Напоминание

"Влияние экологического воспитания на развитие детей дошкольного возраста"


Автор: Зыкова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№13
Населённый пункт: город Томск, Томская обл
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние экологического воспитания на развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние экологического воспитания на развитие

детей дошкольного возраста

В настоящее время экологическое воспитание является важным элементом

образовательного процесса. В ФГОС дошкольного образования в качестве

одной

из

задач

познавательного

развития

указано

то,

что

необходимо

формировать

у

дошкольников

первичные

представления

об

окружающем

мире, о планете Земля, об особенностях её природы. Я считаю, что это не

случайно. Ведь среди глобальных проблем, стоящих перед человечеством,

особое место занимает экологическая проблема, от решения которой будет

зависеть

выживание

человеческой

цивилизации.

То

есть

будущее

нашей

планеты зависит от нас, а точнее от подрастающего поколения. Но для этого

им необходимы определенные знания, которые им должны дать мы взрослые.

Формирование экологической культуры это сложный, длительный процесс.

Очень важно начать экологическое воспитание в дошкольном возрасте, так

как именно то, что ребёнок увидел в детстве останется в его памяти навсегда,

в

это

время

природа

воспринимается

эмоционально,

как

нечто

живое.

Конечно

же

«первые

шаги»

делаются

гораздо

раньше,

когда

ребёнок

радуется, тому как летает бабочка, птичка, распускается цветок или капает

дождик и т. д и вот именно в этот момент взрослый должен эмоционально

поддержать ребёнка.

Так что же включает в себя в себя экологическое

воспитание.

Это

прежде

всего

формирование

нравственных

качеств,

мы

должны

научить

ребёнка

ценить,

беречь

и

защищать

природу,

должны

прививать гуманное отношение и понимание важности всего живого. Но

даже

большой

объём

знаний,

полученных

ребёнком

не

гарантирует

экологически

грамотного

поведения

в

будущем.

Если

ребёнок

не

будет

активным

участником

данного

образовательного

процесса,

а

будет

лишь

отстранённым

наблюдателем,

то

он

не

поймёт

для

чего

надо

беречь

и

охранять природу. Задача педагога сформировать у ребёнка неравнодушное

отношение

к

природе,

интерес

к

ней

через

игровую,

исследовательскую

деятельность, наблюдения в природе, чтение художественной литературы.

Ведь только, испытывая искренний интерес, любопытство, ребёнок будет

тянуться к природе и стремиться узнать, как можно больше о ней.

В

процессе

своей

работы

с

детьми

я

использую

разнообразные

формы

работы, но наиболее действенной формой работы считаю игру. Поскольку

игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Использую

разные виды игры подвижные, дидактические, театрализованные. Так как

экологическое

представление

формируется

при

непосредственном

наблюдении природы, каждый раз, организуя прогулку обращаю внимание

детей

на

явления

природы,

отмечаем

состояние

погоды.

Проводим

наблюдения,

рассматриваем

и

сравниваем,

например,

деревья

по

цвету

ствола, форме листьев, наблюдаем за поведением птиц в кормушке и т. д. Не

менее

интересной

формой

работы

является экспериментирование,

в

процессе которого дети исследуют, наблюдают, принимают активное участие,

делают

выводы.

Огромную

роль

играет

создание

п р ед ме т н о -

пространственной

среды.

Поэтому

в

группе

создан

уголок

природы,

в

котором дети ухаживают за растениями, которые сажали сами. Дети знают

как

называется

их

растение,

из

каких

частей

состоит,

свои

наблюдения

фиксируют в календаре с помощью условных обозначений.

Экологическое

воспитание

должно

осуществляться

как

непрерывный

процесс,

то

есть

в

семье

также

должны

формироваться

основы

экологического мировоззрения. Однако, здесь существует проблема – это

необходимость экологического просвещения родителей. Поэтому необходимо

привлекать

родителей

к

совместной

деятельности.

Для

решения

этой

проблемы использую следующие формы работы: организация экологических

мероприятий

с

участием

родителей,

выставки

тематических

рисунков,

изготовление поделок из природных материалов, создание книжек о природе,

конкурс на лучший домик для птиц. Дети получают задания и совместно с

родителями выполняют их.

Подводя итог, выше сказанному, хочется отметить то, что формирование

экологической культуры это сложный, трудоёмкий процесс, но необходимо

помнить о том, что это всё делается на благо нашего будущего и будущего

нашей планеты.

Зыкова А.В.

воспитатель



В раздел образования