"Малыш и телевизор. Возможно ли мирное существование?"
Автор: Баканёва Галина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Ряжский детский сад № 8" Населённый пункт: город Ряжск, Рязанская область Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Малыш и телевизор. Возможно ли мирное существование?" Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Малыш и телевизор. Возможно ли мирное существование?
Баканёва Галина Анатольевна
ДВЕ СТОРОНЫ ЭКРАНА
Телевидение в том виде, в котором оно сейчас существует, без сомнения,
способно принести детям больше вреда, чем пользы. С точки зрения
физиологии сидение перед телевизором нельзя рассматривать как отдых
после интеллектуальной нагрузки, которую дети испытывают в детском саду.
При просмотре телепередач работают те же участки мозга, и тело так же
неподвижно. Чтобы по-настоящему отдохнуть, нужно побегать, попрыгать,
поплавать и т.п. С точки зрения нравственности нынешнее телевидение тоже
не выдерживает никакой критики. Так что позволять детям сидеть часами
перед телевизором нельзя ни в коем случае. Однако тот же телевизор может
приносить пользу, если смотреть только лучшие детские и научно-
популярные передачи, хорошие фильмы и старые добрые отечественные
мультфильмы, которые не только красиво нарисованы, но и помогают
ребенку понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Но если пустить дело
на самотёк, можете быть уверены: ребёнок увидит всё самое худшее.
ПРИВЛЕКАЕТ ХУДШЕЕ.ПОЧЕМУ?
Причин-несколько. Во-первых, содержание таких худших фильмов или
мультфильмов весьма примитивна. Речь упрощена до предела реплики
коротки и отрывисты, а иногда состоят из одних возгласов, уханий и аханий.
Такое зрелище требует для восприятия меньше усилий, чем более
содержательные мультики, где есть, например текст «от автора», где
действие развивается медленнее, а значит, необходимо больше внимания и
терпения. К тому же импортные мультики более динамичны, там более яркие
краски.
Во-вторых, в большинстве «злых» мультиков персонажам позволено все: они
беспощадно колотят друг друга, обзывают, подстраивают всякие гадости,
даже убивают. То есть существуют в мире, где нет никаких запретов. Это
тоже очень привлекательно для детей. Особенно для тех, кто страдает от
излишнего количества ограничений и по тем или иным причинам не может
открыто выразить свои злость, обиду, страх. Если «капризы» в семье
категорически запрещены и ребенок знает, что лучше оставлять свои чувства
при себе, чем выражать их, «злые» мультики становятся единственным
способом получить хоть какую-то эмоциональную разрядку. Ребенок,
страдающий от недостатка родительской любви (скажем, в связи с
переключением внимания родителей на младшего брата или сестру), быстро
понимает, что если среди ночи он просыпается с отчаянными воплями,
перепуганный очередным «кошмаром от телевизора», мама вспоминает о том,
что он- маленький, нуждающийся в её ласке и защите. Существующие
методики помогают грамотному психологу снять любой страх, но в такой
ситуации возникает другой. Ведь такому ребенку это чувство стало
необходимым, как единственное средство привлечь маму. И тут надо не
телевизор винить, а задуматься о том, как разумно распределить своё
внимание между всеми имеющимися в семье детьми.
«ОТЛУЧЕНИЕ» ПОЙДЕТ НА ПОЛЬЗУ
Телевизор не нанесет вреда, а наоборот, окажется полезным, если ребенок
смотрит его не больше часа в день, если родители помогают ему выбрать
подходящие передачи, что ещё очень важно, стараются как можно чаще
смотреть их вместе. В тех случаях, когда совместный просмотр невозможен,
надо просить ребенка рассказать вам о том, что он видел (только в этом
случае увиденное и услышанное может способствовать развитию мышления
и речи растущего человека). Если же маленький ребенок смотрит, не
отрываясь, передачу, которая ему явно не по возрасту, насторожитесь: он не
понимает смысла и не стремится понимать. Привычка воспринимать речь,
как бессмысленное бормотание- очень вредна, вскоре она может
распространиться также и на восприятие речи родителей, воспитателей.
Кстати, «отлучение от телевизора» в качестве наказания гораздо полезнее для
здоровья, чем лишение, например прогулки или посещения бассейна. Не
стоит опасаться, что времени, проведенного у телевизора, окажется,
«слишком мало».
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПОРА ЕСЛИ НЕ ВЫКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР,
ТО ХОТЯ БЫ ОГРАНИЧИТЬ ВРЕМЯ ПРОСМОТРА?
1.
Ребенок отстает в развитии речи. Родители и педагоги все чаще
жалуются на задержку речевого развития: дети позже начинают
говорить, говорят мало и неохотно, их словарный запас беден и
примитивен.
При чем здесь ТВ? Ребенок, сидящий перед экраном, постоянно слышит
разговор. Но овладение речью в раннем возрасте происходит только в
живом непосредственном общении с другими людьми. Ребенку мало
только услышать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не
обращенные к нему лично и не предполагают его ответа, не затрагивают
волю малыша и не способствуют развитию его речевых навыков.
2.
У него нарушены внимание, способность к концентрации. Чаще всего
это проявляется, когда ребенок идет в школу. Он не в состоянии
сосредоточиться на одном деле больше 3-5 минут, ему трудно сидеть,
ему постоянно нужно двигаться. Он постоянно нуждается в новых
впечатлениях и внешней стимуляции.
При чем здесь ТВ? «Волшебный ящик» предлагает бесконечный
калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными
фразами. Осмысливать увиденное не нужно, да и времени нет: за одним
кадром следует другой, и они и «ведут» зрителя, не оставляя ему
возможности осознать увиденное.
3.
Ему не хватает фантазии и творческой активности. Ребенок теряет
способность и желание чем-либо себя занять. Ему скучно рисовать,
лепить, конструировать. Его ничего не интересует, не увлекает.
При чем здесь ТВ? Малыш, проводящий слишком много времени перед
телевизором, привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и
в жизни как бы оказывается по ту сторону экрана и ждет, когда кто-то
«сделает» ему весело и интересно.
4.
Ему неинтересно общаться с друзьями. Его общение со сверстниками
становится формальным: детям не о чем разговаривать или спорить.
При чем здесь ТВ? Ребенку легче нажать кнопку и ждать новых
развлечений. В крайнем случае он предпочтет просто возиться или
толкаться с приятелями.
5 . Он становится агрессивным. Раньше потасовка на детской площадке
заканчивалась, как только противник оказался лежащим на земле- этого
было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. Теперь победитель
с удовольствием бьет побежденного.
При чем здесь ТВ? Маленький ребенок не готов адекватно воспринимать
информацию с экрана. Ученые выяснили, что только 42% родителей
пытаются объяснить детям негативные стороны насильственных действий,
демонстрируемых телевидением, а 40% не придают никакого значения,
что смотрят их дети.
МНЕНИЕ ВРАЧА
Дети 2-6 лет, рекомендовано от 15 до 40 минут в день просмотра телевизора
Дети 6-10 лет, рекомендовано не более 1 часа просмотра телевизора.