Автор: Алибекова Людмила Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2 город Нефтекумск Ставропольского края
Населённый пункт: город Нефтекумск Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Организация предметно – пространственной среды, способствующей реализации компетентностного подхода в обучении.
Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
СОШ №2 г. Нефтекумска
Организация предметно – пространственной среды,
способствующей реализации компетентностного подхода
в обучении.
Учитель истории МКОУ СОШ №2
Алибекова Людмила Анатольевна
Нефтекумск - 2018
1
Тема моего сегодняшнего выступления озвучена. Она включает две
составляющие: предметно-пространственная среда и компетентностный
подход в обучении. Разрешите вам напомнить смысл данных понятий.
Предметно-пространственная среда воспитания это особым
образом организованная в пространстве и времени совокупность
материальных вещей, окружающих педагога и учащихся в
воспитательном процессе.
Предметно-пространственная среда включает в себя:
1) здания и помещения школы (классы-кабинеты, коридор, и т. д.);
2) школьный двор и прилегающее к школе пространство;
3) мебель и оборудование;
4) средства обеспечения санитарно-гигиенических условий
(освещённости, температурного режима, чистоты, вентиляции) и
техники безопасности;
5) элементы предметно-пространственной среды, являющиеся
результатами работы самих субъектов педагогического процесса:
- выставки ученических поделок, рисунков, сочинений и т.д.;
- выставки творчества взрослых: педагогов и родителей учащихся;
- фото-, видеохроники школьной жизни и др.
6) специальные элементы эстетического оформления (оформление
интерьеров, выставок и экспозиций, а также отдельные рисунки, и
др.);
7) световые и шумовые эффекты, музыкальное оформление;
8) одежда и личные вещи педагогов и воспитанников;
9) информационно-организующие элементы предметно-
пространственной среды: расписание занятий и т.п., а также
разнообразная школьная документация.
Создание благоприятной предметно-пространственной среды
подразумевает такую организацию пространства, при которой
воспитательная работа осуществляется наиболее эффективно. Для
этого необходимо, чтобы пространство, где протекает воспитательный
процесс, уже само по себе являлось средством воспитания, несло
большую смысловую и эмоциональную нагрузку.
Эффективность предметно-пространственной среды в
воспитании определяется следующими условиями:
1. Соответствие целям и задачам воспитания.
2. Соответствие санитарно-гигиеническим нормам и технике
2
безопасности.
3. Эстетичность и аккуратность.
4. Культуросообразность (соответствие общекультурным
требованиям, учёт особенностей культуры данной национальности,
данной местности).
5. Эмоциональная и информационная насыщенность.
6. Соответствие организации пространства организации
педагогического процесса в данной школе.
7. Соответствие возрастным особенностям учащихся.
8. Многоканальность воспитательного воздействия предметно-
пространственной среды (через различные органы чувств).
9. Поддержание в функциональном состоянии (своевременный
ремонт, уборка, замена материальных средств; постоянное
обновление, совершенствование предметно-пространственной
среды).
10. Участие воспитанников в создании и поддержании предметно-
пространственной среды.
Перейдем ко второму понятию. Общепринятого определения
«компетентность» на данный момент не существует. Одним из
наиболее удачных, я считаю, определение О. Е. Лебедева:
«компетентность – способность и готовность личности к
деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые
приобретены благодаря обучению». Исследователи часто добавляют,
что компетентность предполагает способность решать задачи,
связанные с реальными жизненными обстоятельствами.
В таком случае мы определяем, например, гражданско-правовую
компетентность как готовность к выполнению различных социальных
ролей в демократическом обществе и правовом государстве:
гражданина, собственника, избирателя, потребителя, работника или
предпринимателя, налогоплательщика, семьянина. На уроках
обществознания ученикам предлагаются практико-ориентированные
задания, участие в проектной деятельности или ролевой игре, а
теоретическое осмысление материала происходит уже в ходе или после
подобной самостоятельной деятельности учеников.
Поскольку мы с вами преподаём такой предмет как история, то для
обучения истории целевым ориентиром служит историко-познавательная
компетентность школьников (далее - ИПК).
Следует, конечно, учитывать возраст учащихся, а значит, осуществлять две
разные методические модели формирования ИПК – применительно для
начального этапа изучения истории и для обучения на старшей ступени.
3
Формирование ИПК на начальном этапе проходит с использованием
эмоционально привлекательных видов деятельности: имитационных,
практических, проектных, театрализованных. Ученики «примеряют на себя»
позиции исторических персонажей и «действуют», решая те проблемы,
которые вставали перед их персонажами. Необходимость выполнить задание
«от первого лица» вызывает большой запрос на информацию о прошлом,
внимание к деталям, проникновение в обстановку, эмоциональный фон
эпохи. Идет усвоение не только реалий прошлого, фактов, имен, но и
особенностей мышления, мировосприятия, ценностных ориентаций людей
прошлого.
На старшей ступени обучения основной ролью, которую осваивает
школьник на уроках истории, является роль исследователя, аналитика,
самостоятельно изучающего историю. Акцент переносится на такие виды
деятельности, как поиск исторической информации, ее интерпретация,
систематизация, критический анализ, оценка, связь с современностью.
Основным методическим приемом становится работа с историческими
источниками. Работа с источниками позволяет включить учеников в самые
разнообразные виды историко-познавательной деятельности: поиск
информации, отделение фактов от мнений, выявление авторской позиции,
идентификация автора или времени создания источника, реконструкция
образов эпохи, интерпретация фактов с привлечением исторических и
социологических понятий, критический разбор источников. Многообразие
видов заданий с историческими источниками позволяет развивать разные
мыслительные стратегии учеников, как образное, так и аналитическое
мышление. Проблемные ситуации создаются на основе разнообразных
источников, неоднозначных научных оценок, на выявлении сопряженности
исторического материала с современным.
Реализация компетентностного подхода требует соответствующей
предметно-пространственной среды, оснащение учебного процесса
принципиально новыми УМК деятельностного характера, оценочным
инструментарием развития компетенций. Также очень важно побуждать
школьников к осмыслению не только продуктов образовательной
деятельности, но и самой деятельности, учить планировать свои действия.
Уважаемые коллеги, новое это хорошо забытое старое, и в советской
школе требовали соответствующим образом оборудовать кабинет истории.
Можно обратиться к прошлому и пройти чужой путь – это несложно, но
найти свой увлекательно и заманчиво, тем более совместно с учащимися.
Главное верить в то, что результат вашего труда – предметный кабинет - это:
Создание условий для ежедневной учебной деятельности;
Формирование уверенности в собственных возможностях и
способностях у обучающихся;
4
Создание условий для свободы выражения своих чувств и мыслей;
Проявление уважения к человеческому достоинству;
Укрепление психологического здоровья и эмоционального
благополучия участников образовательного процесса;
Формирование и поддержка положительной самооценки;
Реализация образовательного потенциала пространства;
Мотивация непрерывного самосовершенствования.
По оформлению и оборудованию предметного кабинета написано много
методических пособий и рекомендаций. Я предлагаю обменяться мнениями,
обобщить опыт, имеющийся у вас. Думаю, что это может быть интересным и
полезным для присутствующих.
Создание предметно-пространственной среды кабинета истории для
формирования целостного и системного восприятия курсов
обществоведческой и исторической наук – цель, которую ставит перед собой
каждый учитель.
Создавать кабинет надо с первых дней своей педагогической деятельности,
привлекая коллег, родителей и обучающихся. И как только вы этим займетесь,
сразу возникнут вопросы.
I. Для чего нужен кабинет истории в школе?
Необходимость создания кабинета истории в школе доказана временем:
оборудование рабочих мест педагога и обучающихся;
обучающиеся, занимаясь в оформленном кабинете истории, ощущают
себя путешественниками во времени;
педагог использует возможности своей предметной области: средства
наглядности, оборудование, дидактический материал и т.д.;
есть возможность все сосредоточить в одном месте: ПК, интерактивное
оборудование, учебники, атласы, карты, художественную литературу и
др.;
учитель истории через оформление кабинета реализует себя,
представляя свое видение исторического процесса;
оформление стендов помогает использовать материал необходимый для
проведения уроков, развивает, дополняет материал, кругозор
обучающихся;
возможностью демонстрации звуковых и зрительных образов
средствами ИКТ.
5
II. Какую классификацию материала выбрать?
Многообразие учебного материала, наглядных пособий в кабинете истории
вызывает необходимость их классификации. Отсутствие такой
классификации приведет к путанице, потери времени на поиски материала.
Каждый учитель выбирает свой способ классификации. Можно
предложить распределять по разделам:
1. Литература:
учебная;
художественная;
научная;
популярная;
справочники, словари.
Необходимо в каждом разделе навести порядок:
составить каталог (список), имеющийся литературы;
выставить в алфавитном или хронологическом порядке;
распределить по темам и др.
2. Наглядные пособия.
По содержанию различают изобразительные и условные наглядные
пособия.
К изобразительным наглядным пособиям относятся: репродукции
исторических памятников, памятники письменности, живописные
миниатюры, портреты исторических деятелей, карикатуры.
К условным наглядным пособиям: карты - общие, тематические и
контурные; схемы - экономические, социально-политические, военно - и
революционно-исторические, а также синхронистические и текстовые.
Изображения исторических памятников являются убедительными
наглядными пособиями в силу того, что памятники непосредственные
свидетели отдаленных эпох.
По форме (по технике выполнения) есть печатные, экранные и самодельные
наглядные пособия.
Печатные наглядные пособия: настенные - картины, карты и аппликации;
настольные - альбомы и атласы.
Вторую группу составляют экранные наглядные пособия. К ним
относятся учебные, научные и художественные исторические фильмы.
3. Исторические темы:
6
1.
“Монголо-татарское иго”;
2.
“Бунташный век”;
3.
“Гражданская война” и т.д.
4. Исторические личности:
1.
“Реформы Петра I”;
2.
“Просвещенный абсолютизм Екатерины II”;
3.
“Время правления Ивана IV Грозного” и т.д.
5. Периоды истории:
1.
“Русь в IX - XI вв.”;
2.
“Феодальная раздробленность XII - XIV вв.”;
3.
“Российская империя XVII - XX вв.” и т.д.
6. Учебно-методический комплекс.
III. Роль УМК в учебном процессе.
Учебно-методический комплект (УМК) позволяет на более высоком уровне
активизировать познавательную деятельность обучающихся и реализовывать
компетентностный подход через:
Классификацию материала по разным направлениям:
тематическое;
блочное (создание блоков тем, проблем, направлений);
хронологическое и др.
Качественное выполнение основных видов деятельности (методов обучения):
объяснительно-иллюстративный метод (аппликации, репродукции,
открытки, альбомы и др.)
репродуктивный метод позволяет осуществлять имеющиеся в УМК:
карточки - сорбонки (Технологический прием использования
двусторонних карточек “сорбонок” – от названия парижского
университета) на уроках известен давно. Сорбонка – это небольшая
двусторонняя карточка, на одной стороне которой записывается
понятие, пример, формула, слово, дата, картинка, схема и т. п., а на
другой – ответ.Технологический прием «Анимированная сорбонка»),
алгоритмы, рекомендации, кроссворды, анаграммы.
метод проблемного обучения (хрестоматии, документы, статьи из
периодической печати);
7
метод самостоятельной познавательной деятельности обучающихся
(рабочие листы, тесты и др.). Возможности УМК позволяют при
применении этого метода провести классификацию самостоятельных
работ по дидактическим целям:
восприятие нового материала (художественная литература,
мультимедийные программы, видеофильмы).
закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений
(консультант-тренинг, опорные конспекты, сетка глоссарного
обучения).
источниками знаний, при организации самостоятельной работы
обучающихся, являются учебники, исторические карты, статистические
данные, справочная и научно-популярная литература.
IV. Стенды, их оформление и использование в учебной деятельности. Это
то, от чего мы ушли в конце 90-х - начале 0-х гг. Однако время показало их
целесообразность. Как вариант можно рассмотреть следующие стенды.
Синхроническая таблица “Галерея истории человечества”.
В основу таблицы положены факты и события, происходящие
одновременно в различных частях света, регионах и странах.
Синхроническая таблица важна при цивилизационном подходе к
изучению истории, с целью понимания исторических закономерностей
мировых цивилизаций.
Стенд “Период в истории”
Период – промежуток времени в развитии чего - либо, характеризующейся
теми или иными признаками, особенностями. Обучающимся предлагаются
важнейшие события истории в законченном виде. Можно дополнить стендом
“Словарь исторических терминов”
Стенд “Хронограф”
Календарь с историческими событиями, которые произошли в различное
время, но именно в этот день. Хронограф помогает учителю и обучающимся
прослеживать событийность, выделять закономерности исторического
процесса.
Стенд “Экран результативности”
Предлагается раскрывать потемный, итоговый контроль за знаниями
обучающихся. Я считаю, что это не совсем корректно в отношении
слабоуспевающих учащихся. Здесь можно отражать результаты внеурочной
деятельности, олимпиады, конкурсы и т.д.
Стенд “Победные дни России”
8
Перечислены дни воинской славы России. Приближающаяся памятная дата
по календарю представлена в виде красочно оформленного коллажа с
описанием события, исторической обстановкой, портретами участников тех
великих битв и наградами.
Стенд “Панорама культуры”
Представляет шедевры искусства, архитектуры, живописи и др., позволяет
понять и осознать значимость культурного наследия той или иной эпохи
Стенд “Рекомендации для обучающихся”
Здесь даны алгоритмы, необходимые для организации учебной деятельности
(памятка докладчика, требование к написанию реферата, подготовка к
семинару и др.).
Стенд “Исторический портрет”
Это стенд с краеведческим материалом об истории края (путешественники,
исследователи, первооткрыватели, история нашего края, города или села).
Если создать предметно-пространственную среду кабинета истории
соответствующую современным требованиям, обучающиеся целостно,
системно будут воспринимать исторический процесс.
Отдельно необходимо сказать об оформлении передней стены кабинета.
Передняя стена кабинета всегда находится перед взором обучающихся, и
перегружать ее оформлением, информацией, высказываниями, портретами
нельзя.
Данная стена активно используется на уроке (карта, опорный конспект,
интерактивная доска, схемы, и др.).
Возникает вопрос - Необходима ли в кабинете истории Музейная
комната (уголок, музей)?
Занимаясь вплотную краеведением, приходишь к мысли, что рано или
поздно, эту комнату создать надо. Но если есть возможность организовать
музей за пределами кабинета, то ею следует воспользоваться.
Материалы, собранные в музейной комнате помогают проводить уроки по
краеведению, олимпиады, викторины, декады и другие внеклассные
мероприятия.
V. Как размещать и хранить учебные материалы в кабинете истории?
Для поддержания учебного материала в рабочем состоянии, учета и
своевременного использования на уроках, необходимо организовать его
рациональное размещение и правильное хранение. Каждый учитель это
делает в соответствие со своими материальными и творческими
возможностями.
9
Таким образом, создание предметно-пространственной среды кабинета
истории, позволит организовать школьную жизнедеятельность по разным
направлениям: общение; познание (активность, направленная на освоение
окружающего мира); предметно-практическая деятельность (освоение и
преобразование предметной среды); духовно-практическая деятельность
(создание и(или) использование духовных и социальных ценностей); игра
(реализация активности в свободном импровизировании в условиях
ситуации). Что и требуют от современной школы новые образовательные
стандарты (ФГОС).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю
истории. Основы профессионального мастерства: Практическое пособие.- М.:
ВЛАДОС, 2001.
10
2. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф., Наглядность в преподавании истории и
обществоведения: Пособие для учителей. - М.- «Просвещение», 1978.
3. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории:
Практическое пособие.- М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе: Практическое пособие
для учителей – М.: Просвещение, 1972.
5. Герасимов Т.А., Кабинет истории в школе: Практическое пособие для
учителей. – М.: Учпедгис, 1954.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные
технологии. - 2004.-№5.
11