы

сказать,

это

о

значении

традиций

в

формировании и развитии детского коллектива. В народе существует такая

мудрость, которая гласит: "Нация выживает в самые трудные времена, если

сохраняет традиции своего народа..."

Класс,

как

коллектив,

состоится

тогда,

когда

существует

культура

детской организации. Культура детской организации - это традиции и обычаи

детского коллектива.

Особо хочется подчеркнуть, что традиции детского коллектива начинают

формироваться в начальной школе.

Желание

классного

руководителя

формировать

традиции

детского

коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому,

что

под

влиянием

традиций

у

учащихся

формируются

положительные

привычки,

ответственное

отношение

к

порученному

делу,

окружающим

людям, самому себе.

В

классе

классный

руководитель

вместе

с

родителями

может

формировать самые различные традиции. Самое главное - традиции класса

должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночествам и

беззащитности, воспитывать умение быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Совместно

составляя

план

коллективных

творческих

дел,

дети

сами

определили мероприятия, которые стали традиционными для класса. Это

конкурсы:

"Что?

Где?

Когда?",

"Вперед,

мальчишки!",

праздники:

"День

именинника",

"8

Марта",

"День

смеха",

"День

святого

Валентина",

"До

свидания, школа, здравствуй, лето!", акция "Мы рядом" (дети готовят письма

и подарки тем, кто часто или длительно болеют).

Для

ребят

очень

важны

традиции,

которые

способствуют

их

продвижению

вперед,

демонстрации

собственной

значимости.

Такой

традицией

в

нашем

классе

ежегодно

стала

презентация

книги

классных

достижений

("Книга

достижений

класса"),

в

которую

вносятся

имена

обучающихся по различным номинациям: "Самый эрудированный", "Самый

спортивный", "Самый артистичный" и т. д.

Традиционной

стала

"Копилка

улыбок".

Это

ярко

оформленная

коробочка с прорезью на верхней панели. В нее мы опускаем наши "улыбки"

за

хорошие

знания,

добрые

дела,

за

примерное

поведение,

за

активное

участие

в

школьных

классных

мероприятиях.

Еженедельно

коробка

открывается, и каждая "улыбка" находит своего адресата.

В заключении хочу сказать, что такая организация жизнедеятельности

классного коллектива имеет большие возможности для его формирования и

развития. Я вижу положительные результаты в работе с учениками. В классе

сформировалась

система

самоуправления,

обучающиеся

самостоятельно

организуют

коллективно-творческо-познавательную

деятельность,

они

внимательны друг к другу и инициативны в делах.



В раздел образования