Автор: Потапова Елена Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №95"
Населённый пункт: Иркутская обл.,г.Братск
Наименование материала: Конспект занятия с детьми
Тема: "Стерегут нас загадки и тайны кругом"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательно -исследовательской деятельности
«Стерегут нас загадки и тайны кругом»
Образовательная область: познавательная деятельность
Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательское,
художественно – эстетическая; речевое.
Цель: Актуализировать и систематизировать знания детей о том, какие
обитатели живут в глубинах морского дна. Дать детям возможность при
помощи взрослого узнать о том есть ли воздух в воде, почему плавают рыбы.
Задачи:
Образовательные:
- Дать возможность применить на практике полученные знания о
загрязнении воды.
-Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться
к жизни именно в водной среде.
-Обогащать словарный запас детей, ввести слова:
Океонолог,батскаф,плавательный пузырь, нефтяные пятна, обтекаемое тело
рыбы, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие:
-Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе
экспериментирования.
-Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные
связи.
-Развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и
формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе
поисковой деятельности знания.
-Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность
разрешить проблемную ситуацию в процессе
исследовательской деятельности.
-Воспитывать умение работать в команде.
-Поощрять инициативу и самостоятельность.
Воспитательные:
-Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и
многообразие подводного мира.
Колокольчик мой дружок
Собери детей в кружок
Колокольчик наш звенит,
Быть внимательным велит
Ход занятия:
- Ребята, за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
-Можно ли про вас сказать, что вы хотите много знать! Все загадки разгадать,
научиться наблюдать, а вы любите играть и в игре все познавать? Тогда
вместе будем развивать качества внимательности, а поможет нам
наблюдательность! (на ковре стоит глобус ).
Дети замечают, что посередине, что- то стоит накрыто салфеткой.
-Интересно, кто знает ,что это?(это глобус, модель нашей планеты)
-Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого
цвета на глобусе больше всего?
(
Синего, голубого.)
- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
-Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите,
как много воды на нашей Земле.
-Много
тайн
хранит
наша
планета,
а
о
какой
тайне
мы
сегодня
будем
говорить-узнаете ,если соберете картинку. (Собирают картинку морское дно и
частей). Подводный мир. Вода - особенная стихия природы, пожалуй, одна из
самых загадочных и необъяснимых
.
Где бывает вода?(море ,океане, реке,
озере, ручье)
-
Интересно, а знаете ли вы, кто занимается исследованием морей и океанов?
Давайте присядем , посмотрим фильм и узнаем , как называют человека,
который изучает моря и океаны.
Просмотр фильма
Океанологами называют людей, изучающих моря и океаны. Это интересная и
романтическая профессия. Но океанологом быть нелегко. Они по несколько
месяцев работают в море на специально оборудованных исследовательских
судах, опускаются вглубь океана в подводных аппаратах, который называется
батискаф, он может иметь различную величину, может вмещать до 12
человек. Результаты их исследований широко используются в мореплавании,
морских промыслах, при строительстве морских портов и других
гидротехнических сооружений на морских побережьях, добыче полезных
ископаемых, строительстве в прибрежной зоне, прогнозировании погоды и
пр. Океанолог должен быть сильным и выносливым, уметь хорошо плавать и
работать в команде.
- Как называется профессия людей ,изучающих моря и океаны. Океанолог -
от слова океан.
-Как там наверное красиво,загадочно!А вы когда-нибудь покружались на
морское дно?И я нет,а так хочется там побывать ,правда?
Телефонный звонок.(имитирую разговор по телефону) Вот так новость,
звонил знакомый океонолог, из исследовательской лаборатории, говорит ,что
ему нужна помощь, у него столько дел на суше, а под водой он не закончил
свои исследования, просит помощи , батискаф погружается в 9.15ч.Время.
-Ну, что готовы отправиться в настоящее увлекательное путешествие,
причем не простое, а подводное. Тогда срочно предлагаю занять места в
батискафе.
-Ну что, наша мечта сбылась. Решено !Отправляемся изучать подводный мир.
- Батискаф - это специально оборудованное исследовательское судно, оно
опускается вглубь океана, батискаф, может иметь различную величину,
может вмещать до 12 человек.
Говорим волшебные слова.
(загорается шар, включается музыка) Садимся на стульчики в сделанный
из обручей батискаф. На обручах привязаны картинки морских обитателей.
1 -2 -3 – все замрём!
В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Надо только открыть глаза.
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
- Посмотрите ,как много морских обитателей проплывает. Кого вы видите?
Карточку возьми, отвечай, и друг другу помогай.
(берут по одной карточке.) водоросли, акула, медуза, морская звезда, краб,
скат, морской конек. Что вы про них знаете интересного?
-Посмотрите, океонолог оставил свой научный блакнот- план ,посмотрим
,что он там не доделал. Значок -микроскоп значить мы будем что делать?
( исследовать, воду и рыб ) ? Что нам предстоит исследовать? Еще и чемодан
для исследований есть.
-Ну что, выходим в лабораторию для научной работы.
Взять пробу воды и исследовать ее. Достаем воду в бутылке на веревочке.
-Посмотрим в наш научный блокнот -план. Первое ,что нам нужно доказать
1
.Расворяются ли песок в воде?
-Давайте возьмем ложечки ребята, добавим сахарный песок в стакан с водой
и перемешаем. Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите сахар? Нет!
Правильно, сахар постепенно растворился в воде. Как вы думаете, ребята,
какая теперь стала вода? Ведь мы туда добавили сахар. Сладкая! Вкусная! А
ее можно пить ребята? (Да) А, что же будет, если в другой стакан мы добавим
морской песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете? Нет! Давайте
проверим. Добавьте песок и перемешайте, растворился или нет?
растворился.
Правильно ребятки, он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких
камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней
ребята, что же еще произошло с водой? Какая она стала? Мутная, грязная…
А эту воду, можно пить ребята? (нет, потому что песок не съедобное
вещество).
Вывод: Морской песок не растворяется в воде, запомните это! Поэтому, на
морском дне всегда песок и морские обитатели могут там прятаться от
хищников. Клеим схематичную карточку в блокнот.
2.Растворяются ли нефтянные отходы в воде?
Опыт 2. У каждого ребенка емкость с водой и пипетка. В емкость с водой
капнуть масло растительное.
- Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды)
Вывод: Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.
Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху
проникнуть в нее.
- Как они могли попасть в воду жирные пятна, нефтянные отходы.?
(Сливают грязные отходы, моют машины)
- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку,
нельзя мыть транспорт на берегу рек.)
Гимнастика для глаз
Сейчас мусор опустим в воду и попробуем его растворить, перемешивая. Что
происходит? Мусор растворился?( Нет, мусор не растворяется, оседает на
дно, вода становится мутная.)
- Как вы считаете, мусор наносит вред воде?(Да, в воде умирает все живое, и
рыбки не смогут плавать.) Клеим схематичную карточку в научный блокнот
-Ой, посмотрите, приплыла рыбка хочет с вами поиграть
Давайте поиграем с
рыбкой. Я буду перемещать силуэт рыбки в разные стороны. А вы должны
следить только глазами
Гимнастика для глаз «Рыбка»
Рыбка плавала, ныряла,
Рыбка хвостиком виляла.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Рыбка, рыбка, не ленись!
По волнам, по волнам,
Тут и там, тут и там.
Вот она какая, рыбка золотая.
-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз);
-прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.)
-поморгать глазами.
3.Смогут ли живые организмы жить в грязной воде?
- Что происходит с живыми организмами? Смогут ли они жить в такой
воде без воздуха? (они погибают) .Рыбам для хорошего самочувствия нужна
чистая, свежая вода, в которой много воздуха. Если воздуха в воде мало,
рыбы задыхаются: они подплывают к поверхности и хватают воздух ртом над
водой.Чтобы они не погибали нужно беречь окружающую среду.
Клеим схематичную карточку в научный блокнот
Следующая страничка. Нужно проверить есть ли в воде воздух.
Может нам проверить ,правда ли в воде есть воздух?
- Ребята, рыба живое существо, а значит, она не только двигается, но и
дышит.
- Чем дышат люди? (воздухом)
- Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим. Как все живые
существа – воздухом или может быть водой?
Опыт «воздух в воде». Бросить кусочек пластилина. В прозрачную
емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.
- Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не
вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие
они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев,
посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх. В любом водоеме есть
воздух, им дышат морские обитатели. Откуда же он берется в воде? (из
окружающей среды, насыщают воду кислородом растения, водоросли,
растущие на дне морей и океанов).
Вывод: В воде есть воздух. Клеим схематичную карточку в блокнот
-Задание почему рыбы не тонут
-Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая,
почему же она не тонет?
- Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не
тонуть. Давайте проверим.
Опыт5. В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет
на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.
- Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)
- Почему он не всплывает?
Вывод: Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.
- Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть.
Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то
сдувая свой плавательный пузырь . Итак, рыбам очень удобно жить в воде.
(клеим схематичную карточку в научный блокнот).
Опыт Возьмите ёмкость со свежей газированной водой и бросьте в
нее виноградинку. После того как вы бросите виноградинку в ёмкость с
жидкостью, она опустится на дно потому что, чуть тяжелее воды. Но на нее
тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие прозрачные
воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Почему так происходит?
Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит.
Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова
покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться
несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Коммуникативная игра: «Море».
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
-А почему нельзя пить воду? Она соленая.
Почему легче плавать в море,чем в реке или озере?
Океонологи, для начала я предлагаю вам провести свой собственный опыт,
перед каждым из вас стоит стакан с водой и солонка, давайте посмотрим, что
будет если смешать соль с водой, возьмите ложку соли, добавьте её в воду и
размешайте. Что произошло? (соль растворилась). А что случилось с цветом
воды? (он не изменился). А со вкусом? (вода стала соленая).
-А теперь я хочу с вами провести интересный опыт, вы знаете, что будет
с яйцом если его опустить в соленую воду? А если в пресную? (Нет)
Сейчас мы с вами это узнаем, подойдите ко мне поближе, вы все будете
мне помогать.
Перед вами 3 банки, 2 с обычной водой и одна пустая. Давайте опустим в
первую банку с обычной водой яйцо, смотрите ребята, оно сразу же пошло на
дно.
А теперь давайте во вторую банку добавим соль, чтобы вода стала соленой,
кто мне хочет с этим помочь? (вызывается ребенок и добавляет соль в банку и
перемешивает её). Другой ребенок опускает яйцо в банку с соленой
водой. Воспитатель: Смотрите ребята, что произошло? (яйцо сразу же
всплыло вверх.)
А теперь давайте перельем в пустую банку воду из обеих банок, кто хочет
это сделать? (вызываются двое детей и по очереди наливают воду). Спасибо
ребята, а что теперь произошло? (яйцо плавает точно посередине.)
Ребята, какие мы можем сделать выводы из нашего опыта?
Ответы детей: Яйцо тонет в чистой воде, а в соленой всплывает.
Молодцы, это происходит из-за того, что любые предметы тонут или
плавают в зависимости от плотности вещества из которого они состоят.
Плотность – позволяет сравнить два вещества, которые занимая одинаковый
объем, будут отличаться по массе.
Яйцо плавает в соленой воде, потому что плотность яйца ниже, чем
плотность соленой воды.
Кстати, вы можете испытать свойства плотности на себе, если вы будете
купаться в море, плавать в соленой морской воде легче, чем в бассейне, реке
или озере с пресной водой.
Опыт с яйцом записываем в блокнот.
Сигнал о возвращении.
-Что, понравилась вам наша научная экспедиция? Пора возвращаться
океанологи ,нас еще на суше ждут дела . Возвращаемся в батискаф.
Давайте скажем слова.
Мы в подводном мире были, нам пора домой.
1 -2 -3 – все замрём! В детский сад мы попадем.
-Что мы узнали? Дети берут листы с блокнота и рассказывают, что они
узнали.
Чтобы быстрее справиться с работой разделимся на группы каждая пара
рассказывает о своей страничке в блокноте. Последняя чистая ,как жалко ,что
сегодня не было Даши и Артема они не видели красоту подводного мира
,может мы сделаем выставку морских обитателей ,выбор . Вырезать
,расскрасить, из синельной проволоки ,нарисовать слепить.
Рефлексия
- Какое настроение у вас от проделанной работы? (радостное, гордое)
- Что позволило нам сделать столько открытий ?
-Зачем мы это делали?
-Важно ли то ,что вы сегодня записали в научный блокнот?
-Какое задание было для вас самым трудным?Почему?
-Какое задание больше всего понравилось?
-Вы расскажите родителям о нашем путешествии?