Автор: Галина Викторовна Ященко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №13"
Населённый пункт: г.Новозыбков, Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД "Лаборатория чудес"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новозыбкова
Организованная образовательная деятельность по формированию
начальных представлений о здоровом образе жизни в старшей
группе
«Лаборатория чудес»
(о пользе молока и молочных продуктов)
Цель: Формирование представлений у детей о пользе молока и молочных
продуктов для организма человека.
Задачи:
помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов,
расширять знания о свойствах молока;
формировать исследовательские навыки с помощью поиска
информации через опыты;
развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности,
желание познавать новое;
воспитывать умение работать в коллективе, участвовать в совместной
опытно – экспериментальной деятельности.
Демонстрационный материал: мультфильмы «Молокозавод для детей»,
«Машинка», сюжетные картинки по теме «Откуда пришло молоко»,
презентация о пользе молока.
Раздаточный материал: пластиковые стаканчики, трубочки, ватные
палочки, молоко, вода, пищевой краситель, жидкое мыло, альбомного листа.
Ход НОД:
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно!
Дети: Здравствуй друг! Здравствуй друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
В этой группе все друзья! Я, ты, он, она!
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с
ними!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, можно с вами поиграть,
И загадки загадать?
Дети: Да!
Воспитатель: Есть загадки у меня
До того мудреные!
Кто загадки отгадает,
Попадет в ученые!
Цепочка загадок «Веселая кулинария».
Воспитатель: Главный фермер дядя Вова
Подоил с утра корову,
Ведь она траву легко
Превращает в … МОЛОКО.
Молоко на всей планете
Любят взрослые и дети.
Если не сварить с ним кашу,
Скиснет – будет … ПРОСТОКВАША.
С простоквашей все непросто,
Нужно пить ее для роста.
А не любишь – бабушка
Испечет … ОЛАДУШКИ.
У оладушек дружок,
Он похож на пирожок.
Творог в нем сидит как пленник,
И зовут его … ВАРЕНИК.
Всяк вареник вверх всплывает.
Каждый повар точно знает,
Что все это не игра –
Доставать его пора.
После этой ванны странной
Окунется он в … СМЕТАНУ.
Ах, сметана! Блюд царица!
Ей и суп, и борщ гордится.
И в сметану влюблены
Братья круглые … БЛИНЫ.
Блин не может укатиться,
В приключения пуститься.
Пачкать о тропинку бок
Станет только … КОЛОБОК.
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
Дети: Мы будем говорить о молоке.
Дети: Мы будем говорить о сметане.
Дети: Мы будем говорить о кефире.
Дети: Мы будем говорить о масле.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы будем говорить о молоке, его свойствах
и пользе, а так же о молочных продуктах.
Воспитатель: Проходите все, садитесь,
Очень рада видеть вас.
С интересной новой темой
Познакомлю вас сейчас.
Рассказ воспитателя о пользе молока с презентацией.
Молоко подарила нам сама Матушка-Природа. Природой устроено так, что
новорожденные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1).
Лишь только ребёнок подрастает, он начинает кушать разные молочные
продукты: творог, сливки, кефир, сметана, йогурт, сыр, масло. (Слайд 2) .
Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. У коровы молоко
– коровье, у козы – козье. На свете есть и другие животные, которые дают
молоко. (Слайд 3) .
Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный
напиток, который называется кумыс. (Слайд 3) .
Овечье молоко очень питательное. Из него изготавливают специальный сыр,
именуемый брынзой. (Слайд 4) .
Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень
ценят. (Слайд 5) .
А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего
молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из
оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 6) .
В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп,
каша с маслом, вареники, оладушки, сгущёнка с блинами, изготовленными на
молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с
удовольствием. (Слайд 7) .
Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не
будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке
есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 8) .
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты.
Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. Пейте дети молоко –
будете здоровы! (Слайд 9) .
Воспитатель: Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!
Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Какое молоко? » Я показываю
вам животное, а вы говорите какое у него молоко. Например: у коровы
молоко коровье.
Дидактическая игра «Какое молоко? ». (Слайд 10) .
Воспитатель: Какое молоко у козы?
Дети: У козы молоко козье.
Воспитатель: Какое молоко у овечки?
Дети: У овечки молоко овечье.
Воспитатель: Какое молоко у лошади?
Дети: У лошади молоко лошадиное.
Воспитатель: Какое молоко у верблюда?
Дети: У верблюда молоко верблюжье.
Воспитатель: Какое молоко у оленя?
Дети: У оленя молоко оленье.
Воспитатель: Вкусное, полезное, парное молоко
Откуда же, откуда же оно к нам пришло?
Воспитатель: А выяснить мы это сможем, посмотрев мультфильм.
Мультфильм «Молокозавод для детей», «Молоковоз».
Воспитатель: Теперь вы знаете, откуда к нам приходит молоко.
Воспитатель: Ксюши, Тани и Маринки
Приглашаю на разминку.
Веселее все вставайте
И за мною повторяйте.
Физкультминутка «Машина едет далеко… »
Машина едет далеко, далеко, далеко,
Везет машина молоко, молоко.
Крутятся колеса, машина едет,
Молоко к ребятам скоро приедет!
Ура! Молоко! Давайте пить молоко!
Я очень люблю молоко. Едем дальше!
Машина едет через лес, через лес, через лес,
Везет машина геркулес, геркулес.
Есть мы будем кашу, нашу кашу,
Мы накормим Машу, и Сашу, и Дашу!
М-м-м! Какая вкусная каша!
И очень полезная! Едем дальше!
Машина едет по горам, по горам, по горам
Везет лекарства докторам, докторам.
Будут все здоровы, здоровы, здоровы.
Радуются дети и даже коровы.
Му-у-у!
Воспитатель: Подошла к концу разминка
Постарались все сейчас.
А теперь сюрприз, ребята,
В лабораторию чудес
Приглашаю всех я вас!
В ней мы знания добудем,
С молоком дружны мы будем!
Опыты с молоком
Воспитатель: Ребята, в нашей лаборатории мы все узнаем о молоке и его
свойствах.
Опыт № 1 «Молоко имеет цвет».
Воспитатель: Перед вами два стана. В одном из них – вода, а в другом –
молоко. И сейчас мы с вами проверим имеет ли молоко цвет. Поместим в
стаканы трубочки.
Воспитатель: Видна ли трубочка в воде?
Дети: Трубочка видна в воде.
Воспитатель: Видна ли трубочка в молоке?
Дети: В молоке трубочка не видна.
Воспитатель: Дети, какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Вода прозрачная, а молоко не прозрачное, оно имеет цвет.
Воспитатель: Правильно, дети, вода прозрачная, а молоко не прозрачное,
оно имеет цвет.
Опыт №2 «Молоко имеет вкус».
Воспитатель: А теперь давайте проверим имеет ли молоко вкус.
Воспитатель: Давайте попробуем воду.
Воспитатель: Есть ли у воды вкус?
Дети: У воды нет вкуса.
Воспитатель: А теперь попробуем молоко.
Воспитатель: Есть ли вкус у молока?
Дети: У молока есть вкус.
Воспитатель: Какое оно на вкус?
Дети: Молоко сладкое.
Воспитатель: Дети, какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Вода – без вкуса, а у молока есть вкус.
Воспитатель: Молодцы, ребята, у воды нет вкуса, а у молока – есть.
Опыт №3 «Чернила из молока».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что молоко оставляет след на бумаге, но
этот след сразу увидеть нельзя. Сейчас каждый из вас нарисует тайное
послание своему другу, обмакнув в молоко ватную палочку, потом вы
обменяетесь рисунками, а дома поместите их под настольную лампу и когда
рисунок нагреется, вы сможете увидеть, что же нарисовал для вас ваш друг.
Воспитатель: Итак, возьмем ватные палочки и нарисуем рисунок.
Воспитатель: Ребята, заканчиваем рисовать и меняемся рисунками.
Воспитатель: Теперь, дети, вы знаете, что молоко оставляет след на бумаге.
Рефлексия
Воспитатель: Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Воспитатель: А какое настроение у вас осталось от сегодняшней встречи мы
узнаем с помощью молочного волшебства.
Опыт № 4 «Молочное волшебство».
Воспитатель: Перед вами стоят синие тарелочки с молоком. Добавим туда
сухих красок, а теперь ватной палочкой добавим несколько капель жидкого
мыла.
Воспитатель: Ребята, возьмите краски и добавьте в молоко.
Воспитатель: А теперь добавьте жидкое мыло.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Салют.
Дети: Радугу.
Дети: Краски движутся.
Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с
молоком и заставляет краски двигаться.
Воспитатель: А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И какие же слова
Говорим мы уходя?
Дети: До свидания!