Автор: Мельникова Лилия Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ "ЦППМСП"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Основы работы в песочной терапии
Тема: Песочная терапия
Раздел: дополнительное образование
Основы работы в песочной терапии
Метод песочной терапии—это предвербальный метод, который преимущественно
работает с предвербальными процессами, глубокими архаическими слоями психики, с
тем, что мы не можем пробудить словом, происходит более глубокое прорабатывание.
Первый шаг—это сказать себе—этот опыт, который переживает человек, очень
хрупкий
и
одновременно
мощный
и
первоначально
он
не
объясним.
Надо
дать
возможность побыть в состоянии не понимания. Как невербальный метод, он пробуждает
чувства,
которые
в
глубине
лежат,
их
может
быть
невозможно
описать,
не
интерпретированные бетта- переживания. С обозначения места, куда он движется и что
тут понимаемого—это меньше всего нужно человеку, ему не надо, чтобы ему рассказали,
что он тут сделал.
На 1 этапе используется очень мало предметов .
Это
творческий
акт
сопереживания,
присутствия
рядом,
создание
защищающей
атмосферы, но не более. Метафора безопасного пространства ( safe place). Вопросы и
комментарии сильно мешают. Не нужно спешить с интерпретациями. В такой момент
человек не готов обозначить переживание в слове. Важно, чтобы чувства могли быть
выражены здесь, теми средствами, которые есть.
Теория. Этапы работы на сессии.
Контакт с песком и строительство мира. Терапевт может задавать некоторые вопросы,
которые несут характер знакомства.
А что это для вас? Какие чувства? Что здесь
происходит? Что приятно/неприятно? ( вопросы для взрослых). С детьми вопросы---как
некоторая
игра
в
песке,
можно
продолжить
ситуацию
взаимоотношений,
которые
существуют,
прямо
в
песочнице.
На
этом
фактически
заканчивается
сам
сеанс.
Или
человек
строит,
или
он
еще
разговаривает,
могут
обсуждаться
актуальные
вопросы.
Сначала всегда строится песок и часть времени уходит на игру.
Человек никогда не разрушает свою собственную песочную картину, сам терапевт
берет на себя ответственность в этом разрушении, позволяя человеку сохранить часть
этого
опыта
не
разрушенным.
Демонтаж
мира.
Если
картинки
сохраняются
как
фотографии, об этом надо предупреждать клиентов.
Песочная
композиция
фотографируется
или
зарисовывается
(
лоток
делится
на
16
фрагментов)
Этапы анализа песочной композиции с клиентом.
Первый этап—это работа с непосредственными ощущениями, переживаниями, но это не
является интерпретацией ( не нахождение символа и поиск его значений). Важно дать
возможность чувствам выразиться. Первый этап должен быть свободным. Можно начать
обсуждать тот фрагмент, вокруг которого у клиента вопросы—можно начать кружить.
Второй этап наступает позже, когда композиций несколько и они прожиты, приняты.
Есть возможность вокруг композиции потанцевать, поиграть с различными символами.
Это возможно, когда картина стала уже частью внутреннего мира, когда человек вобрал ее
в себя. Интерпретация—это расчленение на части, но это невозможно, если нет чего-то
целого.
Со взрослыми есть возможность вводить интерпретацию в работе с фото, как правило,
это протяженный процесс. Это важный момент, который создает возможность внимания к
символике.
К
фото
первого
песка
может
быть
больше
интерпретаций,
чем
к
фото
последнего песка.
С детьми все это обсуждается на другом уровне. Что ты построил? Что тебе
больше всего нравится? А потом к концу терапии готовите альбом и отдаете фото клиенту.
Как правило все дети хотят фотографий( важное эмоциональное переживание)---это факт
личного пространства клиента.
Анализ песочной композиции. Как интерпретировать песочную композицию.
Примерная схема:
1) Фигурки разбиваются на несколько групп, кому-то это нужно, какое значение это все
несет. Они важны по определенному смыслу. Анализ центральной фигуры.
2) Символизм фигурок, песка и воды. Важно индивидуальное символическое значение
(
ассоциации
и
понимание
клиента—значение,
которое
приписывает
клиент
и
функциональное значение) и коллективное значение ( культурное). Вы можете предлагать
свои ассоциации клиенту.
3) Разделения на квадраты –топологическая схема—расположение.
4)
Порядок
использования
фигур
(
первая
фигура,
фигура,
которая
наиболее
часто
переставлялась).
5) Анализ серий картин ( показ динамики)
6)
Определить,
где
ресурс
в
песочнице
и
где
сосредоточена
проблема.
Где
это
в
композиции и что это значит.
7) Куда двигаться в этой композиции. Как сдвинуть ситуацию.
8) Если в центре композиции что-то есть, интерпретируется обратной стороной, углы
смещаются. Реальная ситуация, в центре – эго.
9) Определяем, что происходит. Как разрешается ситуация. Кто может помочь.
10) Смотрим центр и смотрим границы
11) Смотрим: сколько животных олицетворяющих инстинкты. Какие животные, их число
12) Смотрим как персонажи повернуты, куда смотрят. Развернуты ли они в центр или есть
несколько замкнутых сцен.
13)Обращаем внимание на количество персонажей. Чем больше персонажей, тем больше
обращенность в мир.
Реальный отец воздух архетипич.отец
Бессознательное ЭГО коллективное
Неосознанное социальное
Архетип.мать земля реальная мать
Все
природные
материалы
отражают
первичные
отношения
и
их
можно
так
и
описывать.
Интерпретация :
Первое впечатление, ощущение ( непосредственное). Его важно зафиксировать,
дальше начинаем пользоваться разными способами
Важно определить, как человек строил, где его верх, низ. Песочница может быть на
ножках
или
на
колесиках. Н и з ---связан
с
миром
материнским,
реальным,
непосредственным. Верх ---связан
с
миром
духовным,
нематериальным,
идеи,
фантазии. Человек как бы строит картину от себя---значит от строит мир для мира.
В мире фантазий—все утяжеленное---выворачивает мир наружу, строит не для
себя, а для другого. Его потребности где-то далеко, он вынужден подстраиваться,
искать те возможности, которые удовлетворяют их потребности. Низ связан с
матерью (женское—это грубая материя, женщина ближе к земле, мать-земля). Верх
связан с отцом (Бог-отец, все, что духовное).
Встреча материи и духа рождает третье пространство---творчество. Важно, куда
материи друг в друга проникают. Важно понять, что это для ребенка.
Можно использовать такое наложение на квадрат:
Лево низ---в этом углу все
начинается, начало-начал—архитипическая часть. Коллективный образ матери—
мать-матерей. Архитипическая мать. Право низ---угол реальной матери, чувства,
связанные с реальной матерью. Лево верх---угол реального отца. Право верх—
угол архитипического отца. Это понимание отца как бога, закона, принципа. Это
что-то духовное. Высокое, стремление к некоторой интегративной деятельности,
это
открытие
бога
в
самом
себе.
Движение
самости—принцип
развития,
от
рождения в утробе, поиск признания. Выход на новые ступени. Откат от внешнего
признания и поиск внутренней фигуры. Архитипическая мать—темнота, которая
убаюкивает.
Комплекс—эмоционально
нагруженный
архитип,
положительная
сторона
вытеснена
в
бессознательное.
Фактически
человек
прорабатывает
комплексы,
фрагменты
внутреннего
мира,
которые
заряжены
и
могут
быть
в
контакте. Правая сторона связана с будущим. Левая—с прошлым. В песочнице
может быть 3-х мерное измерение, использоваться понятие глубины и высоты.
Трехмерный объем имеет отношение к центральному образу и символу в жизни
человека.
Эго-позиция в социальной жизни и что-то имеет социальное значение. А что-то
имеет глубокий самостный смысл. Как правило это чувствуется по картине. Такая
картина может сильно менять состояние человека. Появляется много энергии у
терапевта и клиента. Это может принимать различные лики : положительного и
ужасного.
(
образы—круги,
мандалы,
лица,
озера,
дом).
Тогда
конструкция
переворачивается. Линия развития переворачивается. Линия развития сверху вниз:
человек не из себя прорастает наружу, а из мира уйти и прорасти внутри ( лево с
правым меняется). Линия развития больше на прошлое направлено. Для человека
важны не сознательные установки, а приобретение внутреннего благополучия.
Линия из будущего в прошлое. Карта для терапевта становится ненужной потом.
Отец и мать не существуют отдельно, принципы, которые существуют в 1 человеке
(фигуры Анимы и Анимуса, которые могут актуализироваться в данный момент).
Использование песочницы помогает ярко отбражать этапы: рождение, символику
материнского объекта
(холмы, пещеры, ходы, желание углубиться)., мужская
символика (башни, камни, скалы). Часто люди используют большое количество
зелени, листьев, травы, ее надо им предоставлять в кабинете. Это часто говорит о
присутствии
витальности,
жизненности
(это
может,
однако,
выполнять
компенсирующую роль---нехватка в жизни и восполнение на сеансе, но может быть
дополняющим—отражать то, что у человека есть).
Все способы работы с песком можно классифицировать:
Стряпание. Печение пирожков, куличиков. Должны быть у терапевта формочки. Это
создание реальных форм, песок играет роль теста-материала, из которого можно что-то
делать.
Куличики—подарок
и
жертвоприношение,
отражают
эти
аспекты.
(
есть
традиции на различные праздники печь куличи—пасха, поминки).
Движение, выраженное в песке, линии, волнистые, вокруг, дорожки—рисование на
песке. Это отражает связь с архетипом пути, возможность обсуждения целей, задач
( п р и м е р н о
т е
ж е ,
ч т о
и
в
р и с у н к е
с п о с о б ы
и н т е р п р е т а ц и и ) .
Открытая
чаша---принятие,
довольствие,
что-то
может
содержать,
если
линии
правильные. Округлые—может символизировать гармонию, любовь.
В одном
исследовании людей просили нарисовать три базисных чувства: любовь, злость и
страх. Любовь была нарисована таким же образом.
Холмы в другую сторону, чаша вниз---интровертность, большая закрытость, защита
Плавные нисходящии линии---- метафора печали, спада.
Линии, стремительно поднимающиеся вверх---динамичность, развитие.
Волнистые линии---волнение, может быть тоже символом развития, в зависимости
куда они идут вверх или вниз.
Штрихованый забор---тревога, агрессия, неистовство, страх.
Спирали—развитие, поиск себя, некоторое движение к какой-то точке.
Архитип Пути---может выражаться: 1. прямые линии к точной цели
(конкретный
жизненный социальный путь) 2. большой бесконечный путь, который не ограничен
какой-то целью.
Фигура спирали. Воронки может иметь не только положительный смысл развития, это
и символ страха, разрушения, засасывания, воронка, омут—могут быть связаны с
этапом переживания травматического события.
Буравчик
спирали
может
закручиваться
в
разные
стороны.
Важно
как
нарисован
буравчик—это может быть и углубление и возвышение. Это еще и метафора улитки,
метафора дома ( есть несколько мифов про улиткин дом—метафора всеобщего дома).
К ру г –завершенность,
целостность,
цикличность,
повторяемость
(
могут
быть
и
негативные чувства). Это символ единения противоположностей, мужского и женского,
света
и
тьмы.
Это
и
метафора
символа—соединение
2-х
частей. Sumbola---
разделенный на 2 части круг. Кругов может быть много, а может быть 1 –важный,
центральный.
Это
важный
символ,
может
много
отдавать,
рождать
ощущение
гармоничности.
Это
и
природный
принцип
нашей
жизни,
организации
нашего
организма. 4 составляющих, 4 времени года. Цикличность в психики—единство жизни
и смерти. Эти процессы происходят постоянно. Во всех мифах цикличность отражена.
Миф о Персифоне, Дионисе, религиозные системы—это имеет мощное значение.
Овал—озера
так
изображаются,
глаза,
камни-идолы.
Это
тоже
символ
самостной
фигуры,
некоторого
гармоничного
состояния,
завершенности,
целостности.
Часто
вызывает ассоциации с движением вселенной, некоторые космические траектории.
Треугольник,
пирамида
- напряжение, это говорит о неустойчивости, связанной с
активностью, напряжением, выбросом, ситуация развития, движения.
Квадрат---устойчивая, стабильная, статическая, завершенная фигура, ригидная. Это
связано с достижением равновесия. Это и статическое состояние. Он не пластичен. Он
часто появляется тогда, когда появляется стагнация, болотистое состояние. Квадрат
отражает и потребность в устойчивости, наличии границ, а прямоугольник вызывает
напряжение и желание действовать.
Круги и спирали---больше ассоциируются с материнским, животом, утробой , маткой
Четырехугольники и овалы---могут символизировать фаллические фигуры, связанные
с движением, проникновением.
Прочерчивание полос вертикальных на песке или с помощью каких-то предметов---это
стремление
к
устойчивости,
порядку,
равновесию.
Например
матка
с
длинной
пуповиной.
У
детей
часто
освобождается
округлое
место
и
помещаются
туда
значимые фигуры.
Подкова---символ, не совсем закрыта.
Капать мокрым песком-----это символическое некоторое действие. Так можно делать
шпили, устремленные вверх—желание соединить глубину с вершинными духовными,
открытыми, фантазирующими слоями. Наверное, море эти вещи провоцирует, т.к. в
условиях кабинета это бывает редко.
Горы
с
пещерой----способ
соединить
2
противоположных
мира.
Стремление
к
действию , новым открытиям, победам ( гора). Могут быть различные ходы, тоннели,
ямы, кратеры вулканов. У маленьких детей чаще –это ходы. Это отражает ранний опыт
переживания, прохождения через родовые пути, исследовательский интерес. Желание
погрузиться и докопаться до сути вещей. Там можно что-то прятать ( иногда тайно).
Дети знают, что кто-то найдет ( как игры с секретиками). Метафора внутренних
сокровищ—они есть внутри, приятно, что секрет найден, но пусть он постарается.
Много вещей надо привлекать как сокровища ( игрушки) в терапии
камни, бусины и
т.д.). Дети и взрослые часто называют композиции.
Идея отпечатка—след в истории. Это отражено в самой сути песочной терапии.