Напоминание

«Основные направления, принципы, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО»


Авторы: Долгополова Наталия Николаевна, Рычкова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 476
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Основные направления, принципы, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Основные направления, принципы, формы

организации совместной работы с родителями

по освоению требований ФГОС ДО»

План

1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.

2. Направления и формы взаимодействия с родителями.

3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.

1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года (далее – Закон)

обязывает

педагогов

и

родителей

стать

не

только

равноправными,

но

и

равноответственными

участниками

образовательного

процесса.

В

Законе

предусмотрено,

что

в

решении

сложных

многоплановых

задач,

связанных

с

реализацией

нового

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

(далее

ФГОС

ДО),

эксклюзивная

роль

принадлежит семье.

Статья 44 Закона гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся

имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они

обязаны

заложить

основы

физического,

нравственного

и

интеллектуального

развития

личности

ребенка».

В

статье

впервые

определены

права,

обязанности

и

ответственность

родителей

за

образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного

образовательного учреждения (далее – ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного

пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства».

В

ФГОС

ДО

говорится,

что

работа

с

родителями

должна

иметь

дифференцированный

подход,

учитывать

социальный

статус,

микроклимат

семьи,

родительские

запросы

и

степень

заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности

семьи.

Также сформулированы и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним

из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является

основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и

укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и

необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим

условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления

здоровья

детей.

Родители

(законные

представители)

должны

принимать

участие

в

разработке

части

образовательной

программы

организации,

формируемой

участниками

образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей,

членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей

дошкольного

образования,

общих

для

всего

образовательного

пространства

Российской

Федерации,

а

также

об

образовательной

программе,

и

не

только

семье,

но

и

всем

заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной

деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и

укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе

посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления

потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих

реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде, а также для

обсуждения

с

родителями

(законными

представителями)

детей

вопросов,

связанных

с

реализацией.

Актуальной

в

настоящее

время

является

проблема

взаимодействия

детского

сада

и

семьи

по

повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую

роль в дошкольный период развития ребенка – именно в этом возрасте происходит первоначальное

становление личности.

Новые

задачи,

встающие

перед

ДОУ,

предполагают

его

открытость,

тесное

сотрудничество

и

взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на

современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом

обучения.

Цель сотрудничества ДОУ с семьей – создание благоприятных условий для внедрения новых форм и

методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и

семьи.

Задачи:

• Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей, установить партнерские отношения;

Обеспечить

полное

взаимопонимание

и

согласованное

взаимодействие

ДОУ

и

семьи

в

осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка;

• Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия

детского сада и семьи;

Способствовать

активному

включению

родителей

в

психолого-педагогическую

работу

детского сада, объединить усилия;

• Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;

Компенсировать

проблемы

семейного

воспитания:

выявлять,

поддерживать

и

развивать

воспитательный потенциал семьи;

• Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их

уверенность в собственных педагогических возможностях;

• Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;

• Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в

домашних условиях;

• Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Решение этих задач возможно путем планомерной реализации функций работы ДОУ с семьей :

1)

ознакомление

родителей

с

содержанием

и

методикой

учебно-воспитательного

процесса,

организуемого в ДОУ;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;

5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;

6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители – воспитатель – методист –

медперсонал – заведующая – специалисты).

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих

воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и

ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему

поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные

формы взаимодействия с семьей.

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко.

Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

конфликты

между

родителями

из-за

детей,

родительские

претензии

к

воспитателям

по

разным

вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям

воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого

опыта.

2. Направления и формы взаимодействия с родителями .

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления

работы

с

родителями

в

условиях

реализации

ФГОС

ДО:

познавательное,

информационно-

аналитическое, наглядно-информационное, досуговое (таблица 1).

Таблица 1 Направления работы с родителями

Направление

Цель направления

Познавательное

направлено на ознакомление родителей с возрастными и

психологическими

особенностями

детей

дошкольного

возраста

Информационно-аналитическое

направление

направлено

на

выявление

интересов,

потребностей,

запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Наглядно-информационное направление

дает

возможность

донести

до

родителей

любую

информацию в доступной форме

Досуговое направление

призвано устанавливать теплые доверительные отношения,

эмоциональный контакт между педагогами и родителями,

между родителями и детьми

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до

родителей

знания.

Существуют

традиционные

и

нетрадиционные

формы

общения

педагога

с

родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные

(таблица 2).

Таблица 2 Традиционные формы работы с родителями

Традиционные формы

Содержание

Коллективные

групповые

родительские

собрания,

конференции,

круглые столы

Индивидуальные

педагогические беседы с родителями, цель которых

– обмен мнениями по тому или иному вопросу

Наглядно-информационные

записи на аудио- и видеоносители бесед с детьми,

видеофрагменты

организации

различных

видов

деятельности,

режимных

моментов,

занятий;

фотографии,

выставки

детских

работ,

стенды,

ширмы, папки-передвижки

Целесообразно

сочетать

разные

формы

работы,

например,

после

проведения

развлекательных

мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях

обсуждаются проблемы воспитания детей.

В

настоящее

время

особой

популярностью

как

у

педагогов,

так

и

у

родителей

пользуются

нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ,

игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к

детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя

обстановке, сближаются с педагогами.

Классификацию нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова (таблица 3).

Таблица 3 Нетрадиционные формы работы с родителями

Нетрадиционные формы

Содержание

Задача

Информационно-

аналитические

социологиче ские

с р е з ы ,

опросы, «почтовый ящик»

установление теплых неформальных отношений

между педагогами и родителями, а также более

доверительных отношений между родителями и

детьми, основываясь на общекультурном уровне

родителей,

наличии

у

них

необходимых

педагогических знаний, отношении в семье к

ребенку,

запросах,

интересах,

потребностях

родителей

в

п с и хол о го - п ед а го г и ч е с ко й

информации

Досуговые

совместные

праздники

и

вечера, семейные спортивные

и тематические мероприятия

установление теплых неформальных отношений

между педагогами и родителями, а также более

доверительных отношений между родителями и

детьми

Познавательные

с о б р а н и я ,

г р у п п о в ы е

консультации и др. на основе

диалога,

искренности

и

отказа от критики

ознакомление

родителей

с

особенностями

возрастного и психологического развития детей,

рациональными

методами

и

пр ие ма м и

воспитания

для

формирования

у

родителей

практических навыков

Наглядно-

информационные

информационные

проспекты

для

родителей,

организация

дней

(недель)

открытых

д в е р е й ,

о т к р ы т ы х

просмотров занятий и других

видов

деятельности

детей,

выпуск

газет,

организация

минибиблиотек и др.

ознакомление

родителей

с

у с л о в и я м и ,

содержанием и методами воспитания детей в

условиях дошкольного учреждения

В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с

родителями.

Но

мы

понимаем,

что

мероприятия,

проводимые

эпизодически,

не

могут

заменить

систематической работы с родителями и не имеют положительного эффекта.

Инициатором

установления

сотрудничества

должны

быть

педагоги

ДОУ,

поскольку

они

профессионально

подготовлены

к

образовательной

работе,

а

следовательно,

понимают,

что

ее

успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог осознает, что

такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять

собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их

образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться

формы и направления работы детского сада с семьей.

Построение доверительной системы взаимодействия ДОУ с родителями на новых принципах имеет

хорошие результаты:

• положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по

воспитанию детей;

• персонификация и учет индивидуальности ребенка;

• укрепление внутрисемейных связей;

• возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

• возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые

присущи старым формам работы с семьей.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети

активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде,

проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок

чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с

его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада

даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных

стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.

Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного

развития и образования каждого ребенка должно строиться на следующих принципах взаимодействия

ДОУ с родителями:

• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся

работа

педагогов

группы

с

родителями.

В

общении

воспитателя

с

родителями

неуместны

категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского

сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает

для себя конкретных форм корректного общения с родителями.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к

детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит

гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

• Преемственность согласованных действий.

Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в

том, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний

малыш».

Взаимопонимание

семьи

и

детского

сада

этого

единого

пространства,

объективной

реальности – состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон,

«выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и

ответственности».

• Индивидуальный подход к каждой семье.

Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и

человеческой

культуры,

традиций

семьи,

социального

положения,

особенностей

здоровья

членов

семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия

животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

• Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо

знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой

пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо

эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических

ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи

и искреннее желание помочь.

• Тщательная подготовка к каждому мероприятию.

Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо

тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не

связанных

между

собой

мероприятий.

Слабое,

плохо

подготовленное

родительское

собрание

или

семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

• Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять

собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их

образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться

формы и направления работы детского сада с семьей.

На основе этих принципов целесообразно создать в ДОУ систему, которая предполагает планово-

прогностическую и контрольно-оценочную деятельность:

1) определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;

2) прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование

работы с семьями воспитанников – перспективное, календарное, планирование методической работы с

сотрудниками детского сада;

3) проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;

4) контрольно-оценочная деятельность по результатам работы;

5) проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.

Система будет полноценной при условии построения на основе взаимодействия четырех направлений

работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

Первое направление – информационно-аналитическая деятельность.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта

с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава

начинается

с

анкетирования

«Давайте

познакомимся».

Получив

реальную

картину,

на

основе

собранных данных происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка,

специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым

родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть

ее

индивидуальные

особенности.

Целью

информационно-аналитической

и

диагностической

деятельности

является

создание

системы

изучения,

анализа

и

прогнозирования

дальнейшей

деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в

получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.

Второе направление – просветительская деятельность.

Целью

этого

направления

является

повышение

педагогической

культуры

родителей,

а

также

повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение

родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду

необходимо

обеспечить

педагогическое

сопровождение

семьи

необходимой

информацией,

сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной

программы

должна

вестись

совместно

со

всеми

специалистами

ДОУ

(логопед,

педагог-психолог,

социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,

старшая медицинская сестра).

Третье направление – организационно-методическая деятельность.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо

способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации

единого

пространства

развития

и

воспитания

ребенка,

делать

родителей

действительно

равноответственными участниками образовательного процесса.

Четвертое направление – реализация образовательного процесса детского сада.

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и

развитию

ребёнка

(понимание

потребностей

ребёнка);

готовность

родителей

к

сотрудничеству

с

педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

При грамотном планировании, организационном сопровождении и непосредственном участии всех

сторон образовательного процесса система даст следующие результаты:

• реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями;

изменение

характера

вопросов

родителей

к

педагогам

с

организационно-бытовых

на

познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;

рост

посещаемости

родителями,

другими

членами

семьи,

участвующими

в

воспитании

ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

проявление

у

родителей

осознанного

отношения

к

воспитанию

и

развитию

ребёнка

(понимание

потребностей

ребёнка,

анализ

его

достижений

и

недостатков,

обращение

к

педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании

и развитии ребёнка);

• готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по

хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;

• положительные изменения в неблагополучных семьях;

• выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие

конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.



В раздел образования