Автор: Хоменкова Ирина Евгеньевна
Должность: преподаватель дополнительно образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: город Чехов, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий занятия по программе "Художественное чтение"
Раздел: дополнительное образование
Сценарий занятия по художественному чтению. 7-8 лет
Тема занятия: «Работа над стихотворениями об осени».
Цель
занятия:
обучение
детей
умению
рисовать
словом
картины,
передавать в чтении подтекст и общаться со слушателями.
Компетенции
Образовательные:
- обучение детей передавать словом основную мысль и настроение
произведения.
Развивающие:
- освоение комплекса общих и индивидуальных упражнений для подготовки
речевого аппарата к звучанию непосредственно перед выступлением;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие эмоционально-образной сферы обучающихся;
- развитие творческого воображения и фантазии.
Воспитательные:
- воспитание любви к художественной литературе.
План занятия:
1.
Организация начала занятия.
2. Выполнение упражнений по технике речи. Произношение отдельных
предложений с разными намерениями.
3. Разбор и чтение отрывков из стихотворения И. Бунина «Листопад» (на
материале
отрывка
учащихся
учатся
умению
находить
и
передавать
элементы
подтекстового
содержания,
и
передавать
его
в
чтении
наизусть).
4. Рефлексия.
Ход занятия
1.
Организация начала занятия
2.
Упражнения по технике речи
Сначала выполняются упражнения по тренировке дыхания, а затем -
тренировке дикции. Произношение отдельных предложений с разными
намерениями (подтекстами).
3.
Разбор и чтение И. Бунин «Листопад»
На доске пишется предложение:
«Ну, уж и денек был!»
Учитель. Прочитайте это предложение с двумя разными намерениями: а)
Вы хотите сказать, что день был очень хороший: стояла теплая погода, весь
день светило солнце, вы отдыхали на берегу озера, купались, ловили рыбу. б)
Вы
хотите
сказать,
что
день
был
плохой;
все
время
шел
дождь,
было
слякотно, вы не выходили из палаток. «Скука!» Кое-как дождались автобуса и
к вечеру уехали домой. «Зря приезжали на озеро».
На доске пишется предложение «Уж наступила осень». Прочитайте это
предложение с двумя различными намерениями.
а) Вы радуетесь тому, что наступила осень (нет жары и зноя; в лесу
стало красиво: стоят золотые березы и багряные осины; вы пришли в
школу, встретились с товарищами, с которыми не виделись целое лето).
б) Вы не рады осени (улетели птицы, вода в речке стала холодная,
нельзя купаться, дни стоят пасмурные).
Можно
сделать
так,
чтобы
одни
ученики
произносили
предложения
в
первом
варианте,
другие
во
втором,
можно
и
так:
чтобы
некоторые
из
учеников произносили каждое предложение в двух вариантах.
Учитель. Сейчас у нас осень. Вы бываете в лесу. Скажите, какие картины
вам
больше
запомнились,
показались,
красивыми,
что
вы
особенного
заметили в лесу?
Ученики. Я видел, как гора пожелтела. Желтая, желтая вся.
- А я заметила: березы стоят золотые, а рядом сосенки зеленые.
- А мы у речки были, вода холодная, а у берега кусты желтые и
красные.
- А мне понравилось, как дорога была засыпана листьями.
Учитель. Да, ребята, осенью природа бывает очень красивой. Хорошо,
что вы это заметили. А теперь посмотрим, как описывает осень поэт.
Разбор и чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад». На
листе бумаги вывешен текст.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной...
Учитель.
Прочитайте
внимательно
стихотворение
про
себя,
постарайтесь увидеть в своем воображении картины осени, которые
нарисовал поэт (для чтения отводится 2-3 минуты). Мы знаем, что одно
и
то
же
предложение,
например
«Уж
наступила
осень»,
можно
прочитать с разными намерениями: в одном случае сказать, что осень
нам нравится, в другом - не нравится. А можем ли мы прочитать с
разными намерениями это стихотворение?
Ученики. Нет, не можем.
Учитель. Почему?
Ученики. А тут же написано, что лес красивый, что в лесу хорошо.
- Красиво кругом... поэтому нравится.
Учитель. Правильно. Мы можем только с одним намерением прочитать
стихотворение;
картина
нам
нравится.
Так
ее
нарисовал
поэт.
По-
другому мы читать не можем.
Теперь будем читать вслух. Но прежде я хочу познакомить вас с одним
правилом. Когда вы читаете текст про себя, то вы читаете его для себя.
Вы хотите понять, о чем говорится в произведении, хотите представить
картины,
которые
там
нарисованы,
людей,
о
которых
рассказывает
автор, и т. д. А, вот когда вы читаете вслух, в классе, то вы уже читаете
для
тех,
кто
вас
слушает.
Вы
рисуете
слушателям
картины,
изображенные автором, рисуете так, чтобы слушающие увидели их и
правильно оценили. Читая это стихотворение, надо постараться так
описать лес, чтобы, слушающие хорошо его себе представили, поняли,
что он очень красив и вам нравится.
Как это сделать? А сделать это можно так. Вот, например, когда вы с
ребятами гуляете по лесу и вдруг найдете красивый цветок, то не
только сами любуетесь им, но хотите, чтобы и другие полюбовались,
показываете его и говорите: «Посмотрите, какой красивый цветок!»
Или,
например,
когда
увидите
красивую
поляну,
то
обращаете
внимание и других на нее, вам хочется, чтобы и другие увидели, как
она хороша. Вы говорите: «Посмотрите, какая чудесная поляна, сколько
здесь цветов, как они хорошо пахнут».
Читая стихотворение, вы можете сделать то же самое: поделиться со
слушающими
своими
впечатлениями,
мыслями,
чувствами.
Вот,
например,
вы
читаете
строчку:
«Лес,
точно
терем
расписной»,
вы
представили лес, похожий на расписной терем, вам понравилось такое
сравнение,
и
у
вас,
конечно,
появилось
желание
поделиться
со
слушателями своим впечатлением, и тогда слова поэта вы произнесете,
обращаясь к слушателям с мыслью: «Посмотрите, как это красиво!».
Подумайте сами теперь, как надо произнести вторую строчку. Ученик.
Я
прочитаю
ее
так,
будто
показываю:
«Вот
лиловый
лес,
а
вот
-
золотой, а там - багряный».
Учитель. Правильно. Прочитай так, как ты сказал.
Ученик читает. Могут еще два-три человека прочитать.
Учитель
замечает:
надо
не
только
«показывать»,
но
при
этом
так
произносить слова, чтобы все поняли, что вам очень нравятся эти
краски, что вы любуетесь ими.
В стихотворении говорится, что «лес стоит над светлою поляной». Как
вы думаете, чтобы увидеть весь лес и поляну, над которой он стоит,
откуда его можно наблюдать: близко или далеко?
Ученик.
Надо
подальше
отойти,
тогда
можно
увидеть
весь
лес.
Учитель. Правильно. Вот так, представляя всю картину - и лес, и
поляну, прочитайте первые четыре строчки.
Читают два-три человека.
Учитель. Прочитайте про себя вторую и третью часть стихотворения и
скажите:
чтобы
увидеть
картину,
нарисованную
в
этих
частях
стихотворения, где надо быть: далеко от леса или в самом лесу?
Ученик. Надо в лесу быть. Здесь говорится: «Березы желтою резьбой
блестят в лазури голубой», это у них листья хорошо видны, а издалека
листья не увидишь.
Учитель. А что такое лазурь?
Ученик. Это цвет такой голубой, это - небо.
Второй ученик. «Просветы в небо» можно только в лесу увидеть. Это
когда стоишь и смотришь вверх, и небо видно между листьев.
Третий ученик. Здесь говорится: «Лес пахнет дубом и сосной». Это
когда в лес войдешь, тогда можно заметить, что он пахнет.
Учитель.
Вот
видите,
какая
красота
открылась,
когда
мы
подошли
ближе к лесу, вошли в него. Мы увидели, что и листья блестят желтою
резьбой
на
ярко-голубом
небе,
и
елочки,
как
вышки,
темнеют,
и
просветы
в
небо
видны,
как
оконца.
Прочитайте
эти
части
стихотворения, как бы обращаясь к слушателям с такой мыслью: «А
лес
еще
красивее,
если
подойти
к
нему
поближе,
войти
в
него.
Посмотрите, какие на березах листья, какие елочки стоят. Как хорошо
пахнет в лесу!»
Динамическая пауза
Звучит вальс (Дети выполняют движения под музыку)
Чтение стихотворения «Листопад» один-два человека.
На дом дается задание: выучить стихотворение наизусть и подготовить
его выразительное чтение.
4.
Итог занятия
Какие строки из произведения вам больше всего понравились?