Автор: Шматына Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Муравленко, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка "Проект урока математики"
Тема: Решение компетентностной задачи «Сколько стоят деньги?»
Раздел: начальное образование
ПРОЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
3 класс
(можно использовать в любой ОП по теме: «Цена, количество, стоимость»)
Тема: урок решения компетентностной задачи «Сколько стоят деньги?»
Цель: способствовать формированию социальных, коммуникативных и
профессиональных качеств, позволяющих наиболее полно реализовать себя в
современных социально – экономических условиях.
Задачи:
- формировать умение переносить ситуацию, отраженную в задаче, в жизнь;
- учить использовать математические знания по теме «Цена, количество,
стоимость» при решении экономических проблем;
- развивать умения решать задачу несколькими способами; находить
рациональный способ;
- развивать умения пользоваться электронной книгой;
- формировать умение оценивать результаты своей деятельности,
анализировать работу других;
- формировать умение сотрудничества.
ХОД УРОКА.
1.
Вступительная часть (использование прикладной программы E –
Reader):
а) работа с ребусом – пословицей. (Не имей 100 рублей, а имей 100
друзей.);
-Почему мы так говорим? (Друг - дороже денег…)
б) краткая беседа о значимости друзей и необходимости использования
денег, как
средств, для жизни.
-А все ли так плохо с деньгами? Может, они нам совсем не нужны?
(Нужны для покупки еды, одежды, для лечения…)
Учитель: Мы живем в мире, где существуют рыночные отношения, а
деньги являются средством для жизни: купли - продажи, платежей,
налогов, накоплений для приобретения чего либо, т.е. сокровищем или
капиталом.
2. Викторина – путешествие по странам мира (Слайдовая
презентация)
а) словарная работа с понятиями «деньги», «валюта»:
-Что такое деньги? (Слайд №1- 2)
-Что такое валюта?
б) путешествие (Слайдовая презентация, с использованием
символики, достопримечательностей и денежных знаков разных стран
(Слайды № 3- 10).
3. Практическая часть урока – решение задач (работа в группах):
- чтение основного текста вслух;
- поэтапное решение задач № 1-6(см. приложение);
- демонстрация и представление результатов работы каждой группы
(взаимопроверка, обсуждение) (Исп. проектора);
- попутное внесение результатов в две таблицы: « Успех!» и «
Трудолюбы» (анализ деятельности, обоснование, выводы).
ТАБЛИЦА «УСПЕХ» (Отмечаются «+» правильно выполненные
работы групп) (Использование компьютера и интерактивной доски)
Группа №1
Группа №2
Группа №3
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
ТАБЛИЦА «ТРУДОЛЮБЫ» (аналогичная; вносятся результаты
групп неверно решивших задачу)
4. Рефлексия.
- С чем успешно справились группы?
- При выполнении, каких заданий вы столкнулись с трудностями?
- В каких жизненных ситуациях вы можете применить эти знания?
5. «Награждение » команд, правильно решивших основную задачу
(№6). (Дети получают «коллекцию» денежных купюр разных стран).
ПРИЛОЖЕНИЕ.
СКОЛЬКО СТОЯТ ДЕНЬГИ?
Каждое государство имеет свою денежную единицу. В нашей стране
денежной единицей является рубль. Конечно, вы не раз видели монеты
разного достоинства (1руб., 5 руб. и другие) и бумажные купюры ( 10 руб..
100 руб. и другие). Есть у нас и более мелкие разменные монеты – копейки.
Ты знаешь, что все страны ведут между собой торговлю? Для этого
каждая страна оценивает свою денежную единицу в денежных единицах
других стран, то есть устанавливает валютный курс.
Валютный курс устанавливаются на специальных биржевых торгах. И
каждый день он меняется. Так, например, 1 сентября 2005 1 французский
франк можно было купить за 15 рублей, а 31 декабря – за 16 рублей. Десять
йен 1 сентября стоили 600 рублей, а 31 декабря – 550 рублей.
ЗАДАНИЕ № 1.
Определи курс французского франка и японской йены по отношению к рублю на 1 сентября и 31
декабря 2005 года. Заполни таблицу.
Валюта
Курс на 1 сентября 2005
года
Курс на 31 декабря 2005
года
Французский франк
Фунт стерлингов
51
48
Доллар США
28
26
Йена
Решение:
600:10=60(руб.)
550:10=55(руб.)
Купить денежные знаки других стран можно в банках. Для этого в каждом
банке существует специальный обменный отдел. В любом из таких отделов
можно приобрести деньги любого государства.
ЗАДАНИЕ № 2.
Сколько стоила денежная купюра достоинством 20 долларов 1 сентября 2005
года? Сколько стоила та же купюра 31 декабря 2005 года?
28х20=560(руб.) 26х20=520(руб.)
ЗАДАНИЕ № 3.
Определи, сколько фунтов стерлингов ты получил(а) бы в обменном пункте
за 612 руб., если бы производил(а) обмен 1 сентября 2005 года?
612:51=12(фунтов стерлингов)
ЗАДАНИЕ № 4.
Определи, когда выгоднее – 1 сентября или 31 декабря 2005 года. Было бы
покупать валюту Японии.
31 декабря (дешевле).
ЗАДАНИЕ № 5.
Определи, какую из валют было бы выгоднее купить 1 сентября, чем 31
декабря. Определи, какую из валют было бы выгоднее продать 31 декабря,
чем 1 сентября.
1сентября – выгоднее купить(дешевле) , а 31 декабря – выгоднее
продать(дороже) французский франк.
ЗАДАНИЕ № 6.
Представь, что ты решил (а) составить коллекцию из денежных купюр
разных стран достоинством в 100 единиц. Сколько рублей тебе пришлось бы
потратить на сбор коллекции31 декабря 2005 года из валют Франции.
Великобритании, США и Японии?
l cпособ: (16+48+26+55)х100=14500(руб.)
llспособ: 16х100+48х100+26х100+55х100=14500(руб.)