Напоминание

"Теплые и холодные цвета"


Автор: Гимаева Альфия Рахиповна
Должность: преподаватель детской художественной школы №1 г. Альметьевск
Учебное заведение: МБОУДО АДХШ №1
Населённый пункт: город Альметьевск
Наименование материала: план-конспект открытого урока по живописи
Тема: "Теплые и холодные цвета"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ\

Открытого урока по живописи (3 часа) для детей 6-7 лет отделения

раннего эстетического развития АДХШ №1

Преподаватель: Гимаева А.Р.

Тема: «Теплые и холодные» цвета

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока по живописи (3 часа) для детей 6-7 лет воскресного

отделения АДХШ № 1

Тема: Понятие «Теплые и холодные цвета»

Цели: формирование навыков, умений и знаний о цветоведении.

Задачи:

- Изучение цветового круга, ознакомление с холодными и теплыми

цветами. (20 минут)

- выполнить рисунок-построение дракона; (30 минут)

- закрепить навыки работы акварелью. (30 минут)

анализ (10 минут)

Практическая работа

- выполнить изображение дракона с плаката в выбранной цветовой гамме

Оборудование для учащихся: мольберт, планшет, стул, бумага (А4),

простой карандаш, ластик, акварель палитра, кисти белка.

Оборудование для учителя: доска, магниты, методические разработки:

плакат с изображением цветового круга, плакаты с иллюстрациями к

сказке, плакаты по этапным построением дракона и образец работы в

цвете, репродукции работ художников: Ф.Малявин «Вихрь», В.Борисов

-Мусатов «Водоём»

План урока

1.Подготовка учащихся к уроку:

проверка наличия принесённых материалов и принадлежностей.

2.Повторение:

Цель: вспомнить основные понятия о цвете, уточнение понятий.

Вопросы к детям:

1.

Какие цвета мы называем основными, главными (первичными)

(Красный, желтый, синий.)

2.

Какие цвета мы называем дополнительными , вторичными? (цвета

полученные путем смешения основных: оранжевый, фиолетовый,

зеленый)

3.

Что такое тон цвета? (Светлота)

4. Что такое насыщенность? (Яркость)

3. Изучение нового материала

Цель: усвоить понятия тёплые и холодные цвета и оттенки.

4.3акрепление учебного материала

Задача:

1.

построение рисунка на основе простых геометрических форм;

2.

выполнение изображения в цвете в зависимости от выбранного

колорита (теплые и холодные).

Ход урока

Сегодня у нас урок живописи, т.е. урок, связанный с изучением и работой

красками и цветом. Ребята давайте вспомним лето и радугу. Какие вы

знаете считалочки и стихи о радуге?

Ребята: - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - это удобно

для

запоминания порядка цветов.

Автор стиха Г. Лагздынь «Радуга»

В радуге - семь дужек, семь цветных подружек!

Красная дужка - оранжевой подружка.

Желтая дужка - зеленой подружка.

Голубая дужка - синей подружка.

Фиолетовая дужка - всем дужкам подружка

А пойдут как обниматься

Разноцветных семь подружек,

Начинают тут сливаться

В белый цвет - семь ярких дружек

семицветная дуга - наша ра-ду-га!

А вот ещё стишки про цвета А. Венгера

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры - красные ребятки.

Красные тюльпаны - на окне стоят,

Красные знамёнка за окном горят.

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится-

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

Жёлтое солнце на землю глядит,

Жёлтый подсолнух за солнцем следит.

Жёлтые груши на ветках висят

Жёлтые листья с деревьев летят.

У нас растёт зелёный лук

И огурец зелёный,

А за окном зелёный луг

И домики зелёные.

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами ещё голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

В синем небо - островок,

Путь до островка далёк.

А на нём растёт цветок –

Синий-синий василек.

Фиолетовой фиалке

Надоело жить в лесу.

Я сорву её и маме

В день рожденья принесу.

Как же получается Радуга?

После дождя в воздухе остаются мельчайшие капли воды. Белый

солнечный свет проходя сквозь эти капли, распадается на цвета спектра:

красный, оранжевый, зеленый , синий, голубой, фиолетовый. Если цвета

радуги расположить по порядку один за другим, потом замкнуть эту

полоску в кольцо то получится цветовой круг.

Какие цвета называются первичными?

Теперь «вторичными» - т.е. теми, которые получаются из первичных?

Ребята, а какие характеристики цвета вы знаете?

Цвета бывают:

1.

ахроматические (бесцветные) и хроматические (цветные)

2.

цвет может быть разно насыщенным (яркость)

3.

цвет имеет тон.

4.

цвета бывают «теплыми» и «холодными».

Цветовое восприятие является для человека важным впечатлением

внешнего мира. Это прекрасный дар природы, но люди так привыкли к

этому чуду, что не удивляются ему.

В своем жизненном опыте мы никогда не имеем дело с чистым

цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зелёную траву, карие глаза,

а не просто отдельные цвета. Человеку цвет чаще всего рассказывает

о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода,

здоров ли ребёнок или у него красное горло. Для среднего человека

видимый спектр начинается с красного и заканчивается фиолетовым.

Однако, профессионалы, различают до 40 оттенков черного цвета.

Вся природа вокруг нас сверкает разнообразными красками. С

древнейших времен цвет тесно связан с духовной жизнью человека.

Люди наделяли его магическими и ритуальными свойствами:

Белый цвет - символ чистоты, благородства, святости.

Черный - мрак, смерть, горе.

Красный - счастье, красота.

Оранжевый - тепло, самый яркий раздражитель.

Желтый - будущее, радость.

Зеленый - покой, сон.

Голубой - свежость, беззаботность.

Синий - тревога, верность, холод, «бездна»

Фиолетовый - фантазии, тайна.

Коричневый - тяжесть, давление, угнетение.

Цвет словами поэта - «вестник печали, вестник надежды, траура

вестник и вестник мечты», а «краски память нашу будят, краски

чувства наши будят». Именно поэтому цвет в изобразительном

искусстве одно из главных выразительных средств.

Краски могут быть «тёплыми» ли «холодными».

В «тёплых» цветах преобладают оттенки жёлтого и красного, они

ассоциируются

с

солнцем,

огнем,

жаркой

энергией,

опасностью,

радостью. «Холодные»

цвета

-

зеленый,

синий,

фиолетовый

-

напоминают лед, снег, прохладу. Они ассоциируются с нежностью,

печалью.

Художник из всего богатства красок старается создать цветовое

единство

картины

- колорит. «Колорит - оркестр из красок» (Б.

Кустодиев).

Это

значит

художник

помимо

зрительных

ощущений

реального мира, передаёт и своё настроение

Например, в Третьяковской картиной галерее находится картина

Ф.

Малявина

«Вихрь».

Трудно

пересказать

её

сюжет.

Картина

раскрывает настроение и чувства художника. Поначалу мы не можем

различить

фигуры,

нас

завораживает

неистовый

всплеск

красок,

всполохи

цветового

костра.

Мы

почти

слышим

яростную

многоголосую симфонию живописи. Горячий колорит насыщенного

красного напоминает о бурных драматических событиях начала 20

века. В то же время это цвет праздничной жизненной силы, энергии и

радости бытия.

Другой эмоциональный настрой вызывает цвет в картине В.

Борисова- Мусатова «Водоём» Приглушенные краски создают особое

лирическое звучание. Мир увиден художником сквозь призму поэзии.

Молчаливые, погруженные в свои мечты, хрупкие девушки замерли у

неподвижной воды, в которой как в зеркале отражаются облака и

деревья. Синий цвет платья воспринимается отзвуком высокого неба.

Зыбкие

переливы

голубых

и

фиолетовых,

зеленовато

-

охристых

красок вызывают лёгкое спокойствие и светлую печаль, расслабление

заторможенность

и

задумчивость.

Используя

тонкие

сочетания

холодных

цветов,

художник

рождает

волнующие

и

тревожащие

молчаливые образы.

А теперь послушайте сказку про краски - теплые и холодные.

СКАЗКА ПРО КРАСКИ ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ

В некотором царстве, красочном государстве живут-поживают

разноцветные краски. На одном берегу извилистой речки устроились

теплые краски — красная, оранжевая, желтая. По цвету, они

напоминают солнце и огонь. Поэтому их и прозвали «теплыми». И

рисуют этими цветами апельсины, подсолнухи, землянику, цыплят.

А на другом берегу живут « холодные» краски - голубая, синяя,

фиолетовая. И похожи они на цвет льда и грозовой тучи, а потому и

называют их холодными красками. Этими красками рисуют небо,

море, васильки, колокольчики. Да разве все перечислишь!

Но вот однажды теплые и холодные краски поспорили друг с

другом - кто из них красивее и главнее для Художника. Поспорили

так, что перестали не только работать вместе, но и здороваться

перестали.

Извилистая речка разнесла молву об этих спорах по всему

свету. Услыхали про то Солнышко и Тучка. Стали думать, как

объяснить неразумным краскам, что все они красивы и нужны

Художнику.

И вот, что придумали...

Солнышко предложило холодным краскам нарисовать картину жар-

кой Африки. Как ни старались голубые, синие и фиолетовые цвета,

от картины так и не повеяло африканским зноем.

А Тучка попросила теплые краски изобразить холодное

Северное море. Ничего хорошего из этого, конечно же, не

получилось.

Только так удалось убедить спорящих, что все краски хороши!

Подумали-подумали теплые краски, и холодные с ними сразу

согласились, что нужно помириться. И помирились.

Засияло от радости Солнышко, а Тучка даже слегка

прослезилась, и над речкой с зелеными берегами появилась радуга. А

если внимательно в нее всмотреться, то можно заметить, что радуга

— это дружба теплых и холодных красок.

Закрепление учебного материала

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами нарисуем дракона- один из

символов китайского гороскопа, сказочное мифическое существо.

Из простых геометрических фигур по плакатам поэтапно построим

дракона.

Не забывайте о правильной компоновки на листе, о размере.

Рисунок под акварель выполняем легкой линией, без нажима.

А вот цветовой колорит вашей работы я вам предлагаю решить в

тёплой гамме, т.е. в красном, желтом, коричневом, оранжевом цветах.

Работу выполним в акварели. Теперь на палитре я покажу Вам как

подбирать оттенки.

В конце работы мы подведём итоги.

Ответьте на вопросы:

1.

какие цвета теплые, где вы их встречали?

2.

Какие цвета холодные, где вы их встречали?

Теперь посмотрим на ваши работы:

1.

У кого работа самая тёплая?

2.

А кто сделал холодную?

Используемая литература

1. Ю.М. Крицер «Рисунки и Живопись», практическое

пособие. Москва, «Высшая школа», 1992 г.

2. КЭТИ ПАСКУИНИ.МАЗОПУСТ БРЕТТ.БАРКЕР «Цвет и

композиция в Квилте», Издательство Ниола-пресс

3. Р.И. Коргузалова «Рисование», Издательство «Просвещение»,

1969 г.

4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском

саду. Ранний возраст», средняя, старшая группы, Издательство

«Карапуз», Москва

5. Библиотека «Юного художника» «Чудо кисточка»,

«Грамматика композиции», ЗАО «Редакция журнала «Юный

художник»», Москва.



В раздел образования