Напоминание

"Путешествие по России"


Автор: Харитонова Мария Сергеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБ ДОУ д/с комбинированного вида №6
Населённый пункт: г.о. Лобня, МО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие по России"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Российская Федерация

Московская область

Городской округ Лобня

Управление образования

Конспект

ООД

по патриотическому воспитанию

«Путешествие по России»

(подготовительная группа)

Подготовила и провела:

социальный педагог

МБДОУ д/с №6 «Берёзка»

Харитонова М.С.

2018

1

Цели ООД: познакомить детей с разными народами, населяющими нашу

страну, побуждать детей уважительно относится к культуре других народов.

Задачи ООД:

1.

Образовательная

область «Коммуникация»

-

совершенствовать

коммуникативные

навыки:

пополнение

и

активизация

словаря

на

тему традиции, обычаи, народные промыслы; учить детей позитивным

способам общения со сверстниками.

2.

Образовательная

область «Познание»

-

познакомить

детей

с

разными народами, их костюмами и народными играми. Побуждать

детей проявлять интерес к культуре разных народов.

3.

Образовательная

область «Социализация»

-

у ч и т ь

д е т е й

размышлять

над

нравственной

ценностью

культур

разных

народов;

формировать

положительное

отношение

к

себе

и

к

окружающим;

воспитывать умение уважать культуру других народов..

4.

Образовательная

область «Здоровье» -

сохранение

и

укрепление

зд о р о в ь я

д е т е й ,

п р ед у п р е ж д е н и е

у том л я е м о с т и

д е т е й ,

физкультминутка, постоянная смена деятельности.

5.

Образовательная область «Физическая культура» - формирование

у детей потребности в двигательной активности.

Предварительная работа: не предусмотрена.

Материалы: проекционное оборудование, презентация, мяч, корзина для

мяча, папаха, платок, куклы народов России, прищепки, карта России.

Методы:

- наглядный,

- словесный,

- метод имитации.

Приёмы:

- приём использования ТСО,

- рассказ, беседа,

- игровой приём.

2

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна,

сегодня я пришла к вам в гости, чтобы пообщаться, поиграть и рассказать

вам много нового и интересного.

На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Скажите,

как называется наша страна? (Россия)

Правильно. Сегодня мы будем беседовать о народах, которые живут в

России, но сначала я хочу прочитать вам стихотворение русского поэта

Владимира Степанова «Российская семья»

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

3

У нас у всех одна.

Воспитатель: Сегодня, я приглашаю вас отправится в путешествие, в

путешествие по нашей огромной стране Россия, чтобы увидеть, как живут

некоторые народы. И так отправляемся!

Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? Как здесь холодно!

(воспитатель показывает презентацию слайд с изображением природы

севера).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами на самом севере нашей

страны. А вы знаете, какие народы живут на севере России?

Ответы детей.

Воспитатель: Здесь живут коряки, мансы, ханты, якуты, коми и многие

другие.

Посмотрите, как они одеты. (Воспитатель показывает слайд с

изображением представителя народов севера в национальной одежде)

Воспитатель: Одежда у жителей севера очень тёплая. Как вы считаете,

почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Эти народы одеты в меховые штаны, меховую рубашку с

капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда каждого

народа украшена мехом и вышивкой.

Я вам предлагаю поиграть в национальную игру народов севера.

Игра «Ловкий оленевод» (см. приложение 1)

Педагог объясняет правила игры.

Воспитатель: Вам понравилась игра? А нам пора продолжить наше

путешествие. И где же мы оказались? Посмотрите, здесь жарко светит яркое

теплое солнышко. (Воспитатель показывает следующий слайд)

Ответы детей.

4

Воспитатель: Правильно мы с вами переместились на юг нашей Родины.

На юге нашей страны тоже живет много народностей: адыги, осетины,

лезгины и другие национальности. Это край высоких гор, бурных рек,

бескрайних пастбищ.

А люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые.

Как вы думаете, а во что одеваются местные жители?

Ответы детей.

Воспитатель: Одежду на юге России шьют из лёгкой хлопчатобумажной

и льняной ткани. Вся одежда с яркими рисунками, в которых преобладает

красный цвет. (Воспитатель показывает слайд). На голове мы видим,

национальный головной убор, который называется папаха, носят его

мужчины. У этих народов очень много интересных праздников, которые

сопровождаются веселыми национальными танцами и играми.

И я вам предлагаю поиграть в игру «Надень папаху» (см. приложение 2)

Педагог объясняет правила игры.

Воспитатель: Как весело мы играли! Но нам пора продолжать наше

путешествие (Воспитатель показывает слайд). Где же это мы?

Ответы детей.

Воспитатель: А оказались мы с вами в средней полосе России. Здесь

расположено много областей и республик, такие как Архангельская,

Вологодская, Ленинградская Новгородская, Псковская, Калининградская,

республика Татарстан, Мордовия, Чувашия и другие. Как вы думаете, а какая

здесь погода?

Ответы детей.

Воспитатель: Погода преобладает комфортная, зимой холодно, а летом

тепло. В средней полосе России живет множество народов. Их культура

тесно переплелась между собой.

Поэтому мы не можем с вами выделить один

из народов. Все они необычны и интересны. Национальные костюмы этих

народов тоже очень красивы и все дополнены разнообразными орнаментами

и узорами. Но я хотела бы вам показать русский народный костюм, обратите

5

внимание, одежда имела сложное декоративное оформление, где важную

роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с

малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам

творчества.

Воспитатель: Так же мы видим головной убор, как он называется?

Правильно, кокошник. Очень важная часть костюма. По нему в старину,

можно было многое узнать о человеке многое богат он или беден, замужем

или нет и иногда даже и количество детей. Замужние женщины прятали

волосы под кокошник (от слова «кокошь» – петух, кика или кичка, сорока).

На Руси, так раньше назвали нашу страну Россию, всегда любили

играть в народные игры. И я предлагаю вам поиграть в русскую народную

игру «Кукушка» (см. приложение 3).

Педагог объясняет правила игры.

Воспитатель: вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по

России. Мы познакомились с особенностями некоторых регионов нашей

страны, рассмотрели национальную одежду разных народов.

Педагог держит в руках карту России, рядом лежат прищепки, ребенок

отвечает на вопрос и прикрепляет прищепку к карте.

Вопросы:

Давайте вспомним, куда мы отправились в самом начале?

Какую одежду носят народы севера?

Из чего шьют одежду?

Почему он она должна быть теплой?

В какую игру народную игру народов севера мы играли?

Куда мы отправились потом, где тепло и светит яркое солнце?

Какой национальный головной убор носят мужчины народов юга

России?

В какую игру мы играли на юге России?

Кто вспомнит русский национальный женский головной убор?

Какая игра вам понравилась больше всего?

6

Где бы вы хотели побывать с вашими родителями и друзьями?

Воспитатель: посмотрите ребята, как много в нашей стране разных

народов, они, как и эти прищепки все разные, со своими обычаями и

традициями у каждого свой язык и наряд, но все они проживают в большой и

сильной стране Россия! Наше занятие подошло к концу, и на память о нашей

встречи я дарю вам каталог с национальными играми народ России, вы

сможете заглянуть в него и поиграть, как и мы с вами сегодня!

7

Приложение 1

«Ловкий оленевод»

Цель: учить бросать мяч в вертикальную цель, соблюдать правила игры,

развивать глазомер.

Материалы: корзина для мяча, мяч.

Правила игры: бросать мяч в цель можно только с условного

расстояния.

В стороне на площадке ставится фигура оленя (корзина для мяча).

Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 1,5-2 м.

Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него.

Приложение 2

«Надень папаху»

Цель: развитие координации движений, развивать умение

ориентироваться в пространстве, исключаю зрительный анализатор.

Материалы: папаха, стул, платок.

Правила игры: Ребёнок-джигит сидит на стуле. На 5-6 шагов от него

отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий

сориентировался, где тот сидит.

Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху.

Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на

джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют

за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются

другие дети. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны

помогать водящему, подсказывать ему.

8

Приложение 3

«Кукушка»

С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину

круга. Ему завязывают платком глаза.

Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в

заданном направлении, доставить детям радость.

Материалы: платок.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет.

Ты кукушка не зевай

Кто кукует отгадай.

Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто

будет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен

угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.

9



В раздел образования