Напоминание

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада и семьи»


Автор: Салимова Ангелина Рамилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №10»
Населённый пункт: РТ г. Лениногорск
Наименование материала: статья
Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада и семьи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского

сада и семьи»

Формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это

необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием

воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную

модель

поведения,

которой

придерживается

человек

,

чтобы

его

определяли

как

женщину или мужчину .

Этапы полеролевого развития.

Новорожденность. Настройка на определенный пол.

Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием

Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие

Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность. Различия

в психике и поведении детей.

Мальчики.

Используют все пространство

Мышление

обобщенное,

абстрактное.

Манипулируют

с

геометрическими

формами

Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции)

Ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или

перед собой

Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор

Девочки.

Играют в ограниченном пространстве

Мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами

Быстрее

утомляется

правое

полушарие(образное

мышление,

эмоциональное

самочувствие)

Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо

взрослого. Ждут одобрения

Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.

Образовательные задачи полового гендерного воспитания

-

воспитывать

у

дошкольников

необратимый

интерес

и

положительное

отношение к своему гендеру. Закладывать основы опознавания своих особенности, и

то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с

учетом возможных реакций других людей;

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим

людям;

развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и

социальных

со

своими

достоинствами

и

недостатками,

типичными

и

индивидуальными особенностями;

- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и

настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять

своими эмоциями и поведением ;

-

обогащать

знания

о

своей

семье,

роде,

семейных

реликвиях,

традициях,

знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального

института;

Актуальность гендерного воспитания.

На

данный

момент

огромна,

т.к.

направление

программы

гендерного

воспитания

учитывает

и

то,

что

современное

общество

категорически

против

того,

чтобы

мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому

признаку.

Это

отражено

в

приказе

Министерства

образования

и

науки

РК

«Об

освещении гендерного вопроса в системе образования».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребёнок

имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,

включая

традиционные

гендерные

ориентации,

проявляет

уважение

к

своему

и

противоположному полу.

Необходимость

создания

в

ДОУ

условий

для

гендерной

социализации

дошкольников.

Выстраивание модели образовательного пространства ведется в 4 направлениях:

1.

Знакомство

с

теоретическими

знаниями

о

психосоциальных

различиях

мальчиков

и

девочек,

особенностями

их

воспитания

и

обучения;

2.

Пропаганда

педагогических

знаний

по

этому

вопросу

родителям

и

п р и в л е ч е н и е

и х

к

у ч а с т и ю

в

п е д п р о ц е с с е ;

3. Построение развивающей среды

4. Построение модели педпроцесса

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного

пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и

возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению

ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу

выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать

разные возможности поведения.

Предметно-развивающая среда

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в

совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть,

трудиться

вместе,

но

при

этом

они

могут

и

проявить

свои

индивидуальные

особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним

из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание

полифункциональной

предметно-развивающей

среды,

окружающей

мальчиков

и

Игровая деятельность.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой

игре

происходит

усвоение

детьми

гендерного

поведения.

Игра

детей

отражает

традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно

ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне,

защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и

основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам)

–– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) В

группах созданы условия для игр мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты».

Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя

мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи

оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» , игровая зона « Семья» со всеми

необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.

Трудовая деятельность.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой

деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в

зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением

физической силы, девочки- с аккуратностью.

Познавательная деятельность.

Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в

образовательном процессе.

Игровые занятия, беседы на темы:

«Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Направлен на

развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия

своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах

адекватного им поведения.

«Мужчина

и

женщина

в

семье

и

обществе».

Направлен

на

развитие

у

детей

представлений

о

социальных

функциях

мужчин

и

женщин

и

желания

подражать

позитивным формам мужественного или женственного поведения.

«Я сегодня и я в будущем». Направлен на обогащение представлений мальчиков и

девочек

об

их

настоящих

и

будущих

социальных

ролях

в

обществе

и

семье.

Формирование

взаимоотношений

между

мальчиками

будущими

мужчинами

и

девочками – будущими женщинами.

В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения

проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются

представления

детей

о

содержании

социальных

ролей

мужчины

и

женщины,

развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.

Чтение художественной литературы.

Чтение

и

обсуждение

художественных

произведений,

рассматривание

иллюстраций:

всё

это

способствует

формированию

гендерной

устойчивости.

На

примере

героев

мальчики

и

девочки

учатся

строить

доброжелательные

взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения , как р.н.

сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и

Чудо-Юдо», «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена

«Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о

Д.Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. воспитывают в мальчиках

мужественность,

смелость,

трудолюбие,

благородство,

умение

преодолевать

трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в

девочках

женственность,

доброту,

отзывчивость,

мягкость,

терпимость,

заботу,

любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.

Продуктивная деятельность.

Дифференцированный

подход

к

девочкам

и

мальчикам,

обусловлен

их

психофизическими

особенностями.

И

продуктивная

деятельность

не

исключение.

Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они

обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более

усидчивы

в

работе,

более

аккуратны,

лучше

удерживают

в

памяти

алгоритм

выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.

В

коллективных

работах,

которые

я

использую

довольно

часто

мальчики

и

девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а

девочки на этапе реализации.

В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания -

осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.

Музыкальная деятельность.

На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных

видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики

овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности,

изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской

силы,

ловкости,(наездники,

гусары).

У

девочек

преобладает

плавность,

мягкость

движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует

развитию представлений ребёнка о своём поле.

Физическая деятельность.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек,

осуществляется

дифференцированный

подход

к

ним

в

процессе

физического

воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не

изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности

развивают физические

качества,

которые

принято

считать

сугубо

женскими

или

мужскими. Так, например, существуют:

Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче

даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)

Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-

пчёлки, зайчики и т.д.)

Роль семьи в гендерном воспитании детей.

Мать:

Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких)

Действует лаской, добротой

Воспитывает глубокую привязанность, терпимость

Раскрывает красоту окружающего мира

Дает готовые ответы на вопросы

Является образцом для поведения дочери

Отец:

Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость

Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и

рыцарство у ребенка

Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь

Способствует формированию самооценки, статусной позиции

Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы

С

целью

педагогического

и

психологического

просвещения

родителей

по

вопросам воспитания мальчиков и девочек в д/с ведется работа:

в "Уголках для родителей" оформляется наглядная информация работает

на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей

проводится индивидуальное психологическое консультирование.

совместно с родителями дети изготавливают дома атрибуты к сюжетно-ролевым

играм

организуется"Неделя добрых дел в семье«

в каждой группе оформлены фотоальбомы "Мама с дочкой, папа с сыном -

вместе смотримся красиво!« "Лучшая в мире семья - моя!", "Моя дружная

семейка«

проводятся выставки поделок «Осень Золотая», «Ёлочки-зелёные иголочки»,

«Новогодние игрушки»,

совместно

с

родителями

проводятся

культурно

-

досуговые

мероприятия:,

спортивные

праздники

«Папа,

мама,

я

спортивная

семья»,

мероприятие

совместно

с

мамами

«Мама»,

посвященное

Дню

к

8

марта,

семейный

праздники,,дни рождения.

К Международному женскому дню организовали утренник «А, ну-ка, девочки!».

Мамы готовили своих дочек к участию, помогали в выступлении.

Мальчик и девочка – два разных мира.

Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их

гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

Советы родителям по гендерному воспитанию детей

1. Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим:

они такие разные.

2. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-

разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному

осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

3.

Не

переусердствуйте,

требуя

от

мальчиков

аккуратности

и

тщательности

выполнения вашего задания. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную

чувствительность и тревожность мальчиков.

4. Знайте, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо

значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим

ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей.

5. Помните, ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние

отличительные

признаки,

но

и

такие

сложные

качества

личности,

как

доброта,

мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

6.

Чаще

вспоминайте

забытую

мудрость

наших

предков

-

русские

народные

пословицы и поговорки: «Счастье родителей — честность и трудолюбие детей». «Все

равные детки - что пареньки, что девки». «К чему ребёнка приучишь, то от него и

получишь». «Хороший пример – наилучшая проповедь». «Где в семье лад, там ребят

хорошо растят».

«Мальчик родился на подмогу, а девочка - на потеху».

От

родителей

зависит,

каким

вырастет

их

ребенок,

и

насколько

он

будет

соответствовать своему полу.



В раздел образования