Напоминание

«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»


Автор: Кравченко Лейла Магомедовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 42
Населённый пункт: Город Невинномысск
Наименование материала: Статья
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Театрализованная деятельность как средство развития креативной

личности ребенка»

Что побудило меня заняться театрально-игровой деятельностью с детьми?

Наверное, это искренняя радость на лицах детей, смех и счастье, которые

приносят ожившие куклы, научившиеся разговаривать, танцевать, петь. Я

поняла, что театр – это чудо, сказка, волшебство…

«Что

такое

театр?

Это

лучшее

средство

для

общения

людей,

для

понимания их сокровенных чувств.

Вы

никогда

не

думали,

как

было

бы

хорошо

начать

создание

детского

театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка».

К.С. Станиславский.

«Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована».

Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании

детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в

развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции

нарушений их развития. Конституции РФ, в законодательстве РФ, в

Конвенции ООН о правах ребенка, в Федеральном государственном

образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) заложен

принцип личностно-развивающего и гуманистического характера

взаимодействия взрослых и детей. В соответствии с этим, организация

учебно-воспитательного процесса с детьми должна обеспечивать личностно-

развивающее воздействие.

Каждый ребёнок талантлив изначально, а театр даёт возможность выявить и

развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Считаю, чем раньше

начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами

театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Для того

чтобы достичь мастерства в театрализованной деятельности, нужно много

учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

Изучая теоретический и практический опыт по данной теме, наблюдая за

играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети моей группы

скованны, мало эмоциональны. А ведь к 5 годам у них резко возрастает

потребность в общении со сверстниками. Решила организовать свою работу

по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы

дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной

речи.

Выбор темы обусловлен:

- Театр - самый доступный вид искусства для детей.

- Создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение.

- Театр помогает решить проблемы педагогики и психологии.

- Способствует развитию: памяти, воображения, коммуникативных качеств,

инициативности.

Цель: развитие творческих способностей детей посредством

театрализованной деятельности.

Задачи:

- активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, участие родителей и

детей в театрализованной деятельности;

- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

- развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность

мышления;

- совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через

театрализованные игры, развивающие творческие способности

дошкольников;

- обогащать и активизировать словарь;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- воспитывать гуманные чувства у детей.

Работу я начала по следующим направлениям:

- изучение литературы;

- занятия с детьми;

- взаимодействие с педагогами, родителями и с социумом;

- создание предметно - пространственной среды.

На основе изученной литературы разработала и составила план совместной

деятельности с детьми на учебный год согласно годового планирования ДОУ,

разнообразила и дополнила совместно с родителями развивающую среду

группы новыми играми и игрушками. Где отводится место для режиссёрских

игр с пальчиковым, настольным театром. В уголке располагаются: -

различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.; -

реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для

кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; - атрибуты для

различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии,

книги. Все виды театров использовала в процессе работы как совместной

деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Дети группы принимали активное участие в играх – драматизациях,

театрализованных постановках, мини – спектаклях. Основной акцент в

организации театрализованной деятельности делала не на результат в форме

внешней демонстрации театрализованного действия, а на организациию

творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал

для спектакля или инсценировки, я старалась учитывать возрастные

особенности, возможности, знания и умения детей, старалась обогащать их

жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий

потенциал. Организовывая театральную деятельность, я следовала одному из

основных принципов обучения - учись играя, общалась с детьми на «их

территории», территории игры.

В своей работе я применяла следующие методы и приемы

Методы и приемы:

Словестные: - чтение сказок

- беседы после просмотра спектаклей;

- рассказывание пересказ;

- сочинения сказок;

- заучивание наизусть.

Практические методы: - творческая деятельность (игровое творчество,

песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных

инструментах);

- игры-драматизации;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции;

- игры-превращения;

- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства

пантомимы;

- театральные этюды;

- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Наглядные методы: - просмотр спектаклей, сказок, мультфильмов.

Взаимодействие с родителями:

Цель: – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития

театрализованной деятельности детей.

Задача: – заинтересовать родителей перспективами развития

театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада,

сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

-консультации для родителей;

- выставки и фотовыставки;

- совместная деятельность;

- день открытых дверей, дружеские встречи;

- помощь в изготовлении костюмов и декораций;

- изготовление книжек – малышек по сказкам.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством

театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских

отношений с родителями. Родители оказывали помощь в разучивании ролей к

спектаклям, создании атрибутов и развивающей среды в группе. Для

привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной

деятельности в группе, были подготовлены консультации:

Консультации на темы:

«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики».

«Сказки на ночь — польза для всей семьи!»

«Театр дома».

«Театральная деятельность в детском саду».

Рекомендация для родителей «Организация домашнего театра».

Мастерская по изготовлению театрального реквизита

Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра,

его видов.

Делилась опытом работы и с коллегами:

- провела консультацию «Технология организации театрализованных игр в

ДОУ»;

- подготовила выступление на педсовете, презентация по теме

«Взаимодействие воспитателей, детей и родителей в театрализованной

деятельности»;

- "Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих

способностей детей".

Дети с удовольствием участвовали в спектакле «Маша и медведь», «Красная

шапочка», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».

Задачи, которые я ставила, естественно, не направлены на то, чтобы

воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что

они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность,

доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь.

В результате проведенной работы по развитию творческой, креативной

личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась

возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать

свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь,

произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и

развитию коммуникативных навыков. Театральная деятельность - это самый

распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку,

глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что

связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить

интересы и способности ребенка, способствуют всестороннему развитию

личности. А театрализованная игра – это эффективное средство развития

творческих способностей, креативного мышления дошкольника, его

социализации, благоприятное условие для развития чувства партнерства.

Обобщая свой опыт работы я считаю, что ребёнок, погружаемый в мир искус

ства еще в дошкольные годы, постепенно становится духовно богаче, развива

ется творчески, интеллектуально и нравственно.

Вывод: Таким образом, использование театрализованной деятельности с

семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей

своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в

педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-

образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а

потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрение ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского

сада и семьи более эффективно



В раздел образования