Напоминание

"Национальные настольные игры "Хабылык, хаамыска"


Автор: Тимофеева Айтилля Анатольевна
Должность: учитель якутского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.С.Егорова"
Населённый пункт: города Нюрба
Наименование материала: Доклад
Тема: "Национальные настольные игры "Хабылык, хаамыска"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.С.Егорова»

«Национальные настольные игры

«Хабылык, хаамыска»

Учитель якутского языка и литературы Тимофеева А.А

2019 г

Цели:

знакомство с национальными играми якутов;

развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости;

привитие интереса к национальным играм и традициям;

воспитание товарищества и взаимопомощи.

Игра – любимое занятие и детей и взрослых. В играх отображается образ жизни

людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве. С помощью

игр мы можем познакомиться с основами жизни народов севера. В народных

играх много юмора шуток, соревновательного задора.

Спортивные игры

Весьуклад семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством

и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра,

она отражает действительность. Игры детей направлены на познание

окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А

также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.

Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его

нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается,

что в лесу нельзя быть никому обузой.

Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное

отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном

проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую

деятельность взрослых. Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы

и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту

реакции. Прыгают через нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали

участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, разных видах борьбы,

перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.

Актуальность:В связи с демократизацией общества в образовательных

учреждениях Республики Саха (Якутия) ведется целенаправленная работа по

личностно ориентированному воспитанию детей. Особая роль в воспитании

отводится народной педагогике. Приобщение детей к народному творчеству,

фольклору, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с раннего

детства, с игры.

Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов,

отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный

способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета

воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних

якутов. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не

обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских

национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения

народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе

природы.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами

традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением

крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.

Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким

образом, через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз,

ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда и в играх хабылык и

хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность,

выносливость.

Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное

воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию

детей.

Народные игры как предмет исследования и объект практического

использования рассматривались многими выдающимися педагогами (К.Д.

Ушинским, E.H. Водолазовой, Е.А. Покровским и др.). Обоснование

необходимости использования в воспитании школьников народных игр дано в

трудах педагогов E.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Прокопенко и др.

Полифункциональный характер народных игр раскрыт в трудах академика Е.H.

Волкова, который рассматривает их в нравственном, эстетическом и физическом

аспектах.

А еще В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на

кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее

движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского

разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Очень важно,

как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе.

Исходя из этого, я, как учительного начального звенарешила работать над темой

«Развитие мелкой моторики у младшего школьного возраста». Многие родители

не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка

крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием

речевых навыков крохи.

ЗАЧЕМ НУЖНО РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких

движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу

несколько систем: нервная, костная и мышечная.Интересно, что та зона коры

головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена

очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга,

отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на

речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и

существует эта особенная и неразрывная связь.Специальные исследования,

проведенные Институтом физиологии детей и подростков, подтвердили, что от

степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение

бытовых потребностей ребенка (умение одеться, обуться, поесть при помощи

ложки или вилки), но и управление речью, а значит, и в целом, качество

жизни.Только малыш, способный внятно говорить и координировать работу

пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и

счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.Поэтому

хорошо развитую мелкую моторику, от которой напрямую зависит

формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать

одним из важнейших показателей готовности к школе. Кроме того, она способна

помочь и в изучении английского языка с малышом.

Чем же в этом случае мы можем помочь ребенку?

На каждом уроке необходимо уделять 2-3 минуты на развитие мелкой моторики

(обязательно с сопровождением речи). Маленькие стишки, считалки, загадки,

песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую

речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Действия пальцев и речь

соответствуют тому, что учитель требует от детей.

Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют

простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки

якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно

начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать,

обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из

видов якутской национальной культуры.

Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным

существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Джёсёгёй. Вот

почему в игре 30 лошадей – это простые палочки а также 6 палочек с метками,

которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя

метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками

– пятилетка, с 6-тью метками – жеребец.

Доктор философских наук Е.И.Оконешников объясняет название игры

«хабылык»: «…происходит от основы глагола «хап – хватать, схватывать что-

либо, на лету, подхватывать падающее сверху. В «Словаре якутского языка»

О.К.Пекарского указаны сравнительные параллели с тюркским «кап» - хватать,

брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе».

Профессор, доктор философских наук Ксенофонт Уткин: «Хабылык – якутская

настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз,

острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным

подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает

всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у

зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш

хабылык через века и дымку времени.

«Хап» - корень слова «лови, «лык»- приложение, «ы»-соединение. Все звери,

птицы таким образом (путем ловли)добывают пропитание. Человек учится у

матушки-природы. Он тоже научился «ловить». Выработанные способности

ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание:

как междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности.

Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры стрелы

противников подхватывали на лету между пальцами. Вот где пригодилась игра в

«лучинки». В ритуал бракосочетания входили также специальные демонстрации

– соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через

печную трубу камелька.

Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи,

когда борец в хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за

большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его за спину.

Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь

выбирать самое необходимое, брать только одно – единственное».

ХАБЫЛЫК

У каждого участника должен быть свой комплект «лучинок» — 30 штук. Они

представляют собой палочки длиной 16 сантиметров, шириной 0,9 мм,

толщиной 0,4 мм. Игра длится две минуты, её суть — показать ловкость рук и

поймать за отведенное время как можно больше лучинок.

По сигналу судьи игрок подбрасывает вверх все лучинки и ловит только одну.

Игра достигает своего апогея, когда на столе останутся лежать только 5 лучинок.

Игрок их все подбрасывает вверх и ловит. Он должен поймать, как минимум, 3

лучинки, при этом последнюю должен подхватить только при помощи мизинца

и безымянного пальца.

Если лучинка падает со стола, игрок ищет и поднимает её за счет зачетного

времени.

Эта игра имеет 6 вариантов. Из них наиболее популярна «суортумса» (вороний

клюв). В этой игре лучинки подбрасываются и ловятся тыльной стороной

ладони, затем отпускаются вниз. Игрок должен подхватить одну лучинку той же

рукой, которой действовал. В других пяти вариантах начало такое же, но при

отпускании вниз лучинку можно схватить с разных сторон, обговоренных

заранее. Победителем считается тот, у кого отложено большее количество

лучинок.

Хаамыска

Игра в «камешки» - игра «пятью камешками» - одна из самых

распространенных в мире. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает

Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею. Каждый народ считает эту игру

своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, популярностью в

народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют

речными камешками, то мы используем деревянные кубики. Их делают из

брусочков дерева любой породы, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5см. Но в отличие

от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна

среди населения. Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска.

Играют не только 5, но и 7, 9 камешками.

Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берет

кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с

отметиной, то начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и

подбрасывает «главный» кубик вверх, остальные 4 рассыпает на стол и ловит

подкинутую. Каждый раз, подбрасывая вверх кубик и ловя его, игрок подбирает

их со стола: по одному в 1-ый раз, по 2 – во второй раз, вначале 1, затем

остальные 3 одновременно – в 3-ий раз, сразу все 4 кубика – в 4-ый раз.

5 прием: подкинув «главный» вверх, выстраивает остальные по одному на стол,

затем при повторном подбрасывании подбирает всех.

6 прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные

сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.

7 прием: подбирает все 4 кубика со стуком.

8 прием: левой рукой делает ворота, а правую, держа ладонями вверх,

засовывает через запястье левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки

указывают любой кубик. Не задевая его, играющий каждый раз поочередно

выталкивает кубики правой рукой через ворота правой рукой время полета

«главного». Последним пропускает через ворота указанный кубик. Победителем

считается тот, кто сделает это все за один подход. Если игрок ошибется или

уронит кубик, то ход переходит к другому игроку. Тот начинает с того приема,

где ошибся предыдущий игрок. Игра ведется только одной рукой. Смена рук не

допускается.

Еще раз ХААМЫСКА

Игра проводится пятью камешками. В нашем случае это пять деревянных

квадратиков, размеры которых правилами не ограничиваются. Единственный

критерий — все они должны удобно разместиться на ладони. Их не разрешается

ловить двумя руками. Соревноваться можно на время.

1. Игрок одним движением разбрасывает камешки на стол. Затем берет один

камешек и подбрасывает вверх. Пока он в воздухе, игрок успевает подобрать

еще один и ловит той же рукой падающий. Подхваченный камешек можно

держать в свободной руке или положить на краешек стола. Таким же способом

подбираем оставшиеся три.

2. Опять разбрасываем камешки. Кучно легли — хорошо, сильно вразброс —

расстраиваться не будем, это хорошее испытание на ловкость. Кидаем камешек

вверх и, пока он не упал, подбираем сразу два кубика и ловим падающий. На

столе остались лежать два камешка, которые подберем таким же образом.

3. На этот раз, подбросив один кубик вверх, сгребаем сразу три кубика.

Оставшийся подберем таким же образом.

4. Четыре камешка собираем в правую руку (если вы левша, никаких проблем,

играйте как вам удобно). Пятый пока держим большим и указательным

пальцами этой же руки. Зачем? Чтобы подбросить его вверх. Пока он в воздухе,

его «братьев» со стуком кладем на стол и ловим подброшенный. Поймав, тут же

опять подбрасываем и сгребаем те четыре камешка, затем ловим подброшенный.

5. На столе лежат все пять камешков. Берем любой из них и, подбрасывая его

вверх, начинаем собирать остальные по одному. При этом ни один подобранный

камешек не кладем затем на стол. Все они должны оставаться на ладони.

Игра «Тырыынка» (палочки) –нужны тонкие палочки из дерева, длина которых

равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в

сжатой руке. Из одной тырыынка делают наподобие ложечки.

Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко

ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего

при помощи специальной палочки – ложечки очень осторожно вытаскивает

остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то

игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку.

После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель

определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.

Мы, пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры

детям любого возраста, так как:

- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию,

философию любого народа.

- настольные игры народов имеют глубокие корни.

- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию,

находчивость и умственные способности.

-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию

нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.

- только в Якутии хабылык и хаамыска развиты как спортивный вид, есть

Федерация настольных игр.

- это универсальный и доступный всем спорт.

- преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря

доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и

специальные помещения.

- лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может

принести больше пользы, чем полное безделье.

Народные игры- как фактор формирования этнокультурного содержания

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача- воспитатькультурно –

творческую личность, умеющую найти своё место в сложной постоянно

меняющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и

развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных

истоках. Эта та точка опоры, которая складывается веками, на протяжении

столетий. Решая задачу “ формирования общей культуры личности” записанной

в законе об образовании, необходимо помнить о бережном отношении к родному

языку, истории, культуре.

Важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края.

Ребёнок должен знать свои корни, живших на земле задолго до нас. Мы живём в

республике Якутия и поэтому должныуважать культуру и быт якутского народа,

знать историю малой родины.

В нашей республике живут в мире и дружбемного национальностей. И

воспитание толерантности к культуре и быту другой национальности является

условием безопасности в поликультурном социуме.

Любовь к родному краю многогранна.



В раздел образования