Напоминание

Родительское собрание в 1 классе "Адаптация первоклассников в школе"


Автор: Пимонова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ№12
Населённый пункт: город Сургут, Тюменской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание в 1 классе "Адаптация первоклассников в школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Родительское собрание

по теме:"Адаптация первоклассника к школе"

Цель:

1.

Рассмотреть существующие проблемы адаптации первоклассников к школе;

обсудить пути их преодоления.

Задачи:

- Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.

- Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей,

активизировать родителей на их решение.

Материалы для собрания: Приглашение (1) анкета для родителей (Приложение2),

Памятка (Приложение 3), презентация

Ход собрания

1-ый слайд. Звучат песни “Первоклашка”, “Чему учат в школе”

(для позитивного настроя родителей)

Уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает,

что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно

заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот,

омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

Ваши дети проучились в школе I четверть. Послушаем, как они ответили на вопросы:

- Нравится ли вам здесь учиться?

Как вы будете учиться?

Легко ли получать знания и хорошо вести себя на уроках и переменах?

Включается видеозапись ответов детей.

Уважаемые родители. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и

ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в

физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе,

школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации

интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный

процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность

приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют

необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к

школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться. Мы,

взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье

каждого ребёнка.

2-ой слайд. Высказывания великих людей “Секреты воспитания и обучения”

1. Только тогда, когда педагоги и родители будут знать, что надо делать, они смогут

делать.

П. П. Блонский.

2. Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – задача первоначального

обучения. Всякий здоровый ребенок требует деятельности… Приучайте детей полюбить

свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении.

К. Д. Ушинский.

3. С самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и точ-

ным границам поведения.

А. С. Макаренко.

Выступление школьного психолога.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

1

При изучении адаптации детей к школе нами изучался характер поведения ребёнка в этих

трёх сферах. Анализ ваших, уважаемые родители, анкет и наши наблюдения за

первоклассниками показали, что 70% детей адаптировались к школе в течении первых

двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в

школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они

спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все

требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу

октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми

требованиями, и с новым режимом.

Около 17% детей имеют длительный период адаптации, период несоответствия их

поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения,

общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с

товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают

трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакция этих

детей становятся адекватными требованиям школы учителя.

Третья группа (13%) – дети, у которых социально – психологическая адаптация связана

со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, на

таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: “мешают работать в классе”,

“третируют детей”.

3.

Обсуждение проблемных ситуаций

А) Беседуют две мамы:

- Знаете, моя Ариша до школы ходила в детский сад, была весёлой, активной, знала буквы,

считала. В школе ей очень нравилось, было много друзей. Девочка быстро научилась

читать, охотно училась, но уже в первый месяц учёбы два раза болела. После этого

учительница отметила, что Ариша изменилась, стала вялой, неактивной, рассеянной,

появились ошибки в примерах, пропуски букв. Что делать, ума не приложу?

- Не волнуйтесь, просто ваша Арина стала лениться. Лучше позанимайтесь с ней

дополнительно.

- Но когда? Домой прихожу поздно, да и дочка устаёт после музыкальной школы.

- Ничего, поужинаете, а потом позанимаетесь.

Правильно ли поступают взрослые? Что посоветовать маме?

Родители обсуждают ситуацию.

Психолог обобщает. Очевидно, хорошо развитая, способная девочка была ослаблена

частыми простудными заболеваниями, учебная нагрузка и школьный режим оказались

тяжелы для её нервной системы. Стало нарастать утомление. Дополнительные занятия,

работа “через силу”, жёсткий “прессинг” мамы, огорчения тревоги вызвали ухудшение

физического и нервно-психического здоровья.

Что посоветовать маме? Скорректировать режим и вместе с учителем снизить учебную

нагрузку, дать “восстановиться” после болезни, успокоить девочку.

Состояние здоровья – один из основных факторов влияющих на длительность и

успешность процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тя-

желее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами,

неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической

сферы. У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость,

вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность;

наблюдаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. У части детей

отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод

внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.

Ситуация 2. Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:

2

а) Смотри, веди себя как следует.

б) Сегодня увидимся в … часов.

в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой.

Ситуация 3. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или

пластилин. Вы скажете:

а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу.

б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!

в) Вот твой учебник (дневник, пластилин)

Ситуация 4. Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите:

а) Что сегодня получил?

б) Что сегодня было интересного в школе?

в) Чему сегодня научился?

Ситуация 5. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:

а) Объясняете ему важность сна для его здоровья.

б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно)

в) Всегда в одно время, даже если со слезами.

Практикум – показ:

1. Правильная посадка за партой.

2. Упражнения для профилактики близорукости.

Слово учителя:

1. Ваши дети – наши мнение (рассказать об успехах в овладении школьной программой,

дисциплинированности, на что обратить внимание)

2. Работа с памяткой “Необходимые условия успешного обучения в школе (Родителям

предлагается прочитать текст памятки и выделить те пункты и советы, которые

используются ими и дают положительные результаты. Если в семье выполняется данное

правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, не

выполняется – синего. Педагог подчёркивает значимость этих правил, выражает надежду,

что все родители будут ими руководствоваться).

Слово-эстафета.

Родители должны продолжить начатое ведущим предложение: “Мой ребёнок лучше

адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”, при этом будут передавать

мяч.

Слово учителю: Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:

достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий

уровень произвольного внимания, воля и другие качества;

возраст начала систематического обучения – 6,5 лет;

рациональная организация учебных занятий (4 урока по 35 минут, 20-ти минутные

перемены), рациональный режим дня (регламентированное время подготовки

домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание,

достаточный по продолжительности сон).

Решение родительского собрания.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе: 1.

Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их

поведении, изменения их работоспособности, сообщать об этом учителю

2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что

учебные успехи могут быть, на данном этапе, нестабильными..

3. Стараться быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся

ситуации.

4. Работать над развитием памяти, речи, внимания, мышления, усидчивости.

5. Всегда обращать внимание на осанку детей во время занятий.

3

В действии – профилактические меры по сохранению зрения.

Оборудовать уголок школьника.

Рефлексия.

Уважаемые родители!

Что побудило Вас прийти на собрание:

а) дисциплинированность;

б) интерес к поднятой теме;

в) просьба ребёнка;

г) уважение к педагогам;

д) любопытство;

е) текст приглашения;

ж) личное участие в подготовке к собранию;

- Было ли у Вас желание участвовать в разговоре?

- Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения этого

собрания.

Благодарим Вас за помощь и участие в собрании.!

4



В раздел образования