Напоминание

Универсальные учебные действия как способ развития двигательных умений детей среднего школьного возраста


Автор: Олесов Родион Петрович
Должность: Учитель Физической культуры и ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ Салбанская средняя общеобразовательная школа им.Е.М.Ларионова
Населённый пункт: Намский Улус, Село Хонгор-бие
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Универсальные учебные действия как способ развития двигательных умений детей среднего школьного возраста
Раздел: полное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧУРАПЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Студент 5 курса заочного отделения

Олесов Родион Петрович

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ

УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Выпускная квалификационная работа

по направлению 49.03.01 «Физическая культура»

Чурапча 2019

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧУРАПЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ

УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Кафедра теория и методика физической культуры

Выпускная квалификационная работа

по направлению 49.03.01 «Физическая культура»

Работа допущена к ГАК:

зав. кафедрой теория и методика

физической культуры

Сивцев Н.Н.__________________

«__»_____________ 2019г.

Выпускная квалификационная работа

студента 5 курса ЗФО ЧГИФКиС

Олесова Родиона Петровича

(подпись)

Научный руководитель:

Сивцев Н.Н зав. кафедрой теории и методики

физической культуры___________________

Рецензент: Иванов И.И. зам. министра по

делам молодежи и спорту РС (Я)

(подпись)

Работа защищена в ГАК «__» ______________ 2019 г.

с оценкой «_____________________»

Председатель ГАК, к.п.н.,

профессор А.А. Черняев __________________________

(подпись)

Члены комиссии: ______________________________

______________________________

______________________________

Чурапча 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................... 4

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ..................................................................................................................................... 7

1.1. Сущность процесса развития двигательных умений детей среднего школьного

возраста .......................................................................................................................................... 7

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ .............................. 26

2.1. Задачи исследования ............................................................................................... 26

2.2. ................................................................................................................................... 26

2.3. Организация исследования ...................................................................................... 27

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ................................................ 33

3.1 Развитие двигательных способностей школьников 13-14 лет средствами игры в

волейбол ....................................................................................................................................... 33

3.2

Изучение показателей двигательной подготовки юношей 13-14 лет в ходе

педагогического эксперимента ................................................................................................... 36

3.3

Результаты выполнения технических приемов юных волейболистов по

итогам педагогического эксперимента ...................................................................................... 42

БИБЛИОГРАФИЯ ....................................................................................................................... 51

Приложение А ............................................................................................................................. 56

Приложение Б .............................................................................................................................. 59

4

ВВЕДЕНИЕ

Человек познает новое о себе и об окружающем мире, расширяется и

совершенствуется круг его знаний, умений и навыков, и это познание осуществляется

через движения, посредством движений и в движениях [14,с.45].

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в

сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь

двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель обучения. В

физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса

нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в

форме физических упражнений [35,с.15].

Средний школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения

разнообразным двигательным умениям и навыкам, т. к. именно в эти годы дети

отличаются высокой пластичностью, большой возбудимостью нервной системы, лёгким

образованием двигательных условных рефлексов [6,с.33].

При развитии двигательных способностей в школьные годы необходимо учитывать

сенситивные периоды, т.е. наиболее благоприятное время для их развития, которое

приходится на тот или иной возраст. Обучению двигательным действиям посвящено

работы М.М. Боген, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.

Следует отметить, что важное значение в использовании технологиии деятельностного

подхода для развития двигательных способностей школьников, имеют труды таких

педагогов, как Я.А. Коменского, Л.С. Выгодского, Ж. Пиаже, А.Н.Леонтьева, П.Ф.

Лесгафта, Л.П. Матвеева, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.

Система образования, как и любая открытая система, постоянно находится в режиме

изменения, совершенствования. Перемены, происходящие в современном обществе,

требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения

целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные

потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится

обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

С позиций деятельностного подхода основой образовательного процесса в школе является

деятельность. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания

личности. На основе учебной деятельности формируется основополагающая духовно

нравственная установка «стать лучше». При этом, необходимо сделать акцент, что понятие

деятельностный подход, трактуется учеными, как «научить учиться» и указывает на то,

что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь [36,

с.46].

Актуальность исследования - выбранной темы обусловлено тем, что в

общеобразовательных учреждениях предмет «Физическая культура» является

единственным учебным предметом, который в процессе его освоения даёт

оздоровительный эффект, восстанавливает и повышает умственную и физическую

работоспособность учащихся. Основной формой занятий физическими упражнениями в

школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими

педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического

воспитания.

Объектом исследования – универсальные учебные действия при обучении

двигательным действиям детей среднего школьного возраста.

Предмет исследования – организационно-методические условия, обеспечивающие

реализацию универсальные учебные действия как способ развития двигательных умений

детей среднего школьного возраста.

Цель исследования - научно-методическое обоснование универсальные учебные

действия как способ развития двигательных умений детей среднего школьного возраста на

уроке физической культуры.

5

Гипотеза исследования - реализация универсальных учебных действий при обучении

школьников среднего школьного возраста к двигательным действиям в процессе

физического воспитания будет эффективна, если:

1. Определены педагогические условия реализации учебного предмета в соответствии с

закономерностями, принципами и требованиями процесса физического воспитания.

2. Сформирована мотивация учащихся к урокам физической культуры и самостоятельным

занятиям.

3. Двигательная деятельность школьника направлена на укрепление здоровья,

разностороннее физическое развитие, достижение индивидуально максимального уровня

физической подготовленности.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые разрешение проблемы

повышения качества обучения двигательным навыкам обеспечено на основе

универсальных учебных действий посредством повышения мотивации к обучению и

совершенствования организации уроков физической культуры в общеобразовательной

школе.

Практическая значимость состоит в том, что выработаны практичекие рекомендации с

использованием полученных в ходе исследования результатов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Экспериментальная база исследования определялась программой экспериментальной

работы, которая проводилась в МБОУ Салбанская средней общеобразовательной школе

им Е.М Ларионова , МО Намский улус.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования подтверждаются актом

внедрения от МБОУ Салбанская средняя общеобразовательная школа им.Е.М Ларионова

МО Намский улус РС(Я).

6



В раздел образования