Автор: Харитонова Мария Сергеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБ ДОУ д/с комбинированного вида №6
Населённый пункт: г.о. Лобня, МО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие по России"
Раздел: дошкольное образование
Российская Федерация
Московская область
Городской округ Лобня
Управление образования
Конспект
ООД
по патриотическому воспитанию
«Путешествие по России»
(подготовительная группа)
Подготовила и провела:
социальный педагог
МБДОУ д/с №6 «Берёзка»
Харитонова М.С.
2018
1
Цели ООД: познакомить детей с разными народами, населяющими нашу
страну, побуждать детей уважительно относится к культуре других народов.
Задачи ООД:
1.
Образовательная
область «Коммуникация»
-
совершенствовать
коммуникативные
навыки:
пополнение
и
активизация
словаря
на
тему традиции, обычаи, народные промыслы; учить детей позитивным
способам общения со сверстниками.
2.
Образовательная
область «Познание»
-
познакомить
детей
с
разными народами, их костюмами и народными играми. Побуждать
детей проявлять интерес к культуре разных народов.
3.
Образовательная
область «Социализация»
-
у ч и т ь
д е т е й
размышлять
над
нравственной
ценностью
культур
разных
народов;
формировать
положительное
отношение
к
себе
и
к
окружающим;
воспитывать умение уважать культуру других народов..
4.
Образовательная
область «Здоровье» -
сохранение
и
укрепление
зд о р о в ь я
д е т е й ,
п р ед у п р е ж д е н и е
у том л я е м о с т и
д е т е й ,
физкультминутка, постоянная смена деятельности.
5.
Образовательная область «Физическая культура» - формирование
у детей потребности в двигательной активности.
Предварительная работа: не предусмотрена.
Материалы: проекционное оборудование, презентация, мяч, корзина для
мяча, папаха, платок, куклы народов России, прищепки, карта России.
Методы:
- наглядный,
- словесный,
- метод имитации.
Приёмы:
- приём использования ТСО,
- рассказ, беседа,
- игровой приём.
2
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна,
сегодня я пришла к вам в гости, чтобы пообщаться, поиграть и рассказать
вам много нового и интересного.
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Скажите,
как называется наша страна? (Россия)
Правильно. Сегодня мы будем беседовать о народах, которые живут в
России, но сначала я хочу прочитать вам стихотворение русского поэта
Владимира Степанова «Российская семья»
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
3
У нас у всех одна.
Воспитатель: Сегодня, я приглашаю вас отправится в путешествие, в
путешествие по нашей огромной стране Россия, чтобы увидеть, как живут
некоторые народы. И так отправляемся!
Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? Как здесь холодно!
(воспитатель показывает презентацию слайд с изображением природы
севера).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами на самом севере нашей
страны. А вы знаете, какие народы живут на севере России?
Ответы детей.
Воспитатель: Здесь живут коряки, мансы, ханты, якуты, коми и многие
другие.
Посмотрите, как они одеты. (Воспитатель показывает слайд с
изображением представителя народов севера в национальной одежде)
Воспитатель: Одежда у жителей севера очень тёплая. Как вы считаете,
почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Эти народы одеты в меховые штаны, меховую рубашку с
капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда каждого
народа украшена мехом и вышивкой.
Я вам предлагаю поиграть в национальную игру народов севера.
Игра «Ловкий оленевод» (см. приложение 1)
Педагог объясняет правила игры.
Воспитатель: Вам понравилась игра? А нам пора продолжить наше
путешествие. И где же мы оказались? Посмотрите, здесь жарко светит яркое
теплое солнышко. (Воспитатель показывает следующий слайд)
Ответы детей.
4
Воспитатель: Правильно мы с вами переместились на юг нашей Родины.
На юге нашей страны тоже живет много народностей: адыги, осетины,
лезгины и другие национальности. Это край высоких гор, бурных рек,
бескрайних пастбищ.
А люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые.
Как вы думаете, а во что одеваются местные жители?
Ответы детей.
Воспитатель: Одежду на юге России шьют из лёгкой хлопчатобумажной
и льняной ткани. Вся одежда с яркими рисунками, в которых преобладает
красный цвет. (Воспитатель показывает слайд). На голове мы видим,
национальный головной убор, который называется папаха, носят его
мужчины. У этих народов очень много интересных праздников, которые
сопровождаются веселыми национальными танцами и играми.
И я вам предлагаю поиграть в игру «Надень папаху» (см. приложение 2)
Педагог объясняет правила игры.
Воспитатель: Как весело мы играли! Но нам пора продолжать наше
путешествие (Воспитатель показывает слайд). Где же это мы?
Ответы детей.
Воспитатель: А оказались мы с вами в средней полосе России. Здесь
расположено много областей и республик, такие как Архангельская,
Вологодская, Ленинградская Новгородская, Псковская, Калининградская,
республика Татарстан, Мордовия, Чувашия и другие. Как вы думаете, а какая
здесь погода?
Ответы детей.
Воспитатель: Погода преобладает комфортная, зимой холодно, а летом
тепло. В средней полосе России живет множество народов. Их культура
тесно переплелась между собой.
Поэтому мы не можем с вами выделить один
из народов. Все они необычны и интересны. Национальные костюмы этих
народов тоже очень красивы и все дополнены разнообразными орнаментами
и узорами. Но я хотела бы вам показать русский народный костюм, обратите
5
внимание, одежда имела сложное декоративное оформление, где важную
роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с
малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам
творчества.
Воспитатель: Так же мы видим головной убор, как он называется?
Правильно, кокошник. Очень важная часть костюма. По нему в старину,
можно было многое узнать о человеке многое богат он или беден, замужем
или нет и иногда даже и количество детей. Замужние женщины прятали
волосы под кокошник (от слова «кокошь» – петух, кика или кичка, сорока).
На Руси, так раньше назвали нашу страну Россию, всегда любили
играть в народные игры. И я предлагаю вам поиграть в русскую народную
игру «Кукушка» (см. приложение 3).
Педагог объясняет правила игры.
Воспитатель: вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по
России. Мы познакомились с особенностями некоторых регионов нашей
страны, рассмотрели национальную одежду разных народов.
Педагог держит в руках карту России, рядом лежат прищепки, ребенок
отвечает на вопрос и прикрепляет прищепку к карте.
Вопросы:
Давайте вспомним, куда мы отправились в самом начале?
Какую одежду носят народы севера?
Из чего шьют одежду?
Почему он она должна быть теплой?
В какую игру народную игру народов севера мы играли?
Куда мы отправились потом, где тепло и светит яркое солнце?
Какой национальный головной убор носят мужчины народов юга
России?
В какую игру мы играли на юге России?
Кто вспомнит русский национальный женский головной убор?
Какая игра вам понравилась больше всего?
6
Где бы вы хотели побывать с вашими родителями и друзьями?
Воспитатель: посмотрите ребята, как много в нашей стране разных
народов, они, как и эти прищепки все разные, со своими обычаями и
традициями у каждого свой язык и наряд, но все они проживают в большой и
сильной стране Россия! Наше занятие подошло к концу, и на память о нашей
встречи я дарю вам каталог с национальными играми народ России, вы
сможете заглянуть в него и поиграть, как и мы с вами сегодня!
7
Приложение 1
«Ловкий оленевод»
Цель: учить бросать мяч в вертикальную цель, соблюдать правила игры,
развивать глазомер.
Материалы: корзина для мяча, мяч.
Правила игры: бросать мяч в цель можно только с условного
расстояния.
В стороне на площадке ставится фигура оленя (корзина для мяча).
Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 1,5-2 м.
Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него.
Приложение 2
«Надень папаху»
Цель: развитие координации движений, развивать умение
ориентироваться в пространстве, исключаю зрительный анализатор.
Материалы: папаха, стул, платок.
Правила игры: Ребёнок-джигит сидит на стуле. На 5-6 шагов от него
отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий
сориентировался, где тот сидит.
Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху.
Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на
джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют
за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются
другие дети. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны
помогать водящему, подсказывать ему.
8
Приложение 3
«Кукушка»
С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину
круга. Ему завязывают платком глаза.
Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в
заданном направлении, доставить детям радость.
Материалы: платок.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами.
Дети идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет.
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай.
Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто
будет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен
угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.
9