Авторы: Долгополова Наталия Николаевна, Рычкова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 476
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Основные направления, принципы, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
«Основные направления, принципы, формы
организации совместной работы с родителями
по освоению требований ФГОС ДО»
План
1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.
2. Направления и формы взаимодействия с родителями.
3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.
1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года (далее – Закон)
обязывает
педагогов
и
родителей
стать
не
только
равноправными,
но
и
равноответственными
участниками
образовательного
процесса.
В
Законе
предусмотрено,
что
в
решении
сложных
многоплановых
задач,
связанных
с
реализацией
нового
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(далее
–
ФГОС
ДО),
эксклюзивная
роль
принадлежит семье.
Статья 44 Закона гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
личности
ребенка».
В
статье
впервые
определены
права,
обязанности
и
ответственность
родителей
за
образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного
образовательного учреждения (далее – ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного
пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства».
В
ФГОС
ДО
говорится,
что
работа
с
родителями
должна
иметь
дифференцированный
подход,
учитывать
социальный
статус,
микроклимат
семьи,
родительские
запросы
и
степень
заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности
семьи.
Также сформулированы и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним
из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является
основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим
условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления
здоровья
детей.
Родители
(законные
представители)
должны
принимать
участие
в
разработке
части
образовательной
программы
организации,
формируемой
участниками
образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей,
членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей
дошкольного
образования,
общих
для
всего
образовательного
пространства
Российской
Федерации,
а
также
об
образовательной
программе,
и
не
только
семье,
но
и
всем
заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих
реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде, а также для
обсуждения
с
родителями
(законными
представителями)
детей
вопросов,
связанных
с
реализацией.
Актуальной
в
настоящее
время
является
проблема
взаимодействия
детского
сада
и
семьи
по
повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую
роль в дошкольный период развития ребенка – именно в этом возрасте происходит первоначальное
становление личности.
Новые
задачи,
встающие
перед
ДОУ,
предполагают
его
открытость,
тесное
сотрудничество
и
взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на
современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом
обучения.
Цель сотрудничества ДОУ с семьей – создание благоприятных условий для внедрения новых форм и
методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и
семьи.
Задачи:
• Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей, установить партнерские отношения;
•
Обеспечить
полное
взаимопонимание
и
согласованное
взаимодействие
ДОУ
и
семьи
в
осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка;
• Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия
детского сада и семьи;
•
Способствовать
активному
включению
родителей
в
психолого-педагогическую
работу
детского сада, объединить усилия;
• Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
•
Компенсировать
проблемы
семейного
воспитания:
выявлять,
поддерживать
и
развивать
воспитательный потенциал семьи;
• Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их
уверенность в собственных педагогических возможностях;
• Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
• Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в
домашних условиях;
• Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.
Решение этих задач возможно путем планомерной реализации функций работы ДОУ с семьей :
1)
ознакомление
родителей
с
содержанием
и
методикой
учебно-воспитательного
процесса,
организуемого в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;
6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители – воспитатель – методист –
медперсонал – заведующая – специалисты).
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих
воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и
ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему
поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные
формы взаимодействия с семьей.
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко.
Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:
конфликты
между
родителями
из-за
детей,
родительские
претензии
к
воспитателям
по
разным
вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям
воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого
опыта.
2. Направления и формы взаимодействия с родителями .
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления
работы
с
родителями
в
условиях
реализации
ФГОС
ДО:
познавательное,
информационно-
аналитическое, наглядно-информационное, досуговое (таблица 1).
Таблица 1 Направления работы с родителями
Направление
Цель направления
Познавательное
направлено на ознакомление родителей с возрастными и
психологическими
особенностями
детей
дошкольного
возраста
Информационно-аналитическое
направление
направлено
на
выявление
интересов,
потребностей,
запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Наглядно-информационное направление
дает
возможность
донести
до
родителей
любую
информацию в доступной форме
Досуговое направление
призвано устанавливать теплые доверительные отношения,
эмоциональный контакт между педагогами и родителями,
между родителями и детьми
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до
родителей
знания.
Существуют
традиционные
и
нетрадиционные
формы
общения
педагога
с
родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные
(таблица 2).
Таблица 2 Традиционные формы работы с родителями
Традиционные формы
Содержание
Коллективные
групповые
родительские
собрания,
конференции,
круглые столы
Индивидуальные
педагогические беседы с родителями, цель которых
– обмен мнениями по тому или иному вопросу
Наглядно-информационные
записи на аудио- и видеоносители бесед с детьми,
видеофрагменты
организации
различных
видов
деятельности,
режимных
моментов,
занятий;
фотографии,
выставки
детских
работ,
стенды,
ширмы, папки-передвижки
Целесообразно
сочетать
разные
формы
работы,
например,
после
проведения
развлекательных
мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях
обсуждаются проблемы воспитания детей.
В
настоящее
время
особой
популярностью
как
у
педагогов,
так
и
у
родителей
пользуются
нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ,
игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к
детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя
обстановке, сближаются с педагогами.
Классификацию нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова (таблица 3).
Таблица 3 Нетрадиционные формы работы с родителями
Нетрадиционные формы
Содержание
Задача
Информационно-
аналитические
социологиче ские
с р е з ы ,
опросы, «почтовый ящик»
установление теплых неформальных отношений
между педагогами и родителями, а также более
доверительных отношений между родителями и
детьми, основываясь на общекультурном уровне
родителей,
наличии
у
них
необходимых
педагогических знаний, отношении в семье к
ребенку,
запросах,
интересах,
потребностях
родителей
в
п с и хол о го - п ед а го г и ч е с ко й
информации
Досуговые
совместные
праздники
и
вечера, семейные спортивные
и тематические мероприятия
установление теплых неформальных отношений
между педагогами и родителями, а также более
доверительных отношений между родителями и
детьми
Познавательные
с о б р а н и я ,
г р у п п о в ы е
консультации и др. на основе
диалога,
искренности
и
отказа от критики
ознакомление
родителей
с
особенностями
возрастного и психологического развития детей,
рациональными
методами
и
пр ие ма м и
воспитания
для
формирования
у
родителей
практических навыков
Наглядно-
информационные
информационные
проспекты
для
родителей,
организация
дней
(недель)
открытых
д в е р е й ,
о т к р ы т ы х
просмотров занятий и других
видов
деятельности
детей,
выпуск
газет,
организация
минибиблиотек и др.
ознакомление
родителей
с
у с л о в и я м и ,
содержанием и методами воспитания детей в
условиях дошкольного учреждения
В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с
родителями.
Но
мы
понимаем,
что
мероприятия,
проводимые
эпизодически,
не
могут
заменить
систематической работы с родителями и не имеют положительного эффекта.
Инициатором
установления
сотрудничества
должны
быть
педагоги
ДОУ,
поскольку
они
профессионально
подготовлены
к
образовательной
работе,
а
следовательно,
понимают,
что
ее
успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог осознает, что
такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять
собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться
формы и направления работы детского сада с семьей.
Построение доверительной системы взаимодействия ДОУ с родителями на новых принципах имеет
хорошие результаты:
• положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по
воспитанию детей;
• персонификация и учет индивидуальности ребенка;
• укрепление внутрисемейных связей;
• возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
• возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые
присущи старым формам работы с семьей.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети
активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде,
проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок
чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с
его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада
даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных
стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.
Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного
развития и образования каждого ребенка должно строиться на следующих принципах взаимодействия
ДОУ с родителями:
• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся
работа
педагогов
группы
с
родителями.
В
общении
воспитателя
с
родителями
неуместны
категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского
сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает
для себя конкретных форм корректного общения с родителями.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к
детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит
гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
• Преемственность согласованных действий.
Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в
том, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний
малыш».
Взаимопонимание
семьи
и
детского
сада
–
этого
единого
пространства,
объективной
реальности – состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон,
«выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и
ответственности».
• Индивидуальный подход к каждой семье.
Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и
человеческой
культуры,
традиций
семьи,
социального
положения,
особенностей
здоровья
членов
семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия
животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
• Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо
знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой
пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо
эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических
ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи
и искреннее желание помочь.
• Тщательная подготовка к каждому мероприятию.
Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо
тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не
связанных
между
собой
мероприятий.
Слабое,
плохо
подготовленное
родительское
собрание
или
семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
• Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять
собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться
формы и направления работы детского сада с семьей.
На основе этих принципов целесообразно создать в ДОУ систему, которая предполагает планово-
прогностическую и контрольно-оценочную деятельность:
1) определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;
2) прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование
работы с семьями воспитанников – перспективное, календарное, планирование методической работы с
сотрудниками детского сада;
3) проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;
4) контрольно-оценочная деятельность по результатам работы;
5) проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.
Система будет полноценной при условии построения на основе взаимодействия четырех направлений
работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.
Первое направление – информационно-аналитическая деятельность.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта
с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава
начинается
с
анкетирования
«Давайте
познакомимся».
Получив
реальную
картину,
на
основе
собранных данных происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка,
специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым
родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть
ее
индивидуальные
особенности.
Целью
информационно-аналитической
и
диагностической
деятельности
является
создание
системы
изучения,
анализа
и
прогнозирования
дальнейшей
деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в
получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.
Второе направление – просветительская деятельность.
Целью
этого
направления
является
повышение
педагогической
культуры
родителей,
а
также
повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение
родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду
необходимо
обеспечить
педагогическое
сопровождение
семьи
необходимой
информацией,
сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной
программы
должна
вестись
совместно
со
всеми
специалистами
ДОУ
(логопед,
педагог-психолог,
социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,
старшая медицинская сестра).
Третье направление – организационно-методическая деятельность.
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо
способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации
единого
пространства
развития
и
воспитания
ребенка,
делать
родителей
действительно
равноответственными участниками образовательного процесса.
Четвертое направление – реализация образовательного процесса детского сада.
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и
развитию
ребёнка
(понимание
потребностей
ребёнка);
готовность
родителей
к
сотрудничеству
с
педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
При грамотном планировании, организационном сопровождении и непосредственном участии всех
сторон образовательного процесса система даст следующие результаты:
• реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями;
•
изменение
характера
вопросов
родителей
к
педагогам
с
организационно-бытовых
на
познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
•
рост
посещаемости
родителями,
другими
членами
семьи,
участвующими
в
воспитании
ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
•
проявление
у
родителей
осознанного
отношения
к
воспитанию
и
развитию
ребёнка
(понимание
потребностей
ребёнка,
анализ
его
достижений
и
недостатков,
обращение
к
педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании
и развитии ребёнка);
• готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по
хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
• положительные изменения в неблагополучных семьях;
• выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие
конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.