Автор: Гимаева Альфия Рахиповна
Должность: преподаватель детской художественной школы №1 г. Альметьевск
Учебное заведение: МБОУДО АДХШ №1
Населённый пункт: город Альметьевск
Наименование материала: план-конспект открытого урока по живописи
Тема: "Теплые и холодные цвета"
Раздел: дополнительное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ\
Открытого урока по живописи (3 часа) для детей 6-7 лет отделения
раннего эстетического развития АДХШ №1
Преподаватель: Гимаева А.Р.
Тема: «Теплые и холодные» цвета
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока по живописи (3 часа) для детей 6-7 лет воскресного
отделения АДХШ № 1
Тема: Понятие «Теплые и холодные цвета»
Цели: формирование навыков, умений и знаний о цветоведении.
Задачи:
- Изучение цветового круга, ознакомление с холодными и теплыми
цветами. (20 минут)
- выполнить рисунок-построение дракона; (30 минут)
- закрепить навыки работы акварелью. (30 минут)
анализ (10 минут)
Практическая работа
- выполнить изображение дракона с плаката в выбранной цветовой гамме
Оборудование для учащихся: мольберт, планшет, стул, бумага (А4),
простой карандаш, ластик, акварель палитра, кисти белка.
Оборудование для учителя: доска, магниты, методические разработки:
плакат с изображением цветового круга, плакаты с иллюстрациями к
сказке, плакаты по этапным построением дракона и образец работы в
цвете, репродукции работ художников: Ф.Малявин «Вихрь», В.Борисов
-Мусатов «Водоём»
План урока
1.Подготовка учащихся к уроку:
проверка наличия принесённых материалов и принадлежностей.
2.Повторение:
Цель: вспомнить основные понятия о цвете, уточнение понятий.
Вопросы к детям:
1.
Какие цвета мы называем основными, главными (первичными)
(Красный, желтый, синий.)
2.
Какие цвета мы называем дополнительными , вторичными? (цвета
полученные путем смешения основных: оранжевый, фиолетовый,
зеленый)
3.
Что такое тон цвета? (Светлота)
4. Что такое насыщенность? (Яркость)
3. Изучение нового материала
Цель: усвоить понятия тёплые и холодные цвета и оттенки.
4.3акрепление учебного материала
Задача:
1.
построение рисунка на основе простых геометрических форм;
2.
выполнение изображения в цвете в зависимости от выбранного
колорита (теплые и холодные).
Ход урока
Сегодня у нас урок живописи, т.е. урок, связанный с изучением и работой
красками и цветом. Ребята давайте вспомним лето и радугу. Какие вы
знаете считалочки и стихи о радуге?
Ребята: - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - это удобно
для
запоминания порядка цветов.
Автор стиха Г. Лагздынь «Радуга»
В радуге - семь дужек, семь цветных подружек!
Красная дужка - оранжевой подружка.
Желтая дужка - зеленой подружка.
Голубая дужка - синей подружка.
Фиолетовая дужка - всем дужкам подружка
А пойдут как обниматься
Разноцветных семь подружек,
Начинают тут сливаться
В белый цвет - семь ярких дружек
семицветная дуга - наша ра-ду-га!
А вот ещё стишки про цвета А. Венгера
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры - красные ребятки.
Красные тюльпаны - на окне стоят,
Красные знамёнка за окном горят.
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится-
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Жёлтое солнце на землю глядит,
Жёлтый подсолнух за солнцем следит.
Жёлтые груши на ветках висят
Жёлтые листья с деревьев летят.
У нас растёт зелёный лук
И огурец зелёный,
А за окном зелёный луг
И домики зелёные.
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами ещё голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо - на нас.
В синем небо - островок,
Путь до островка далёк.
А на нём растёт цветок –
Синий-синий василек.
Фиолетовой фиалке
Надоело жить в лесу.
Я сорву её и маме
В день рожденья принесу.
Как же получается Радуга?
После дождя в воздухе остаются мельчайшие капли воды. Белый
солнечный свет проходя сквозь эти капли, распадается на цвета спектра:
красный, оранжевый, зеленый , синий, голубой, фиолетовый. Если цвета
радуги расположить по порядку один за другим, потом замкнуть эту
полоску в кольцо то получится цветовой круг.
Какие цвета называются первичными?
Теперь «вторичными» - т.е. теми, которые получаются из первичных?
Ребята, а какие характеристики цвета вы знаете?
Цвета бывают:
1.
ахроматические (бесцветные) и хроматические (цветные)
2.
цвет может быть разно насыщенным (яркость)
3.
цвет имеет тон.
4.
цвета бывают «теплыми» и «холодными».
Цветовое восприятие является для человека важным впечатлением
внешнего мира. Это прекрасный дар природы, но люди так привыкли к
этому чуду, что не удивляются ему.
В своем жизненном опыте мы никогда не имеем дело с чистым
цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зелёную траву, карие глаза,
а не просто отдельные цвета. Человеку цвет чаще всего рассказывает
о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода,
здоров ли ребёнок или у него красное горло. Для среднего человека
видимый спектр начинается с красного и заканчивается фиолетовым.
Однако, профессионалы, различают до 40 оттенков черного цвета.
Вся природа вокруг нас сверкает разнообразными красками. С
древнейших времен цвет тесно связан с духовной жизнью человека.
Люди наделяли его магическими и ритуальными свойствами:
Белый цвет - символ чистоты, благородства, святости.
Черный - мрак, смерть, горе.
Красный - счастье, красота.
Оранжевый - тепло, самый яркий раздражитель.
Желтый - будущее, радость.
Зеленый - покой, сон.
Голубой - свежость, беззаботность.
Синий - тревога, верность, холод, «бездна»
Фиолетовый - фантазии, тайна.
Коричневый - тяжесть, давление, угнетение.
Цвет словами поэта - «вестник печали, вестник надежды, траура
вестник и вестник мечты», а «краски память нашу будят, краски
чувства наши будят». Именно поэтому цвет в изобразительном
искусстве одно из главных выразительных средств.
Краски могут быть «тёплыми» ли «холодными».
В «тёплых» цветах преобладают оттенки жёлтого и красного, они
ассоциируются
с
солнцем,
огнем,
жаркой
энергией,
опасностью,
радостью. «Холодные»
цвета
-
зеленый,
синий,
фиолетовый
-
напоминают лед, снег, прохладу. Они ассоциируются с нежностью,
печалью.
Художник из всего богатства красок старается создать цветовое
единство
картины
- колорит. «Колорит - оркестр из красок» (Б.
Кустодиев).
Это
значит
художник
помимо
зрительных
ощущений
реального мира, передаёт и своё настроение
Например, в Третьяковской картиной галерее находится картина
Ф.
Малявина
«Вихрь».
Трудно
пересказать
её
сюжет.
Картина
раскрывает настроение и чувства художника. Поначалу мы не можем
различить
фигуры,
нас
завораживает
неистовый
всплеск
красок,
всполохи
цветового
костра.
Мы
почти
слышим
яростную
многоголосую симфонию живописи. Горячий колорит насыщенного
красного напоминает о бурных драматических событиях начала 20
века. В то же время это цвет праздничной жизненной силы, энергии и
радости бытия.
Другой эмоциональный настрой вызывает цвет в картине В.
Борисова- Мусатова «Водоём» Приглушенные краски создают особое
лирическое звучание. Мир увиден художником сквозь призму поэзии.
Молчаливые, погруженные в свои мечты, хрупкие девушки замерли у
неподвижной воды, в которой как в зеркале отражаются облака и
деревья. Синий цвет платья воспринимается отзвуком высокого неба.
Зыбкие
переливы
голубых
и
фиолетовых,
зеленовато
-
охристых
красок вызывают лёгкое спокойствие и светлую печаль, расслабление
заторможенность
и
задумчивость.
Используя
тонкие
сочетания
холодных
цветов,
художник
рождает
волнующие
и
тревожащие
молчаливые образы.
А теперь послушайте сказку про краски - теплые и холодные.
СКАЗКА ПРО КРАСКИ ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ
В некотором царстве, красочном государстве живут-поживают
разноцветные краски. На одном берегу извилистой речки устроились
теплые краски — красная, оранжевая, желтая. По цвету, они
напоминают солнце и огонь. Поэтому их и прозвали «теплыми». И
рисуют этими цветами апельсины, подсолнухи, землянику, цыплят.
А на другом берегу живут « холодные» краски - голубая, синяя,
фиолетовая. И похожи они на цвет льда и грозовой тучи, а потому и
называют их холодными красками. Этими красками рисуют небо,
море, васильки, колокольчики. Да разве все перечислишь!
Но вот однажды теплые и холодные краски поспорили друг с
другом - кто из них красивее и главнее для Художника. Поспорили
так, что перестали не только работать вместе, но и здороваться
перестали.
Извилистая речка разнесла молву об этих спорах по всему
свету. Услыхали про то Солнышко и Тучка. Стали думать, как
объяснить неразумным краскам, что все они красивы и нужны
Художнику.
И вот, что придумали...
Солнышко предложило холодным краскам нарисовать картину жар-
кой Африки. Как ни старались голубые, синие и фиолетовые цвета,
от картины так и не повеяло африканским зноем.
А Тучка попросила теплые краски изобразить холодное
Северное море. Ничего хорошего из этого, конечно же, не
получилось.
Только так удалось убедить спорящих, что все краски хороши!
Подумали-подумали теплые краски, и холодные с ними сразу
согласились, что нужно помириться. И помирились.
Засияло от радости Солнышко, а Тучка даже слегка
прослезилась, и над речкой с зелеными берегами появилась радуга. А
если внимательно в нее всмотреться, то можно заметить, что радуга
— это дружба теплых и холодных красок.
Закрепление учебного материала
Сегодня, дорогие ребята, мы с вами нарисуем дракона- один из
символов китайского гороскопа, сказочное мифическое существо.
Из простых геометрических фигур по плакатам поэтапно построим
дракона.
Не забывайте о правильной компоновки на листе, о размере.
Рисунок под акварель выполняем легкой линией, без нажима.
А вот цветовой колорит вашей работы я вам предлагаю решить в
тёплой гамме, т.е. в красном, желтом, коричневом, оранжевом цветах.
Работу выполним в акварели. Теперь на палитре я покажу Вам как
подбирать оттенки.
В конце работы мы подведём итоги.
Ответьте на вопросы:
1.
какие цвета теплые, где вы их встречали?
2.
Какие цвета холодные, где вы их встречали?
Теперь посмотрим на ваши работы:
1.
У кого работа самая тёплая?
2.
А кто сделал холодную?
Используемая литература
1. Ю.М. Крицер «Рисунки и Живопись», практическое
пособие. Москва, «Высшая школа», 1992 г.
2. КЭТИ ПАСКУИНИ.МАЗОПУСТ БРЕТТ.БАРКЕР «Цвет и
композиция в Квилте», Издательство Ниола-пресс
3. Р.И. Коргузалова «Рисование», Издательство «Просвещение»,
1969 г.
4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском
саду. Ранний возраст», средняя, старшая группы, Издательство
«Карапуз», Москва
5. Библиотека «Юного художника» «Чудо кисточка»,
«Грамматика композиции», ЗАО «Редакция журнала «Юный
художник»», Москва.