Напоминание

"Роль семьи в социально-нравственном развитии ребенка"


Автор: Желонова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1998
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи в социально-нравственном развитии ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль семьи в социально-нравственном развитии ребенка

Cемья - одно из понятий, которое не изменяло своего значения на

протяжении многих веков. B современном понимании семья – это социальная

группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой

связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по

взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной

ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена

потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

B семье закладываются основы развития личности, физического,

нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие

жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная

направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие

мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и

эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект.

Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и

качества.

B семье ребенок приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями,

способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье

он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями,

представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся.

Mировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их

повседневных рассуждениях и поступках.

Роль семьи в воспитании ребёнка,

безусловно, ведущая. Именно семья является главным институтом воспитания.

Ведь все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю

оставшуюся жизнь.

Pоль семьи в качестве института воспитания обуславливается еще и тем, что

значительную часть своей жизни ребенок находится в ней. Поэтому по

длительности воздействия на личность с семьей вряд ли можно сравнить какие-

либо другие институты воспитания. Ведь именно в ней закладываются основы

личности ребенка. Поэтому к моменту своего поступления в школу он

сформировался как личность уже более чем наполовину.

Cтоит отметить, что семья может оказывать не только положительное, но и

отрицательное влияние на воспитание (такова разноплановая роль семьи в

воспитании ребёнка).

Eсли говорить о положительном воздействии на личность, то никто не будет

относиться к ребенку лучше, чем его семья (брат, сестра, дедушка, бабушка, мать,

отец). Hо с другой стороны, ни один социальный институт не может настолько

сильно навредить воспитанию ребенка, чем его собственная семья. Ведь семья

представляет собой своего рода коллектив, который в воспитании ребенка играет

важнейшую, основную и долговременную роль.

Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей.

Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя

роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс

неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно

формирует у своих детей подобный тип поведения. Поэтому в каждой семье

должен возникать вопрос о том, каким образом можно свести к минимуму

отрицательные влияния на воспитание детей, а вместе с этим максимизировать

положительные. Сделать этого будет намного проще, если заранее определить все

социально-психологические факторы данной семьи. Достижение не только

духовного единения между детьми и родителями, но и нравственной связи – это

самое главное в воспитании.

Надо сказать, что именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения,

получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать

в тех или иных ситуациях - такова роль семьи в воспитании ребёнка. Поэтому так

важно подкреплять конкретными примерами то, чему вы учите своего ребенка. Он

непременно должен видеть, что теория и практика у взрослых не расходятся

между собой. К примеру, ребенок, которому папа и мама постоянно твердили, что

врать нехорошо, вдруг замечает, что сами они от этого правила отступают.

Многие родители в своих детях видят именно свое продолжение, а также

реализацию определенных идеалов и установок. И отступить от них бывает очень

трудно.

Pазличные подходы к воспитанию детей могут послужить причиной

возникновения конфликтных ситуаций между родителями. Для начала нужно

найти общее решение. В том случае, если нужно пойти на компромисс, то

удовлетворены должны быть основные требования обеих сторон. Если один из

родителей принимает какое-либо решение, то ни в коем случае не должен

забывать о позиции второго. Сам ребенок не должен видеть противоречий в

позициях своих родителей. Одним словом, не нужно при ребенке обсуждать такие

вопросы. Ведь всем известно, как дети могут быстро «схватывать» сказанное.

Принимая какое-либо решение, родители, в первую очередь, должны думать об

интересах ребенка, а не о своих собственных.

Mожно выделить следующие принципы общения у детей и взрослых, в чём

проявляется положительная роль семьи в воспитании ребёнка:

1) Принятие ребенка. То есть родители должны принимать его таким, какой он

есть.

2) Эмпатия (или cопереживание). В данном случае на проблемы взрослый смотрит

глазами ребенка, принимая его позицию.

3)Конгруэнтность. Ко всему происходящему взрослый относится весьма

адекватно.

Cтоит отметить, что своего ребенка родители должны любить не за что-то. И

неважно, что он не умен или некрасив, что на него постоянно жалуются соседи.

То есть это безусловная любовь. Однако бывает и так, что родители любят своего

ребенка только тогда, когда он хорошо себя ведет, прилежно учится или

полностью соответствует их ожиданиям. И стоит ему перестать удовлетворять их

потребностям, как отношение к нему изменяется в самую худшую сторону. В этом

случае ребенок перестает чувствовать эмоциональную безопасность, не уверен в

своих родителях. Это обусловленная любовь.

Иногда ребенок вообще не принимается собственными родителями. То есть им он

совершенно безразличен. В некоторых случаях он просто отвергается ими. К

примеру, если это семья алкоголиков. Однако, даже живя в благополучной семье,

можно быть нелюбимым родителями.

Актуальные проблемы воспитания детей в семье остро ощущаются в наши

дни, когда объективно возрастает роль семьи в нравственном развитии личности.

Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, но и круг

близких людей.

Проблему нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном

возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда

“сердца открыты для добродетели”.

Известно, что основой нравственного воспитания является культура

общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет

ребенок, в которой происходит становление и развитие. Наша цель, как педагогов,

обеспечить тесный контакт родителей и педагогов в решении основной задачи

нравственного воспитания дошкольника, задать правильное направление

родителям, помочь с возникающими вопросами, ведь семейное воздействие на

детей уникально. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все

стороны формирующейся личности и продолжается многие годы. Это воздействие

основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных

отношениях детей и родителей между собой. B процессе семейного общения

передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и

поведения.

Закладывая первооснову социально-нравственного воспитания личности

ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою

очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм

общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды.

Список использованной литературы.

1.

Потаповская

О.М.

Педагогическое

сопровождение

семьи

в

вопросах

духовно-нравственного воспитания детей ..

2.

Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.

3.

. Антонов А.И. Микросоциология семьи.- М., 2005



В раздел образования