Автор: Безденежных Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Тема: РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
ПЛАН:
1.Как появляется игра?
2.Психологическое значение игры
3.Психологические вопросы дошкольной игры
4.Игра как ведущая деятельность у дошкольника
5.Главный воспитатель дошкольника - игра
Заключение
Библиография
1.Как появляется игра?
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясны -
ми и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, иг-
рает. Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе во-
прос, почему же возникает игра и как она развивается?
Детская игра - один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры
детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их за-
конах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших
далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было? Ответы на эти
вопросы важны и потому что понять природу детской игры - это значит понять
природу самого человека.
«Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате из-
менения места ребенка в системе общественных отношений». (Д.Б.Эльконин)
Как же возникла детская игра? Ответить на этот вопрос непросто. Оказа-
лось, что необходимо понять, что же такое человеческое детство? Когда появи-
лось детство и почему стало важнейшим этапом в жизни человека?
В
обществах,
стоящих
на
низших
уровнях
развития
производства
и
культуры, ребенок рано включался в производительный труд взрослых. Дети
жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как
особая общественная функция. Все члены общества осуществляли воспитание
детей. Основная задача воспитания - сделать детей участниками производитель-
ного общественного труда. А основное средство воспитания - непосредственное
включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда-то детства не
было, не было и игры.
Итак, детство существовало не всегда. О возникновении детства можно
говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включе-
ния детей в производительный труд взрослых.
Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки
ребенка к взрослой жизни.
Вместе с постепенным усложнением форм производства происходит но-
вое распределение трудовых обязанностей. Дети перестают принимать непо-
средственное участие в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Но
все больше разнообразных действий формируется у детей на уменьшенных ко-
пиях реальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают утрачи-
вать свою результативную производительную функцию. Игровые действия при-
обретают в группе детей соревновательный характер, возникают игры-соревно-
вания, игры с правилами. Дальнейшее развитие производства, усложнение ору-
дий
труда,
возникновение
новых
производственных
отношений
приводят
к
тому, что возможность включения детей в производительный труд осложняется,
возникает производство специальных предметов для детей. Причем теперь это
предметы не для формирования специальных профессиональных умений и на-
выков, а для развития некоторых общих зрительно-двигательных и других коор-
динаций. Возникают современные игрушки, и рождается сюжетно-ролевая игра.
Возникновение игры связано не с действием каких-либо внутренних, врожден-
ных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями
жизни ребенка в обществе.
2.Психологическое значение игры
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и
следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в
которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действи-
тельной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой
самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же
дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжает-
ся своими же созданиями».
Игровая деятельность - одно из самых удивительных и еще не понятных
до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех
стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустрани-
мую и естественную особенность человеческой природы. Мало того, игра при-
суща не только человеку - играет и животный детеныш. Следовательно, этот
факт должен иметь какой-то биологический смысл: игра для чего-то нужна,
имеет какое-то специально биологическое назначение, иначе она не могла бы
существовать, получить такое широкое распространение. В науке было предло-
жено несколько теорий игры, пытавших разгадать эту мысль. Одна из них сво-
дила игру к разряду накопившейся энергии в молодом существе, которая не на-
ходит себе выхода и употребления на естественные надобности. Эта теория ви-
дит в игре не случайную прихоть, забаву, но важную жизненную необходи-
мость.
Американский
философ
Герберт
Спенсер
считал,
что
игра
является
способом изживания накопившейся у ребенка энергии, которую некуда больше
девать, потому что от деятельности по удовлетворению своих потребностей он
освобожден взрослыми.
Другая теория, которая усматривает биологическую полезность игры в
том, что она - как бы естественная школа воспитания.
Бюллер считал, что к игре понуждает удовольствие, которое организм по-
лучает от своего функционирования. Гросс утверждал, что игра - это форма
подготовки к будущей деятельности. Дьюи доказывал, что игра представляет
2
собой
реализацию
ребенком
видов
поведения,
приобретенных
на
основе
инстинктов, подражания и научения.
Австрийский психолог Зигмунд Фрейд полагал, что игра - это способ
символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных же-
ланий.
Советский психолог Л.С.Выготский считал, что игра вырастает из проти-
воречия между социальными потребностями и практическими возможностями
ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания. Некоторые пси-
хологи считали, что корень игры - просто инстинкт подражания, а другие виде-
ли в ней способ освоения ребенком реальности.
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет
большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает
в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.
Период игр с прятаньем, убеганием и т.д., связан с выработкой умения переме-
щать себя в среде и ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать,
что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и со-
здаются в процессе детской игры. Такое же значение имеет элемент подража-
тельности в детских играх: ребенок активно воспроизводит и усваивает виден-
ное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначаль-
ные инстинкты, которые понадобятся ему в будущей деятельности.
Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая из них пред-
ставляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий раз но-
вых и новых решений.
При этом надо иметь в виду, что такая игра является величайшей школой
социального опыта.
В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством
усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное ее
условие умение координировать свое поведение с поведением других, стано-
виться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помо-
гать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех
играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт ребенка, и в
этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие вос-
питания социальных навыков и умений.
Последняя особенность игры - подчиняя все поведение известным услов-
ным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она яв-
ляется первой школой мысли для ребенка. Всякое мышление возникает как от-
вет на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения
элементов среды.
Итак, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-
координированная, подчиненная известным правилам система поведения или
затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущей
ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.
3
3.Психологические вопросы дошкольной игры
Игра по праву заняла в практике дошкольных учреждений важное место.
Нет нужды доказывать, что она имеет большое значение для всего хода разви-
тия детей в дошкольном возрасте. Можно указать два ряда фактов, подтвержда-
ющих это положение.
Под руководством профессора А.Н.Леонтьева был проведен ряд экспери-
ментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о значении игры
для развития психических процессов.
З.М.Истомина подвергла специальному исследованию процессы возник-
новения произвольной памяти в дошкольном возрасте. Ее исследования показа-
ло, что в ходе игры создаются благоприятные условия для того, чтобы задача
нечто припомнить и запомнить впервые возникла перед ребенком младшего до-
школьного возраста как самостоятельная задача и, следовательно, возникли бы
предпосылки для развития процессов произвольного запоминания. З.В.Мануй-
ленко в специальном экспериментальном исследовании убедительно показала,
что сознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше, чем
в деятельности, осуществляемой по заданию.
Наконец, исследованиями А.В.Запоорожца и Я.З.Немерович, посвящен-
ными развитию движений, было показано, что игра имеет ближайшее отноше-
ние к формированию истории ребенка дошкольного возраста.
Второй ряд фактов относится к сравнительному исследованию игры у де-
тей, стоящих на различных уровнях интеллектуального развития.
Оба ряда фактов с убедительностью показывают, что игра имеет значение
не только для тех психических процессов, которые в нее непосредственно вклю-
чены, как например, воображение, мышление, но и для таких, которые в ней не-
посредственно могут не принимать участия или во всяком случае связаны с ней
косвенно, например память.
В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции,
но происходит изменение психики ребенка в целом.
Раскрытие психологической природы дошкольной детской игры заключа-
ется в том, чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психологи -
ческое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является
развитие отдельных психических процессов - мышления, воображения, воспри-
ятия, памяти, воли. Изменения этих отдельных процессов в игре ясно видны и
даже могут быть измерены, но за ними скрываются и их определяют более су-
щественные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности и
сознания ребенка.
Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что
игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника. Этот
непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок сво-
бодно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовле-
каемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметов значитель-
ной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются
теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре.
4
Основной парадокс игры заключается в том, что, будучи деятельностью,
максимально свободной, находящейся во власти эмоций, она является источни-
ком развития произвольности и сознания ребенком своих действий и своего я.
Решая вопрос о так называемой ''свободе'' игры и попытке выяснить: не
содержит ли игра известных внутренних ограничений, подчиняясь которым ре-
бенок и научается подчинению внешним ограничениям-правилам поведения,
все игры были разбиты на четыре группы. К первой группе исследователи отне-
сли подражательно-процессуальные игры, в которых действия детей сводятся к
простому подражанию известным действиям по образу; ко второй группе - дра-
матические игры по определенному сюжету; к третий - игры с несложными пра-
вилами по сюжету; наконец, к четвертой - игры с правилами без сюжета и эле-
ментарные спортивные игры.
Тип игры
Возраст детей
3-4 года
5-6 лет
7 лет
Подраж. - процесс
20%
2%
-
Драматические
53%
11%
3%
По сюжету
20%
39%
29%
Без сюжета
7%
48%
68%
Эта таблица показывает, что игра в дошкольном возрасте развивается от
игр подражательно-процессуальных через драматические игры со скрытыми
правилами к играм с открытыми правилами без сюжета. Этот психолого-педаго-
гический принцип, по-видимому, и лежит в основе распределения игр по воз-
растам в дошкольном периоде развития ребенка.
Еще один существенный вопрос. Это вопрос о природе детских желаний
в игре. Почему ребенок играет в летчика, офицера, часового, доктора? Обычно
на этот вопрос мы отвечаем - у ребенка есть желание быть таким, как этот чело-
век, его возможности ограничены, взрослая жизнь ему еще недоступна, и он
вынужден реализовать эти свои желания в игре. Таким образом, игра является
как бы формой осуществления желаний ребенка, возникающих из столкновения
с детьми, из реальной жизни его в кругу определенных общественных отноше-
ний.
Поэтому в практике организации и стимулирования детских игр большое
значение принадлежит ознакомлению детей с общественными условиями, с ро-
лью различных профессий в жизни общества. Насыщая роль содержанием, мы
делаем ее более привлекательной, мы формируем желание ребенка. Эта возмож-
ность формировать детские желания, управлять ими делает игру мощным вос-
питательным средством путем внесения в нее тех сюжетов, которые обладают
наибольшим воспитательным значением.
5
4.Игра как ведущая деятельность у дошкольников
Игра - это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства.
Игра - это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогран-
ное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми
навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человече-
ского общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное
и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в
это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов
улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отноше-
ний, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испыты-
вает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участво-
вать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стре-
мится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра -
самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Ролевая
или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте.
Это - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обоб-
щенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и от-
ношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет
соответствующий образ - мамы, водителя, пирата и образцы его действий. Об-
разный план игры настолько важен, что без него игра просто не может суще-
ствовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоцио-
нально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.
В конце раннего детства, игра с сюжетом ''вырастает'' из предметно-мани-
пуляционнной деятельности. Первоначально ребенок был поглощен предметом
и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную
деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действу-
ет как взрослый.
В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека,
благодаря чему взрослый и его действия становятся образцом не только объек-
тивно, но и субъективно.
Около трех лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его
совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же
время игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не
сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех
разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобрета-
ет тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе
неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы
легко использовать в качестве заместителей других.
На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сю-
жетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или
несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает
себя кем угодно чем угодно и соответственно действует. Но обязательным усло-
вием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ре-
6
бенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях вос-
производит то образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.
Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-
ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольно-
го возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следует отметить, что
возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоен-
ных - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-роле-
вой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети
играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже на-
деляется своей ролью.
В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы,
другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в
младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однооб-
разно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами.
Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала
ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаны главным об-
разом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых об-
ластей
жизни,
он
начинает
использовать
более
сложные
сюжеты
-
произ-
водственные, военные т.д. более разнообразными становятся и формы игры на
старые сюжеты, скажем в ''дочки-матери''. Кроме того, игра на один и тот же сю-
жет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребе-
нок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться
на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут.
Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов под-
ряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизво-
дятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитиру-
ют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они
поглощены процессом выполнения действий и подчас забывают о результате -
для чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются
друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время
игры. Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые
действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними от-
ношений. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекаю-
щим
из
роли,
причем
правильность
выполнения
этих
правил
ими
жестко
контролируется.
В развитии игры выделяются две основные стадии. Для первой стадии (3-
5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержа-
нием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) модели-
руются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся со-
циальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Как уже говорилось игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она
оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети
учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстниками опреде-
ленные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настояще-
7
му общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится
более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от
ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умствен-
ных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он
должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими
детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его
поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря
на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно рас-
пределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение
вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, стано-
вится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насы-
щенную для них деятельность.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и
произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением -
подчинение правилам - складывается именно в игре, а затем проявляется в дру-
гих видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведе-
ния, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не мораль-
ные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье пове-
дение копирует ребенок.
В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка.
Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ро-
лями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей
формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произ-
вольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцен-
тризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он
приобретает
возможность
смены
одной
позиции
на
другую,
координации
разных точек зрения.
В дошкольном возрасте основным средством сенсорного воспитания счи-
тается дидактическая игра. На нее почти полностью возлагается задача фор-
мирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, про-
странством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление
очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре
действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, зани-
мательное. В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же вре-
мя учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.
8
5.Главный воспитатель дошкольника - игра
Как хочется малышу принять участие в жизни папы и мамы, в жизни
взрослых людей. Пусть не по-настоящему. Пусть «понарошку». А что если в это
… поиграть? Зачем долго, мучительно долго ждать, пока вырастешь, если уже
сейчас можно «сесть» за штурвал корабля, взять в руки скальпель хирурга, сле-
тать в космос? Благо, игрушек - хоть отбавляй! От пластикового молоточка до
ракеты, от куклы до игрушечного театра. Корабли, машины, самолеты, простые
и заводные, механические и электрические - да ведь это целый мир! Мир со-
зданных человеком орудий и предметов, пусть уменьшенных и упрощенных, но
зато таких доступных. Бери и пользуйся! Плыви по океанам!
И дошкольник начинает играть. Вернее, начинает он раньше. Первые, са-
мые простые игры возникают у ребенка на 2-ом году жизни. Тут новый шаг в
психическом развитии ребенка. Ведь он впервые осмысленно использует пред-
меты как игрушки. Наряду с речевыми символами в сознании малыша появ-
ляются символы предметные, возникает воображение как особая сфера психи-
ческого. В действительности малыш не просто играет: он косвенно обращает
свои игровые действия к взрослому, стремится получить одобрение и оценку.
Игра 3 - 5-летних сложнее. Простое воспроизведение действий с предме-
тами уже не устраивает ребенка: ему хочется принять участие в настоящей жиз-
ни. Появляются роли, игра становится коллективной.
Для детей 3 - 4х лет основным становится воспроизведение отношений
между людьми. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят,
что шофер не просто крутит руль, но вступает в определенные отношения с пас-
сажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним
определенным образом. И именно эти отношения и особенности общения меж-
ду взрослыми и становятся центральным моментом в играх дошкольника.
Разнообразны сюжеты детских игр. Тут и «дочки-матери», семья, быт, и
трудовые будни папы и мамы, и приключения.
Чем старше дошкольник, тем сложнее и романтичнее сюжеты игры, тем
дальше они от хорошо знакомых бытовых сцен. Все то новое, что прочитали
ему в книжке, что он увидел в кино, по телевизору, в цирке, - все знакомый хо-
чет вовлечь ребенок в игру, воспроизвести, принять в событиях личное, дей-
ственное участие. В этом причудливом сюжетном калейдоскопе быстро череду-
ются работа проводника и машиниста, таксиста и охотника, космонавта и сред-
невекового рыцаря.
И вот что интересно: хотя игра - модель реальной жизни, хотя она отража-
ет реальность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес, волшеб-
ных превращений. В игре бурно развивается воображение, ребенок мыслит и
творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.
Малыша не очень заботит то, что вместо ракеты у него - пара стульев, а вместо
шлема - картонный цилиндр. Игровые предметы «добры» к ребенку; они «зна-
ют» и «чувствуют», что нужно маленькому фантазеру, и охотно «подыгрывают»
ему. Фантазия малыша оживляет все, даже неживые, предметы. Ребенок играет
не только роли людей, животных; скрипящая дверь, паровоз, ветер - все достой-
но перевоплощения, во все малыш может вдохнуть душу, психику, жизнь. Игро-
9
вые законы вовсе не препятствие тому, чтобы неодушевленный предмет ожил, а
плюшевый мишка заговорил человеческим голосом. Воображение ребенка не
только копирует, воспроизводит, но и создает, преображает, творит.
В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочитании
игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых и орудийных действий. В
игре проявляются психологические особенности детей как представителей того
или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации,
быстрее и легче входят в новые условия, устанавливают контакты.
Мальчики взрывные, создают больше шума. Выбранные игровые роли от-
ражают социальные стремления детей разного пола. В игре в своеобразной фор-
ме реализуется интерес к деятельности, связанной с мужскими и женскими со-
циальными ролями. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на со-
ревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на побе-
ду, на лидерство. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверст-
ников. Девочки любят сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых.
Дошкольный
возраст
справедливо
называют
возрастом
игры.
Возраст
игры ставит вопросы, и, это ни удивительно, ответы на многие из них заключе-
ны в самой игре.
Родителям надо запомнить, что если ребенок не научился играть, если его
не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, при-
влечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и в «серьезной» де-
ятельности. Игра - это особая, необходимая для нормального развития ребенка
школа. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ре-
бята многому учатся. Психологи называют игру ведущей деятельностью, под-
черкивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и
анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В
игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Как
это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно по-
лагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобрета-
ют способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за
своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регули-
руемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новооб-
разования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обу-
чении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно пе-
дагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степе-
ни он будет и в жизни. Игра способствует развитию подлинно творческого во-
ображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получе-
ние определенного результата.
Игра - это серьезно для самого ребенка, это сама жизнь, это детская непо-
средственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность.
Для ребенка игра не всегда милая забава, часто - это труд, преодоление себя.
Игра - это целый мир… И руководство детской игрой - серьезная проблема для
взрослых. Пожалуй, именно здесь от родителей требуется наибольшее внима-
ние, терпение, такт, умение наблюдать, постоянно и беспристрастно вгляды-
ваться в своего ребенка, и конечно же умение любить.
10
Родители сами могут прийти к выводу, что не следует жалеть времени на
игру. Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто созна-
нием глубокой ценности игровой деятельности - как орудия самовоспитания ре-
бенка.
Заключение
В связи с вышеизложенным можно сделать заключение о том, что игра -
это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и
усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных
способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики вос-
производят нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым
обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности,
интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,
проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире.
Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к
жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает ра-
дость в общении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом
деятельности у детей дошкольного возраста.
Ведущая деятельность - такая форма поведения ребенка, в связи с разви-
тием которой развивается психические качества, подготавливающие переход ре-
бенка к новой ступени его развития. В рамках ведущих типов деятельности воз-
никают новые виды занятий. Ребенок начинает учиться в игре. Только пройдя
школу ролевой игры, дошкольник может перейти к планомерному и целе-
направленному обучению.
Ведущая деятельность формирует и перестраивает отдельные психиче-
ские процессы. Только в игре возникает способность к активному воображе-
нию, формируется произвольное запоминание и многие другие психические ка-
чества.
Ведущая деятельность также определяет важнейшие перестройки и фор-
мирование новых качеств личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспиты-
вает. Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, ведет за
собой развитие.
Это позволяет сделать вывод - игровая деятельность имеет большое зна-
чение и играет огромную роль в психическом развитии дошкольника.
11
12