Напоминание

Особенности работы с заданиями на вычисления в ходе подготовки к ГИА-9.


Автор: Казакова Светлана Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ школа им.А.Боровика
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы с заданиями на вычисления в ходе подготовки к ГИА-9.
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности работы с заданиями на вычисления

в ходе подготовки

к ГИА-9.

Учитель математики С.В.Казакова

Из 26 заданий основного государственного экзамена по математике в 25 заданиях для

получения

верного

ответа

требуется

выполнить

вычисления

различной

степени

сложности.

Ежегодный анализ результатов ГИА-9 и ГИА-11 по математике демонстрирует, что

вычислительная ошибка-одна из основных ошибок, допускаемых учащимися на экзамене.

Эксперты наблюдают большое количество вычислительных ошибок в задачах не только

первой, но и второй части работы, что приводит к снижению балла за задание на 1 балл, а

иногда и на 2 балла, поэтому совершенствование вычислительных навыков учащихся

является одним из важнейших направлений работы учителя математики.

Анализ экзаменационных работ выпускников позволяет выделить следующие наиболее

часто

встречающиеся

ошибки,

допускаемые

учащимися

при

выполнении

заданий

с

вычислениями на государственном экзамене по математике:

-ошибки при выполнении действий с отрицательными числами,

-ошибки при выполнении действий с дробями,

- описки при вычислениях,

-невнимательность при переносе ответа в бланк,

-невнимательное чтение условия.

Огромную работу по формированию навыков устного и письменного счета проделывают

учителя начальной школы. В среднее звено, в идеале, учащиеся приходят с твердыми

навыками устного сложения и вычитания в пределах 100, прекрасным знанием таблицы

умножения, владея приемами письменного выполнения всех арифметических действий.

Учителя среднего звена, строят свою работу, опираясь на эти умения учащихся.

На практике огромное количество учащихся приходят в 5 класс, не зная таблицы

сложения и таблицы умножения, не владея приемами письменных вычислений.

Учителю математики требуется выстроить изучение курса математики в средней школе с

учетом

необходимости

формирования

у

обучающихся

устных

и

письменных

вычислительных навыков.

Для

повышения

вычислительной

культуры

обучающихся учителям

математики

рекомендуется:

1.

Широко

использовать

современные

образовательные

технологии

и

ресурсы

при

формировании вычислительных навыков на уроках математики и внеурочное время.

2.

В

материал

каждого

урока

включать

задания,

способствующие

закреплению

вычислительных навыков, в том числе устных.

3.

Систематически

целенаправленно

мониторить

уровень

вычислительных

умений

учащихся, анализировать продвижение каждого по пути ликвидации пробелов в этом

направлении.

4. Побуждать учащихся к использованию приемов устного счета и вычислениям удобным

способом.

Большое внимание уделять выработке навыков устного счета. Упражнения в устных

вычислениях

должны

присутствовать

на

каждом

этапе

урока.

Периодически

можно

специально отводить 3 – 7 минут на уроке для устного счета.

Чтобы

навыки

устных

вычислений

постоянно

совершенствовались,

необходимо

установить,

правильное

соотношение

в

применении

устных

и

письменных

приемов

вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

5.

Усиливать

мотивацию

обучающихся

к

повышению

вычислительной

культуры

через

использование электронных образовательных ресурсов.

6. Стимулировать школьников проверять результаты вычислений различными способами,

учить

использовать

практический

запас

знаний,

применяя

различные

«хитрости»:

прикидку,

оценку,

проверку

ответа

наиболее

простым

и

понятным

способом,

правдоподобные рассуждения.

7. Постоянно подчеркивать практическую значимость работы по овладению навыками

вычислений (в том числе устных).

При организации работы по повышению вычислительной культуры учащихся важно

учитывать следующие методические принципы

- работа над формированием вычислительных навыков должна быть ежедневной;

- необходимо дифференцировать предлагаемые обучающимся упражнения;

ставить учащимся посильные учебные задачи и добиваться их выполнения с помощью

различных

дидактических

средств:

наглядных

пособий,

раздаточных

материалов,

дидактических игр, всевозможных внеурочных мероприятий и т.д., использовать при этом

различные современные технологии: групповые и игровые формы работы,

методики

личностно – ориентированной педагогики;

- выстраивать подготовку, соблюдая правило: от простых типовых заданий к более

сложным, с нарастающей трудностью;

- располагать однотипные упражнения группами, что повышает эффективность работы по

формированию различных, в том числе, вычислительных навыков;

-когда у учащихся накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт

в их применении на заданиях любой степени сложности, переходить к комплексным

заданиям;

- тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, это стимулирует

учащихся

применять

рациональные

способы

вычислений,

приучает

к

максимальной

концентрации и позволяет в дальнейшем во время экзамена чувствовать себя спокойнее;

Высокий уровень владения вычислительными навыками позволит учащимся достойно

сдать итоговый экзамен по математике и не только.



В раздел образования