Автор: Королева Алла Дмитриевна
Должность: УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
Учебное заведение: МБОУ "Ужурская СОШ №1 имени ГСС А. К. Харченко"
Населённый пункт: г. Ужур Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Оценочная деятельность учителя на уроке математики
Раздел: среднее образование
МБОУ «Ужурская СОШ №1 имени ГСС А. К. Харченко»
Учитель математики высшей квалификационной категории
Королева Алла Дмитриевна.
Контрольно-оценочная деятельность учителя
на уроках математики.
В данной статье хочу рассказать об организации контрольно-оценочной
деятельности
на
уроках
математики
в
5-9
классах,
о
способах
его
осуществления в моей практике.
Контроль и оценка на уроках позволяет учителю и ученику определять
уровень
усвоения
учебного
материала
и
выявлять
проблемы,
намечать
коррекционную работу.
Карта математического роста
Работа с «Картой математического роста» началась на уроках в 6 классе
после
ознакомления
с
литературой
по
формирующему
оцениванию,
прослушиванию выступлений педагогов на заседаниях РМО, педагогических
и методических советах в школе, личных размышлений.
Стала
острее
необходимость
научить каждого школьника на уроках
математики:
1)
получать знания более глубокие;
2)
ставить для себя новые задачи в учёбе;
3)
осознанно выбирать наиболее эффективные способы учебы;
4)
контролировать себя в процессе достижения результата;
5)
работать индивидуально и в группе.
Понимаю, что оценивание осуществляется практически на каждом уроке,
а
не
только
в
конце
учебной
четверти
или
года.
Поэтому,
возникла
необходимость
пересмотреть
свои
критерии
оценивания
и
алгоритм
выставления отметки учащимся по темам предмета.
Карта математического роста выдается ученику три раза:
после первого знакомства с теорией и практикой темы, на первом
уроке
ученики
оценивают
себя
по
указанным
критериям,
заполняя первый столбик, выводится оценка;
после
совместной
работы
в
группе
на
втором
уроке,
когда
разобраны непонятные вопросы в теории и практике, оценивает
группа, заполняя второй столбик, выводится оценка;
после проведения письменной работы по теории и практике на
третьем уроке, учителем выставляются баллы в третий столбик,
выводится оценка, которая выставляется в журнал.
Карту математического роста использую по теме, на изучение которой
отводиться
достаточное
количество
уроков.
На
последнем
этапе
составляю самостоятельную работу с теоретическими и практическими
вопросами, на несколько вариантов. Можно включить в карту столбик с
предполагаемой оценкой ученика по теме, затем по итогам сравнить план
с фактом. Использую карту в 5-7 классах.
Карта математического роста.
_______________________________________
Тема. Смежные и вертикальные углы
№
Вопросы
Ученик
Группа
Учитель
Теория
Смежные углы
1
- определение
2
- теорема
Вертикальные углы
3
- определение
4
- теорема
Перпендикулярные прямые
5
- опред, обозначение
6
- опред перпендикуляра
Биссектриса
7
- определение
Практика
8
Смежные углы. Задачи
9
Вертикальные углы. Задачи
10
Биссектриса. Задачи.
11
Убедительность речи
Всего баллов
Оценка
Критерии: 0 – не понимаю 1 – сомневаюсь
2 – знаю 3 – знаю, умею решать
Максимальное количество баллов: 33
Шкала перевода баллов в оценку:
«5» - 31-33 баллов «4» - 16 - 30 баллов
«3» - 7 - 17 баллов «2» - 0 - 6 баллов
Карта математического роста.
_______________________________________
Тема. Равнобедренный треугольник
№
Вопросы
Ученик
Группа
Учитель
Теория
1
Определение
2
Элементы: стороны, углы
3
Теорема прямая
4
Теорема обратная
5
Высота треугольника
6
Биссектриса треугольника
7
Медиана треугольника
8
Свойство медианы (теорема)
9
Убедительность устной речи
Практика
10
Решение задач.
11
Письменная речь.
Всего баллов
Оценка
Критерии: 0 – не понимаю 1 – сомневаюсь
2 – знаю 3 – знаю, умею решать
Максимальное количество баллов: 33
Шкала перевода баллов в оценку:
«5» - 31 - 33 баллов «4» - 21 - 30 баллов
«3» - 11- 20 баллов «2» - 0 - 10 баллов
Общий результат по трем этапам работы вношу в таблицу. Предлагаю результаты последнего этапа
Карта математического роста. Вертикальные и смежные углы. 7б класс
№
Фамилия
ученика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Баллы
Оценка
Критерии оценивания,
итоги и выводы
Максимум – 33 балла
0 – не знаю,
1 – сомневаюсь,
2 – знаю,
3 – знаю, умею применить
Шкала перевода баллов в оценку:
«5» - 31 - 33 баллов
«4» - 18 – 30 баллов
«3» - 7 - 17 баллов
«2» - 0 - 6 баллов
ИТОГ:
«5» - 4
«4» - 16
«3» - 0
«2» - 0
н – 0
Качество: 100%
Успеваемость: 100%
Вывод учителя.
1.
Наибольшее количество теоретических ошибок
допустили учащиеся в определении перпендикуляра.
2.
В практике допустили ошибки при решении задач
связанных с биссектрисой. Хотя определение
биссектрисы знают все.
3.
Недостаточно убедительны были 6 учеников.
Теория
Практика
Смежные углы.
Определен
Смежные углы.
Теорема
Вертикальн
углы. Опред
Вертикальн
углы. теорема
Перпендик
прямые. Опред
Перпендикуляр
Биссектриса
Смежные углы
Задачи.
Вертикальн
углы Задачи.
Биссектриса.
Задачи
Убедительность
речи
Учитель
1
Арбузина
3
3
3
3
3
0
3
2
2
2
2
26
4
2
Белянин
3
3
3
3
3
2
3
3
2
3
3
31
5
3
Бугаева
1
3
2
3
2
0
2
2
2
1
1
23
4
4
Горюнова
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
1
31
5
5
Гужов
3
3
3
3
3
3
3
2
2
3
3
31
5
6
Духанин
3
3
2
1
3
0
3
2
1
1
1
20
4
7
Жидков
3
3
3
3
3
2
3
1
2
1
1
25
4
8
Зейферт
3
3
3
3
2
3
3
2
2
0
2
26
4
9
Историна
3
3
1
3
1
0
3
3
2
0
2
21
4
10
Комарницки
й
3
3
3
3
3
1
3
3
2
0
3
27
4
11
Лапшина
3
3
3
3
3
0
3
1
1
3
2
25
4
12
Марушнева
2
1
3
3
2
1
3
3
3
3
2
26
4
13
Остролуцкая
3
3
2
3
2
0
3
3
2
1
3
25
4
14
Прихожая
2
3
2
3
3
1
3
3
3
0
2
25
4
15
Резанова
2
3
1
3
3
2
3
3
3
3
2
28
4
16
Сатдарова
3
3
1
0
3
0
2
3
3
3
1
22
4
17
Синицына
3
3
3
3
3
0
3
3
3
3
2
29
4
18
Сюсина
3
3
2
3
3
3
3
3
3
1
2
29
4
19
Филичкина
3
3
2
3
3
0
3
2
2
0
1
25
4
20
Шапоренко
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
32
5
3
17
19
11
18
15
4
18
12
9
8
14
2
3
0
6
0
4
4
2
6
9
2
10
1
1
1
3
1
1
3
0
2
2
5
6
0
0
0
0
1
0
9
0
0
0
5
0
Карта обученности
В
8
классе
подобную
работу
с
учащимися
несколько
изменила.
Составляю кару для каждого ученика на каждую главу учебника. Прибегаю к
ней
несколько
раз:
после
изучения
темы
ученики
проставляют
баллы,
выражающие свой уровень усвоения. Я свожу информацию в общую таблицу,
вижу проблемы. Далее выстраиваю индивидуальную работу с учащимися на
уроке
с
консультантом,
в
группе,
даю
задания
домой
для
устранения
пробелов.
После изучения следующей темы раздаю карты ученикам. Они вновь
проставляют баллы, выражающие свой уровень усвоения прежней темы и
новой. Получается, что к повторению изученных тем возвращаемся несколько
раз.
После изучения всей темы оформляю таблицу по классу, показываю
ученикам.
Данная
работа
занимает
немного
времени,
а
польза
от
нее
существенная.
Карта обученности по геометрии.
Ученик _______ класса
__________________________________________
Периоды
Прим
№
Тема: Подобие треугольников
1
2
3
4
1
Теорема Фалеса.
2
Определение отношения двух отрезков.
3
Теорема о пропорциональных отрезках.
4
Теорема о трех медианах треугольника.
5
Теорема. Свойство биссектрисы треугольника.
6
Решение задач: теорема Фалеса, теорема о пропорциональных
отрезках.
7
Определение подобных треугольников. Знак подобия.
8
Коэффициент подобия.
9
Лемма о подобных треугольников.
10
Признак подобия треугольников по двум углам.
11
Свойство пересекающихся хорд.
12
Свойство касательной и секущей.
13
Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между
ними.
14
Признак подобия треугольников по трем сторонам.
15
Решение задач: подобие треугольников
ИТОГО
0 баллов – знаю плохо,
1 балл - знаю частично, многое не понимаю
2 балла – знаю, но сомневаюсь,
3 балла - знаю, умею решать.
Карта обученности по алгебре.
Ученик _______ класса
__________________________________________
Периоды
Прим
№
Тема: Квадратные корни. Действительные числа
1
2
3
4
год
1
Функция у = х
2
. График. Область определения. Множество
значений. Ноль функции. Ось симметрии.
2
Определение квадратного корня.
3
Определение арифметического квадратного корня.
4
Знак квадратного корня (радикала).
5
Извлечение квадратного корня.
6
При каком условии выполняется равенство √a = b. (Две формы).
7
Множество. Примеры.
8
Определение двух равных множеств.
9
Пустое множество. Обозначение.
10
Определение подмножества.
11
Пересечение множеств. Объединение множеств.
12
Определение числовых множеств: N, Z, Q, R, I. Обозначение.
Примеры.
13
Связь между множествами N, Z, Q, R, I.
14
Период дроби.
15
Бесконечная периодическая и непериодическая десятичные
дроби.
16
Свойства арифметического квадратного корня.
17
Вынесение множителя из-под знака корня.
18
Внесение множителя под знак корня.
19
Освобождение от иррациональности.
20
Функция у = √х. График. Область определения. Множество
значений.
ИТОГО
0 баллов – знаю плохо,
1 балл - знаю частично, многое не понимаю
2 балла – знаю, но сомневаюсь,
3 балла - знаю, умею решать.
Учет подготовки к ОГЭ
В 9 классе провожу учет выполнения заданий по отдельным заданиям
ОГЭ и по выполнению пробной работы (фрагмента – в начале учебного года,
полной – к концу).
№ №
Список
1
2
…
19
20
Итог
1б
1б
1б
1б
баллы
оценка
1
…
25
Всего
За
весь
учебный
год
пробных
работ
получается
всего
6-7.
С
результатами знакомлю родителей через электронный дневник.
Данная работа позволяет выявить проблемы в выполнении отдельных
заданий экзаменационной работы, организовать дополнительную работу с
учениками, чтобы на пробной работе уже исключить подобные ошибки.
Для подготовки к ОГЭ каждому ученику выдаю тексты с заданиями,
которые отрабатываем в классе и дома. Домашнее выполнение проверяю,
фиксирую результаты у себя.
Предлагаю ученикам подобные материалы сохранять, чтобы можно
было в любое время вернуться для повторения, увидеть свои ошибки.
За все годы обучения подвожу мониторинг успеваемости в качестве
таблицы и диаграммы. Результаты предлагаю на родительских собраниях.
Карта мониторинга успеваемости учащихся 5а, 6а, 7а класс
Предмет: математика, алгебра, геометрия Учитель: Королева А.Д.
Фамилия
Имя
5 класс
6 класс
7 класс (Алгебра) 7 класс (Геометрия)
I
I
I
II
I
I
V
Год
Уровень
I
I
I
II
I
I
V
Год
Уровень
I
I
I
II
I
I
V
Год
Уровень
I
I
I
II
I
I
V
Год
Уровень
5
5
5
4
5
5
5
5
4
5
5
5
5
4
5
5
5
5
4
5
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
5
5
5
4
4
5
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
5
5
4
5
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
4
5
5
5
5
4
5
5
4
5
4
5
4
5
5
4
5
5
4
4
4
4
5
4
4
4
4
5
4
5
4
5
4
4
4
4
4
4
4
4
3
4
4
4
4
3
4
3
3
3
3
3
3
3
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
5
5
5
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
4
5
5
5
4
4
4
4
4
4
4
4
5
4
4
5
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
Оранжевый – высокий Зеленый – средний Желтый – низкий
Считаю, что необычная форма учета знаний стимулирует учащихся,
помогает
определить
собственный
уровень
обученности,
увидеть
свои
пробелы, спланировать действия на повышения качества обучения.