Автор: Шитикова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 20 "Веснушки"
Населённый пункт: Московская область, Городской округ Подольск, поселок Железнодорожный, Б. Серпуховская, дом 202 б
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста".
Раздел: дошкольное образование
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Городское методическое объединение
воспитателей групп раннего возраста
южной территориальной зоны
Сообщение на тему :
«Формирование экологических представлений у детей раннего возраста».
Подготовила
воспитатель МДОУ детский сад № 20
Шитикова Наталья Ивановна
20 апреля, 2017 г.
Формирование экологических представлений у детей
раннего возраста
Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к
красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него
впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений
остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет
такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем дошкольном
возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую
связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору
жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы
полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же».
Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там
плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи.
Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок
видит перед собой серый асфальт. А взрослые могут и должны помочь
ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии
желания и умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному
труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На
этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в
ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим
сверстникам и взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша
всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира
природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе,
бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных
ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и
духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы.
Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир
природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём
живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольное
учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического
образования, поэтому не случайно перед нами поставлена задача
формирования у дошкольников основ культуры рационального
природопользования. Начинать экологическое воспитание в дошкольном
учреждении нужно с момента прихода детей в первую младшую группу.
С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших
группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами сказки, начиная
с
«Репки».
Дед,
который
вырастил
в
своем
огороде
хорошую
репку,
«приходит»
на
занятия
с
«фруктово-овощной»
тематикой
(в
его
огороде
растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды, знакомит детей
с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать
и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных
легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых,
кроме
кур,
живут
корова,
коза,
лошадь
и
другие
животные.
На
занятия
«приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о
козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой.
Кроме
сказок
нами
используются
другие
произведения
фольклора,
стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.
Процесс
приобщения
маленького
ребёнка
к
природе
должен
осуществляться
в
интересной
игровой
форме,
эмоционально,
вызывать
радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых
успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества,
признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.
В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной
развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными
растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около
дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка
важно
приблизить
к
естественной
природной
среде.
Такое
регулярное
общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и
представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы.
Приобщать
малыша
к
богатому
и
разнообразному
миру
природы
необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу
ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в
рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.
Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром
являются наблюдения.
Наблюдения
на
прогулке
обогащают
представления
об
окружающем
мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить
детей
наблюдать
за
различными
объектами
и
явлениями;
при
этом
не
обязательно
наблюдать
только
за
теми
объектами
и
явлениями,
которые
запланированы.
Наблюдения
за
животными
и
природными
явлениями
бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую
возможность. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров,
форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка –
полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило,
радость, оживление, удивление
Необходимо
стимулировать
детскую
любознательность;
формировать
умение замечать изменения в природе.
Главное
в
наблюдении – создать эмоциональный настрой, общее
радостное впечатление.
Воспитатель
не
только
знакомит
детей
с
животными,
но
и
учит
относиться к ним бережно и внимательно.
Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно
быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно
общаться с животным, может нанести ему и себе вред. Поэтому воспитатель
помогает детям в общении с животным, чтобы оно не было опасным ни для
животного ни для ребенка.
Выходя на прогулку, родители и педагоги должны осознавать, что для их
детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу
важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать
многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и
формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка, основу для его
интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в
детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления природы в каждое время
года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста
дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены.
Обогатить
ребенка
яркими
впечатлениями
от
разнообразия,
красоты
природных
явлений,
научить
всматриваться,
любоваться
и
восхищаться
природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об
окружающей природе – вот благородная задача взрослых.
С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан
закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая
жизнь человека неразрывно связана с природой.
В детском саду всегда есть аквариум. Аквариум не только красив, но и
весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдать за
жизнью рыбки в воде, за её поведением лучше многократно, каждый раз
подмечая что-то новое. Нужно пояснить ребенку, что рыбка живёт только в
воде,
без
воды
она
не
может
жить.
Основы
заботливого
отношения
к
животным
у
маленьких
детей
закладываются
при
организации
систематических длительных контактов и общения с ними.
Учитывая
физиологические
и
психологические
особенности
детей
раннего возраста, работу по формированию экологических представлений
следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному
и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз
добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.
В
работе
с
детьми
по
их
экологическому
воспитанию
используется
интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской
деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры,
игры,
театральной
деятельности,
литературы,
моделирования,
просмотра
телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности
детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Знания,
полученные
на
занятиях
в
виде
игры,
дети
"проверяют"
в
самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и
ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в
которых,
как
в
дидактической
игре,
есть
два
начала:
учебное
–
познавательное
и
игровое
–
занимательное.
Игровой
мотив
усиливает
эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате
закрепленные
в
играх-опытах
знания
о
связях,
свойствах
и
качествах
природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Заключение.
Воспитательное
значение
природы
трудно
переоценить.
Общаясь
с
животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем
пробуждаются самые лучшие качества. Человек, животное, растение – все мы
часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на различия.
Отсутствие
у
детей
знаний,
верно
отражающих
действительность,
нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий.
Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного
отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и
отрицательно
действует
на
психику
детей,
ожесточает
их,
исправить
имеющиеся неправильные представления труднее, чем образовать новые,
правильные.
Вот почему очень важно, чтобы дети уже в раннем дошкольном возрасте
получили верные сведения о природе.