Напоминание

РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА


Автор: Безденежных Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Тема: РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

ПЛАН:

1.Как появляется игра?

2.Психологическое значение игры

3.Психологические вопросы дошкольной игры

4.Игра как ведущая деятельность у дошкольника

5.Главный воспитатель дошкольника - игра

Заключение

Библиография

1.Как появляется игра?

Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясны -

ми и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, иг-

рает. Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе во-

прос, почему же возникает игра и как она развивается?

Детская игра - один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры

детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их за-

конах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших

далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было? Ответы на эти

вопросы важны и потому что понять природу детской игры - это значит понять

природу самого человека.

«Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате из-

менения места ребенка в системе общественных отношений». (Д.Б.Эльконин)

Как же возникла детская игра? Ответить на этот вопрос непросто. Оказа-

лось, что необходимо понять, что же такое человеческое детство? Когда появи-

лось детство и почему стало важнейшим этапом в жизни человека?

В

обществах,

стоящих

на

низших

уровнях

развития

производства

и

культуры, ребенок рано включался в производительный труд взрослых. Дети

жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как

особая общественная функция. Все члены общества осуществляли воспитание

детей. Основная задача воспитания - сделать детей участниками производитель-

ного общественного труда. А основное средство воспитания - непосредственное

включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда-то детства не

было, не было и игры.

Итак, детство существовало не всегда. О возникновении детства можно

говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включе-

ния детей в производительный труд взрослых.

Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки

ребенка к взрослой жизни.

Вместе с постепенным усложнением форм производства происходит но-

вое распределение трудовых обязанностей. Дети перестают принимать непо-

средственное участие в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Но

все больше разнообразных действий формируется у детей на уменьшенных ко-

пиях реальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают утрачи-

вать свою результативную производительную функцию. Игровые действия при-

обретают в группе детей соревновательный характер, возникают игры-соревно-

вания, игры с правилами. Дальнейшее развитие производства, усложнение ору-

дий

труда,

возникновение

новых

производственных

отношений

приводят

к

тому, что возможность включения детей в производительный труд осложняется,

возникает производство специальных предметов для детей. Причем теперь это

предметы не для формирования специальных профессиональных умений и на-

выков, а для развития некоторых общих зрительно-двигательных и других коор-

динаций. Возникают современные игрушки, и рождается сюжетно-ролевая игра.

Возникновение игры связано не с действием каких-либо внутренних, врожден-

ных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями

жизни ребенка в обществе.

2.Психологическое значение игры

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и

следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в

которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действи-

тельной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой

самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же

дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжает-

ся своими же созданиями».

Игровая деятельность - одно из самых удивительных и еще не понятных

до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех

стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустрани-

мую и естественную особенность человеческой природы. Мало того, игра при-

суща не только человеку - играет и животный детеныш. Следовательно, этот

факт должен иметь какой-то биологический смысл: игра для чего-то нужна,

имеет какое-то специально биологическое назначение, иначе она не могла бы

существовать, получить такое широкое распространение. В науке было предло-

жено несколько теорий игры, пытавших разгадать эту мысль. Одна из них сво-

дила игру к разряду накопившейся энергии в молодом существе, которая не на-

ходит себе выхода и употребления на естественные надобности. Эта теория ви-

дит в игре не случайную прихоть, забаву, но важную жизненную необходи-

мость.

Американский

философ

Герберт

Спенсер

считал,

что

игра

является

способом изживания накопившейся у ребенка энергии, которую некуда больше

девать, потому что от деятельности по удовлетворению своих потребностей он

освобожден взрослыми.

Другая теория, которая усматривает биологическую полезность игры в

том, что она - как бы естественная школа воспитания.

Бюллер считал, что к игре понуждает удовольствие, которое организм по-

лучает от своего функционирования. Гросс утверждал, что игра - это форма

подготовки к будущей деятельности. Дьюи доказывал, что игра представляет

2

собой

реализацию

ребенком

видов

поведения,

приобретенных

на

основе

инстинктов, подражания и научения.

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд полагал, что игра - это способ

символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных же-

ланий.

Советский психолог Л.С.Выготский считал, что игра вырастает из проти-

воречия между социальными потребностями и практическими возможностями

ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания. Некоторые пси-

хологи считали, что корень игры - просто инстинкт подражания, а другие виде-

ли в ней способ освоения ребенком реальности.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет

большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает

в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Период игр с прятаньем, убеганием и т.д., связан с выработкой умения переме-

щать себя в среде и ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать,

что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и со-

здаются в процессе детской игры. Такое же значение имеет элемент подража-

тельности в детских играх: ребенок активно воспроизводит и усваивает виден-

ное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначаль-

ные инстинкты, которые понадобятся ему в будущей деятельности.

Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая из них пред-

ставляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий раз но-

вых и новых решений.

При этом надо иметь в виду, что такая игра является величайшей школой

социального опыта.

В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством

усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное ее

условие умение координировать свое поведение с поведением других, стано-

виться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помо-

гать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех

играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт ребенка, и в

этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие вос-

питания социальных навыков и умений.

Последняя особенность игры - подчиняя все поведение известным услов-

ным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она яв-

ляется первой школой мысли для ребенка. Всякое мышление возникает как от-

вет на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения

элементов среды.

Итак, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-

координированная, подчиненная известным правилам система поведения или

затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущей

ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

3

3.Психологические вопросы дошкольной игры

Игра по праву заняла в практике дошкольных учреждений важное место.

Нет нужды доказывать, что она имеет большое значение для всего хода разви-

тия детей в дошкольном возрасте. Можно указать два ряда фактов, подтвержда-

ющих это положение.

Под руководством профессора А.Н.Леонтьева был проведен ряд экспери-

ментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о значении игры

для развития психических процессов.

З.М.Истомина подвергла специальному исследованию процессы возник-

новения произвольной памяти в дошкольном возрасте. Ее исследования показа-

ло, что в ходе игры создаются благоприятные условия для того, чтобы задача

нечто припомнить и запомнить впервые возникла перед ребенком младшего до-

школьного возраста как самостоятельная задача и, следовательно, возникли бы

предпосылки для развития процессов произвольного запоминания. З.В.Мануй-

ленко в специальном экспериментальном исследовании убедительно показала,

что сознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше, чем

в деятельности, осуществляемой по заданию.

Наконец, исследованиями А.В.Запоорожца и Я.З.Немерович, посвящен-

ными развитию движений, было показано, что игра имеет ближайшее отноше-

ние к формированию истории ребенка дошкольного возраста.

Второй ряд фактов относится к сравнительному исследованию игры у де-

тей, стоящих на различных уровнях интеллектуального развития.

Оба ряда фактов с убедительностью показывают, что игра имеет значение

не только для тех психических процессов, которые в нее непосредственно вклю-

чены, как например, воображение, мышление, но и для таких, которые в ней не-

посредственно могут не принимать участия или во всяком случае связаны с ней

косвенно, например память.

В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции,

но происходит изменение психики ребенка в целом.

Раскрытие психологической природы дошкольной детской игры заключа-

ется в том, чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психологи -

ческое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является

развитие отдельных психических процессов - мышления, воображения, воспри-

ятия, памяти, воли. Изменения этих отдельных процессов в игре ясно видны и

даже могут быть измерены, но за ними скрываются и их определяют более су-

щественные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности и

сознания ребенка.

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что

игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника. Этот

непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок сво-

бодно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовле-

каемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметов значитель-

ной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются

теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре.

4

Основной парадокс игры заключается в том, что, будучи деятельностью,

максимально свободной, находящейся во власти эмоций, она является источни-

ком развития произвольности и сознания ребенком своих действий и своего я.

Решая вопрос о так называемой ''свободе'' игры и попытке выяснить: не

содержит ли игра известных внутренних ограничений, подчиняясь которым ре-

бенок и научается подчинению внешним ограничениям-правилам поведения,

все игры были разбиты на четыре группы. К первой группе исследователи отне-

сли подражательно-процессуальные игры, в которых действия детей сводятся к

простому подражанию известным действиям по образу; ко второй группе - дра-

матические игры по определенному сюжету; к третий - игры с несложными пра-

вилами по сюжету; наконец, к четвертой - игры с правилами без сюжета и эле-

ментарные спортивные игры.

Тип игры

Возраст детей

3-4 года

5-6 лет

7 лет

Подраж. - процесс

20%

2%

-

Драматические

53%

11%

3%

По сюжету

20%

39%

29%

Без сюжета

7%

48%

68%

Эта таблица показывает, что игра в дошкольном возрасте развивается от

игр подражательно-процессуальных через драматические игры со скрытыми

правилами к играм с открытыми правилами без сюжета. Этот психолого-педаго-

гический принцип, по-видимому, и лежит в основе распределения игр по воз-

растам в дошкольном периоде развития ребенка.

Еще один существенный вопрос. Это вопрос о природе детских желаний

в игре. Почему ребенок играет в летчика, офицера, часового, доктора? Обычно

на этот вопрос мы отвечаем - у ребенка есть желание быть таким, как этот чело-

век, его возможности ограничены, взрослая жизнь ему еще недоступна, и он

вынужден реализовать эти свои желания в игре. Таким образом, игра является

как бы формой осуществления желаний ребенка, возникающих из столкновения

с детьми, из реальной жизни его в кругу определенных общественных отноше-

ний.

Поэтому в практике организации и стимулирования детских игр большое

значение принадлежит ознакомлению детей с общественными условиями, с ро-

лью различных профессий в жизни общества. Насыщая роль содержанием, мы

делаем ее более привлекательной, мы формируем желание ребенка. Эта возмож-

ность формировать детские желания, управлять ими делает игру мощным вос-

питательным средством путем внесения в нее тех сюжетов, которые обладают

наибольшим воспитательным значением.

5

4.Игра как ведущая деятельность у дошкольников

Игра - это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства.

Игра - это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогран-

ное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми

навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человече-

ского общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное

и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в

это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов

улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отноше-

ний, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испыты-

вает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участво-

вать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стре-

мится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра -

самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Ролевая

или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте.

Это - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обоб-

щенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и от-

ношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет

соответствующий образ - мамы, водителя, пирата и образцы его действий. Об-

разный план игры настолько важен, что без него игра просто не может суще-

ствовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоцио-

нально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

В конце раннего детства, игра с сюжетом ''вырастает'' из предметно-мани-

пуляционнной деятельности. Первоначально ребенок был поглощен предметом

и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную

деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действу-

ет как взрослый.

В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека,

благодаря чему взрослый и его действия становятся образцом не только объек-

тивно, но и субъективно.

Около трех лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его

совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же

время игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не

сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех

разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобрета-

ет тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе

неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы

легко использовать в качестве заместителей других.

На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сю-

жетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или

несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает

себя кем угодно чем угодно и соответственно действует. Но обязательным усло-

вием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ре-

6

бенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях вос-

производит то образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.

Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-

ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольно-

го возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следует отметить, что

возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоен-

ных - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-роле-

вой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети

играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже на-

деляется своей ролью.

В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы,

другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в

младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однооб-

разно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами.

Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала

ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаны главным об-

разом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых об-

ластей

жизни,

он

начинает

использовать

более

сложные

сюжеты

-

произ-

водственные, военные т.д. более разнообразными становятся и формы игры на

старые сюжеты, скажем в ''дочки-матери''. Кроме того, игра на один и тот же сю-

жет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребе-

нок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться

на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут.

Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов под-

ряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизво-

дятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитиру-

ют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они

поглощены процессом выполнения действий и подчас забывают о результате -

для чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются

друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время

игры. Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые

действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними от-

ношений. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекаю-

щим

из

роли,

причем

правильность

выполнения

этих

правил

ими

жестко

контролируется.

В развитии игры выделяются две основные стадии. Для первой стадии (3-

5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержа-

нием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) модели-

руются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся со-

циальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Как уже говорилось игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она

оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети

учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстниками опреде-

ленные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настояще-

7

му общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится

более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от

ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умствен-

ных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он

должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими

детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его

поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря

на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно рас-

пределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение

вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, стано-

вится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насы-

щенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и

произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением -

подчинение правилам - складывается именно в игре, а затем проявляется в дру-

гих видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведе-

ния, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не мораль-

ные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье пове-

дение копирует ребенок.

В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка.

Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ро-

лями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей

формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произ-

вольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцен-

тризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он

приобретает

возможность

смены

одной

позиции

на

другую,

координации

разных точек зрения.

В дошкольном возрасте основным средством сенсорного воспитания счи-

тается дидактическая игра. На нее почти полностью возлагается задача фор-

мирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, про-

странством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление

очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре

действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, зани-

мательное. В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же вре-

мя учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

8

5.Главный воспитатель дошкольника - игра

Как хочется малышу принять участие в жизни папы и мамы, в жизни

взрослых людей. Пусть не по-настоящему. Пусть «понарошку». А что если в это

… поиграть? Зачем долго, мучительно долго ждать, пока вырастешь, если уже

сейчас можно «сесть» за штурвал корабля, взять в руки скальпель хирурга, сле-

тать в космос? Благо, игрушек - хоть отбавляй! От пластикового молоточка до

ракеты, от куклы до игрушечного театра. Корабли, машины, самолеты, простые

и заводные, механические и электрические - да ведь это целый мир! Мир со-

зданных человеком орудий и предметов, пусть уменьшенных и упрощенных, но

зато таких доступных. Бери и пользуйся! Плыви по океанам!

И дошкольник начинает играть. Вернее, начинает он раньше. Первые, са-

мые простые игры возникают у ребенка на 2-ом году жизни. Тут новый шаг в

психическом развитии ребенка. Ведь он впервые осмысленно использует пред-

меты как игрушки. Наряду с речевыми символами в сознании малыша появ-

ляются символы предметные, возникает воображение как особая сфера психи-

ческого. В действительности малыш не просто играет: он косвенно обращает

свои игровые действия к взрослому, стремится получить одобрение и оценку.

Игра 3 - 5-летних сложнее. Простое воспроизведение действий с предме-

тами уже не устраивает ребенка: ему хочется принять участие в настоящей жиз-

ни. Появляются роли, игра становится коллективной.

Для детей 3 - 4х лет основным становится воспроизведение отношений

между людьми. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят,

что шофер не просто крутит руль, но вступает в определенные отношения с пас-

сажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним

определенным образом. И именно эти отношения и особенности общения меж-

ду взрослыми и становятся центральным моментом в играх дошкольника.

Разнообразны сюжеты детских игр. Тут и «дочки-матери», семья, быт, и

трудовые будни папы и мамы, и приключения.

Чем старше дошкольник, тем сложнее и романтичнее сюжеты игры, тем

дальше они от хорошо знакомых бытовых сцен. Все то новое, что прочитали

ему в книжке, что он увидел в кино, по телевизору, в цирке, - все знакомый хо-

чет вовлечь ребенок в игру, воспроизвести, принять в событиях личное, дей-

ственное участие. В этом причудливом сюжетном калейдоскопе быстро череду-

ются работа проводника и машиниста, таксиста и охотника, космонавта и сред-

невекового рыцаря.

И вот что интересно: хотя игра - модель реальной жизни, хотя она отража-

ет реальность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес, волшеб-

ных превращений. В игре бурно развивается воображение, ребенок мыслит и

творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

Малыша не очень заботит то, что вместо ракеты у него - пара стульев, а вместо

шлема - картонный цилиндр. Игровые предметы «добры» к ребенку; они «зна-

ют» и «чувствуют», что нужно маленькому фантазеру, и охотно «подыгрывают»

ему. Фантазия малыша оживляет все, даже неживые, предметы. Ребенок играет

не только роли людей, животных; скрипящая дверь, паровоз, ветер - все достой-

но перевоплощения, во все малыш может вдохнуть душу, психику, жизнь. Игро-

9

вые законы вовсе не препятствие тому, чтобы неодушевленный предмет ожил, а

плюшевый мишка заговорил человеческим голосом. Воображение ребенка не

только копирует, воспроизводит, но и создает, преображает, творит.

В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочитании

игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых и орудийных действий. В

игре проявляются психологические особенности детей как представителей того

или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации,

быстрее и легче входят в новые условия, устанавливают контакты.

Мальчики взрывные, создают больше шума. Выбранные игровые роли от-

ражают социальные стремления детей разного пола. В игре в своеобразной фор-

ме реализуется интерес к деятельности, связанной с мужскими и женскими со-

циальными ролями. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на со-

ревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на побе-

ду, на лидерство. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверст-

ников. Девочки любят сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых.

Дошкольный

возраст

справедливо

называют

возрастом

игры.

Возраст

игры ставит вопросы, и, это ни удивительно, ответы на многие из них заключе-

ны в самой игре.

Родителям надо запомнить, что если ребенок не научился играть, если его

не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, при-

влечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и в «серьезной» де-

ятельности. Игра - это особая, необходимая для нормального развития ребенка

школа. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ре-

бята многому учатся. Психологи называют игру ведущей деятельностью, под-

черкивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и

анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В

игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Как

это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно по-

лагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобрета-

ют способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за

своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регули-

руемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новооб-

разования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обу-

чении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно пе-

дагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степе-

ни он будет и в жизни. Игра способствует развитию подлинно творческого во-

ображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получе-

ние определенного результата.

Игра - это серьезно для самого ребенка, это сама жизнь, это детская непо-

средственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность.

Для ребенка игра не всегда милая забава, часто - это труд, преодоление себя.

Игра - это целый мир… И руководство детской игрой - серьезная проблема для

взрослых. Пожалуй, именно здесь от родителей требуется наибольшее внима-

ние, терпение, такт, умение наблюдать, постоянно и беспристрастно вгляды-

ваться в своего ребенка, и конечно же умение любить.

10

Родители сами могут прийти к выводу, что не следует жалеть времени на

игру. Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто созна-

нием глубокой ценности игровой деятельности - как орудия самовоспитания ре-

бенка.

Заключение

В связи с вышеизложенным можно сделать заключение о том, что игра -

это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и

усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных

способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики вос-

производят нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым

обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности,

интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,

проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире.

Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к

жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает ра-

дость в общении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом

деятельности у детей дошкольного возраста.

Ведущая деятельность - такая форма поведения ребенка, в связи с разви-

тием которой развивается психические качества, подготавливающие переход ре-

бенка к новой ступени его развития. В рамках ведущих типов деятельности воз-

никают новые виды занятий. Ребенок начинает учиться в игре. Только пройдя

школу ролевой игры, дошкольник может перейти к планомерному и целе-

направленному обучению.

Ведущая деятельность формирует и перестраивает отдельные психиче-

ские процессы. Только в игре возникает способность к активному воображе-

нию, формируется произвольное запоминание и многие другие психические ка-

чества.

Ведущая деятельность также определяет важнейшие перестройки и фор-

мирование новых качеств личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспиты-

вает. Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, ведет за

собой развитие.

Это позволяет сделать вывод - игровая деятельность имеет большое зна-

чение и играет огромную роль в психическом развитии дошкольника.

11

12



В раздел образования