Напоминание

Оценочная деятельность учителя на уроке математики


Автор: Королева Алла Дмитриевна
Должность: УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
Учебное заведение: МБОУ "Ужурская СОШ №1 имени ГСС А. К. Харченко"
Населённый пункт: г. Ужур Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Оценочная деятельность учителя на уроке математики
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Ужурская СОШ №1 имени ГСС А. К. Харченко»

Учитель математики высшей квалификационной категории

Королева Алла Дмитриевна.

Контрольно-оценочная деятельность учителя

на уроках математики.

В данной статье хочу рассказать об организации контрольно-оценочной

деятельности

на

уроках

математики

в

5-9

классах,

о

способах

его

осуществления в моей практике.

Контроль и оценка на уроках позволяет учителю и ученику определять

уровень

усвоения

учебного

материала

и

выявлять

проблемы,

намечать

коррекционную работу.

Карта математического роста

Работа с «Картой математического роста» началась на уроках в 6 классе

после

ознакомления

с

литературой

по

формирующему

оцениванию,

прослушиванию выступлений педагогов на заседаниях РМО, педагогических

и методических советах в школе, личных размышлений.

Стала

острее

необходимость

научить каждого школьника на уроках

математики:

1)

получать знания более глубокие;

2)

ставить для себя новые задачи в учёбе;

3)

осознанно выбирать наиболее эффективные способы учебы;

4)

контролировать себя в процессе достижения результата;

5)

работать индивидуально и в группе.

Понимаю, что оценивание осуществляется практически на каждом уроке,

а

не

только

в

конце

учебной

четверти

или

года.

Поэтому,

возникла

необходимость

пересмотреть

свои

критерии

оценивания

и

алгоритм

выставления отметки учащимся по темам предмета.

Карта математического роста выдается ученику три раза:

после первого знакомства с теорией и практикой темы, на первом

уроке

ученики

оценивают

себя

по

указанным

критериям,

заполняя первый столбик, выводится оценка;

после

совместной

работы

в

группе

на

втором

уроке,

когда

разобраны непонятные вопросы в теории и практике, оценивает

группа, заполняя второй столбик, выводится оценка;

после проведения письменной работы по теории и практике на

третьем уроке, учителем выставляются баллы в третий столбик,

выводится оценка, которая выставляется в журнал.

Карту математического роста использую по теме, на изучение которой

отводиться

достаточное

количество

уроков.

На

последнем

этапе

составляю самостоятельную работу с теоретическими и практическими

вопросами, на несколько вариантов. Можно включить в карту столбик с

предполагаемой оценкой ученика по теме, затем по итогам сравнить план

с фактом. Использую карту в 5-7 классах.

Карта математического роста.

_______________________________________

Тема. Смежные и вертикальные углы

Вопросы

Ученик

Группа

Учитель

Теория

Смежные углы

1

- определение

2

- теорема

Вертикальные углы

3

- определение

4

- теорема

Перпендикулярные прямые

5

- опред, обозначение

6

- опред перпендикуляра

Биссектриса

7

- определение

Практика

8

Смежные углы. Задачи

9

Вертикальные углы. Задачи

10

Биссектриса. Задачи.

11

Убедительность речи

Всего баллов

Оценка

Критерии: 0 – не понимаю 1 – сомневаюсь

2 – знаю 3 – знаю, умею решать

Максимальное количество баллов: 33

Шкала перевода баллов в оценку:

«5» - 31-33 баллов «4» - 16 - 30 баллов

«3» - 7 - 17 баллов «2» - 0 - 6 баллов

Карта математического роста.

_______________________________________

Тема. Равнобедренный треугольник

Вопросы

Ученик

Группа

Учитель

Теория

1

Определение

2

Элементы: стороны, углы

3

Теорема прямая

4

Теорема обратная

5

Высота треугольника

6

Биссектриса треугольника

7

Медиана треугольника

8

Свойство медианы (теорема)

9

Убедительность устной речи

Практика

10

Решение задач.

11

Письменная речь.

Всего баллов

Оценка

Критерии: 0 – не понимаю 1 – сомневаюсь

2 – знаю 3 – знаю, умею решать

Максимальное количество баллов: 33

Шкала перевода баллов в оценку:

«5» - 31 - 33 баллов «4» - 21 - 30 баллов

«3» - 11- 20 баллов «2» - 0 - 10 баллов

Общий результат по трем этапам работы вношу в таблицу. Предлагаю результаты последнего этапа

Карта математического роста. Вертикальные и смежные углы. 7б класс

Фамилия

ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Баллы

Оценка

Критерии оценивания,

итоги и выводы

Максимум – 33 балла

0 – не знаю,

1 – сомневаюсь,

2 – знаю,

3 – знаю, умею применить

Шкала перевода баллов в оценку:

«5» - 31 - 33 баллов

«4» - 18 – 30 баллов

«3» - 7 - 17 баллов

«2» - 0 - 6 баллов

ИТОГ:

«5» - 4

«4» - 16

«3» - 0

«2» - 0

н – 0

Качество: 100%

Успеваемость: 100%

Вывод учителя.

1.

Наибольшее количество теоретических ошибок

допустили учащиеся в определении перпендикуляра.

2.

В практике допустили ошибки при решении задач

связанных с биссектрисой. Хотя определение

биссектрисы знают все.

3.

Недостаточно убедительны были 6 учеников.

Теория

Практика

Смежные углы.

Определен

Смежные углы.

Теорема

Вертикальн

углы. Опред

Вертикальн

углы. теорема

Перпендик

прямые. Опред

Перпендикуляр

Биссектриса

Смежные углы

Задачи.

Вертикальн

углы Задачи.

Биссектриса.

Задачи

Убедительность

речи

Учитель

1

Арбузина

3

3

3

3

3

0

3

2

2

2

2

26

4

2

Белянин

3

3

3

3

3

2

3

3

2

3

3

31

5

3

Бугаева

1

3

2

3

2

0

2

2

2

1

1

23

4

4

Горюнова

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

1

31

5

5

Гужов

3

3

3

3

3

3

3

2

2

3

3

31

5

6

Духанин

3

3

2

1

3

0

3

2

1

1

1

20

4

7

Жидков

3

3

3

3

3

2

3

1

2

1

1

25

4

8

Зейферт

3

3

3

3

2

3

3

2

2

0

2

26

4

9

Историна

3

3

1

3

1

0

3

3

2

0

2

21

4

10

Комарницки

й

3

3

3

3

3

1

3

3

2

0

3

27

4

11

Лапшина

3

3

3

3

3

0

3

1

1

3

2

25

4

12

Марушнева

2

1

3

3

2

1

3

3

3

3

2

26

4

13

Остролуцкая

3

3

2

3

2

0

3

3

2

1

3

25

4

14

Прихожая

2

3

2

3

3

1

3

3

3

0

2

25

4

15

Резанова

2

3

1

3

3

2

3

3

3

3

2

28

4

16

Сатдарова

3

3

1

0

3

0

2

3

3

3

1

22

4

17

Синицына

3

3

3

3

3

0

3

3

3

3

2

29

4

18

Сюсина

3

3

2

3

3

3

3

3

3

1

2

29

4

19

Филичкина

3

3

2

3

3

0

3

2

2

0

1

25

4

20

Шапоренко

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

32

5

3

17

19

11

18

15

4

18

12

9

8

14

2

3

0

6

0

4

4

2

6

9

2

10

1

1

1

3

1

1

3

0

2

2

5

6

0

0

0

0

1

0

9

0

0

0

5

0

Карта обученности

В

8

классе

подобную

работу

с

учащимися

несколько

изменила.

Составляю кару для каждого ученика на каждую главу учебника. Прибегаю к

ней

несколько

раз:

после

изучения

темы

ученики

проставляют

баллы,

выражающие свой уровень усвоения. Я свожу информацию в общую таблицу,

вижу проблемы. Далее выстраиваю индивидуальную работу с учащимися на

уроке

с

консультантом,

в

группе,

даю

задания

домой

для

устранения

пробелов.

После изучения следующей темы раздаю карты ученикам. Они вновь

проставляют баллы, выражающие свой уровень усвоения прежней темы и

новой. Получается, что к повторению изученных тем возвращаемся несколько

раз.

После изучения всей темы оформляю таблицу по классу, показываю

ученикам.

Данная

работа

занимает

немного

времени,

а

польза

от

нее

существенная.

Карта обученности по геометрии.

Ученик _______ класса

__________________________________________

Периоды

Прим

Тема: Подобие треугольников

1

2

3

4

1

Теорема Фалеса.

2

Определение отношения двух отрезков.

3

Теорема о пропорциональных отрезках.

4

Теорема о трех медианах треугольника.

5

Теорема. Свойство биссектрисы треугольника.

6

Решение задач: теорема Фалеса, теорема о пропорциональных

отрезках.

7

Определение подобных треугольников. Знак подобия.

8

Коэффициент подобия.

9

Лемма о подобных треугольников.

10

Признак подобия треугольников по двум углам.

11

Свойство пересекающихся хорд.

12

Свойство касательной и секущей.

13

Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между

ними.

14

Признак подобия треугольников по трем сторонам.

15

Решение задач: подобие треугольников

ИТОГО

0 баллов – знаю плохо,

1 балл - знаю частично, многое не понимаю

2 балла – знаю, но сомневаюсь,

3 балла - знаю, умею решать.

Карта обученности по алгебре.

Ученик _______ класса

__________________________________________

Периоды

Прим

Тема: Квадратные корни. Действительные числа

1

2

3

4

год

1

Функция у = х

2

. График. Область определения. Множество

значений. Ноль функции. Ось симметрии.

2

Определение квадратного корня.

3

Определение арифметического квадратного корня.

4

Знак квадратного корня (радикала).

5

Извлечение квадратного корня.

6

При каком условии выполняется равенство √a = b. (Две формы).

7

Множество. Примеры.

8

Определение двух равных множеств.

9

Пустое множество. Обозначение.

10

Определение подмножества.

11

Пересечение множеств. Объединение множеств.

12

Определение числовых множеств: N, Z, Q, R, I. Обозначение.

Примеры.

13

Связь между множествами N, Z, Q, R, I.

14

Период дроби.

15

Бесконечная периодическая и непериодическая десятичные

дроби.

16

Свойства арифметического квадратного корня.

17

Вынесение множителя из-под знака корня.

18

Внесение множителя под знак корня.

19

Освобождение от иррациональности.

20

Функция у = √х. График. Область определения. Множество

значений.

ИТОГО

0 баллов – знаю плохо,

1 балл - знаю частично, многое не понимаю

2 балла – знаю, но сомневаюсь,

3 балла - знаю, умею решать.

Учет подготовки к ОГЭ

В 9 классе провожу учет выполнения заданий по отдельным заданиям

ОГЭ и по выполнению пробной работы (фрагмента – в начале учебного года,

полной – к концу).

№ №

Список

1

2

19

20

Итог

баллы

оценка

1

25

Всего

За

весь

учебный

год

пробных

работ

получается

всего

6-7.

С

результатами знакомлю родителей через электронный дневник.

Данная работа позволяет выявить проблемы в выполнении отдельных

заданий экзаменационной работы, организовать дополнительную работу с

учениками, чтобы на пробной работе уже исключить подобные ошибки.

Для подготовки к ОГЭ каждому ученику выдаю тексты с заданиями,

которые отрабатываем в классе и дома. Домашнее выполнение проверяю,

фиксирую результаты у себя.

Предлагаю ученикам подобные материалы сохранять, чтобы можно

было в любое время вернуться для повторения, увидеть свои ошибки.

За все годы обучения подвожу мониторинг успеваемости в качестве

таблицы и диаграммы. Результаты предлагаю на родительских собраниях.

Карта мониторинга успеваемости учащихся 5а, 6а, 7а класс

Предмет: математика, алгебра, геометрия Учитель: Королева А.Д.

Фамилия

Имя

5 класс

6 класс

7 класс (Алгебра) 7 класс (Геометрия)

I

I

I

II

I

I

V

Год

Уровень

I

I

I

II

I

I

V

Год

Уровень

I

I

I

II

I

I

V

Год

Уровень

I

I

I

II

I

I

V

Год

Уровень

5

5

5

4

5

5

5

5

4

5

5

5

5

4

5

5

5

5

4

5

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

5

5

5

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

5

5

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

4

5

5

4

5

4

5

4

5

5

4

5

5

4

4

4

4

5

4

4

4

4

5

4

5

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

3

4

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4

5

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Оранжевый – высокий Зеленый – средний Желтый – низкий

Считаю, что необычная форма учета знаний стимулирует учащихся,

помогает

определить

собственный

уровень

обученности,

увидеть

свои

пробелы, спланировать действия на повышения качества обучения.



В раздел образования