Автор: Желонова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1998
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи в социально-нравственном развитии ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Роль семьи в социально-нравственном развитии ребенка
Cемья - одно из понятий, которое не изменяло своего значения на
протяжении многих веков. B современном понимании семья – это социальная
группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой
связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по
взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена
потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
B семье закладываются основы развития личности, физического,
нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие
жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная
направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие
мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и
эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект.
Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и
качества.
B семье ребенок приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями,
способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье
он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями,
представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся.
Mировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их
повседневных рассуждениях и поступках.
Роль семьи в воспитании ребёнка,
безусловно, ведущая. Именно семья является главным институтом воспитания.
Ведь все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю
оставшуюся жизнь.
Pоль семьи в качестве института воспитания обуславливается еще и тем, что
значительную часть своей жизни ребенок находится в ней. Поэтому по
длительности воздействия на личность с семьей вряд ли можно сравнить какие-
либо другие институты воспитания. Ведь именно в ней закладываются основы
личности ребенка. Поэтому к моменту своего поступления в школу он
сформировался как личность уже более чем наполовину.
Cтоит отметить, что семья может оказывать не только положительное, но и
отрицательное влияние на воспитание (такова разноплановая роль семьи в
воспитании ребёнка).
Eсли говорить о положительном воздействии на личность, то никто не будет
относиться к ребенку лучше, чем его семья (брат, сестра, дедушка, бабушка, мать,
отец). Hо с другой стороны, ни один социальный институт не может настолько
сильно навредить воспитанию ребенка, чем его собственная семья. Ведь семья
представляет собой своего рода коллектив, который в воспитании ребенка играет
важнейшую, основную и долговременную роль.
Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей.
Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя
роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс
неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно
формирует у своих детей подобный тип поведения. Поэтому в каждой семье
должен возникать вопрос о том, каким образом можно свести к минимуму
отрицательные влияния на воспитание детей, а вместе с этим максимизировать
положительные. Сделать этого будет намного проще, если заранее определить все
социально-психологические факторы данной семьи. Достижение не только
духовного единения между детьми и родителями, но и нравственной связи – это
самое главное в воспитании.
Надо сказать, что именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения,
получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать
в тех или иных ситуациях - такова роль семьи в воспитании ребёнка. Поэтому так
важно подкреплять конкретными примерами то, чему вы учите своего ребенка. Он
непременно должен видеть, что теория и практика у взрослых не расходятся
между собой. К примеру, ребенок, которому папа и мама постоянно твердили, что
врать нехорошо, вдруг замечает, что сами они от этого правила отступают.
Многие родители в своих детях видят именно свое продолжение, а также
реализацию определенных идеалов и установок. И отступить от них бывает очень
трудно.
Pазличные подходы к воспитанию детей могут послужить причиной
возникновения конфликтных ситуаций между родителями. Для начала нужно
найти общее решение. В том случае, если нужно пойти на компромисс, то
удовлетворены должны быть основные требования обеих сторон. Если один из
родителей принимает какое-либо решение, то ни в коем случае не должен
забывать о позиции второго. Сам ребенок не должен видеть противоречий в
позициях своих родителей. Одним словом, не нужно при ребенке обсуждать такие
вопросы. Ведь всем известно, как дети могут быстро «схватывать» сказанное.
Принимая какое-либо решение, родители, в первую очередь, должны думать об
интересах ребенка, а не о своих собственных.
Mожно выделить следующие принципы общения у детей и взрослых, в чём
проявляется положительная роль семьи в воспитании ребёнка:
1) Принятие ребенка. То есть родители должны принимать его таким, какой он
есть.
2) Эмпатия (или cопереживание). В данном случае на проблемы взрослый смотрит
глазами ребенка, принимая его позицию.
3)Конгруэнтность. Ко всему происходящему взрослый относится весьма
адекватно.
Cтоит отметить, что своего ребенка родители должны любить не за что-то. И
неважно, что он не умен или некрасив, что на него постоянно жалуются соседи.
То есть это безусловная любовь. Однако бывает и так, что родители любят своего
ребенка только тогда, когда он хорошо себя ведет, прилежно учится или
полностью соответствует их ожиданиям. И стоит ему перестать удовлетворять их
потребностям, как отношение к нему изменяется в самую худшую сторону. В этом
случае ребенок перестает чувствовать эмоциональную безопасность, не уверен в
своих родителях. Это обусловленная любовь.
Иногда ребенок вообще не принимается собственными родителями. То есть им он
совершенно безразличен. В некоторых случаях он просто отвергается ими. К
примеру, если это семья алкоголиков. Однако, даже живя в благополучной семье,
можно быть нелюбимым родителями.
Актуальные проблемы воспитания детей в семье остро ощущаются в наши
дни, когда объективно возрастает роль семьи в нравственном развитии личности.
Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, но и круг
близких людей.
Проблему нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном
возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда
“сердца открыты для добродетели”.
Известно, что основой нравственного воспитания является культура
общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет
ребенок, в которой происходит становление и развитие. Наша цель, как педагогов,
обеспечить тесный контакт родителей и педагогов в решении основной задачи
нравственного воспитания дошкольника, задать правильное направление
родителям, помочь с возникающими вопросами, ведь семейное воздействие на
детей уникально. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все
стороны формирующейся личности и продолжается многие годы. Это воздействие
основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных
отношениях детей и родителей между собой. B процессе семейного общения
передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и
поведения.
Закладывая первооснову социально-нравственного воспитания личности
ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою
очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм
общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды.
Список использованной литературы.
1.
Потаповская
О.М.
Педагогическое
сопровождение
семьи
в
вопросах
духовно-нравственного воспитания детей ..
2.
Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.
3.
. Антонов А.И. Микросоциология семьи.- М., 2005