Напоминание

Доклад "Формирование здорового образа жизни посредством валеологии"


Автор: Мусаева Заира Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Центр развития ребенка детский сад №8 "Радуга"
Населённый пункт: Республика Дагестан г. Кизилюрт
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Доклад "Формирование здорового образа жизни посредством валеологии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ «ЦРР детский сад №8 «Радуга»

Доклад

«Формирование здорового образа

жизни посредством валеологии»

Подготовила: Мусаева Заира Магомедовна

г. Кизилюрт

Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании

здоровья,

управлении

им.

Применительно

к

дошкольному

образованию,

валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и нормам

укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный

труд,

рациональный

отдых,

закаливание,

занятия

физкультурой

и

саморазвитием,

рациональное

питание,

личная

гигиена,

своевременное

о б р а щ е н и е

к

в р а ч у .

Быть

здоровым

естественное

желание

каждого

человека.

Основы

физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.

Важно с самого детства формировать у ребёнка здоровый образ жизни. Надо

научить его любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в

гармонии

с

собой

и

с

миром,

будет

действительно

з д о р о в .

В нашем детском саду используются различные виды здоровьесберегающих

технологий.

Это

физкультурно-оздоровительные,

медико-гигиенические,

о б р а з о в а т е л ь н ы е

и

д р у г и е .

Для полноценного развития и оздоровления детей в детском саду созданы все

условия:

имеется

физкультурный

зал,

музыкальный

зал,

кабинеты

медперсонала,

процедурный

кабинет,

изолятор

для

заболевших

детей,

р а б о т а ю т

л о г о п е д

и

п с и х о л о г .

Невозможно

развивать

ребёнка,

не

создав

для

этого

соответствующие

условия. Поэтому, одним из важных условий воспитания основ здорового

образа жизни у детей, является создание предметно-развивающей среды в

группах.

В

первую

очередь

детям

нужна

наглядность,

т.е.

организация

валеологических

уголков

и

центров,

где

в

различной

форме

могут

быть

представлены

правила

здорового

образа

жизни,

схемы

ухода

за

зубами,

волосами, кожей. Можно предложить детям схемы и рисунки, где изображено

тело человека, и они имеют возможность познакомиться с человеческим

организмом.

В детском саду регулярно проводятся утренняя гимнастика, физкультурные

занятия,

подвижные

игры,

физкультминутки.

Большое

значение

имеют

сюжетно-ролевые

игры,

в

которых

ребёнок

может

закрепить

правила

гигиены,

взаимодействие

со

сверстниками

в

проблемных

и

бытовых

ситуациях.

С целью снижения заболеваемости большое внимание уделяется соблюдению

воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем воздухе,

поддержанию температурного режима, гимнастике после сна, закаливающим

процедурам.

На

прогулке

обеспечивается

возможность

для

двигательной

активности

детей.

Спортивные

и

музыкальные

развлечения,

праздники,

которые помогают раскрыть возможности каждого ребёнка и способствуют

в о з н и к н о в е н и ю

п о л о ж и т е л ь н ы х

э м о ц и й .

К вопросам формирования здорового образа жизни необходимо привлекать

родителей. Валеологическое воспитание осуществляется и во время занятий,

и в свободное время. Наша цель: воспитать физически и нравственно

здорового

человека;

формировать

осознанное

ведение

здорового

образа

жизни

и

положительное

отношение

к

своему

физическому

«Я».

На

первом

этапе

работы

по

валеологическому

воспитанию

наша

задача

помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди

отличаются от животных и чем он отличается от других людей. Поэтому

темы первых занятий: «Кто я?», « Как меня зовут?», «Мы – семья», «Люди

в з р о с л ы е

и

л ю д и

м а л е н ь к и е » ,

« Я

р а с т у » .

Затем дети знакомятся со своими частями тела, которые они могут видеть

(руки, ноги, голова и т.д) и их назначением и уходу за ними. Следующим

этапом работы является ознакомление с органами чувств и тем, как они

функционируют.

А

в

старшем

дошкольном

возрасте

подводят

детей

к

п о н я т и ю

« о р г а н и з м » ,

з н а ко м я т

с

в н у т р е н н и м и

о р г а н а м и .

При

составлении

занятий

обязательно

включаются

элементы

ОБЖ,

т.е.

предлагаются детям ситуации ДТП, пожар, отравление, в результате которых

пострадал тот или иной орган. Нужно обсуждать, как правильно вести себя,

чтобы

этого

не

произошло.

Особое

внимание

надо

уделять

доступности

материала, предлагаемому дошкольникам, используемым терминам .Если мы

начнём объяснять детям, как работает тот или иной орган научным языком,

они не поймут этого, поэтому надо стараться доступно донести сведения до

детского

сознания,

не

искажая

основные

валеологические

понятия.

Основным результатом работы по валеологии, т.е. потребность к ЗОЖ у детей

является то, что их здоровье находится в их руках, это красота, счастье и

успешность.

И г р ы

и

у п р а ж н е н и я

п о

в а л е о л о г и и.

1. « Л о в и

б р о с а й ,

п р е д м е т ы

г и г и е н ы

н а з ы в а й»

Цель:

з а к р е п л е н и е

з н а н и е

о

п р е д м е т а х

г и г и е н ы .

Материал: мяч.

Описание:

дети

становятся

в

по

кругу,воспитатель

в

центре

круга.

2.

«А з б у к а

н а с т р о е н и я»

Цель:

закрепление

умений

определять

состояние

человека

по

мимике,

жестам.

Материал: карточки, чередующие разные настроения(радость,злость, испуг,

недовольство).

Описание: игрокам предлагаются такие задания, как « определи настроение.».

«выбери

героя»

определённым

настроением,

расскажи,

что

с

ним

произошло)

3.

«Ч т о б ы

у ш и

н е

б о л е л и» .

( М н е м о т а б л и ц а )

Цель:

закрепление

знаний

об

органе

слуха,

обучение

правилам,

которые

п о м о г а ю т

п р е д о т в р а т и т ь

з а б о л е в а н и я

о р г а н о в

с л у х а .

4.

« Ч т о б ы

г л а з к и

н е

б о л е л и »

Цель:

закрепление

знаний

об

органе

зрения,

о

необходимых

правилах,

к о т о р ы е

п о м о г у т

с о х р а н и т ь

г л а з а

и

з р е н и е .

5. «Какие

продукты

позволяют

сохранить

зубы

здо р о вым и ? »

Цель:

формирование

умения

выделять

полезные

и

вредные

для

зубов

продукты.

6.« Е с л и

т ы

з а б о л е л ? »

Цель:

развитие

желания

узнать

побольше

о

своём

здоровье,

избегать

с и т у а ц и й ,

н а н о с я щ и х

в р е д

з д о р о в ь ю .

7.« Ж и в о е

н е ж и в о е »

Цель: формирование

умения

относить

растения,

животных,

человека

к

живым существам.

Термин «валеология» происходит от латинского слов «вам», что означает

« б ы т ь

з д о р о в ы м »

и

« л о г о с »

-

«

н а у к а » ,

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами,

является

сохранение

здоровья

детей

во

время

воспитания

и

обучения.

Формирование ЗОЖ должно начинаться уже в детском саду. Но многие идеи

воспитания

у

детей

привычек

ЗОЖ

оказались

нежизнеспособными

из-за

невозможности

решать

проблемы,

связанные

с

семьёй.

Усугубляют

эту

проблему и условия экономической нестабильности общества. Но именно в

детстве, человек осуществляет более напряжённую работу по саморефлексии,

самопостроению, самоконтролю, саморегулированию. Если ребёнок пассивен

в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются

задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных

интересов на ЗОЖ. Однако, в отличие от взрослого, ребёнок за здоровьем не

побежит. Необходима работа педагогов и, конечно, семьи, которая была бы

ориентирована на их здоровье, самосохранение и саморазвитие.



В раздел образования