Автор: Колкотина Елена Владимировна
Должность: учитель географии ибиологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Челябинская обл. Уйский р-н с.Выдрино
Наименование материала: конспект
Тема: климатообразующие факторы
Раздел: среднее образование
Разработка урока- «Климатообразующие факторы»-7класс.
Колкотина Елена Владимировна
учитель географии и биологии
МБОУ «Ларинская СОШ»
Пояснительная записка
Предмет: география
Класс: 7
Тема урока: Климатообразующие факторы.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок – практикум
.
Ключевые
понятия
новой
темы:
погода,
климат,
воздушные
массы,
циркуляция
атмосферы, пассаты, муссоны, западный перенос
.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока.
1.
Кузнецов А.П. Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений.
2.
География. Земля и люди. 7 класс. Электронное приложение к учебнику автора
Кузнецовой А.П. Савельевой Л.Е., Дронова В.П.
3.
География. Земля и люди. Атлас.7 класс.
4.
География. Земля и люди. Контурные карты. 7 класс.
Цель
урока: познакомить
учащихся
с
климатообразующими
факторами
и
их
влиянием на особенности распределения тепла и влаги, атмосферного давления и осадков
на земле.
Учить учащихся работать с картой «Климатическая карта мира».
Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира.
Задачи урока:
общеобразовательные:
активизировать познавательную активность; закрепление терминов и понятий –
погода,
климат,
климатообразующие
факторы;
формирование
навыков
работы
индивидуально
(самостоятельно),
в
группе;
формирование
навыков
работы
с
климатическими картами
воспитательные:
воспитать культуру навыков самообразования; вовлечь в активную практическую
деятельность; воспитать культуру экономного расходования времени; создать условия для
реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; эстетическое воспитание
развивающие:
выделять
главное;
обобщать
и
делать
выводы;
продолжить
развитие
умения
анализировать; совершенствовать умения работы с источниками знаний; формировать
умения работы с картами; формировать умения работы со схемами
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
- дают определение понятиям климат, климатообразующие факторы;
- характеризуют каждый из климатообразующих факторов;
- определяют тип климата по климатограммам;
- умение использовать географические карты для поиска информации
личностные:
- проявление учебно-познавательного интереса и эмоционально-ценностного отношения к
теме урока;
- бразовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
-
осознавать
целостность
мира
и
многообразие
взглядов
на
него,
выработать
свои
мировоззренческие
позиции;
осваивать
новые
социальные
роли
и
правила,
учиться
критически, осмысливать их и свое поведение;
-
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и сотрудничестве
со
сверстниками.
метапредметные:
Познавательные - осуществлять сравнение, анализ информации; - установление причинно-
следственных связей
Регулятивные - определять цель урока; - формулировать учебную проблему; - выполнять
задания в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме
«Климатообразующие факторы»
Организация учебного пространства
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые образовательные
результаты
Организационный
момент
Ц е л ь :
в к л ю ч и т ь
обучающихся в учебную
деятельность
Приветствие
учащихся,
Эмоциональный
настрой
на
продуктивную работу в течение урока.
У ч е б н а я
о р г а н и з а ц и я
у ч а щ и хс я
( н а л и ч и е
н а
рабочем
месте
учебника,
атласа,
контурной
карты,
дневника, принадлежностей)
Личностные УУД:
Формирование
норм
и
правил
п о в е д е н и я
в
с о ц и у м е .
Формирование мотивации
Подготовка
обучающихся к работе
на основном этапе.
Цель:
о р г а н и зо ва т ь
коммуникативное
взаимодействие, в ходе
которого
сформулировать
тему
урока, цель урока ,а так
ж е
п о д в е с т и
о б у ч а ю щ и х с я
к
проблемном у вопросу
Мы продолжаем с вами работу в мастерской погоды,
которую называем… (атмосферой). Ваше внимание на
экран
Просмотр видеосюжета.
Ребята, известно, что
самым изменчивым фактором
природы является погода. Давайте вспомним, что такое
погода, ее свойство.
(Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы или
тропосферы в данном месте и в данное время. Главное
свойство погоды – изменчивость)
В 6-м классе мы познакомились с другим более емким
понятием климат. Что такое климат? (Климат – это
многолетний режим погоды, который характерен для
определенных
участков
Земли). Везде
ли
на
Земле
климат
одинаков?
Климат
разных
уголков
Земли
отличается.
Объясните,
почему?
(учитель
подводит
учащихся
к
самостоятельной
формулировки
темы
урока) (слайд1)
Постановка темы урока.
Обозначим
нашу
деятельность
на
уроке,
используя
глаголы.
Просмотр видеосюжета.
Формулировка темы урока,
цели деятельности на данном
уроке
Познавательные УУД:
логические действия анализа и
синтеза, формулировка проблемы
Междисциплинарная программа:
«ИКТ –компетентность»
Этап усвоения новых
знаний и способов
действий
Цель: обеспечить
восприятие, осмысление
и первичное закрепление
обучающимися
изучаемого материала
Начинаем нашу работу, скажите, что является основным
климатообразующим
фактором? При
формулировании
ответа можно воспользоваться текстом учебника стр. 18
(слайд2-3)
Правильно, первый и главный фактор, формирующий
климат
Земли
- географическая
широта. Предлагаю
вам
составить
логически
последовательную
схему,
используя карточки с терминами:
Работа с текстом, выявление
основного фактора.
Заполняют
схему
( од и н
в ы в е ш и в а е т
н а
д о с к е ,
остальные в тетрадях)
Познавательные УУД
1.
Анализировать,
сравнивать
и
обобщать факты.
Выявлять причины.
2.
Работать
с
различного
рода
информацией.
3. Преобразовывать информацию
и з
од н о го
в и д а
в
д р у г о й .
Составлять
различные
виды
планов.
4.
Уметь
определять
возможные
и с т о ч н и к и
н е о б х о д и м ы х
сведений,
производить
поиск
информации, анализировать и
оценивать еѐ достоверность.
Личностные УУД: Формирование
коммуникативной компетенции в
общении и умении слушать,
формируют умение способности к
с а м о р а з в и т и ю ;
п о н и м а н и ю
значимости получаемых знаний.
Мы передвигаемся дальше. Работа с текстом учебника
на стр 19(слад-4)
Какой
фактор
формирования
климата
идет
далее?
Ответьте на вопросы:
- Как на формирования климата влияют течения?
Выявление второго фактора
Географическая широта
Угол падения солнечных лучей
Количество солнечного
тепла
Температура воздуха
Коммуникативные
УУД
(умение
и с п о л ь з о в а т ь
у с т н у ю
и
письменную
речь при ответах,
умение слушать и слышать)
Р е г у л я т и в н ы е
У У Д
( о р г а н и з о в ы в а т ь
с в о ю
деятельность
с
поставленной
целью)
Междисциплинарные программы:
«Смысловое
чтение»;
«ИКТ
–
компетентность»
Наше исследование продолжается…Внимание на экран
Видеосюжет «Движение воздушных масс».(слайд-5_
После просмотра предлагается заполнить таблицу.
Вопрос
Ответ
Ветер
Это горизонтальное
перемещение воздуха….
Воздух
движется
из
области..
ВД в область НД
Причина
д в и же н и я
воздуха..
Неравномерное нагревание
земной поверхности
Назовите
постоянные
ветры?
Пассаты, ветра западного
переноса
Назовите
с е зонны е
ветры?
Муссоны
Просмотр видеосюжета
«Движение воздушных масс»
Заполняют таблицу, работа в
парах.
«Перекрестная» проверка
работ.
Но есть еще один климатообразующий фактор, который
способен препятствовать проникновению ветра в глубь
материка.
Учебник
стр
20.
И
сразу,
пожалуйста,
прочитайте
и
пятый
фактор,
влияющий
на
климат.
(слайд-6-7)
-
Какие
осадки
мы
называем
орографическими?
(
Словарь. ОСАДКИ ОРОГРАФИЧЕСКИЕ — осадки,
обусловливаемые рельефом местности. выпадающие при подъеме
по горным склонам насыщенных влагой воздушных масс.)
-
И
как
размеры
материка
влияют
на
климат?
(Чем
больше размеры материка,
т е м
в
больших климатических поясах
он
расположен,
тем
разнообразнее климатические особенности материка,
а значит на нем больше природных зон и разнообразнeе
зональные особенности природы.) (слайд-7)
Работа с текстом учебника,
ответы на вопросы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
(включается
музыка
«Шум
моря»)
Дети
слушают
музыку,
глаза
закрываем(1
мин).
Мы
находимся
на
берегу Красного моря. А в каком климатическом поясе
оно находится? И какие воздушные там преобладают?
(Климат на побережье почти всего Красного моря —
тропический
пустынный,
и
лишь
крайний
север
относится к средиземноморскому климату
)
Э т а п
п е р в и ч н о й
проверки
понимания
изученного
Цель:
установить
п р а в и л ь н о с т ь
и
осознанность
изученного
материала;
в ы я в и т ь
п р о б е л ы
первичного
осмысления
изученного
материала,
неверные представления
учащихся
По
мере
выявления
новых
климатообразующих
факторов на доске появляется схема .
Мы
с
вами
проделали
огромную
работу.
Давайте
сделаем
вывод
о
том,
что
вы
узнали
нового
о
климатообразующих
факторах.
Оцените,
свою
деятельность в данном этапе.
Подводят и формируют итог.
О ц е н и в а н и е
с в о е й
деятельности.
Предметные УУД;
Умение
выполнять
учебные
действие
в
соответствии
с
заданием.
Регулятивные
УУД
у м е н и е
осуществлять
самоанализ
своей
деятельно сти
и
с о от н о с и т ь
полученный результат с задачами
урока
Междисциплинарная программа;
« О с н о в ы
п р о е к т н о -
исследовательской
деятельности
»
Этап закрепления
новых знаний и
способов действий
Цель: обеспечить в ходе
закрепления повышения
- А какие факторы влияют на формирование климата
села Ларино?
Все
ли
климатообразующие
факторы
встречаются
на
территории нашего села? Почему?
Делают выводы по данной
теме, обосновывают свой
ответ
Климатообразующие
факторы
Гео
.
широт
а
Влияни
е
океана
ветры
рельеф
Размеры
материка
уровня осмысления
изученного материала,
глубины его понимания
Существует суждение, что Южная Америка – самый
влажный
материк.
Докажите
правильность
этого
с у ж д е н и я ,
и с п о л ь з у я
н о в ы е
з н а н и я
о
климатообразующих факторах.(слайд-8)
Южная Америка – самый влажный материк –
первичное суждение
.
1.
Материк
пересекается
экватором
в
северной
части, следовательно, север материка в жарком
поясе освещенности.
2.
Южная
Америка
–
под
влиянием
пассат.
Пассаты
дуют
с
востока
с
Атлантического
океана, и приносит много осадков на материк.
3.
Подстилающая поверхность материка – лес и
равнины, которые поглощают много солнечной
энергии.
4.
Рельеф востока материка равнинный, поэтому
влажные воздушные массы с
Атлантического
океана
проникают
вглубь
материка,
принося
обильные осадки. Горы Анды расположены на
западе и ограничивают влияние Тихого океана на
климат материка.
5.
На
восточном
побережье
проходит
теплое
течение,
что
способствует
образованию
облаков.
Холодное
Перуанское
т еч е н ие
оказывает свое иссушающее влияние только на
западном побережье.
Южная Америка – самый влажный материк –
доказанное суждение
Групповая работа.
Работа в группах,
(для выполнения задания.
план с наводящими
вопросами)
1.
В
к а к о м
п о я с е
освещенности
находится материк?
2.
Под
влиянием
каких
ветров находится?
3.
Подстилающая
поверхность
4.
Характеристика
рельефа материка
5.
Влияние
океанических
течений.
Коммуникативные
УУД:
умение
отстаивать
свою точку зрения,
аргументировать ее;
умение подтверждать
аргументы фактами;
критическое
отношения
к
своему
мнению:
понимать
точку
зрения
другого; организовывать
учебное взаимодействие в
группе
Познавательные
УУД:
ум ение
и с п о л ь з о в а т ь
п о л у ч е н н у ю
информацию в учебной деятельности
Междисциплинарная программа;
« О с н о в ы
п р о е к т н о
-
исследовательской деятельности»
На закреплении также
выполняем задания
рубрики «Мои
географические
исследования» (стр.21
учебник)
1.
Установите,
как
меняется
средняя
температура
воздуха
в
январе
и
в
июле
по
направлению
от
экватора
к
Северному
полярному
кругу
по
меридиану 30
0
в.д.
2.
Найдите
на
карте
пассаты,
западные
ветры
умеренных широт, муссоны.
3.
Приведите
примеры
горных
систем,
на
склонах
которых выпадает много осадков под воздействием
ветров с океана.
На карте найдите теплые и холодные течения и
приведите примеры их воздействия на количество
атмосферных осадков.
Познавательные
УУД:
умение
и с п о л ь з о в ат ь
п о л у ч е н н у ю
и н ф о р м а ц и ю
в
у ч е б н о й
деятельности
Этап подведения
итогов
Цель: дать
качественную оценку
работы класса и
отдельных обучающихся
Ребята, вернемся к цели нашего урока. Что мы узнали?
Запомнили? Вспомнили?
Подведение итогов свой
работы.
Регулятивные
УУД
у м е н и е
осуществлять
самоанализ
своей
деятельно сти
и
с о от н о с и т ь
полученный результат с задачами
урока
Личностные УУД:
Эмоционально-ценностное
отношение
к уроку, понимание
причин успеха/ неуспеха на уроке
Этап рефлексии
Цель: обеспечить
усвоения обучающимися
принципов
саморегуляции и
сотрудничества
Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу.
Кого
из
одноклассников,
по-вашему
мнению,
можно
выделить сегодня на уроке? Почему вы так считаете?
Оцените свою работу на уроке, также вы суммируете, те
баллы полученные вами в ходе нашей работы.
Слушают и оценивают свою
деятельность на уроке
Этап информации о
домашнем задании
Цель: обеспечить
понимание обучающихся
цели, содержания и
способов выполнения
§ 5 читать.
Вопросы и задания на стр. 21
Знать основные понятия
Для
тех,
кто
хочет
заработать
оценку,
можете
подготовить - Сообщение «Какие факторы влияют на
Получают общее домашнее
задание; творческое
домашнее задание
Познавательные УУД: настрой на
структурирование
знаний,
поиск
информации
Личностные УУД:
Формирование
ответственного
отношения к учению
домашнего задания
формирование
климата
Челябинской
области»
(поиск
информации из сети Интернет) (слайд-9)
Междисциплинарная программа;
«ИКТ- компетентность»