Напоминание

Сценарий занятия по программе "Художественное чтение"


Автор: Хоменкова Ирина Евгеньевна
Должность: преподаватель дополнительно образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: город Чехов, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий занятия по программе "Художественное чтение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий занятия по художественному чтению. 7-8 лет

Тема занятия: «Работа над стихотворениями об осени».

Цель

занятия:

обучение

детей

умению

рисовать

словом

картины,

передавать в чтении подтекст и общаться со слушателями.

Компетенции

Образовательные:

- обучение детей передавать словом основную мысль и настроение

произведения.

Развивающие:

- освоение комплекса общих и индивидуальных упражнений для подготовки

речевого аппарата к звучанию непосредственно перед выступлением;

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие эмоционально-образной сферы обучающихся;

- развитие творческого воображения и фантазии.

Воспитательные:

- воспитание любви к художественной литературе.

План занятия:

1.

Организация начала занятия.

2. Выполнение упражнений по технике речи. Произношение отдельных

предложений с разными намерениями.

3. Разбор и чтение отрывков из стихотворения И. Бунина «Листопад» (на

материале

отрывка

учащихся

учатся

умению

находить

и

передавать

элементы

подтекстового

содержания,

и

передавать

его

в

чтении

наизусть).

4. Рефлексия.

Ход занятия

1.

Организация начала занятия

2.

Упражнения по технике речи

Сначала выполняются упражнения по тренировке дыхания, а затем -

тренировке дикции. Произношение отдельных предложений с разными

намерениями (подтекстами).

3.

Разбор и чтение И. Бунин «Листопад»

На доске пишется предложение:

«Ну, уж и денек был!»

Учитель. Прочитайте это предложение с двумя разными намерениями: а)

Вы хотите сказать, что день был очень хороший: стояла теплая погода, весь

день светило солнце, вы отдыхали на берегу озера, купались, ловили рыбу. б)

Вы

хотите

сказать,

что

день

был

плохой;

все

время

шел

дождь,

было

слякотно, вы не выходили из палаток. «Скука!» Кое-как дождались автобуса и

к вечеру уехали домой. «Зря приезжали на озеро».

На доске пишется предложение «Уж наступила осень». Прочитайте это

предложение с двумя различными намерениями.

а) Вы радуетесь тому, что наступила осень (нет жары и зноя; в лесу

стало красиво: стоят золотые березы и багряные осины; вы пришли в

школу, встретились с товарищами, с которыми не виделись целое лето).

б) Вы не рады осени (улетели птицы, вода в речке стала холодная,

нельзя купаться, дни стоят пасмурные).

Можно

сделать

так,

чтобы

одни

ученики

произносили

предложения

в

первом

варианте,

другие

во

втором,

можно

и

так:

чтобы

некоторые

из

учеников произносили каждое предложение в двух вариантах.

Учитель. Сейчас у нас осень. Вы бываете в лесу. Скажите, какие картины

вам

больше

запомнились,

показались,

красивыми,

что

вы

особенного

заметили в лесу?

Ученики. Я видел, как гора пожелтела. Желтая, желтая вся.

- А я заметила: березы стоят золотые, а рядом сосенки зеленые.

- А мы у речки были, вода холодная, а у берега кусты желтые и

красные.

- А мне понравилось, как дорога была засыпана листьями.

Учитель. Да, ребята, осенью природа бывает очень красивой. Хорошо,

что вы это заметили. А теперь посмотрим, как описывает осень поэт.

Разбор и чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад». На

листе бумаги вывешен текст.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной...

Учитель.

Прочитайте

внимательно

стихотворение

про

себя,

постарайтесь увидеть в своем воображении картины осени, которые

нарисовал поэт (для чтения отводится 2-3 минуты). Мы знаем, что одно

и

то

же

предложение,

например

«Уж

наступила

осень»,

можно

прочитать с разными намерениями: в одном случае сказать, что осень

нам нравится, в другом - не нравится. А можем ли мы прочитать с

разными намерениями это стихотворение?

Ученики. Нет, не можем.

Учитель. Почему?

Ученики. А тут же написано, что лес красивый, что в лесу хорошо.

- Красиво кругом... поэтому нравится.

Учитель. Правильно. Мы можем только с одним намерением прочитать

стихотворение;

картина

нам

нравится.

Так

ее

нарисовал

поэт.

По-

другому мы читать не можем.

Теперь будем читать вслух. Но прежде я хочу познакомить вас с одним

правилом. Когда вы читаете текст про себя, то вы читаете его для себя.

Вы хотите понять, о чем говорится в произведении, хотите представить

картины,

которые

там

нарисованы,

людей,

о

которых

рассказывает

автор, и т. д. А, вот когда вы читаете вслух, в классе, то вы уже читаете

для

тех,

кто

вас

слушает.

Вы

рисуете

слушателям

картины,

изображенные автором, рисуете так, чтобы слушающие увидели их и

правильно оценили. Читая это стихотворение, надо постараться так

описать лес, чтобы, слушающие хорошо его себе представили, поняли,

что он очень красив и вам нравится.

Как это сделать? А сделать это можно так. Вот, например, когда вы с

ребятами гуляете по лесу и вдруг найдете красивый цветок, то не

только сами любуетесь им, но хотите, чтобы и другие полюбовались,

показываете его и говорите: «Посмотрите, какой красивый цветок!»

Или,

например,

когда

увидите

красивую

поляну,

то

обращаете

внимание и других на нее, вам хочется, чтобы и другие увидели, как

она хороша. Вы говорите: «Посмотрите, какая чудесная поляна, сколько

здесь цветов, как они хорошо пахнут».

Читая стихотворение, вы можете сделать то же самое: поделиться со

слушающими

своими

впечатлениями,

мыслями,

чувствами.

Вот,

например,

вы

читаете

строчку:

«Лес,

точно

терем

расписной»,

вы

представили лес, похожий на расписной терем, вам понравилось такое

сравнение,

и

у

вас,

конечно,

появилось

желание

поделиться

со

слушателями своим впечатлением, и тогда слова поэта вы произнесете,

обращаясь к слушателям с мыслью: «Посмотрите, как это красиво!».

Подумайте сами теперь, как надо произнести вторую строчку. Ученик.

Я

прочитаю

ее

так,

будто

показываю:

«Вот

лиловый

лес,

а

вот

-

золотой, а там - багряный».

Учитель. Правильно. Прочитай так, как ты сказал.

Ученик читает. Могут еще два-три человека прочитать.

Учитель

замечает:

надо

не

только

«показывать»,

но

при

этом

так

произносить слова, чтобы все поняли, что вам очень нравятся эти

краски, что вы любуетесь ими.

В стихотворении говорится, что «лес стоит над светлою поляной». Как

вы думаете, чтобы увидеть весь лес и поляну, над которой он стоит,

откуда его можно наблюдать: близко или далеко?

Ученик.

Надо

подальше

отойти,

тогда

можно

увидеть

весь

лес.

Учитель. Правильно. Вот так, представляя всю картину - и лес, и

поляну, прочитайте первые четыре строчки.

Читают два-три человека.

Учитель. Прочитайте про себя вторую и третью часть стихотворения и

скажите:

чтобы

увидеть

картину,

нарисованную

в

этих

частях

стихотворения, где надо быть: далеко от леса или в самом лесу?

Ученик. Надо в лесу быть. Здесь говорится: «Березы желтою резьбой

блестят в лазури голубой», это у них листья хорошо видны, а издалека

листья не увидишь.

Учитель. А что такое лазурь?

Ученик. Это цвет такой голубой, это - небо.

Второй ученик. «Просветы в небо» можно только в лесу увидеть. Это

когда стоишь и смотришь вверх, и небо видно между листьев.

Третий ученик. Здесь говорится: «Лес пахнет дубом и сосной». Это

когда в лес войдешь, тогда можно заметить, что он пахнет.

Учитель.

Вот

видите,

какая

красота

открылась,

когда

мы

подошли

ближе к лесу, вошли в него. Мы увидели, что и листья блестят желтою

резьбой

на

ярко-голубом

небе,

и

елочки,

как

вышки,

темнеют,

и

просветы

в

небо

видны,

как

оконца.

Прочитайте

эти

части

стихотворения, как бы обращаясь к слушателям с такой мыслью: «А

лес

еще

красивее,

если

подойти

к

нему

поближе,

войти

в

него.

Посмотрите, какие на березах листья, какие елочки стоят. Как хорошо

пахнет в лесу!»

Динамическая пауза

Звучит вальс (Дети выполняют движения под музыку)

Чтение стихотворения «Листопад» один-два человека.

На дом дается задание: выучить стихотворение наизусть и подготовить

его выразительное чтение.

4.

Итог занятия

Какие строки из произведения вам больше всего понравились?



В раздел образования