Автор: Хасаншиной Ирине Викторовне
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Муравлеко ЯНАО
Наименование материала: Урок по литературному чтению
Тема: "Урок Победы"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Эврика»
Конспект урока по внеклассному чтению во 2 классе
Тема «Великая война. Города-герои Великой Отечественной войны»
Учитель начальных классов:
Хасаншина Ирина Викторовна.
Пояснительная записка.
Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для
нашего
государства.
С
первых
дней
она
стала
всенародной
борьбой
за
свободу и независимость нашего народа, который и внес решающий вклад в
разгром
фашистских
агрессоров.
Годы
все
дальше
уносят
нас
от
тех
страшных лет, забыть которые мы не имеем право. Все меньше остается
очевидцев той войны. Каждый год мы отмечаем годовщину Великой Победы.
Поэтому, тема истории Великой Отечественной войны является актуальной.
Третьеклассники еще не проходили историю России и историю Великой
Отечественной войны, по этому проведению урока предшествует большой
подготовительный
этап,
в
который
вовлечены
все
учащиеся
класса.
Предмет и литературное чтение.
Класс:3.
Учитель: Хасаншина Ирина Викторовна
Количество часов: 1.
Тема урока: «Великая война. Города-герои Великой Отечественной войны».
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска,
мультимедийный проектор.
Практическая значимость разработки: Работу можно использовать на
уроках литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.
Цели урока:
Дидактическая – углубить знания детей о событиях 1941 – 1945
годов;
Образовательные
- раскрыть важнейшие характерные особенности
советского народа, благодаря которым была одержана победа над
фашизмом. Познакомить
учащихся
со
стихами
о
Великой
Отечественной войне.
Развивающие
- продолжить
развитие читательских умений, навыков
выразительного чтения, речи, образного мышления, умений размыш-
лять и анализировать, вызвать душевный отклик на произведения о
войне навыка.
Воспитательные - воспитывать чувство патриотизма, гражданского
долга, любви к Родине, уважение к прошлому своего народа.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить знания о Великой Отечественной войне 1941-1945
года, о героическом прошлом своей страны и своего народа; раскрыть нрав-
ственные проблемы, показать мужество, самоотверженность, героизм и ду-
ховную красоту советских людей.
Метапредметные:
Познавательные
–
поиск
и
выделение
необходимой
информации
из
различных
источников;
моделирование
на
основе
изученных
источников
самостоятельного
высказывания
об
исторических
событиях;
уметь
ориентироваться
в
системе
знаний,
отличать
новое
от
уже
известного,
добывать
новые
знания,
находить
ответы
на
вопросы,
используя
свой
жизненный опыт и дополнительный материал;
Регулятивные
–
самостоятельно
выделять
и
формулировать
цель
своей
дальнейшей
работы;
формулировать
проблему,
самостоятельно
создавать
алгоритм
деятельности
при
решении
проблемы
поискового
характера;
контролировать и оценивать результаты собственной деятельности.
Коммуникативные
–
сотрудничать
с
одноклассниками
при
выполнении
заданий
в
паре,
группе:
устанавливать
очерёдность
действий, учитывать
мнения партнёра, построение высказываний, формулирование выводов.
Личностные – формирование основ гражданской идентичности личности,
чувства
гордости
за
свою
Родину
и
народ.
Проявлять
эмоциональное
отношение к истории своей страны, к событиям ВОВ.
Подготовительная
работа:
провести
беседы
о
великих
сражениях,
о
событиях ВОВ и об ее героях.
Список использованной литературы:
1.
Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий
ко
Дню
Победы,
Дню
защитника
Отечества
и
других
патриотических
праздников: автор – составитель М.В. Видянин. – Волгоград: Учитель,
2006.
2.
С. Михалков «Быль для детей».
3.
Победа! Сборник стихов. Составитель Н.Н. Галиева. Пермь, Книжное
издательство, 1975.
4.
Журнал «Классный руководитель», - №8, 2004, - с.56.
5.
Черенкова И.В., Косенко А.В. я родом не из детства – из войны //
журнал «Классный руководитель», - №8, 2004, - с. 73.
Сценарий урока.
Этап
заняти
я
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Испол
ьзуем
ые
ЭОР
1.
Мотив
ацион
ный
этап
-
Здравствуйте,
ребята.
Наш
урок
мне хочется начать стихотворением:
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
Фронтальная
работа.
Слушают
учителя.
Настраиваются
на
совместную
работу.
2. Этап
актуал
изации
знаний
Ребята, всегда ли небо над Россией
было голубым и безоблачным?
- Какие захватчики одолевали нашу
страну?
Предполагаемые
ответы
д е т е й .
( В о й н а
с
французами 1812
-История
России
знает
немало
тяжёлых сражений. Но сегодня речь
пойдет о самом тяжелом сражении в
истории
России.
Вам
предстоит
определить самим его название.
г о д а ,
с о
ш в е д а м и ,
с
монголо-
татарами и т.д.)
3. Этап
опреде
ления
темы и
постан
овки
целей
урока.
4.Этап
откры
тия
новых
знаний
.
-
На доске
различные даты. Ваша
задача
выбрать
2
даты,
вспомнив,
ка ко е
и с то р и ч е с ко е
с о б ы т и я
соответствует
им.
Тем
самым
определить тему урока.
- Почему она названа в истории как
Великая Отечественная Война.
- Значение слова Отечественная?
- Причины начала этой войны?
- Что вы знаете о ВОВ?
- ВОВ была самой разрушительной,
в
ней
погибли
миллионы
людей,
длилась
она
4
долгих
года.
Люди
сражались
на
фронте,
трудились
в
т ы л у,
б о р ол и с ь
за
п о бед у
в
партизанских
отрядах.
Наравне
со
взрослыми
героями
становились
и
дети. Героями войны стали не только
люди, но и целые города.
Почётное звание «Город-герой»
присваивалось
Указом
Президиума
Верховного
Совета
СССР
тем
городам Советского Союза, жители
которых проявили массовый героизм
и
мужество
в
защите
Родины
во
время
Великой
Отече ственной
войны.
1.
Городу,
удостоенному
высшей
степени
отличия
«Город-Герой»
Формулируют
проблему,
самостоятельно
выделяют и
формулируют
цель работы.
-22.06.1941.-
начало ВОВ
- 09.05.1945 –
День победы над
фашистской
Германией
Строят
высказывания на
основе
личных
знаний,
вспоминают
ранее
изученные
факты.
ЭОР
Презент
ация
«Города-
герои
ВОВ»
в р у ч а л а с ь
в ы с ш а я
н а г р а д а
Советского Союза — орден Ленина
и медаль «Золотая Звезда», которые
изображались
затем
и
на
знамени
города.
2.
Таких
городов
13:
Москва,
Ленинград,
Сталинград,
Киев,
Минск,
Оде сса,
С е ва с то п ол ь ,
Н о в о р о с с и й с к ,
Ке рч ь ,
Ту л а ,
Мурманск, Смоленск и крепость —
герой Брест.
- Сегодня я расскажу о нескольких
из них.
3.
Город-герой Москва.
Именно
в
битве
под
советской
столицей весь мир увидел первое в
истории
поражение
безупречно-
отлаженной
военной
машины
III
Рейха.
Именно
здесь
состоялась
битва
колоссального
масштаба,
равной которой всемирная история
не знала ни до, ни после, и именно
з д е с ь
с о в е т с к и й
н а р о д
продемонстрировал высшую степень
мужества
и
героизма,
которая
потрясла весь мир.
Поражение под
с т о л и ц е й
С о в е т с ко го
С о ю з а
надломило
боевой
дух
германской
армии,
впервые
с
явной
силой
обнажило раздоры и противоречия в
высшем
нацистском
руководстве,
вселило
надежду
в
угнетённые
н а р о д ы
Е в р о п ы
в
с к о р о е
освобождение,
активизировало
национально-освободительные
движения
во
всех
европейских
странах…
4. Город-герой Ленинград.
В
память
о
массовом
героизме
участников
обороны
Ленинграда
и
людям
не
пережившим
блокаду
в
городе установлен ряд памятников.
Самыми
значимыми
из
которых
являются
Обелиск
«Городу-герою
Ленинграду»,
установленный
на
площади
Восстания,
«Монумент
г е р о и ч е с к и м
з а щ и т н и к а м
Ленинграда»
на
площади
Победы,
памятник
вагонетке,
огромное
П и с ка р ё вс ко е
к л а д б и щ е ,
гд е
покоится прах погибших и умерших
от голода ленинградцев.
5. Город-герой Сталинград.
События,
происходившие
здесь
в
период с 17 июля 1942 по 2 февраля
1943 года, изменили ход всемирной
истории. Именно здесь, на берегах
красавицы
Волги,
был
сломлен
хребет немецко-фашистской военной
машины.
Памятники,
посвящённые
событиям
той
героической
эпохи,
являются
основными
городскими
достопримечательностями.
Самыми
известными из них являются Мамаев
курган, панорама «Разгром немецко-
ф а ш и с т с к и х
в о й с к
п о д
Сталинградом»,
«Дом
солдатской
славы».
6.
Одним из самых стойких городов
времён
Великой
Отечественной
войны
по
праву
считается
город-
герой Севастополь.
Он
выдерживал
ожесточённые
атаки и осаду врага на протяжении
250
дней.
Благодаря
мужеству
и
н е п о к о л е б и м о й
с т о й к о с т и
защитников,
Севастополь
стал
поистине народным городом-героем
-
первые
книги
с
употреблением
таких характеристик появились уже
в 1941-42 гг. Освобождение пришло
9 мая 1944 года, когда контроль над
Севастополем
был
полно стью
восстановлен советскими войсками.
5.
Подгот
овка
к
воспри
ятию
произв
- 9 мая 2020 года наша страна отме-
тит 75 лет со дня Победы в ВОВ.
Война, была тяжелая, враг был се-
лен. Но солдаты и весь народ про-
явили такие качества своего харак-
тера, что враг был повержен.
едения
- У вас на парте карточки с разными
чертами
характера,
совместно
со
своим соседом по парте выберите
те, которые как вы думаете, лучше
всего определят характер русских
солдат и всего русского народа.
- Было названо очень много качеств,
которые, конечно помогли победить
русской армии. Но вот одно качество
мы упустили.
Сегодня я хочу представить вашему
в н и м а н и ю
с т и х о т в о р е н и е
С.Михалкова «Быль для детей».
Проанализировав
которое
мы
сможем
определить,
что
еще
помогло русскому народу в победе
над фашизмом.
Работа в парах.
Предполагаемые
ответы
(Мужество,
стойкость,
самоотверженнос
ть; воля к победе,
сила духа и т.д ).
Слушают
учителя.
Г о т о в я т с я
к
ч т е н и ю
и
восприятию
произведения.
6.
Работа
с
тексто
м.
-Ребята, как вы поняли это произве-
дение, какую главную мысль пытал-
ся донести до нас автор
- Что помогло нашим бойцам одер-
жать победу?
- Сделаем вывод, что осталось доба-
вить
к
выше
перечисленным
каче-
ствам?
- Во время войны
все народы объеди-
нились,
сплоти-
лись. У всех была
одна общая цель
-
Е д и н с т в о
русского народа.
7.
Рефле
ксия
.
День Победы 9 Мая —
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
З а щи т и в ши х
р од н у ю
с т р а н у,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
-
Иногда
говоря т,
ч то
д у ш и
погибших воинов, словно журавли,
взмывают в небо
Предлагаю
в
память
обо
всех
погибших
в
годы
ВОВ
выпустить
журавлей.
У
вас
на
партах
журавли
трёх
цветов:
белые,
голубые
и
синие.
Если вы довольны своей работой на
уроке,
узнали
много
нового
и
интересного — прикрепите к основе
журавлика
белого
цвета.
Если
вы
считаете, что вам сегодня на уроке
удалось
не
всё,
что
могли
бы
работать
лучше
—
журавлика
голубого
цвета.
Если
вы
совсем
недовольны своей работой на уроке,
много
осталось
непонятного
—
журавлика синего цвета.
Прикрепляют
ж у р а в л и ко в
н а
доску,
оформленную
в
виде неба.
8.
Домаш
нее
задани
е.
Нарисовать
плакат
«Пусть
всегда
будет мир».
Приложение 1
С.Михалкова «Быль для детей».
Эту быль пишу я детям...
__________
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!
«Нет! - сказали мы фашистам, -
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».
Мы живем в стране Советской,
Признаем язык немецкий,
Итальянский, датский, шведский
И турецкий признаем,
И английский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Где найдется в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?»
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши -
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!
И, когда Россия встала
В этот трудный грозный час,
«Все - на фронт!» - Москва сказала.
«Все дадим!» - сказал Кузбасс.
«Никогда, - сказали горы, -
Не бывал Урал в долгу!» -
«Хватит нефти для моторов,
Помогу!» - сказал Баку.
«Я богатствами владею,
Их не счесть, хоть век считай!
Ничего не пожалею!» -
Так откликнулся Алтай.
«Мы оставшихся без крова
В дом к себе принять готовы,
Будет кров сиротам дан!» -
Обездоленных встречая,
Казахстану отвечая,
Поклялся Узбекистан.
«Будет каждый верный воин
И накормлен и напоен,
Всей страной обут, одет». -
«Все - на фронт!» - Москва
сказала.
«Все! - страна ей отвечала. -
Все - для будущих побед!»
__________
Дни бежали и недели,
Шел войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
Как, на запад наступая,
Бились красные бойцы -
Наша армия родная,
Наши братья и отцы.
Как сражались партизаны. -
Ими Родина горда!
Как залечивают раны
Боевые города.
Не опишешь в этой были
Всех боев, какие были.
Немцев били там и тут,
Как побили - так салют!
Из Москвы салюты эти
Были слышны всем на свете,
Слышал их и друг и враг.
Раз салют, то значит это -
Над какой-то крышей где-то
Снова взвился красный флаг.
Посмотри по школьной карте,
Где мы были в феврале?
Сколько верст прошли мы в марте
По родной своей земле?
Здесь в апреле мы стояли,
Здесь войска встречали май,
Тут мы столько пленных взяли,
Что попробуй подсчитай!
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым -
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закаленным!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ - за нас с тобой.
__________
Где бы мы врага ни били,
Где бы враг ни отступал,
Вспоминал всегда о тыле
Наш солдат и генерал:
«Да!
Нельзя добить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих,
Без того, кто днем и ночью
В шахтах уголь достает,
Сеет хлеб, снаряды точит,
Плавит сталь, броню кует».
Не расскажешь в этой были
Всех чудес о нашем тыле,
Видно, времечко придет,
И о тружениках честных,
Знаменитых, неизвестных
Сложит песни наш народ.
Без ружья и без гранаты
И от фронта в стороне
Эти люди, как солдаты,
Тоже были на войне.
Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!
__________
Друг за дружкой, пешим строем,
По камням и по траве
Гонят пленных под конвоем,
Гонят к матушке Москве.
Их не десять и не двадцать,
Их не двести пятьдесят -
Может армия набраться
Офицеров и солдат.
Облаками пыль клубится
Над дорогой фронтовой...
Что невесело вам, фрицы?
Что поникли головой?
Вы не ждали, не гадали
Ни во сне, ни наяву -
Только так, как мы сказали,
Попадете вы в Москву.
Мимо вас везут трофеи
В наши русские музеи,
Чтобы людям показать,
Чем вы нас хотели взять.
А навстречу мчат машины
Наших доблестных полков.
- Далеко ли до Берлина? -
Вам кричат с грузовиков.
Облаками пыль клубится...
По дорогам, там и тут,
Душегубы и убийцы
Под конвоем в плен идут...
Пыль... Пыль... Пыль... Пыль...
Продолжаю детям быль!
Под победный грохот пушек
В грозовые эти дни
В море, в небе и на суше
Мы сражались не одни.
Руки жал бойцам английским
Русской армии солдат,
А далекий Сан-Франциско
Оказался так же близко,
Как Москва и Ленинград.
С нами рядом, с нами вместе,
Как поток, ломая лед,
Ради вольности и чести
И святой народной мести
За народом встал народ.
- Мы, - сказали югославы, -
Не уступим нашей славы!
Нам под игом не бывать! -
И словаки заявили:
- Нашу волю задавили!
Как же нам не воевать! -
Откололись от Берлина
Итальянцы и румыны:
- Хватит драться за Берлин! -
Неохота и болгарам
Погибать за немца даром:
- Пусть ко дну идет один!
Будет жить француз в Париже,
В Праге - чех, в Афинах - грек.
Не обижен, не унижен
Будет гордый человек!
Города вздохнут свободно -
Ни налетов, ни тревог!
Поезжай куда угодно
По любой из всех дорог!..
__________
Спать легли однажды дети -
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете -
В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Отменили затемненье,
И теперь на много лет
Людям только для леченья
Будет нужен синий свет.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
На груди у всех медали,
А у многих - ордена.
Где они не побывали
И в какие только дали
Не бросала их война!
Не расскажешь в этой были,
Что за жизнь они вели:
Как они в Карпатах стыли,
Где рекой, где морем плыли,
Как в восьми столицах жили,
Сколько стран пешком прошли.
Как на улицах Берлина
В час боев нашли рейхстаг,
Как над ним два верных сына -
Русский сын и сын грузина -
Водрузили красный флаг.
От Берлина до Амура,
А потом до Порт-Артура,
Что лежит у теплых вод,
Побывали на Хингане,
Что всегда стоит в тумане,
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
Говорит сосед соседу:
- Как домой к себе приеду,
Сразу в школу загляну
И колхозных ребятишек -
Танек, Манек, Федек, Гришек -
Я опять учить начну!
- Ну, а я домой приеду, -
Говорит сосед соседу, -
После фронта отдохну,
Поношу еще с недельку
Гимнастерку и шинельку,
Строить в городе начну,
Что разрушено в войну!
- А по мне колхоз скучает, -
Третий с полки отвечает, -
Мой колхоз под Костромой.
Еду я восьмые сутки
Да считаю все минутки -
Скоро, скоро ли домой!
День и ночь бегут вагоны,
По шоссе идут колонны
Фронтовых грузовиков,
И поют аккордеоны
О делах фронтовиков...
__________
Не опишешь в этой были
(Не поможет даже стих!),
Как горды солдаты были,
Что народ встречает их,
Их - защитников своих!
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой:
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель -
Красной Армии солдат!
Всю войну в любом селенье,
В каждом доме и в избе
Люди думали с волненьем,
Вспоминали с восхищеньем
И с любовью о тебе.
И везде тобой гордились,
И нельзя найти семьи,
Дома нет, где б не хранились
Фотографии твои:
В скромных рамках над постелью,
На комоде, на стене,
Где ты снят в своей шинели,
Пешим снят иль на коне,
Снят один ли, с экипажем
В обстановке боевой -
Офицер ты или, скажем,
Пехотинец рядовой.
Наконец-то в час желанный
Нашей сбывшейся мечты -
В час победы долгожданной
В отчий дом вернулся ты!
Но еще таких не мало
Офицеров и солдат,
Смерть которых миновала,
Но задел в бою снаряд.
Если встретишь ты такого,
Молодого, но седого,
Ветерана боевого
(Знак раненья на груди),
Окажи ему услугу,
Помоги ему, как другу,
Равнодушно не пройди!..
__________
За дела берутся смело
Молодцы-фронтовики,
И в стране любое дело
Им сподручно, им с руки!
Нужно всех советских граждан
Накормить, одеть, обуть,
Чтобы был доволен каждый
От души, не как-нибудь!
Если раньше «самоходки»
Поставлял иной завод,
То сегодня сковородки
Запустил на полный ход.
И бегут платформы с лесом,
Там - с рудой, а там - с углем,
От Донбасса к Днепрогэсу
Ночь за ночью, день за днем.
Да! У нас одна забота
И мечта у всех одна,
Чтобы к солнечным высотам
Поднялась опять страна -
Сильной, славной и могучей
От столицы до села,
Много краше, много лучше,
Чем когда-нибудь была.
Дни сражений миновали,
Мы неплохо воевали -
Как солдаты, выполняли
Нашей Родины приказ.
И сегодня, в мирный час,
Дорогая мать-Отчизна,
Положись опять на нас!
__________
Всем, что Родина имеет,
Сообща народ владеет,
Счет ведет полям, лесам,
Нивам, пастбищам и водам,
Шахтам, копям и заводам
И в пример другим народам
Управляет ими сам!
И у нас стоят у власти
Не помещик, не банкир,
А простой рабочий - мастер
И колхозный бригадир.
Выбираемый народом
Наш советский депутат
Не дворянским знатен родом
И не золотом богат.
Он богат своей свободой
И сознанием того,
Что от имени народа
Он вершит судьбу его!
Он богат своей любовью
К той земле, что в грозный час,
Окропив своею кровью,
Он, как мать родную, спас.
Соберутся две палаты,
Сядут рядом депутаты:
Белорус и армянин,
Украинец, молдаванин,
Осетин, казах, татарин,
И эстонец, и грузин -
Все народы, как один!
Их не мало соберется,
Сыновей и дочерей:
И солдат, и полководцев,
И других богатырей!..
С нашей партией любимой
Мы нигде не разделимы.
За народ стоит она,
С нею Родина сильна.
Кто сегодня неизвестен,
Но бесстрашен, смел и честен,
Тот, кто любит свой народ
И за партией идет,
Кто хоть что-то делать может,
Тот стране своей поможет
В том краю, где он живет!
Так поможем нашей власти
В городах и на селе
Добывать народу счастье
На родной своей земле!