Автор: Салимова Ангелина Рамилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №10»
Населённый пункт: РТ г. Лениногорск
Наименование материала: статья
Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада и семьи»
Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского
сада и семьи»
Формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это
необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием
воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную
модель
поведения,
которой
придерживается
человек
,
чтобы
его
определяли
как
женщину или мужчину .
Этапы полеролевого развития.
Новорожденность. Настройка на определенный пол.
Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием
Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие
Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность. Различия
в психике и поведении детей.
Мальчики.
Используют все пространство
Мышление
обобщенное,
абстрактное.
Манипулируют
с
геометрическими
формами
Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции)
Ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или
перед собой
Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор
Девочки.
Играют в ограниченном пространстве
Мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами
Быстрее
утомляется
правое
полушарие(образное
мышление,
эмоциональное
самочувствие)
Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо
взрослого. Ждут одобрения
Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.
Образовательные задачи полового гендерного воспитания
-
воспитывать
у
дошкольников
необратимый
интерес
и
положительное
отношение к своему гендеру. Закладывать основы опознавания своих особенности, и
то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с
учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим
людям;
развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и
социальных
со
своими
достоинствами
и
недостатками,
типичными
и
индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и
настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять
своими эмоциями и поведением ;
-
обогащать
знания
о
своей
семье,
роде,
семейных
реликвиях,
традициях,
знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального
института;
Актуальность гендерного воспитания.
На
данный
момент
огромна,
т.к.
направление
программы
гендерного
воспитания
учитывает
и
то,
что
современное
общество
категорически
против
того,
чтобы
мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому
признаку.
Это
отражено
в
приказе
Министерства
образования
и
науки
РК
«Об
освещении гендерного вопроса в системе образования».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребёнок
имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,
включая
традиционные
гендерные
ориентации,
проявляет
уважение
к
своему
и
противоположному полу.
Необходимость
создания
в
ДОУ
условий
для
гендерной
социализации
дошкольников.
Выстраивание модели образовательного пространства ведется в 4 направлениях:
1.
Знакомство
с
теоретическими
знаниями
о
психосоциальных
различиях
мальчиков
и
девочек,
особенностями
их
воспитания
и
обучения;
2.
Пропаганда
педагогических
знаний
по
этому
вопросу
родителям
и
п р и в л е ч е н и е
и х
к
у ч а с т и ю
в
п е д п р о ц е с с е ;
3. Построение развивающей среды
4. Построение модели педпроцесса
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного
пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и
возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению
ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу
выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать
разные возможности поведения.
Предметно-развивающая среда
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в
совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть,
трудиться
вместе,
но
при
этом
они
могут
и
проявить
свои
индивидуальные
особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним
из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание
полифункциональной
предметно-развивающей
среды,
окружающей
мальчиков
и
Игровая деятельность.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой
игре
происходит
усвоение
детьми
гендерного
поведения.
Игра
детей
отражает
традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно
ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне,
защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и
основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам)
–– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) В
группах созданы условия для игр мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты».
Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя
мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи
оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.
Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» , игровая зона « Семья» со всеми
необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.
Трудовая деятельность.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой
деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в
зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением
физической силы, девочки- с аккуратностью.
Познавательная деятельность.
Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в
образовательном процессе.
Игровые занятия, беседы на темы:
«Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Направлен на
развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия
своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах
адекватного им поведения.
«Мужчина
и
женщина
в
семье
и
обществе».
Направлен
на
развитие
у
детей
представлений
о
социальных
функциях
мужчин
и
женщин
и
желания
подражать
позитивным формам мужественного или женственного поведения.
«Я сегодня и я в будущем». Направлен на обогащение представлений мальчиков и
девочек
об
их
настоящих
и
будущих
социальных
ролях
в
обществе
и
семье.
Формирование
взаимоотношений
между
мальчиками
–
будущими
мужчинами
и
девочками – будущими женщинами.
В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения
проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются
представления
детей
о
содержании
социальных
ролей
мужчины
и
женщины,
развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
Чтение художественной литературы.
Чтение
и
обсуждение
художественных
произведений,
рассматривание
иллюстраций:
всё
это
способствует
формированию
гендерной
устойчивости.
На
примере
героев
мальчики
и
девочки
учатся
строить
доброжелательные
взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения , как р.н.
сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и
Чудо-Юдо», «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена
«Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о
Д.Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. воспитывают в мальчиках
мужественность,
смелость,
трудолюбие,
благородство,
умение
преодолевать
трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в
девочках
–
женственность,
доброту,
отзывчивость,
мягкость,
терпимость,
заботу,
любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.
Продуктивная деятельность.
Дифференцированный
подход
к
девочкам
и
мальчикам,
обусловлен
их
психофизическими
особенностями.
И
продуктивная
деятельность
не
исключение.
Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они
обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более
усидчивы
в
работе,
более
аккуратны,
лучше
удерживают
в
памяти
алгоритм
выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.
В
коллективных
работах,
которые
я
использую
довольно
часто
мальчики
и
девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а
девочки на этапе реализации.
В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания -
осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.
Музыкальная деятельность.
На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных
видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики
овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности,
изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской
силы,
ловкости,(наездники,
гусары).
У
девочек
преобладает
плавность,
мягкость
движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует
развитию представлений ребёнка о своём поле.
Физическая деятельность.
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек,
осуществляется
дифференцированный
подход
к
ним
в
процессе
физического
воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не
изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности
развивают физические
качества,
которые
принято
считать
сугубо
женскими
или
мужскими. Так, например, существуют:
Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче
даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)
Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-
пчёлки, зайчики и т.д.)
Роль семьи в гендерном воспитании детей.
Мать:
Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких)
Действует лаской, добротой
Воспитывает глубокую привязанность, терпимость
Раскрывает красоту окружающего мира
Дает готовые ответы на вопросы
Является образцом для поведения дочери
Отец:
Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость
Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и
рыцарство у ребенка
Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь
Способствует формированию самооценки, статусной позиции
Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы
С
целью
педагогического
и
психологического
просвещения
родителей
по
вопросам воспитания мальчиков и девочек в д/с ведется работа:
в "Уголках для родителей" оформляется наглядная информация работает
на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей
проводится индивидуальное психологическое консультирование.
совместно с родителями дети изготавливают дома атрибуты к сюжетно-ролевым
играм
организуется"Неделя добрых дел в семье«
в каждой группе оформлены фотоальбомы "Мама с дочкой, папа с сыном -
вместе смотримся красиво!« "Лучшая в мире семья - моя!", "Моя дружная
семейка«
проводятся выставки поделок «Осень Золотая», «Ёлочки-зелёные иголочки»,
«Новогодние игрушки»,
совместно
с
родителями
проводятся
культурно
-
досуговые
мероприятия:,
спортивные
праздники
«Папа,
мама,
я
–
спортивная
семья»,
мероприятие
совместно
с
мамами
«Мама»,
посвященное
Дню
к
8
марта,
семейный
праздники,,дни рождения.
К Международному женскому дню организовали утренник «А, ну-ка, девочки!».
Мамы готовили своих дочек к участию, помогали в выступлении.
Мальчик и девочка – два разных мира.
Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их
гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Советы родителям по гендерному воспитанию детей
1. Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим:
они такие разные.
2. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-
разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному
осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
3.
Не
переусердствуйте,
требуя
от
мальчиков
аккуратности
и
тщательности
выполнения вашего задания. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную
чувствительность и тревожность мальчиков.
4. Знайте, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо
значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим
ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей.
5. Помните, ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние
отличительные
признаки,
но
и
такие
сложные
качества
личности,
как
доброта,
мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.
6.
Чаще
вспоминайте
забытую
мудрость
наших
предков
-
русские
народные
пословицы и поговорки: «Счастье родителей — честность и трудолюбие детей». «Все
равные детки - что пареньки, что девки». «К чему ребёнка приучишь, то от него и
получишь». «Хороший пример – наилучшая проповедь». «Где в семье лад, там ребят
хорошо растят».
«Мальчик родился на подмогу, а девочка - на потеху».
От
родителей
зависит,
каким
вырастет
их
ребенок,
и
насколько
он
будет
соответствовать своему полу.