Автор: Волохова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №20
Населённый пункт: г.Северодвинск
Наименование материала: Познавательно-творческий проект в средней группе
Тема: "Чистые руки-залог здоровья"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ №20 «ДРУЖНЫЙ ХОРОВОД»
Г.Северодвинск
Руковоитель:Волохова Юлия Николаевна
ПРОЕКТ
«Чистые руки - залог здоровья»
Тип проекта – исследовательски-творческий
Вид проекта - краткосрочный (2 недели)
Продукт - создание плаката «Предметы личной гигиены»
Итоговое мероприятие: развлечение
Участники проекта: воспитанники средней группы «Медвежата», родители
воспитанников, воспитатели.
Цель проекта
Для детей:
узнать о вреде грязных рук, о микробах, узнать, для чего используют мыло, о
его видах и полезных свойствах.
Для воспитателей:
познакомить детей со свойствами мыла, совершенствовать представления
детей о значении гигиенических процедур (мытье рук, развивать умение
самостоятельно замечать необходимость мытья рук, прививать потребность
вести
здоровый
образ
жизни,
воспитывать
привычку
следить
за
своим
внешним видом, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере
загрязнения.
Для родителей:
помочь детям узнать о назначении и свойствах мыла, о важности соблюдения
гигиенических
процедур,
найти
информацию
по
данной
теме,
принести
фотографии, как дети моют руки дома, организовать работу по решению
данной проблемы.
Актуальность проекта
Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. Необходимо с
малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к
личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и
бережного отношения к здоровью окружающих.
Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм
ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней
среды,
чем
организм
взрослого.
И
от
того,
каковы
эти
воздействия
-
благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к
тому,
чтобы
выполнение
правил
личной
гигиены
стало
для
них
естественным,
а
гигиенические
навыки
с
возрастом
по стоянно
совершенствовались.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет
важнейшую
роль
в
охране
их
здоровья,
способствует
правильному
поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых
гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и
здоровье других детей и взрослых.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Подготовительный
В течение дня детям твердят и родители, и воспитатели: «Мойте руки с
мылом». Дети спросили меня: "Но зачем? Что опасного есть на руках? Зачем
нужно мыть руки и что будет, если их не мыть?". Нам захотелось найти
ответы на эти вопросы. Так возник проект " Зачем мыть руки с мылом?".
Этап 2. Проектировочный
Для проведения бесед, занятий с детьми, подобраны:
•
Художественная литература
•
Наглядный материал
Для проведения игровой деятельности подобраны:
•
Дидактические игры и упражнения
•
Подвижные игры
•
Сюжетно-ролевые игры
•
Пальчиковые игры
Работа с родителями:
•
Папка передвижка на тему: «Чистые руки - залог здоровья»
•
Папка
передвижка
на
тему:
«Воспитание
культурно-гигиенических
навыков у детей 4-5 лет»
•
Консультация на тему: «Культурно-гигиенические навыки, их значение
в развитии ребёнка»
•
Консультация на тему: «Личная гигиена дошкольника»
Специально организованные занятия
Деятельность воспитателя с детьми и родителями
1.Дидактические игры и упражнения.
Цели: учить ребенка выполнять последовательно выполнять действия
при мытье рук, подражать действиям взрослого; воспитывать стремление к
самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
«Водичка, водичка», «Чистые ручки», «Умывалочка», «Сделаем лодочки»,
«Мыльные перчатки».
2.Подвижные игры.
Цели: Учить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже,
приучать
их
согласовывать
свои
движения,
воспитывать
дружеское
отношение друг к другу и радостное настроение в группе.
«Пузырь», «Мыльные пузыри».
3.Пальчиковые игры.
Цели: развивать моторику рук, внимательность; учить детей
согласовывать свои движения со словами.
«Моем руки», «Зайка серый умывается».
4.Чтение художественных произведений.
Цель: приучать детей к прослушиванию произведений с последующей
беседой по сюжету. Развивать внимательность, память, речь, мыслительные
процессы.
НС «Про грязные ручки», «Федорино горе» К. Чуковского, Мойдодыр» К.
Чуковского, «Оля и мыло» Булатова С. С., А.Барто «Девочка чумазая».
5.Беседы-наблюдения.
Цели: закреплять навык детей в умении умываться и мыть руки;
развивать
внимание,
усидчивость
и
аккуратность;
воспитывать
желание
применять культурно - гигиенические навыки для соблюдения опрятности и
чистоты.
«Учимся умываться», «Почему руки должны быть чистыми?»
6.Сюжетно-ролевые игры.
Цели: упражняться в умении выполнять культурно- гигиенические
действия,
развивать
самостоятельность,
воспитывать
доброе
и
дружеское
отношение к окружающим.
«Дочки-матери», «Купание куклы».
7.Опытно-экспериментальная деятельность.
Цели: познакомить детей со свойствами; обучать элементарным
способам
исследовательской
деятельности;
закреплять
навыки
самообслуживания,
формировать
положительные
привычки
(умывание,
мытье рук), воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
«Да здравствует мыло душистое».
8.Изобразительная деятельность.
Цели: закрепить знания о гигиене, развивать у детей творческие
способности (умение клеить, рисовать,вырезать), воспитывать аккуратность и
усидчивость в работе.
«Предметы личной гигиены», «Чистые ладошки»
9.Работа с родителями.
Цели: повышать педагогическую компетентность родителей в
воспитании у детей дошкольного возраста культурно гигиенических навыков
и
навыков
самообслуживания;
укрепить
связи
между
детским
садом
и
семьёй.
Папки-передвижки «Чистые руки - залог здоровья», «Воспитание
культурно-гигиенических
навыков
у
детей
4-5
лет»
;
консультации
«Культурно
-
гигиенические
навыки,
их
значение
в
развитии
ребенка»,
«Личная гигиена дошкольника»
На данном этапе обсудили с детьми, с чего нужно начать работу,
определили, кто поможет нам ответить на поставленные вопросы.
В ходе беседы познакомили родителей с темой проекта, актуализировали
роль
проектной
деятельности
для
формирования
у
детей
ключевых
компетентностей,
подчеркнули
роль
родителей
в
актуализации
знаний
у
детей по данной теме. Большинство родителей проявили искренний интерес
к
данному
вопросу
и
выразили
желание
оказать
посильную
помощь
педагогам и детям в реализации проекта.
Этап 3. Практический
Познавательное развитие:
- Показ мультфильма «Мойдодыр»
- Беседы-наблюдения:
•
«Учимся умываться»
- Опытно-экспериментальная деятельность:
•
«Да здравствует мыло душистое»
- Показ презентаций:
•
«Всемирный день чистых рук»
•
«Чистые руки спасут жизнь»
- Рассматривание коллекции мыла
Художественное развитие:
•
К. Чуковский «Мойдодыр»,
•
А. Барто «Девочка чумазая»,
•
Р. Куликова «Каждый день я мыло мою…»,
•
Л. Корчагина «Умылся», М. Яснов «Я мою руки»,
•
Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата»
•
Сказка о грязных и чистых руках и о Королеве Гигиене.
Игровая деятельность:
1. Дидактические игры и упражнения:
«Водичка, водичка»
«Чистые ручки»
«Умывалочка»
«Сделаем лодочки»
«Мыльные перчатки»
2. Подвижные игры:
«Пузырь»
«Мыльные пузыри»
3. Пальчиковые игры:
«Моем руки»
«Зайка серый умывается»
4. Сюжетно-ролевые игры:
«Дочки-матери»
«Купание куклы»
Изодеятельность:
1. Коллективная аппликация на тему: «Предметы личной гигиены», рисунки
«Чистые ладошки»
Исходя из намеченного плана, мы приступили к поиску ответа на вопрос
«Зачем мыть руки с мылом?». В процессе работы на данном этапе нами
собирался материал о мыле (каким оно бывает и какими свойствами обладает,
о микробах (об их вреде для человека). Родители воспитанников приносили в
группу рисунки с изображением микробов, которые они нарисовали вместе с
детьми. Когда рисунков накопилось много, мы организовали выставку.
Дети приносили в группу разные виды мыла, чтоб показать другим
детям каким разным оно бывает. Так как мыла накопилось достаточно много,
то мы решили сделать коллекцию мыла в нашей группе.
Иллюстративного материала и информации о пользе мытья рук было
собрано
в
достаточном
количестве.
Так
же
родителям
воспитанников
предложили нарисовать дома рисунки «День чистых рук»,в конце проекта мы
организовали выставку.
Этап 4. Аналитический
На данном этапе мы соотнесли полученные результаты с поставленными
целями и задачами. Дети высоко оценили продукт нашего проекта плакат
«Предметы
личной
гигиены».
Ребята
бурно
и
эмоционально
обсуждали
выставки рисунков, разнообразия мыла, делились своими впечатлениями и
полученными знаниями о необходимости мытья рук.
Все родители нашей группы были заинтересованы проектом, так как
понимали, насколько он важен для их детей. И благодаря тому, что все
родители включились в работу, дети получили удовлетворение от проектной
деятельности. Каждый ребенок мог похвастаться тем, какой он внес вклад в
реализацию проекта. И если в начале проекта дети мыли руки с мылом,
только потому, что их просят об этом взрослые, то уже к концу проекта дети
осознавали всю важность мытья рук с мылом и что может произойти, если их
не мыть.
Этап 5. Контрольно - коррекционный
К концу проектной деятельности дети осознали насколько важно мыть
руки с мылом и если до проектной деятельности некоторые дети неохотно
шли мыть руки, не понимая зачем это нужно, то к концу проекта дети
научились не только замечать необходимость мытья рук, но и осознанно
понимали,
почему
это
так
необходимо.
Дети
познакомились
с
понятием
«микробы», что для них было ново и вначале не понятно, но после наших
мероприятий
ребята
узнали
кто
такие
микробы
и
чем
они
опасны
для
человека. Знакомясь со свойствами мыла, дети с удовольствием нарисовали
«волшебные» рисунки, которые мы оформили в выставки.
На заключительном этапе нашего проекта «Чистые руки» мы создали с
детьми плакат «Предметы личной гигиены», провели развлечение.
Результаты: благодаря участию в проектной деятельности у детей за
короткий
срок
сформированы
достаточно
устойчивые
представления
о
значимости мытья рук с мылом, а родители стали активными участниками
педагогического процесса группы.
Вывод: реализация проекта способствовала информационной
компетентности детей.
Список литературы
1.Бачурина,
В.
Н.
Новые
развивающие
игры
для
дошколят
[Текст]:
популярная литература. /В. Н. Бачурина–М.: ДОМ XXI век РИПОЛ классик,
200. –С. 114-118.
2.Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]:
методическое пособие/Т. Л. Богина. –М.: Издательство «Мозаика-Синтез»,
2006. – С. 94 -96
3.Доскин,
В.
А.
Растем
здоровыми
[Текст]:
пособие
для
воспитателей,
родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М:
«Просвещение», 2002. С. 52–55.
4.Расту культурным [Текст]: -Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
5.Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет
[Текст]: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
С. 30–33, 43-48с.
6.Интернет сайт «maam»