Автор: Береснева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №9
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Сказкотерапия для дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Cказкотерапия для дошкольников – интересный и доступный метод
психологической работы с детками. Таким образом, можно говорить с
ребенком на его языке и, кроме того, учить его жизни, выявлять
определенные трудности, бороться с ними. Известные психологи часто
использовали и используют сказки для помощи детям, которые страдают от
фобий и страхов, у которых наблюдаются проблемы с поведением.
Ведь еще много-много веков назад наши предки рассказывали своим деткам
истории, которые формировали их мировоззрение, помогали избавиться от
фобий, понять, что такое хорошо и что такое плохо.
Сказкотерапию в свое время исследовали ученые с мировым именем, такие
как Э. Фромм, Э Гарднер, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков и другие.
Они выделили 4 способа использования сказкотерапии, настаивая, что их
следует отличать друг от друга.
Итак, сказку можно применять как:
Инструмент воспитания ребенка.
Рассказывая сказки, вы учите малыша жить в социуме, знакомите его с
правилами и нормами поведения, которые приняты в современном
обществе, прививаете ему моральные императивы.
Инструмент развития, который применим и к детям, и к взрослым.
При помощи сказки можно научить брать ответственность за свои поступки,
принимать важные жизненные решения, учиться противостоять
обстоятельствам.
Вспомните сами: в сказках добро всегда побеждало зло, но героям
приходилось потрудиться и преодолеть много препятствия, чтобы
восторжествовать.
То, что злые герои всегда терпели поражение и несли заслуженное
наказание, учит детей (да и взрослых тоже) выбирать правильную сторону.
Ребенок или взрослый не просто слушает рассказ о чужой жизни, с его
помощью он формирует собственную модель поведения и сценарий своей
жизни.
Этот метод применяют специалисты (психологи, психиатры, педагоги, коучи).
Групповая или индивидуальная сказкотерапия помогает решить клиенту
жизненные проблемы, избавиться от фобий, принять правильное решение и
т.д.
Функции, которые выполняет сказкотерапия
Сказкотерапия – универсальный метод, потому что она может выполнять
одновременно множество функций, а может быть направлена на решение
конкретной проблемы.
Сказка может помочь:
Вызвать правильную эмоцию у слушателя/читателя.
Избавиться от навязчивой фобии: страха темноты, высоты и прочих.
Понять жизненные ценности.
Принять трудное, но правильное решение.
Сформировать характер.
Освоиться в этом социуме.
Научиться ценить любовь, дружбу, близких людей.
Понять, как устроен этот мир и по каким законам он функционирует.
Избавиться от недостатков (агрессивности, жадности, тяги к вранью и
т.д.).
Сформироовать положительные черты характера (справедливость,
сострадание, ответственность и прочие).
Строить отношения с противоположным полом, друзьями, родителями.
Простить тех, кто поступил с вами плохо, и начать жить дальше и т.д.
Сказкотерапию применяют по-разному, в зависимости от того, с кем ведется
работа (с ребенком или взрослым).
Например, сказка для ребенка должна быть простой для восприятия и не
слишком длинной, тогда как для психотерапии взрослых можно использовать
рассказы с более глубоким смыслом, содержащие сложные символы и
метафоры.
Наиболее распространенные способы использования сказкотерапии – это:
Работа с уже готовой историей.
Сказка зачитывается, а затем анализируется: почему герои поступили так, а
не иначе, каковы последствия их поступков и т.д.
Написание специалистом авторского повествования для взрослого или
ребенка, адаптированной под конкретную проблему человека.
Создание клиентом собственной сказки, в которой он смог бы описать свою
проблему и найти способы ее устранения.
Этот способ применяется в психотерапии для старших детей или взрослых.
Постановка рассказа (старинной или авторской), например, при помощи
кукольного театра.
Написание авторской сказки – действенный метод психотерапии, который
обычно проходит в три этапа:
Клиент должен осознать свои проблемы, переосмыслить их и успокоиться
перед тем, как начать писать сказку.
Исходя из этого можно сделать такой вывод чтто Благодаря сказке ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но
откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое
отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности,
расширение эмоционально – поведенческих реакций. В сказке черпаются
первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки
позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс
сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может
либо принять, либо отвергнуть. Это все способствует гуманному воспитанию
ребенка и развитию нравственной личности вцелом.