Напоминание

климатообразующие факторы


Автор: Колкотина Елена Владимировна
Должность: учитель географии ибиологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Челябинская обл. Уйский р-н с.Выдрино
Наименование материала: конспект
Тема: климатообразующие факторы
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока- «Климатообразующие факторы»-7класс.

Колкотина Елена Владимировна

учитель географии и биологии

МБОУ «Ларинская СОШ»

Пояснительная записка

Предмет: география

Класс: 7

Тема урока: Климатообразующие факторы.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок – практикум

.

Ключевые

понятия

новой

темы:

погода,

климат,

воздушные

массы,

циркуляция

атмосферы, пассаты, муссоны, западный перенос

.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока.

1.

Кузнецов А.П. Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений.

2.

География. Земля и люди. 7 класс. Электронное приложение к учебнику автора

Кузнецовой А.П. Савельевой Л.Е., Дронова В.П.

3.

География. Земля и люди. Атлас.7 класс.

4.

География. Земля и люди. Контурные карты. 7 класс.

Цель

урока: познакомить

учащихся

с

климатообразующими

факторами

и

их

влиянием на особенности распределения тепла и влаги, атмосферного давления и осадков

на земле.

Учить учащихся работать с картой «Климатическая карта мира».

Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира.

Задачи урока:

общеобразовательные:

активизировать познавательную активность; закрепление терминов и понятий –

погода,

климат,

климатообразующие

факторы;

формирование

навыков

работы

индивидуально

(самостоятельно),

в

группе;

формирование

навыков

работы

с

климатическими картами

воспитательные:

воспитать культуру навыков самообразования; вовлечь в активную практическую

деятельность; воспитать культуру экономного расходования времени; создать условия для

реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; эстетическое воспитание

развивающие:

выделять

главное;

обобщать

и

делать

выводы;

продолжить

развитие

умения

анализировать; совершенствовать умения работы с источниками знаний; формировать

умения работы с картами; формировать умения работы со схемами

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

- дают определение понятиям климат, климатообразующие факторы;

- характеризуют каждый из климатообразующих факторов;

- определяют тип климата по климатограммам;

- умение использовать географические карты для поиска информации

личностные:

- проявление учебно-познавательного интереса и эмоционально-ценностного отношения к

теме урока;

- бразовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной

системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных

жизненных ситуациях;

-

осознавать

целостность

мира

и

многообразие

взглядов

на

него,

выработать

свои

мировоззренческие

позиции;

осваивать

новые

социальные

роли

и

правила,

учиться

критически, осмысливать их и свое поведение;

-

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и сотрудничестве

со

сверстниками.

метапредметные:

Познавательные - осуществлять сравнение, анализ информации; - установление причинно-

следственных связей

Регулятивные - определять цель урока; - формулировать учебную проблему; - выполнять

задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками;

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме

«Климатообразующие факторы»

Организация учебного пространства

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые образовательные

результаты

Организационный

момент

Ц е л ь :

в к л ю ч и т ь

обучающихся в учебную

деятельность

Приветствие

учащихся,

Эмоциональный

настрой

на

продуктивную работу в течение урока.

У ч е б н а я

о р г а н и з а ц и я

у ч а щ и хс я

( н а л и ч и е

н а

рабочем

месте

учебника,

атласа,

контурной

карты,

дневника, принадлежностей)

Личностные УУД:

Формирование

норм

и

правил

п о в е д е н и я

в

с о ц и у м е .

Формирование мотивации

Подготовка

обучающихся к работе

на основном этапе.

Цель:

о р г а н и зо ва т ь

коммуникативное

взаимодействие, в ходе

которого

сформулировать

тему

урока, цель урока ,а так

ж е

п о д в е с т и

о б у ч а ю щ и х с я

к

проблемном у вопросу

Мы продолжаем с вами работу в мастерской погоды,

которую называем… (атмосферой). Ваше внимание на

экран

Просмотр видеосюжета.

Ребята, известно, что

самым изменчивым фактором

природы является погода. Давайте вспомним, что такое

погода, ее свойство.

(Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы или

тропосферы в данном месте и в данное время. Главное

свойство погоды – изменчивость)

В 6-м классе мы познакомились с другим более емким

понятием климат. Что такое климат? (Климат – это

многолетний режим погоды, который характерен для

определенных

участков

Земли). Везде

ли

на

Земле

климат

одинаков?

Климат

разных

уголков

Земли

отличается.

Объясните,

почему?

(учитель

подводит

учащихся

к

самостоятельной

формулировки

темы

урока) (слайд1)

Постановка темы урока.

Обозначим

нашу

деятельность

на

уроке,

используя

глаголы.

Просмотр видеосюжета.

Формулировка темы урока,

цели деятельности на данном

уроке

Познавательные УУД:

логические действия анализа и

синтеза, формулировка проблемы

Междисциплинарная программа:

«ИКТ –компетентность»

Этап усвоения новых

знаний и способов

действий

Цель: обеспечить

восприятие, осмысление

и первичное закрепление

обучающимися

изучаемого материала

Начинаем нашу работу, скажите, что является основным

климатообразующим

фактором? При

формулировании

ответа можно воспользоваться текстом учебника стр. 18

(слайд2-3)

Правильно, первый и главный фактор, формирующий

климат

Земли

- географическая

широта. Предлагаю

вам

составить

логически

последовательную

схему,

используя карточки с терминами:

Работа с текстом, выявление

основного фактора.

Заполняют

схему

( од и н

в ы в е ш и в а е т

н а

д о с к е ,

остальные в тетрадях)

Познавательные УУД

1.

Анализировать,

сравнивать

и

обобщать факты.

Выявлять причины.

2.

Работать

с

различного

рода

информацией.

3. Преобразовывать информацию

и з

од н о го

в и д а

в

д р у г о й .

Составлять

различные

виды

планов.

4.

Уметь

определять

возможные

и с т о ч н и к и

н е о б х о д и м ы х

сведений,

производить

поиск

информации, анализировать и

оценивать еѐ достоверность.

Личностные УУД: Формирование

коммуникативной компетенции в

общении и умении слушать,

формируют умение способности к

с а м о р а з в и т и ю ;

п о н и м а н и ю

значимости получаемых знаний.

Мы передвигаемся дальше. Работа с текстом учебника

на стр 19(слад-4)

Какой

фактор

формирования

климата

идет

далее?

Ответьте на вопросы:

- Как на формирования климата влияют течения?

Выявление второго фактора

Географическая широта

Угол падения солнечных лучей

Количество солнечного

тепла

Температура воздуха

Коммуникативные

УУД

(умение

и с п о л ь з о в а т ь

у с т н у ю

и

письменную

речь при ответах,

умение слушать и слышать)

Р е г у л я т и в н ы е

У У Д

( о р г а н и з о в ы в а т ь

с в о ю

деятельность

с

поставленной

целью)

Междисциплинарные программы:

«Смысловое

чтение»;

«ИКТ

компетентность»

Наше исследование продолжается…Внимание на экран

Видеосюжет «Движение воздушных масс».(слайд-5_

После просмотра предлагается заполнить таблицу.

Вопрос

Ответ

Ветер

Это горизонтальное

перемещение воздуха….

Воздух

движется

из

области..

ВД в область НД

Причина

д в и же н и я

воздуха..

Неравномерное нагревание

земной поверхности

Назовите

постоянные

ветры?

Пассаты, ветра западного

переноса

Назовите

с е зонны е

ветры?

Муссоны

Просмотр видеосюжета

«Движение воздушных масс»

Заполняют таблицу, работа в

парах.

«Перекрестная» проверка

работ.

Но есть еще один климатообразующий фактор, который

способен препятствовать проникновению ветра в глубь

материка.

Учебник

стр

20.

И

сразу,

пожалуйста,

прочитайте

и

пятый

фактор,

влияющий

на

климат.

(слайд-6-7)

-

Какие

осадки

мы

называем

орографическими?

(

Словарь. ОСАДКИ ОРОГРАФИЧЕСКИЕосадки,

обусловливаемые рельефом местности. выпадающие при подъеме

по горным склонам насыщенных влагой воздушных масс.)

-

И

как

размеры

материка

влияют

на

климат?

(Чем

больше размеры материка,

т е м

в

больших климатических поясах

он

расположен,

тем

разнообразнее климатические особенности материка,

а значит на нем больше природных зон и разнообразнeе

зональные особенности природы.) (слайд-7)

Работа с текстом учебника,

ответы на вопросы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

(включается

музыка

«Шум

моря»)

Дети

слушают

музыку,

глаза

закрываем(1

мин).

Мы

находимся

на

берегу Красного моря. А в каком климатическом поясе

оно находится? И какие воздушные там преобладают?

(Климат на побережье почти всего Красного моря —

тропический

пустынный,

и

лишь

крайний

север

относится к средиземноморскому климату

)

Э т а п

п е р в и ч н о й

проверки

понимания

изученного

Цель:

установить

п р а в и л ь н о с т ь

и

осознанность

изученного

материала;

в ы я в и т ь

п р о б е л ы

первичного

осмысления

изученного

материала,

неверные представления

учащихся

По

мере

выявления

новых

климатообразующих

факторов на доске появляется схема .

Мы

с

вами

проделали

огромную

работу.

Давайте

сделаем

вывод

о

том,

что

вы

узнали

нового

о

климатообразующих

факторах.

Оцените,

свою

деятельность в данном этапе.

Подводят и формируют итог.

О ц е н и в а н и е

с в о е й

деятельности.

Предметные УУД;

Умение

выполнять

учебные

действие

в

соответствии

с

заданием.

Регулятивные

УУД

у м е н и е

осуществлять

самоанализ

своей

деятельно сти

и

с о от н о с и т ь

полученный результат с задачами

урока

Междисциплинарная программа;

« О с н о в ы

п р о е к т н о -

исследовательской

деятельности

»

Этап закрепления

новых знаний и

способов действий

Цель: обеспечить в ходе

закрепления повышения

- А какие факторы влияют на формирование климата

села Ларино?

Все

ли

климатообразующие

факторы

встречаются

на

территории нашего села? Почему?

Делают выводы по данной

теме, обосновывают свой

ответ

Климатообразующие

факторы

Гео

.

широт

а

Влияни

е

океана

ветры

рельеф

Размеры

материка

уровня осмысления

изученного материала,

глубины его понимания

Существует суждение, что Южная Америка – самый

влажный

материк.

Докажите

правильность

этого

с у ж д е н и я ,

и с п о л ь з у я

н о в ы е

з н а н и я

о

климатообразующих факторах.(слайд-8)

Южная Америка – самый влажный материк –

первичное суждение

.

1.

Материк

пересекается

экватором

в

северной

части, следовательно, север материка в жарком

поясе освещенности.

2.

Южная

Америка

под

влиянием

пассат.

Пассаты

дуют

с

востока

с

Атлантического

океана, и приносит много осадков на материк.

3.

Подстилающая поверхность материка – лес и

равнины, которые поглощают много солнечной

энергии.

4.

Рельеф востока материка равнинный, поэтому

влажные воздушные массы с

Атлантического

океана

проникают

вглубь

материка,

принося

обильные осадки. Горы Анды расположены на

западе и ограничивают влияние Тихого океана на

климат материка.

5.

На

восточном

побережье

проходит

теплое

течение,

что

способствует

образованию

облаков.

Холодное

Перуанское

т еч е н ие

оказывает свое иссушающее влияние только на

западном побережье.

Южная Америка – самый влажный материк –

доказанное суждение

Групповая работа.

Работа в группах,

(для выполнения задания.

план с наводящими

вопросами)

1.

В

к а к о м

п о я с е

освещенности

находится материк?

2.

Под

влиянием

каких

ветров находится?

3.

Подстилающая

поверхность

4.

Характеристика

рельефа материка

5.

Влияние

океанических

течений.

Коммуникативные

УУД:

умение

отстаивать

свою точку зрения,

аргументировать ее;

умение подтверждать

аргументы фактами;

критическое

отношения

к

своему

мнению:

понимать

точку

зрения

другого; организовывать

учебное взаимодействие в

группе

Познавательные

УУД:

ум ение

и с п о л ь з о в а т ь

п о л у ч е н н у ю

информацию в учебной деятельности

Междисциплинарная программа;

« О с н о в ы

п р о е к т н о

-

исследовательской деятельности»

На закреплении также

выполняем задания

рубрики «Мои

географические

исследования» (стр.21

учебник)

1.

Установите,

как

меняется

средняя

температура

воздуха

в

январе

и

в

июле

по

направлению

от

экватора

к

Северному

полярному

кругу

по

меридиану 30

0

в.д.

2.

Найдите

на

карте

пассаты,

западные

ветры

умеренных широт, муссоны.

3.

Приведите

примеры

горных

систем,

на

склонах

которых выпадает много осадков под воздействием

ветров с океана.

На карте найдите теплые и холодные течения и

приведите примеры их воздействия на количество

атмосферных осадков.

Познавательные

УУД:

умение

и с п о л ь з о в ат ь

п о л у ч е н н у ю

и н ф о р м а ц и ю

в

у ч е б н о й

деятельности

Этап подведения

итогов

Цель: дать

качественную оценку

работы класса и

отдельных обучающихся

Ребята, вернемся к цели нашего урока. Что мы узнали?

Запомнили? Вспомнили?

Подведение итогов свой

работы.

Регулятивные

УУД

у м е н и е

осуществлять

самоанализ

своей

деятельно сти

и

с о от н о с и т ь

полученный результат с задачами

урока

Личностные УУД:

Эмоционально-ценностное

отношение

к уроку, понимание

причин успеха/ неуспеха на уроке

Этап рефлексии

Цель: обеспечить

усвоения обучающимися

принципов

саморегуляции и

сотрудничества

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу.

Кого

из

одноклассников,

по-вашему

мнению,

можно

выделить сегодня на уроке? Почему вы так считаете?

Оцените свою работу на уроке, также вы суммируете, те

баллы полученные вами в ходе нашей работы.

Слушают и оценивают свою

деятельность на уроке

Этап информации о

домашнем задании

Цель: обеспечить

понимание обучающихся

цели, содержания и

способов выполнения

§ 5 читать.

Вопросы и задания на стр. 21

Знать основные понятия

Для

тех,

кто

хочет

заработать

оценку,

можете

подготовить - Сообщение «Какие факторы влияют на

Получают общее домашнее

задание; творческое

домашнее задание

Познавательные УУД: настрой на

структурирование

знаний,

поиск

информации

Личностные УУД:

Формирование

ответственного

отношения к учению

домашнего задания

формирование

климата

Челябинской

области»

(поиск

информации из сети Интернет) (слайд-9)

Междисциплинарная программа;

«ИКТ- компетентность»



В раздел образования