Напоминание

"Я познаю мир.Пытливый следопыт".


Автор: Туева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с.Сидорово Кемеровская область
Наименование материала: программа дополнительного образования по экспериментированию
Тема: "Я познаю мир.Пытливый следопыт".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Сидоровский детский сад»

Утверждено

Заведующей МБДОУ

«Сидоровский детский сад»

Рабочая программа

«Я познаю мир. Пытливый следопыт»

для детей дошкольного возраста (от 3 – 4 лет)

Автор

:

Туева Н.А.

«ПУСТАЯ ГОЛОВА НЕ

РАССУЖДАЕТ,ЧЕМ

БОЛЬШЕ ОПЫТА, ТЕМ

БОЛЬШЕ СПОСОБНА

ОНА РАССУЖДАТЬ»

П.П.БЛОНСКИЙ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными

особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском

саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и

обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.

Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская

экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только

тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение

детского экспериментирования.

В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого

ребенка. Он выступает как её полноценный субъект. В этом случае ребенок удовлетворяет

свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир.

Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на

новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой

исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая

деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и

полноценнее он развивается.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения

дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о

различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как

Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие

другие.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как

форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является

эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая

активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное

влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие

творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское

экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется

высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая

новые знания о предметах и явлениях.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса,

наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи:

1 . Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов. 3.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении

экспериментов.

4. Развивать и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект

5. Обогащать словарь и развивать речь детей младшего дошкольного возраста.

6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить

дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.

7. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным

направлениям:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).

О человеке.

О предметном мире.

Основными условиями

реализации детского экспериментирования являются:

- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и

т.д.);

- использование разных видов деятельности;

- четкое определение содержания экологического воспитания;

- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные

пособия и т.д.);

- экологическая грамотность самих взрослых.

Приёмы реализации рабочей программы:

Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:

- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- решение проблемных ситуаций;

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с

привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.

Оборудование детской лаборатории:

Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой

природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья

деревьев, мох, семена;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги, ткани;

медицинские материалы: ватные диски, пипетки;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные

стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Организационно-методическое обеспечение:

Срок реализации программы – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения

экспериментальной деятельностью детей.

Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Возраст детей 3-4 года.

Режим занятий: 1 раз в неделю;

продолжительность – 15минут.

Форма проведения занятий - занимательные игры-занятия с элементами

экспериментирования

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей

будет проводиться в 2 раза в год: сентябрь и май

Предполагаемые результаты:

В группе используются детьми как в образовательной деятельности, так и в

самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я - исследователь»;

Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской лаборатории;

Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;

Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе

экспериментальной деятельности.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и

способами их использования;

- навыки исследовательской деятельности;

- необходимые знания об объектах и их свойствах.

Заключение.

Применяя в работе опыты, эксперименты, у детей обогащаются и активизируются

знания, формируются экологические понятия, обогащается чувственный опыт.

В ходе работы возникли трудности, связанные с проблемами развития – задержка

речевого развития, низкая познавательная деятельность и другие. Для решения этих

проблем и эффективности работы создала в группе следующие условия:

- обновление предметно-окружающей среды;

- познавательный мотив;

- прогулки со сбором природного материала;

- комплексные занятия;

- индивидуальная работа;

- опытническая деятельность;

- наблюдения.

Благодаря совместной деятельности у детей активизировалась речь, появился

неподдельный интерес к окружающему миру, интерес сделать что-либо самостоятельно

или в паре с кем-то. Планирование совместной деятельности корректируется и

обновляется с учетом здоровья и развития детей. В повседневной жизни закрепляются

знания об объектах и явлениях неживой природы, переносится опыт в свободную

деятельность.

Если мы научим ребёнка смотреть и видеть, знать и любить, беречь природу, то через

какое-то время подрастёт поколение, достойное нового века!

Перспективный план

экспериментальной деятельности

в младшей группе.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Узнаем, какая вода»

Выявить свойства воды (прозрачная, без

запаха, текучая, в ней растворяются

вещества); развивать любознательность,

мышление.

1

2 неделя

«Свойства песка»

Познакомить со свойствами песка (состоит из

песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется,

пропускает воду, на песке остаются следы,

слипается, мокрый темнее сухого).

1

3 неделя

«Поиграем с ветерком»

Обнаружить движение воздуха в

природе; способствовать развитию речи,

мышления; воспитание любознательности,

наблюдательности.

1

4 неделя

«Мыльные пузыри»

Активизировать и систематизировать

имеющиеся у детей знания о свойствах мыла

и воды: мыло в воде растворяется, при

взбалтывании мыльной воды образуются

пузыри; при размыливании мыла вода

мутнеет и приобретает мыльный аромат; если

в воду добавить краситель, то она окрасится.

1

Итого за месяц

4

НОЯБРЬ

1 неделя

«Волшебные дощечки»

Ознакомление с некоторыми свойствами

дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не

тонет).

1

2 неделя

«Легкий - тяжелый»

Показать, что предметы бывают легкие и

тяжелые, научить определять вес предметов и

группировать предметы по весу.

1

3 неделя

«Найди по звуку»

Определять и различать издаваемые шумовые

звуки

1

4 неделя

«Глина: ее свойства и

качества»

Познакомить детей с глиной, выявить ее

свойства.

1

Итого за месяц

4

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Горячо - холодно»

Научить определять температурные качества

веществ и предметов; развитие

познавательной активности детей в процессе

экспериментирования; воспитывать

аккуратность.

1

2 неделя

«Волшебница водичка»

Дать представление о том, что некоторые

вещества, растворяясь, могут передавать воде

свой вкус.

1

3 неделя

«Окрашивание воды»

Выявить свойство воды и красок (вода

прозрачная, но может менять свою окраску,

1

когда в ней растворяются окрашенные

вещества), способность красок растворятся в

воде и изменять её цвет.

4 неделя

«Игры с соломинкой»

Дать представление о том, что люди дышат

воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно

почувствовать и увидеть.

1

Итого за месяц

4

ЯНВАРЬ

2 неделя

«Снег, какой он»

Познакомить со свойствами снега во время

снегопада (белый, пушистый, холодный,

липкий, тает в тепле).

1

3 неделя

«Как из снега получить

воду»

Формировать простейшие представления о

свойствах снега (тает в тепле).

1

4 неделя

«Как воду превратить в лед» Познакомить со свойствами воды

(превращается в лед при низких

температурах).

1

5 неделя

«Да здравствует мыло

душистое!»

Познакомить со свойствами и назначением

мыла

1

Итого за месяц

4

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Изготовление цветных

льдинок»

Познакомить с тем, что вода замерзает на

холоде, что в ней растворяется краска.

1

2 неделя

«Свойства льда»

Познакомить со свойствами льда (лед-это

твердая вода, в тепле лед тает), учить

устанавливать простейшие закономерности

1

3 неделя

«Ветер по морю гуляет»

Познакомить детей с таким природным

явлением, как ветер, научить различать его

силу.

1

4 неделя

«Плавает - тонет»

Выяснить, как плавучесть предметов зависит

от материала, из которого они изготовлены,

формы, размера.

1

Итого за месяц

4

МАРТ

1 неделя

«Бумага: ее качества и

свойства»

Научить узнавать предметы, сделанные из

бумаги, определять ее качества (цвет,

гладкость, толщину, впитывающую

способность) и свойства.

1

2 неделя

«Посадка лука»

Уточнить представления о луковице, показать

необходимость наличия света и воды для

роста и развития растений.

1

3 неделя

«Свойства магнита»

Выяснить, все ли металлы притягивает

магнит.

1

4 неделя

«Древесина, ее качества и

свойства»

Познакомить детей со свойствами дерева

Учить узнавать предметы, сделанные из

дерева; формировать умение определять его

качества; уточнить представление детей о

1

том, что можно делать из дерева.

Итого за месяц

4

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Здравствуй, солнечный

зайчик»

Дать представление о том, что “солнечный

зайчик” – это луч солнечного света,

отраженного от зеркальной поверхности.

1

2 неделя

«Веточка березы»

Наблюдать за появлением листочков на

веточках березы, поставленных в воду.

1

3 неделя

«Что в пакете»

Знакомство со свойствами воздуха.

1

4 неделя

«Живое - не живое»

Формирование представлений о понятии

«живое» и «неживое», сравнение живого и

неживого по характерным признакам.

1

Итого за месяц

4

МАЙ

1 неделя

«Что лучше бумага или

ткань»

Знакомство с бумагой и тканью, с их

свойствами и качествами.

1

2 неделя

«Камушки – какие они?»

Знакомство детей со свойствами камней:

твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут

в воде, могут вдавливаться в мокрый песок.

1

3 неделя

«Пластмасса»

Продолжать знакомить детей со свойствами

материалов: помочь детям в процессе опытов

выявить основные свойства пластмассы;

учить узнавать предметы, сделанные из

пластмассы; уточнить представление детей о

том, что можно делать из пластмассы.

1

4 неделя

«Где живет эхо»

Помочь понять, как возникает эхо

1

5 неделя

Развлечение «Маленькие

волшебники» (открытое

занятие для родителей)

Развитие интереса к познавательно-

исследовательской деятельности.

1

Итого за месяц

5

Итого за учебный год

Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской

деятельности дошкольников дома». Цель: выявить степень участия родителей в

экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Оформление наглядной информации в родительском уголке:

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности

дошкольников».

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к

познавательному экспериментированию».

Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

Оформление папки «Мои открытия»

Изготовление картотеки игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку»

Диагностическое обследование «Формирование естественно-

научных понятий у дошкольников». 2 младшая группа.

Фамилия, имя ребёнка

.

Основные показатели

Факты:

1.различать и называть основные

признаки воды, песка, льда,

снега, камешков

2.убедиться на практике, что вода

замерзает; снег и лёд в тепле

тают.

3.опытным путем убедиться, что

одни предметы тонут, другие

плавают

н

с

н

с

н

с

н

с

к

к

к

н

к

к

к

к

н

с

к

н

н

с

н

с

н

с

н

с

к

н

к

н

к

н

к

к

н

с

к

н

н

с

н

с

н

с

н

с

к

н

к

н

к

н

к

н

н

с

к

н

Обобщённые понятия:

1.отличать живое от неживого

2.определять и называть

состояние погоды

3.знать элементарные признаки

сезонов года

4.устанавливать простейшие

связи между явлениями природы:

светит солнце – тепло, дует ветер

– холоднее

н

с

н

с

н

с

н

с

к

к

к

н

к

н

к

к

н

с

к

к

к

с

к

с

к

с

н

с

к

к

к

к

к

к

к

к

н

с

к

к

к

с

к

с

к

с

н

с

к

к

к

к

к

к

к

к

н

с

к

к

к

с

к

с

к

с

н

с

к

к

к

к

к

к

к

к

н

с

к

к

Трудовая деятельность:

1.использовать свойства песка,

камешков, снега, воды, льда для

строительных игр

2.начать собирать мусор и

опавшие листья на участке

3.расчищать дорожки от снега

н

с

н

с

н

с

с

с

к

н

н

н

к

н

к

к

с

с

к

н

н

с

н

с

н

с

с

с

к

н

н

с

н

с

н

с

с

с

н

с

н

с

н

с

н

с

с

с

к

н

к

н

н

с

н

с

с

с

н

с

Охрана природы:

1.иметь желание поддерживать

чистоту на участке

с

с

с

с

с

с

с

с

к

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

Методическая литература

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты

и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры –

занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015

3. В. А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-

методическое пособие» -Издательство: "Центр педагогического образования" , 2013.

4. Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту

«Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л.А. Маслова

Приложение.

«Поиграем с ветерком»

Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с

воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, надувание

шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром.

Подготовка:

Подбор методической научно-популярной и художественной литературы,

иллюстративного материала по данной теме: пособие М. Султановой «Простые опыты с

воздухом»; книга Бориса Владимировича, Милна Алана Александера "Винни-Пух и

Пятачок" с иллюстрациями; загадки о воздухе. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты

для игровой и изобразительно - продуктивной деятельности. Воздушные шары, для

каждого ребёнка: бумажные веера, полиэтиленовые пакеты.

Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный, движется.

Ход ООД:

Воспитатель: Сюрпризный момент. Ситуативная беседа Ребята, я загадаю загадку, и вы

узнаете, кто сегодня придет к нам в гости. Хвост крючком, а нос - пяточком. Кто он?

Дети Поросенок Пятачок.

Воспитатель: А вот и он. Давайте поздороваемся с Пятачком. (дети здороваются)

Пятачок (грустным голосом): Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Что с тобой Пятачок, почему ты такой грустный?

Пятачок

Я нёс ребятам воздушный шарик, вот он. Вчера еще был упругий, хорошо летал. А

сегодня с ним что-то случилось! Он стал мягкий и повис. Как же мы будем с ним играть?

Воспитатель: Ребята, а ведь Пятачок прав, с шариком что-то не так. Как Вы думаете,

ребята, почему шарик стал маленьким и мягким?

Дети предлагают разные версии: шарик плохо надут, сдулся… Вывод: шарик сдулся.

Воспитатель: Давайте разбираться. Пятачок, откуда у тебя шары?

Пятачок Я купил их в игрушечном магазине, они были вот такие. Обследование шаров:

по цвету, по размеру, по объему, по тягучести.

Воспитатель Ребята, чем надувал шары Пятачок?

Ответы детей: ртом, воздухом.

Воспитатель Значит, у Пятачка есть воздух? Как воздух попадает в шарик?

Ответы детей: Его выдыхают изо рта. А как? Покажите. (показ выдоха воспитателем с

детьми)

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его сначала вдохнуть. Давайте мы

вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот.

Практическое упражнение: «Вдох - выдох»

Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Пятачок дай мне шарик, я его надую. (Надуть

шар).

Ребята, что появилось внутри шарика, когда я его надула? (Воздух).

Когда я надувала шарик, как воздух давил на его стенки: только вверх, (только

вниз) или во все стороны.

Я надула шарик, и стал он воздушным, потому что во всем шарике: и вверху и внизу

появился воздух.

Воспитатель: Пятачок повеселел. Давайте научим Пятачка играть в игру. «Веселые и

грустные щечки» Покажем ему, какой становится шарик, когда его надувают (надуть

щёчки, бровки приподнять). А теперь покажем какой он становится, когда

сдувается (щёчки втянуть).

Пятачок Шарик надулся, стал большой, а где же прячется воздух? Я его внутри шара

не вижу.

Воспитатель Если мы не видим воздух, значит он какой?

Дети Ответы детей: прозрачный, невидимый….

Воспитатель Воздух – волшебник. Он играет с нами в прятки и очень хочет, чтобы мы

его обнаружили. Для этого я даю вам веера (небольшого размера, при помощи которых мы

будем ловить воздух.

Игра – эксперимент на ощущение давления воздуха - обмахивание веером. Что вы

чувствуете? (ветерок, прохладу). А теперь попробуйте помахать веером большего

размера? Какую разницу ветерка вы почувствовали? (Вывод: Чем больше веер - тем

сильнее движение воздуха).

Воспитатель Давайте попробуем поймать воздух. Ловите его

ладошками. (Воспитатель вместе с детьми пытаются поймать воздух ладонями).

Пятачок А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

Воспитатель:

- Хотите я вас научу ловить воздух?

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает

детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру

воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

Получилось? Почему пакеты надулись?

Дети: воздух можно поймать.

Воспитатель А еще ветер любит путешествовать. Подойдите к окну и понаблюдайте за

деревьями. Что вы заметили? Где гуляет ветерок?

Дети Если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть.

Деревья раскачивает ветер. Листочками шумит ветер.

Воспитатель А давайте расскажем стихотворение про ветерок и немного разомнёмся.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(Вместе с детьми имитируем дуновение ветра,

качая туловище и помогая руками.

На словах «тише, тише» - присесть.

На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.)

Пятачок Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть…

Воспитатель Ребята, давайте напомним Пятачку, что мы сегодня узнали о воздухе?

Какой он? Где он есть?

• воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;

• руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде.

Пятачок Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. Мне пора домой, к Винни-Пуху. А вам я

оставлю воздушные шары, с которыми вы можете поиграть на прогулке. До свидания,

ребята!

Воспитатель На прогулке: Давайте с шарами поиграем.

Мой воздушный яркий шар.

Ты куда умчался вдаль.

Красный, синий, голубой,

Невесомый надувной.

Будем мы с тобой играть:

Бегать, прыгать догонять.

Сегодня все ликуют!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные… (шары).

«Волшебница водичка»

Цель: знакомство детей с водой.

Материалы и оборудование:

-четыре стаканчика с водой на каждого ребёнка,

- чайные ложки,

- салфетки. лимон, ванилин, сахар, соль, гуашевые краски красного цвета.

Предварительная работа:

Беседа о воде, чтение стихов и потешек.

Ход занятия

1.Организационный момент

Воспитатель: Сядем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе

привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такую

красивую коробочку и приглашение, хотите узнать от кого.

«Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и

научитесь показывать фокусы с водой. А чтобы попасть в страну в волшебной коробочке

лежит волшебная шляпа. Желаю удачи.»

. Стихотворение о воде

Что мы знаем о воде?

Говорят она везде…

В луже , море океане

И в водопроводном кране.

Воспитатель: Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем?

Умеете плотно закрывать кран? Всегда ли следите, чтобы из крана попусту не текла вода?

(ответы детей)

Только тот умеет правильно пользоваться водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не

нужна, был плотно закрыт.

2. Опытно-экспериментальная часть.

Опыт.№1 «Вода может изменять цвет»

Дети подходят к столам, на столах стоят стаканчики с водой, гуашь.

Ложечки и тарелочки на каждого ребёнка.

Воспитатель предлагает взять стаканчик с водой в руки, и спрашивает у ребят, прозрачная

вода в стаканчике или нет опустив ложку в стакан. Получив ответы детей. Воспитатель

говорит, если ложка видна в стакане, значит вода прозрачная. Пробует делать фокус, берёт

ложкой

немного

краски,

добавляет

в

стаканчик

и

размешивает,

предлагает

детям

посмотреть что произошло. Просит ребят сделать самим свой первый фокус, добавив в

воду гуашевую краску и размешав её.

Опыт №2. Вода может приобрести запах.

Педагог предлагает отодвинуть стакан с водой, где ребята размешивали краску и взять

другой стаканчик с чистой водой. Воспитатель просит ребят понюхать водичку. Как она

пахнет? Получив ответы детей, проводит ещё один фокус: добавляет волшебный порошок

(ванилин) каждому в стаканчик. Ребята размешивают и нюхают водичку.

Воспитатель: фокусниками быть очень трудно, давайте немного отдохнём и потанцуем.

Физ. минутка «Капля»

Капля раз, капля два (двигаем пальцами рук, изображая капельки)

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

Стали капли поспевать

Капля каплю догонять (хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап-кап (свободные движения пальцами)

Зонтики скорей раскроем

От дождя себя укроем (соединить руки над головой)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень красиво танцуете. Давайте продолжим фокусы?

Опыт №.3. Если добавить в воду лимон, она станет кислой.

На столе на каждого ребёнка стоят стаканчики с водой, лимон порезанный кусочками.

Воспитатель

предлагает

попробовать

лимон

на

вкус.

Какой

по

вкусу?

Просит

детей

добавить кусочек лимона в воду, размешать и попробовать воду на вкус. Какой стала вода?

Почему?

Опыт№4. Если в воду добавить сахар, вода станет сладкой.

На столе на каждого ребёнка стоят стаканчики с водой, и кусочки сахара. Воспитатель

предлагает попробовать сахар на вкус. Какой по вкусу? Просит детей добавить кусочек

сахара в воду, размешать и попробовать воду на вкус. Какой стала вода? Почему?

Опыт№5. Если добавить в воду соль, вода станет солёной.

Последний

фокус.

Это

фокус

с

водой

и

солью. На столе на каждого ребёнка стоят

стаканчики с водой и солью. Воспитатель предлагает попробовать соль на вкус, сам

насыпая соль на ложечки. Какая соль по вкусу? Просит детей добавить соль в стаканчики

с водой, размешать и попробовать воду на вкус. Какой стала вода? Почему?

Рефлексия:

Воспитатель:

Ребята,

сегодня

вы

узнали очень много нового и интересного. Давайте

вместе вспомним, что нового вы узнали:

-Вода прозрачная, но может изменять цвет.

-Вода безвкусная, но может приобретать вкус.

-Вода без запаха, но может приобретать запах.

Воспитатель:

Я

хочу

подарить

вам медаль фокусника, по тому, что теперь вы стали

настоящими фокусниками и умеете правильно пользоваться водой. И обязательно будете

следить, чтобы кран, когда вода не нужна, был плотно закрыт.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: развивать двигательную активность детей, слуховое внимание, умение

двигаться в соответствии с текстом.

Оборудование: Шапочки капелек (дети), шапочка тучки (воспитатель).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого

нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь)

воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается. Воспитатель говорит, что

она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.)

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке

прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Встретились

ручейки и стали большой рекой. Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили,

что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали

капельки лёгкими, потянулись вверх, (присевшие капельки поднимаются и вытягивают

руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы,

капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с

мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Подвижная игра "Солнышко и дождик"

Цель: учить детей действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры.

Оборудование: зонтик.

Дети идут с воспитателем по кругу.

В. Смотрит солнышко в окошко, (Идут по кругу.)

Светит в нашу комнатку».

Мы захлопаем в ладоши, (Хлопают стоя на месте.)

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! (Ритмично притопывают на месте.)

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (Ритмично хлопают в ладоши)

На сигнал «дождь идет» дети прячутся по зонтик.

Солнышко светит. Игра повторяется.

Дидактическая игра «Капельки и тучки».

Цель: формировать у детей представление о величиной предмета; развитие мелкой

моторики.

Оборудование: Вырезанные из картона тучки и капельки разного размера.

Ход игры.

Воспитатель. (Показывает детям картинку дождя, сопровождая показ маленькими

стихами)

Дождик, дождик, кап-кап-кап.

Ты не капай больше так

Деткам хочется играть,

Прыгать, бегать и плясать.

А потом достает тучки разного размера и к ним капельки дождя. И просит детей

разложить капельки: большие капельки к большой тучке, а маленькие – к маленькой

тучке. Если дети не справляются с заданием, взрослый помогает им.

Дидактическая игра «Кому нужна вода?»

Цель: дать детям представление о том, кому нужна вода для жизни.

Оборудование: картинки.

Ход игры.

В. Дети, давайте с вами поиграем в игру «Кому нужна вода?» - подойдите к столу.

Посмотрите, в серединке озеро. А это что?

Дети. Картинки

Правильно, дети. А от озера бегут маленькие ручейки. Давайте посмотрим к каким

картинкам бегут ручейки. (дети называют, что нарисовано на картинке и с помощью

воспитателя пытаются объяснить «Кому нужна вода?»

Подвижная игра «Капельки»

Цель: развивать двигательную активность детей, слуховое внимание, умение двигаться в

соответствии с текстом

Ход игры.

В. Дети представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (Дети бегают

по всей игровой площадке)

В. Ну вот капельки встретились и получился ручеек (Дети встают паровозиком и

двигаются друг за другом)

В. А теперь ручеек впадает в море (Дети берутся за руки и образуют круг)

В. Наше море превращается в огромный океан (Дети берутся за руки и образуют большой

круг)

В. Каждый из вас частичка воды (Дети бегают по всей площадке)

В. А сейчас вас заморозили (Дети обнимаются друг с другом)

Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности

дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький

человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но

среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания.

Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно

чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них?

Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития

детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В

детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется

исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации,

проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной

активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся

необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и

др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не

требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые

научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная

комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды,

мыла, о растворимости веществ.

Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас

двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на

стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные

продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и

почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка

не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо

обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для

него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему

попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет

делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю

и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две

краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании

окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих

перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо

соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.

Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из

пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку

красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Вывод: Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с

цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего

пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую

гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Что плавает а, что тонет?

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов

Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие

предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

Куда деваются сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить

в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

Какого цвета вода?

Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).

Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна

получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится

зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна

получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

Куда девалась вода?

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы:

Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку

или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного

материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно

проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне

аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде

тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную

банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать

внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать

цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком

царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из

них шипят.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При

помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает

мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические

фигуры, делать различные картины (флористика).

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а

также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает

окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности

ребенка.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на

детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами,

материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей,

объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к

исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание

к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность —

основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не

может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте

вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше

помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему

ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте

спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Анкета для родителей

«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской

активности детей»

Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам

ответить на вопросы данной анкеты.

1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью?

да;

нет;

не знаю

2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то, как

часто?

часто

редко

всегда

никогда

3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

экспериментирует самостоятельно

просит помощи родителей

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

_____________________________________________________________________________________

5. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то,

какое?

_____________________________________________________________________________________

считаю нужным

не считаю нужным;

затрудняюсь ответить.

6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими

открытиями?

да

нет

иногда

7. Какая помощь от воспитателя вам требуется по вопросу экспериментальной деятельности?

__________________________________________________________________________

8. "Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?".

Нужно

Не обязательно

Иногда нужно

9. "Часто ли ребёнок задаёт вопросы? Какие именно?»

_____________________________________________________________________________________

10. "Создаёте ли вы условия для проведения опытов в домашних условиях?"

Да

Нет

11. "Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе?".

Да

Нет

12. «Проводите исследовательскую деятельность на природе?»

Нет

Да

Иногда

Спасибо за сотрудничество!



В раздел образования