Автор: Кравченко Лейла Магомедовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 42
Населённый пункт: Город Невинномысск
Наименование материала: Статья
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
Раздел: дошкольное образование
«Театрализованная деятельность как средство развития креативной
личности ребенка»
Что побудило меня заняться театрально-игровой деятельностью с детьми?
Наверное, это искренняя радость на лицах детей, смех и счастье, которые
приносят ожившие куклы, научившиеся разговаривать, танцевать, петь. Я
поняла, что театр – это чудо, сказка, волшебство…
«Что
такое
театр?
Это
лучшее
средство
для
общения
людей,
для
понимания их сокровенных чувств.
Вы
никогда
не
думали,
как
было
бы
хорошо
начать
создание
детского
театра с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка».
К.С. Станиславский.
«Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована».
Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития. Конституции РФ, в законодательстве РФ, в
Конвенции ООН о правах ребенка, в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) заложен
принцип личностно-развивающего и гуманистического характера
взаимодействия взрослых и детей. В соответствии с этим, организация
учебно-воспитательного процесса с детьми должна обеспечивать личностно-
развивающее воздействие.
Каждый ребёнок талантлив изначально, а театр даёт возможность выявить и
развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Считаю, чем раньше
начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами
театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Для того
чтобы достичь мастерства в театрализованной деятельности, нужно много
учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Изучая теоретический и практический опыт по данной теме, наблюдая за
играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети моей группы
скованны, мало эмоциональны. А ведь к 5 годам у них резко возрастает
потребность в общении со сверстниками. Решила организовать свою работу
по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы
дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной
речи.
Выбор темы обусловлен:
- Театр - самый доступный вид искусства для детей.
- Создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение.
- Театр помогает решить проблемы педагогики и психологии.
- Способствует развитию: памяти, воображения, коммуникативных качеств,
инициативности.
Цель: развитие творческих способностей детей посредством
театрализованной деятельности.
Задачи:
- активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, участие родителей и
детей в театрализованной деятельности;
- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность
мышления;
- совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через
театрализованные игры, развивающие творческие способности
дошкольников;
- обогащать и активизировать словарь;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать гуманные чувства у детей.
Работу я начала по следующим направлениям:
- изучение литературы;
- занятия с детьми;
- взаимодействие с педагогами, родителями и с социумом;
- создание предметно - пространственной среды.
На основе изученной литературы разработала и составила план совместной
деятельности с детьми на учебный год согласно годового планирования ДОУ,
разнообразила и дополнила совместно с родителями развивающую среду
группы новыми играми и игрушками. Где отводится место для режиссёрских
игр с пальчиковым, настольным театром. В уголке располагаются: -
различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.; -
реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для
кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; - атрибуты для
различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии,
книги. Все виды театров использовала в процессе работы как совместной
деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Дети группы принимали активное участие в играх – драматизациях,
театрализованных постановках, мини – спектаклях. Основной акцент в
организации театрализованной деятельности делала не на результат в форме
внешней демонстрации театрализованного действия, а на организациию
творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал
для спектакля или инсценировки, я старалась учитывать возрастные
особенности, возможности, знания и умения детей, старалась обогащать их
жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий
потенциал. Организовывая театральную деятельность, я следовала одному из
основных принципов обучения - учись играя, общалась с детьми на «их
территории», территории игры.
В своей работе я применяла следующие методы и приемы
Методы и приемы:
Словестные: - чтение сказок
- беседы после просмотра спектаклей;
- рассказывание пересказ;
- сочинения сказок;
- заучивание наизусть.
Практические методы: - творческая деятельность (игровое творчество,
песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных
инструментах);
- игры-драматизации;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства
пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Наглядные методы: - просмотр спектаклей, сказок, мультфильмов.
Взаимодействие с родителями:
Цель: – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития
театрализованной деятельности детей.
Задача: – заинтересовать родителей перспективами развития
театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада,
сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
-консультации для родителей;
- выставки и фотовыставки;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций;
- изготовление книжек – малышек по сказкам.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством
театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских
отношений с родителями. Родители оказывали помощь в разучивании ролей к
спектаклям, создании атрибутов и развивающей среды в группе. Для
привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной
деятельности в группе, были подготовлены консультации:
Консультации на темы:
«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики».
«Сказки на ночь — польза для всей семьи!»
«Театр дома».
«Театральная деятельность в детском саду».
Рекомендация для родителей «Организация домашнего театра».
Мастерская по изготовлению театрального реквизита
Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра,
его видов.
Делилась опытом работы и с коллегами:
- провела консультацию «Технология организации театрализованных игр в
ДОУ»;
- подготовила выступление на педсовете, презентация по теме
«Взаимодействие воспитателей, детей и родителей в театрализованной
деятельности»;
- "Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих
способностей детей".
Дети с удовольствием участвовали в спектакле «Маша и медведь», «Красная
шапочка», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».
Задачи, которые я ставила, естественно, не направлены на то, чтобы
воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что
они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность,
доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь.
В результате проведенной работы по развитию творческой, креативной
личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась
возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать
свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь,
произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и
развитию коммуникативных навыков. Театральная деятельность - это самый
распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку,
глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что
связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить
интересы и способности ребенка, способствуют всестороннему развитию
личности. А театрализованная игра – это эффективное средство развития
творческих способностей, креативного мышления дошкольника, его
социализации, благоприятное условие для развития чувства партнерства.
Обобщая свой опыт работы я считаю, что ребёнок, погружаемый в мир искус
ства еще в дошкольные годы, постепенно становится духовно богаче, развива
ется творчески, интеллектуально и нравственно.
Вывод: Таким образом, использование театрализованной деятельности с
семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей
своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-
образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а
потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Внедрение ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского
сада и семьи более эффективно