Напоминание

Сказкотерапия для дошкольников


Автор: Береснева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №9
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Сказкотерапия для дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Cказкотерапия для дошкольников – интересный и доступный метод

психологической работы с детками. Таким образом, можно говорить с

ребенком на его языке и, кроме того, учить его жизни, выявлять

определенные трудности, бороться с ними. Известные психологи часто

использовали и используют сказки для помощи детям, которые страдают от

фобий и страхов, у которых наблюдаются проблемы с поведением.

Ведь еще много-много веков назад наши предки рассказывали своим деткам

истории, которые формировали их мировоззрение, помогали избавиться от

фобий, понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Сказкотерапию в свое время исследовали ученые с мировым именем, такие

как Э. Фромм, Э Гарднер, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков и другие.

Они выделили 4 способа использования сказкотерапии, настаивая, что их

следует отличать друг от друга.

Итак, сказку можно применять как:

Инструмент воспитания ребенка.

Рассказывая сказки, вы учите малыша жить в социуме, знакомите его с

правилами и нормами поведения, которые приняты в современном

обществе, прививаете ему моральные императивы.

Инструмент развития, который применим и к детям, и к взрослым.

При помощи сказки можно научить брать ответственность за свои поступки,

принимать важные жизненные решения, учиться противостоять

обстоятельствам.

Вспомните сами: в сказках добро всегда побеждало зло, но героям

приходилось потрудиться и преодолеть много препятствия, чтобы

восторжествовать.

То, что злые герои всегда терпели поражение и несли заслуженное

наказание, учит детей (да и взрослых тоже) выбирать правильную сторону.

Ребенок или взрослый не просто слушает рассказ о чужой жизни, с его

помощью он формирует собственную модель поведения и сценарий своей

жизни.

Этот метод применяют специалисты (психологи, психиатры, педагоги, коучи).

Групповая или индивидуальная сказкотерапия помогает решить клиенту

жизненные проблемы, избавиться от фобий, принять правильное решение и

т.д.

Функции, которые выполняет сказкотерапия

Сказкотерапия – универсальный метод, потому что она может выполнять

одновременно множество функций, а может быть направлена на решение

конкретной проблемы.

Сказка может помочь:

Вызвать правильную эмоцию у слушателя/читателя.

Избавиться от навязчивой фобии: страха темноты, высоты и прочих.

Понять жизненные ценности.

Принять трудное, но правильное решение.

Сформировать характер.

Освоиться в этом социуме.

Научиться ценить любовь, дружбу, близких людей.

Понять, как устроен этот мир и по каким законам он функционирует.

Избавиться от недостатков (агрессивности, жадности, тяги к вранью и

т.д.).

Сформироовать положительные черты характера (справедливость,

сострадание, ответственность и прочие).

Строить отношения с противоположным полом, друзьями, родителями.

Простить тех, кто поступил с вами плохо, и начать жить дальше и т.д.

Сказкотерапию применяют по-разному, в зависимости от того, с кем ведется

работа (с ребенком или взрослым).

Например, сказка для ребенка должна быть простой для восприятия и не

слишком длинной, тогда как для психотерапии взрослых можно использовать

рассказы с более глубоким смыслом, содержащие сложные символы и

метафоры.

Наиболее распространенные способы использования сказкотерапии – это:

Работа с уже готовой историей.

Сказка зачитывается, а затем анализируется: почему герои поступили так, а

не иначе, каковы последствия их поступков и т.д.

Написание специалистом авторского повествования для взрослого или

ребенка, адаптированной под конкретную проблему человека.

Создание клиентом собственной сказки, в которой он смог бы описать свою

проблему и найти способы ее устранения.

Этот способ применяется в психотерапии для старших детей или взрослых.

Постановка рассказа (старинной или авторской), например, при помощи

кукольного театра.

Написание авторской сказки – действенный метод психотерапии, который

обычно проходит в три этапа:

Клиент должен осознать свои проблемы, переосмыслить их и успокоиться

перед тем, как начать писать сказку.

Исходя из этого можно сделать такой вывод чтто Благодаря сказке ребенок

познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но

откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое

отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности,

расширение эмоционально – поведенческих реакций. В сказке черпаются

первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки

позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс

сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может

либо принять, либо отвергнуть. Это все способствует гуманному воспитанию

ребенка и развитию нравственной личности вцелом.



В раздел образования