Автор: Краснова Альбина Рафисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №10 "
Населённый пункт: РТ г. Лениногорск
Наименование материала: статья
Тема: «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста на основе русских, татарских, чувашских народных здоровьесберегающих традиций»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 10 г.Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Доклад
на тему:
«Укрепление здоровья детей дошкольного возраста на
основе русских, татарских, чувашских народных
здоровьесберегающих традиций»
Подготовила: Краснова А.Р.
воспитатель
Лениногорск,2019
Физическое воспитание занимает важное место в системе дошкольного
образования, являясь основным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития
личности ребенка. Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни сегодня
не представляется возможным без использования накопленных столетиями и
проверенных многими поколениями народных традиций, обычаев и способов
физического воспитания. Актуальность обозначенной проблемы подтверждается
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.). В законе «Об образовании в Российской
Федерации» (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на
развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста, обеспечении исторической преемственность поколений, сохранение,
распространение и развитие национальной культуры.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования применительно к физическому развитию в ФГОС ДО определены
следующие основополагающие принципы:
‒ принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
‒ принцип учёта этнокультурной ситуации развития ребёнка;
‒ принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Образовательная область
«Физическое развитие» предполагает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей:
‒ двигательная деятельность связана с выполнением упражнений, направленных
на развитие физических качеств, координацию и гибкость; ‒ формирование опорно-
двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной
и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе стороны),
‒ Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами;
‒ Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
‒ Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольном возрасте.
Многовековый опыт человечества показал, что игра — важнейшее средство в воспитании
ребёнка. Народные игры — составная часть традиций каждого народа, элемент его
духовного заряда, формировавшегося на протяжении длительного периода. Они
сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в
поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ
являются русские народные подвижные игры.
Русская
народная
подвижная
игра
–
это
школа
воспитания,
где
удивительно
совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались
десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Русские народные подвижные
игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества:
доброту,
благородство,
взаимовыручку,
самопожертвование
ради
других.
Она
учит
премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для
д е т е й ,
н а ч и н а я
с
д о ш к о л ь н о г о
в о з р а с т а .
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Русская
народная
подвижная
игра
–
средство
обучения
и
воспитания,
обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична, выразительна и
доступна
ребёнку. Народная
подвижная
игра
–
традиционная
игра,
которая
имеет
развлекательную
основу,
и
включают
в
себя
элементы
театрального,
циркового,
танцевального,
музыкального
и
поэтического
искусства,
отражающая
образ
жизни,
национальные традиции, обычаи.
В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным
обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и
создаётся
эмоционально-
положительная
основа
для
физического
развития
и
формирования ценностного отношения к физической культуре.
Знакомство детей с русской народной подвижной игрой мы начинаем с младшего
дошкольного
возраста.
Ведь
они
привлекают
своей
простотой,
напевностью,
эмоциональностью. Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть.
Для этого используются простые игры, типа: «Догоните меня», «Васька серенький», «У
медведя
во
бору»,
«Наседка
и
цыплята».
Эти
игры
строятся
на
основе
опыта
детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и
повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны
детям.
Для
этого
в
работе
с
детьми
используются
иллюстрации,
игрушки,
художественная
литература, малые формы фольклора: «Петушок, петушок», «Как у
нашего кота».
Важным
в
работе
по
данному
направлению
считаем
знакомство
детей
с
классификацией (условно) русских народных подвижных игр:
1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно
относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к
окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «В медведя», «Ручеёк» и т.д.
Мы не только играли, но и знакомились с природными особенностями родного края.
Изучали влияние лекарственных трав, лесных ягод, природных факторов (солнце, воздух
и вода) на организм.
2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа. "Быт русского народа", в
котором
применяются
народные
игры,
отражающие
повседневные
занятия
наших
предков. " Горшки", "Башмачник", "Лапти", "Поясок», «Кузнецы» и т.д. Благодаря этим
играм дети познакомились с календарно- обрядовыми праздниками русского народа
«Пятница-льница», «Кузьминки - об осени поминки», «Онисим-овчарник».
3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем,
что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
К этому разделу относятся игры: "Горелки", "Жмурки", "Опоясье", "Яша", "Ловишка",
"Растяпа", "Краски" и др. Эти игры способствовали укреплению дружбы, выявлению
симпатий детей, сплочению коллектива.
4.
Игры,
которые
дают
возможность
помериться
силой
и
ловкостью,
побуждают
стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных
русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям.
"Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Взятие снежной
крепости", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Варёная репка", "Вытолкни за круг".
"Защита
укрепления",
"Бои
на
бревне"
и
их
различные
варианты.
Эти
игры
очень
нравились детям, особенно мальчиками. В них, каждый желающий мог проявить себя,
ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к
другу.
У медведя во бору (мл. группа)
Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры
очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не
успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
Удочка (Рыбка, Поймать рыбку). (под.группа)
Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим
может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть
пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.
1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга.
Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего.
Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко проявляются
особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность,
развивающаяся потребность в общении. Я хочу познакомить вас с некоторыми играми
татарского народа.
В татарских сёлах и городах среди молодёжи были широко распространены игры
подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный
праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе,
ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на
улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья. Татарские народные
игры являются неотъемлемой частью интернационального художественного и
физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным
обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное
отношение к культуре родной страны. Создаётся эмоционально положительная основа
для патриотического воспитания.
Игра «Йомгагым»
Тубым,тубым,тупкай
Син бик матур, кызылкай
Тәгәрәп кулыма кер,
Кулдан-кулга күчеп йөр,
Ә хәзер тукта.
С помочью считалки выбирается ведущий. У ведущего закрывают глаза и он читает стих. В это время участники передают друг - другу
мяч, в конце стихотворения все прячут за спину руки. Ведущий должен угадать у кого мяч.
Игра “Кошлар һәм читлек”
Одна половина играющих, взявшись за руки, образует круг — клетку, другая — птицы — располагается свободно по внешнему кругу.
По сигналу руководителя клетка останавливается, и играющие поднимают соединенные руки вверх.
Птицы начинают пробегать под руками в клетку и выбегать из нее.
Руководитель неожиданно дает второй сигнал (свисток), музыка прекращается, и клетка закрывается.
Игроки внутреннего круга приседают и опускают соединенные руки вниз.
Птицы, оказавшиеся в клетке, считаются пойманными.
Они подключаются к игрокам внутреннего круга, взявшись с ними за руки.
Таким образом, клетка расширяется.
Народные чувашские игры обеспечивают комплексное воздействие на развитие
личности ребёнка и его здоровье. Радость движения в народных играх сочетает с
духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, уважительное отношение
к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств: любви и преданности родине.
Расходитесь! (Сирелер)
Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре
круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» — и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.
Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно
три — пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.
Луна или солнце (Уйохпа хэвель)
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному
подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему
так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим
капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит
весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Таким образом, народная подвижная игра несет одну из важнейших функций —
это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость,
мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает
смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным
обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной
страны.