Напоминание

Песочная терапия


Автор: Мельникова Лилия Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ "ЦППМСП"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Основы работы в песочной терапии
Тема: Песочная терапия
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основы работы в песочной терапии

Метод песочной терапии—это предвербальный метод, который преимущественно

работает с предвербальными процессами, глубокими архаическими слоями психики, с

тем, что мы не можем пробудить словом, происходит более глубокое прорабатывание.

Первый шаг—это сказать себе—этот опыт, который переживает человек, очень

хрупкий

и

одновременно

мощный

и

первоначально

он

не

объясним.

Надо

дать

возможность побыть в состоянии не понимания. Как невербальный метод, он пробуждает

чувства,

которые

в

глубине

лежат,

их

может

быть

невозможно

описать,

не

интерпретированные бетта- переживания. С обозначения места, куда он движется и что

тут понимаемого—это меньше всего нужно человеку, ему не надо, чтобы ему рассказали,

что он тут сделал.

На 1 этапе используется очень мало предметов .

Это

творческий

акт

сопереживания,

присутствия

рядом,

создание

защищающей

атмосферы, но не более. Метафора безопасного пространства ( safe place). Вопросы и

комментарии сильно мешают. Не нужно спешить с интерпретациями. В такой момент

человек не готов обозначить переживание в слове. Важно, чтобы чувства могли быть

выражены здесь, теми средствами, которые есть.

Теория. Этапы работы на сессии.

Контакт с песком и строительство мира. Терапевт может задавать некоторые вопросы,

которые несут характер знакомства.

А что это для вас? Какие чувства? Что здесь

происходит? Что приятно/неприятно? ( вопросы для взрослых). С детьми вопросы---как

некоторая

игра

в

песке,

можно

продолжить

ситуацию

взаимоотношений,

которые

существуют,

прямо

в

песочнице.

На

этом

фактически

заканчивается

сам

сеанс.

Или

человек

строит,

или

он

еще

разговаривает,

могут

обсуждаться

актуальные

вопросы.

Сначала всегда строится песок и часть времени уходит на игру.

Человек никогда не разрушает свою собственную песочную картину, сам терапевт

берет на себя ответственность в этом разрушении, позволяя человеку сохранить часть

этого

опыта

не

разрушенным.

Демонтаж

мира.

Если

картинки

сохраняются

как

фотографии, об этом надо предупреждать клиентов.

Песочная

композиция

фотографируется

или

зарисовывается

(

лоток

делится

на

16

фрагментов)

Этапы анализа песочной композиции с клиентом.

Первый этап—это работа с непосредственными ощущениями, переживаниями, но это не

является интерпретацией ( не нахождение символа и поиск его значений). Важно дать

возможность чувствам выразиться. Первый этап должен быть свободным. Можно начать

обсуждать тот фрагмент, вокруг которого у клиента вопросы—можно начать кружить.

Второй этап наступает позже, когда композиций несколько и они прожиты, приняты.

Есть возможность вокруг композиции потанцевать, поиграть с различными символами.

Это возможно, когда картина стала уже частью внутреннего мира, когда человек вобрал ее

в себя. Интерпретация—это расчленение на части, но это невозможно, если нет чего-то

целого.

Со взрослыми есть возможность вводить интерпретацию в работе с фото, как правило,

это протяженный процесс. Это важный момент, который создает возможность внимания к

символике.

К

фото

первого

песка

может

быть

больше

интерпретаций,

чем

к

фото

последнего песка.

С детьми все это обсуждается на другом уровне. Что ты построил? Что тебе

больше всего нравится? А потом к концу терапии готовите альбом и отдаете фото клиенту.

Как правило все дети хотят фотографий( важное эмоциональное переживание)---это факт

личного пространства клиента.

Анализ песочной композиции. Как интерпретировать песочную композицию.

Примерная схема:

1) Фигурки разбиваются на несколько групп, кому-то это нужно, какое значение это все

несет. Они важны по определенному смыслу. Анализ центральной фигуры.

2) Символизм фигурок, песка и воды. Важно индивидуальное символическое значение

(

ассоциации

и

понимание

клиента—значение,

которое

приписывает

клиент

и

функциональное значение) и коллективное значение ( культурное). Вы можете предлагать

свои ассоциации клиенту.

3) Разделения на квадраты –топологическая схема—расположение.

4)

Порядок

использования

фигур

(

первая

фигура,

фигура,

которая

наиболее

часто

переставлялась).

5) Анализ серий картин ( показ динамики)

6)

Определить,

где

ресурс

в

песочнице

и

где

сосредоточена

проблема.

Где

это

в

композиции и что это значит.

7) Куда двигаться в этой композиции. Как сдвинуть ситуацию.

8) Если в центре композиции что-то есть, интерпретируется обратной стороной, углы

смещаются. Реальная ситуация, в центре – эго.

9) Определяем, что происходит. Как разрешается ситуация. Кто может помочь.

10) Смотрим центр и смотрим границы

11) Смотрим: сколько животных олицетворяющих инстинкты. Какие животные, их число

12) Смотрим как персонажи повернуты, куда смотрят. Развернуты ли они в центр или есть

несколько замкнутых сцен.

13)Обращаем внимание на количество персонажей. Чем больше персонажей, тем больше

обращенность в мир.

Реальный отец воздух архетипич.отец

Бессознательное ЭГО коллективное

Неосознанное социальное

Архетип.мать земля реальная мать

Все

природные

материалы

отражают

первичные

отношения

и

их

можно

так

и

описывать.

Интерпретация :

Первое впечатление, ощущение ( непосредственное). Его важно зафиксировать,

дальше начинаем пользоваться разными способами

Важно определить, как человек строил, где его верх, низ. Песочница может быть на

ножках

или

на

колесиках. Н и з ---связан

с

миром

материнским,

реальным,

непосредственным. Верх ---связан

с

миром

духовным,

нематериальным,

идеи,

фантазии. Человек как бы строит картину от себя---значит от строит мир для мира.

В мире фантазий—все утяжеленное---выворачивает мир наружу, строит не для

себя, а для другого. Его потребности где-то далеко, он вынужден подстраиваться,

искать те возможности, которые удовлетворяют их потребности. Низ связан с

матерью (женское—это грубая материя, женщина ближе к земле, мать-земля). Верх

связан с отцом (Бог-отец, все, что духовное).

Встреча материи и духа рождает третье пространство---творчество. Важно, куда

материи друг в друга проникают. Важно понять, что это для ребенка.

Можно использовать такое наложение на квадрат:

Лево низ---в этом углу все

начинается, начало-начал—архитипическая часть. Коллективный образ матери—

мать-матерей. Архитипическая мать. Право низ---угол реальной матери, чувства,

связанные с реальной матерью. Лево верх---угол реального отца. Право верх

угол архитипического отца. Это понимание отца как бога, закона, принципа. Это

что-то духовное. Высокое, стремление к некоторой интегративной деятельности,

это

открытие

бога

в

самом

себе.

Движение

самости—принцип

развития,

от

рождения в утробе, поиск признания. Выход на новые ступени. Откат от внешнего

признания и поиск внутренней фигуры. Архитипическая мать—темнота, которая

убаюкивает.

Комплекс—эмоционально

нагруженный

архитип,

положительная

сторона

вытеснена

в

бессознательное.

Фактически

человек

прорабатывает

комплексы,

фрагменты

внутреннего

мира,

которые

заряжены

и

могут

быть

в

контакте. Правая сторона связана с будущим. Левая—с прошлым. В песочнице

может быть 3-х мерное измерение, использоваться понятие глубины и высоты.

Трехмерный объем имеет отношение к центральному образу и символу в жизни

человека.

Эго-позиция в социальной жизни и что-то имеет социальное значение. А что-то

имеет глубокий самостный смысл. Как правило это чувствуется по картине. Такая

картина может сильно менять состояние человека. Появляется много энергии у

терапевта и клиента. Это может принимать различные лики : положительного и

ужасного.

(

образы—круги,

мандалы,

лица,

озера,

дом).

Тогда

конструкция

переворачивается. Линия развития переворачивается. Линия развития сверху вниз:

человек не из себя прорастает наружу, а из мира уйти и прорасти внутри ( лево с

правым меняется). Линия развития больше на прошлое направлено. Для человека

важны не сознательные установки, а приобретение внутреннего благополучия.

Линия из будущего в прошлое. Карта для терапевта становится ненужной потом.

Отец и мать не существуют отдельно, принципы, которые существуют в 1 человеке

(фигуры Анимы и Анимуса, которые могут актуализироваться в данный момент).

Использование песочницы помогает ярко отбражать этапы: рождение, символику

материнского объекта

(холмы, пещеры, ходы, желание углубиться)., мужская

символика (башни, камни, скалы). Часто люди используют большое количество

зелени, листьев, травы, ее надо им предоставлять в кабинете. Это часто говорит о

присутствии

витальности,

жизненности

(это

может,

однако,

выполнять

компенсирующую роль---нехватка в жизни и восполнение на сеансе, но может быть

дополняющим—отражать то, что у человека есть).

Все способы работы с песком можно классифицировать:

Стряпание. Печение пирожков, куличиков. Должны быть у терапевта формочки. Это

создание реальных форм, песок играет роль теста-материала, из которого можно что-то

делать.

Куличики—подарок

и

жертвоприношение,

отражают

эти

аспекты.

(

есть

традиции на различные праздники печь куличи—пасха, поминки).

Движение, выраженное в песке, линии, волнистые, вокруг, дорожки—рисование на

песке. Это отражает связь с архетипом пути, возможность обсуждения целей, задач

( п р и м е р н о

т е

ж е ,

ч т о

и

в

р и с у н к е

с п о с о б ы

и н т е р п р е т а ц и и ) .

Открытая

чаша---принятие,

довольствие,

что-то

может

содержать,

если

линии

правильные. Округлые—может символизировать гармонию, любовь.

В одном

исследовании людей просили нарисовать три базисных чувства: любовь, злость и

страх. Любовь была нарисована таким же образом.

Холмы в другую сторону, чаша вниз---интровертность, большая закрытость, защита

Плавные нисходящии линии---- метафора печали, спада.

Линии, стремительно поднимающиеся вверх---динамичность, развитие.

Волнистые линии---волнение, может быть тоже символом развития, в зависимости

куда они идут вверх или вниз.

Штрихованый забор---тревога, агрессия, неистовство, страх.

Спирали—развитие, поиск себя, некоторое движение к какой-то точке.

Архитип Пути---может выражаться: 1. прямые линии к точной цели

(конкретный

жизненный социальный путь) 2. большой бесконечный путь, который не ограничен

какой-то целью.

Фигура спирали. Воронки может иметь не только положительный смысл развития, это

и символ страха, разрушения, засасывания, воронка, омут—могут быть связаны с

этапом переживания травматического события.

Буравчик

спирали

может

закручиваться

в

разные

стороны.

Важно

как

нарисован

буравчик—это может быть и углубление и возвышение. Это еще и метафора улитки,

метафора дома ( есть несколько мифов про улиткин дом—метафора всеобщего дома).

К ру г –завершенность,

целостность,

цикличность,

повторяемость

(

могут

быть

и

негативные чувства). Это символ единения противоположностей, мужского и женского,

света

и

тьмы.

Это

и

метафора

символа—соединение

2-х

частей. Sumbola---

разделенный на 2 части круг. Кругов может быть много, а может быть 1 –важный,

центральный.

Это

важный

символ,

может

много

отдавать,

рождать

ощущение

гармоничности.

Это

и

природный

принцип

нашей

жизни,

организации

нашего

организма. 4 составляющих, 4 времени года. Цикличность в психики—единство жизни

и смерти. Эти процессы происходят постоянно. Во всех мифах цикличность отражена.

Миф о Персифоне, Дионисе, религиозные системы—это имеет мощное значение.

Овал—озера

так

изображаются,

глаза,

камни-идолы.

Это

тоже

символ

самостной

фигуры,

некоторого

гармоничного

состояния,

завершенности,

целостности.

Часто

вызывает ассоциации с движением вселенной, некоторые космические траектории.

Треугольник,

пирамида

- напряжение, это говорит о неустойчивости, связанной с

активностью, напряжением, выбросом, ситуация развития, движения.

Квадрат---устойчивая, стабильная, статическая, завершенная фигура, ригидная. Это

связано с достижением равновесия. Это и статическое состояние. Он не пластичен. Он

часто появляется тогда, когда появляется стагнация, болотистое состояние. Квадрат

отражает и потребность в устойчивости, наличии границ, а прямоугольник вызывает

напряжение и желание действовать.

Круги и спирали---больше ассоциируются с материнским, животом, утробой , маткой

Четырехугольники и овалы---могут символизировать фаллические фигуры, связанные

с движением, проникновением.

Прочерчивание полос вертикальных на песке или с помощью каких-то предметов---это

стремление

к

устойчивости,

порядку,

равновесию.

Например

матка

с

длинной

пуповиной.

У

детей

часто

освобождается

округлое

место

и

помещаются

туда

значимые фигуры.

Подкова---символ, не совсем закрыта.

Капать мокрым песком-----это символическое некоторое действие. Так можно делать

шпили, устремленные вверх—желание соединить глубину с вершинными духовными,

открытыми, фантазирующими слоями. Наверное, море эти вещи провоцирует, т.к. в

условиях кабинета это бывает редко.

Горы

с

пещерой----способ

соединить

2

противоположных

мира.

Стремление

к

действию , новым открытиям, победам ( гора). Могут быть различные ходы, тоннели,

ямы, кратеры вулканов. У маленьких детей чаще –это ходы. Это отражает ранний опыт

переживания, прохождения через родовые пути, исследовательский интерес. Желание

погрузиться и докопаться до сути вещей. Там можно что-то прятать ( иногда тайно).

Дети знают, что кто-то найдет ( как игры с секретиками). Метафора внутренних

сокровищ—они есть внутри, приятно, что секрет найден, но пусть он постарается.

Много вещей надо привлекать как сокровища ( игрушки) в терапии

камни, бусины и

т.д.). Дети и взрослые часто называют композиции.

Идея отпечатка—след в истории. Это отражено в самой сути песочной терапии.



В раздел образования