Напоминание

"Развитие речевых умений обучающихся в рамках современного иноязычного образования в средней школе"


Автор: Астрединов Илья Юрьевич
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ школа №51
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речевых умений обучающихся в рамках современного иноязычного образования в средней школе"
Раздел: полное образование





Назад




Развитие речевых умений обучающихся в рамках современного

иноязычного образования в средней школе

Астрединов Илья Юрьевич,

учитель МБОУ «СОШ №51» (г. Курск).

Аннотация

В

работе

представлены

основные

подходы

к

развитию

речевых

умений

обучающихся на современном этапе развития среднего образования. Особое внимание

уделяется реализации известных концепций и принципов по решению данной проблемы в

рамках нового федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Ключевые

слова:

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

(ФГОС), Единый государственный экзамен (ЕГЭ), коммуникативный метод, проблемный

подход, универсальные учебные действия (УУД)

Новый этап развития среднего образования подразумевает перед собой

коррекцию его содержания, а также принципов, благодаря которым строится

процесс

обучения

в

школе.

Появление

федерального

государственного

образовательного стандарта или ФГОС представляет собой основной этап

модернизации

образования, характерный существенными изменениями в

привычной многим модели необходимой для построения учебного процесса.

В связи с этим, важную роль

в процессе обучения иностранному

языку

играет

развитие

речевых

умений

обучающихся

средних

общеобразовательных учебных заведений в принципиально новой системе

образования

и

переподготовка

профессиональных

кадров

данной

сферы

деятельности с традиционной системой работы.

Актуальность

исследования

состоит

в

том,

что

развитие

речевых

умений учащихся зачастую не происходит должным образом в

процессе

языковой подготовки будущих выпускников школ. Кроме того, с появлением

в

структуре

Единого

государственного

экзамена

(ЕГЭ)

устной

части

и

модернизацией

письменных

заданий

возникла

проблема

подготовки

учащихся к новому типу заданий. Учебные пособия современных авторов, по

которым занимаются в школе, не в полной мере обеспечивают тем багажом

знаний,

которые

необходимы

для

сдачи

ЕГЭ

по

английскому

языку

в

современных условиях. Более того, материал изложен таким образом, что

обучающийся

зачастую

не

способен

его

воспринять.

Таким

образом,

выпускник

средней

школы

не

способен

самостоятельно

подготовиться

к

экзамену и общаться на иностранном языке хотя бы на элементарном уровне.

Это

означает

то,

что

развитие

речевых

умений

должно

быть,

не

только

исполнено большим набором языковых единиц, но также включать в себя

такие компоненты как доступность, наглядность, комплексность. В связи с

этим,

основной

задачей

является

обобщение

основных

подходов

исследования данной проблемы, а также предложение по использованию

данных

аспектов

в

рамках

нового

федерального

государственного

образовательного стандарта высшего образования.

Новизна исследования состоит в том, что, хотя проблемой развития

речевых умений обучающихся средних учебных заведений занимаются, и

существует немалый ряд теоретических исследований по данной проблеме,

она не достаточно изучена в рамках нового федерального государственного

стандарта.

В первую очередь, хотелось бы представить коммуникативный метод

обучения

иностранному

языку,

целью

которого является

обучение

школьников

свободно

ориентироваться

в

иноязычном

поле

общения,

в

различных языковых ситуациях. Сначала, обращается внимание на средства

общения,

которыми

должен

в

совершенстве

владеть

будущий

учитель

иностранного языка, а именно: говорение, аудирование, письмо, чтение и

также само умение общаться. Конечно же, развивать эти умения в комплексе

получается далеко не всегда, однако нужно уметь выбирать существенное,

без чего нельзя обойтись.

Например, Е. И. Пассов, в своей книге

«Урок

иностранного

языка»,

говорит,

что

«поскольку

каждое

из

этих

умений

включает

в

себя

определенные

навыки,

характеризуется

определенными

параметрами

и

основано

на

определенных

психологических

механизмах,

построить

единую

и

строгую

классификацию

объектов

усвоения

весьма

сложно, главное – не упустить чего-либо важного» [Пассов: 2010; 33]. В

связи с этим, для развития коммуникативных умений будущих выпускников,

нужно обращать внимание, прежде всего, на эту главную цель.

Данное

исследование

предусматривает

реализацию проблемного

подхода при развитии речевых умений у школьников на уроке иностранного

языка.

Здесь

предлагается

использовать проблемные

ситуации,

для

выполнения заданий разных уровней сложности, которые можно выполнить

благодаря

творческой

мыслительной

деятельности.

Микитченко

С.П.

определяет проблемное обучение как форму организации учебных занятий,

где

студенты

получают

знания

не

в

готовом

виде,

а

в

процессе

познавательной

самодеятельности

в

условиях

проблемных

ситуаций

[Микитченко

2004:

7].

Таким

образом,

проблемное

обучение

ставит

следующие цели:

1.

Сформировать

у

обучающихся

определенную

систему

универсальных учебных действий (УУД).

2. Достичь высокого уровня умственного развития выпускников.

Данные

задачи

могут

быть

реально

воплощены

в

жизнь

именно

благодаря проблемному подходу, так как усвоение материала наблюдается в

течение активной поисковой деятельности обучающихся, во время решения

ими

ряда

проблемно-познавательных

задач.

Учебная

деятельность

обучающихся в процессе транспортирования ранее ситуаций при выполнении

последовательно

новых

заданий,

наряду

с

умственным

удовлетворением

оказывает

благоприятное

влияние

на

становление

личности:

образуются

твердые познавательные потребности в учебной деятельности,

появляется

креативное отношение к представляемому материалу [Сафонова 2009: 98].

Проблемное обучение подходит для всех видов речевой деятельности.

Каждый из этапов предусматривает свои серии упражнений, где имеется

проблемная

ситуация.

Выполняя

данные

задания,

обучающийся

должен

взаимодействовать с аудиовизуальной наглядностью, которая помогающая

расширить ряд проблемных ситуаций.

Учебная ситуация создается на основе компонентов, находящихся в ее

сущностном

содержании.

Данными

компонентами

являются

цель,

место,

участники, и время коммуникации.

Например, обучая диалогической речи, используя при этом тематику

семейных

отношений,

развития

системы

образования

в

разных

странах

можно использовать упражнения, на основе модели ситуации общения.

Поэтому, проблемное обучение, бесспорно, способствует повышению

мотивации

к

изучению

иностранного

языка,

воздействуя

на

учебно-

познавательную активность обучающихся во время занятий.

Согласно

федеральному

государственному

образовательному

стандарту, будущий учитель помимо педагогической деятельности, должен

заниматься и культурно-просветительской деятельностью, которая включает

в

себя

не

только

выявление,

формирование

и

реализацию

потребностей

учащихся

в

культурно-просветительской

деятельности,

но

также

и

организацию культурного пространства на уроках иностранного языка[3]. В

связи с этим, необходимым является владение элементами профессионально-

речевой

культуры,

подразумевающей

под

собой комплексное

владение

средствами языка и способность их использовать в определенных условиях

общения

диалога или монолога на уроке иностранного языка. Сначала,

необходимым является само осознание педагогом значения культуры как

формы человеческого бытия, а также оперирование ее базовыми ценностями

в своей деятельности, главными из которых являются толерантность, диалог,

а также сотрудничество.

Подводя

итог

вышесказанному,

можно

сделать

вывод,

что

рассмотренные нами подходы обучения иностранному языку, опирающиеся

на

федеральный

государственный

общеобразовательный

стандарт,

могут

способствовать

развитию

речевых

умений

обучающихся

на

уроке

иностранного языка, что поможет им не только успешно сдать экзамен, но

также и уверенно использовать иностранный язык в различных жизненных

ситуациях.

Библиографический список

1. Микитченко С.П. Организация проблемных задач в процессе обучения

иностранному языку (на материале говорения) Текст.: дис. канд. пед. наук /

С.П. Микитченко. Нижневартовск, 2004.- 173 с.

2. ПассовЕ.И. Урок иностранного языка / Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Ростов-

на Дону.: Феникс, Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.

3.

Сафонова,

В.В.

Социокультурный

подход

к

обучению

иностранным

языкам: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Сафонова В.В. - М., 1993. -

56 с.

4.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

высшего

профессионального образования 3-го поколения [Электронный ресурс] (дата

обращения 28 апреля 2017)

Сведения об авторе

ФИО: Астрединов Илья Юрьевич;

Рубрика: педагогические науки;

Должность, место работы: учитель английского языка школы №51 г. Курска;

Адрес электронной почты: i

.

astedinov@yandex.

ru;



В раздел образования