Автор: Хасаншиной Ирине Викторовне
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Прогимназия "Эврика"
Населённый пункт: г. Муравлеко ЯНАО
Наименование материала: Урок-викторина по обучению грамоте
Тема: «Умники и умницы»
Раздел: начальное образование
Урок-викторина по обучению грамоте
«Умники и умницы» для 1 класса.
Подготовила: Хасанштина И.В.
Цель. Повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка.
Задачи:
закрепить полученные знания;
развивать речь учащихся, наблюдательность, умения обобщать, анализировать, делать выводы; умение работать в группах; развивать
самостоятельность;
способствовать расширению кругозора учащихся;
воспитывать познавательную активность, внимательность, старательность, уважение к товарищам, желание работать самостоятельно
и в группах.
Тип урока: урок закрепления, совершенствования и развития умений и навыков
.
Оборудование: интерактивная доска для демонстрации презентации; документ камера;
Материал: презентация, карточки для
индивидуальной работы, карточки с названием команд.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная, групповая.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемы
е ЭОР
1 .
П о с т а н о в к а
ц е л е й
и
з а д а ч
урока.
Мотивирование
учащихся.
-Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорили
на обучении грамоте. Но в необычной форме. - Сегодня у нас
урок-викторина, который я назвала «Умники и умницы», темой
которой будет русская народная пословица: «Грамоте учиться —
всегда пригодится».
- Перед началом урока, вы разбились на 4 команды и выбрали
капитанов.
-
На
листочках
я
распечатала
названия
команд
и
предлагаю
капитанам, выбрать название для своей команды.
1. Грамотеи
2. Знайки
Фронтальная работа.
Слушают учителя.
Настраиваются
на
совместную
работу.
П о д х о д я т
к а п и т а н ы
и
вытягивают название для своей
команды.
Презентация
СЛАЙД1
3. Почемучки
4. Умники
2.
Основная
часть.
Разминка
- Любая, викторина начинается с разминки. По очереди каждой
команде будет задан вопрос. За каждый правильный ответ команда
получает 1 балл.
Вопросы:
1.Чем отличаются звуки от букв?
2. На какие две группы делятся все звуки?
3. Какие звуки называются гласные? Назовите их.
4. Какие звуки мы называем – согласные? Назовите несколько
согласных звуков.
5. Назовите гласные буквы.
6. Какие буквы указывают на твердость согласного звука?
7.Какие буквы указывают на мягкость согласного звука?
8.Продолжите фразу: «Согласные звуки бывают …»
9.Продолжите фразу «Парные согласные это…»
10. Какие бывают гласные звуки?
11. Как определить количество слогов в слове?
12.Какие буквы и когда обозначают два звука?
13.Из чего состоит предложение?
14. Как пишется первое слово в предложении?
15. Продолжите фразу: «В конце предложения ставится …»
16. «Имена, фамилии, клички животных, названия городов, рек»-
пишутся с…
Отвечают на вопросы.
-
Звуки
мы
слышим,
а
буквы
пишем.
Гласные и согласные
- А, О, У, Ы, И.
- Д, Т, П, К.
- А, О, У, Ы, И. Е, Я.
- А, О, У, Ы.
- И, Е, Я.
-Твердые
и
мягкие,
глухие
и
звонкие, парные
это согласные, соотносительные
по глухости-звонкости: [б-п], [г-
к] [д-т], [з-с];
ударные и безударные
- Посчитать гласные звуки
- Е, Я – в начале слова и после
гласной
Из слов связанных по смыслу.
- С заглавной буквы
- точка
- с заглавной буквы
Конкурс
«Собери слово»
- Из слов каждой строчки составьте новые слова, используя для
этого их первые слоги. По очереди каждая команда называет одно
слово и получает балл.
1.
РЕМЕНЬ, КАМЕНЬ
2.
РОКОТ, БОТВА
3.
ЗИНА, МАША
Поочередно составляют слова из
первых слогов данных слов.
1.
РЕКА
2.
РОБОТ
3.
ЗИМА
СЛАЙД 2
4.
ЛЕГЕНДА, ТОЛЯ
5.
ЗАБОР ГАДКИЙ, КАМЕРА
6.
РУСАЛКА, БАШМАК, КАНАТ
7.
КРОЛИК, ВАТРУШКА, КАША
8.
ПОЯС, ГОРЕ, ДАЧА
4.
ЛЕТО
5.
ЗАГАДКА
6.
РУБАШКА
7.
КРОВАТКА
8.
ПОГОДА
Конкурс
капитанов
Сейчас у ваших капитанов есть шанс заработать 3 бала для своей
команды.
На листочках, слова, капитанам нужно разделить слово на слоги,
поставить ударение, посчитать количество букв и звуков в слове.
Приложение1.
Капитаны разбирают слова:
1.
ЯБЛОКО
2.
ЕМЕЛЯ
3.
ЯРМАРКА
4.
ЕНОТ
Конкурс
«Артисты»
А
пока
капитаны
выполняют
задание
и
зарабатывают
дополнительные баллы. (Приложение)
Командам тоже предстоит потрудиться
Снова трюк в моей программе:
Вот пять артистов перед нами,
Ни секунды не теряй,
Буквы гласные раздай.
Зорким будь, соображая,
У кого в губах какая?
Приглашаются в игру
Только О, Е, А, И, У !
На экране портреты артистов, произносящие определенный звук,
определите, кто какой звук произносит, и соотнесите портрет с
буквой. (Приложение)
Команды поочередно соотносят
портрет с буквой.
СЛАЙД З
Ребусы
На доске будут появляться ребусы. Здесь вам предстоит проявить
быстроту
реакции.
Возможность
получить
балл
получит
та
команда, участник которой первый поднимет руку.
Приложение 1.
Отгадывают ребусы.
СЛАЙД 4-11
Конкурс
«Подбери
словечко»
В следующем задание нужно подобрать такое слово, которое по
смыслу подойдет ко всем словам в строчке.
1.
Точные, красивые, электронные –
2.
Стальной, ржавый, большой –
3.
Кофейная, фарфоровая, чистая –
4.
Футбольный, резиновый, кожаный –
Ответы команд:
Часы
Ключ
Чашка
Мяч
СЛАЙД 12
Конкурс
«Звук заблудился»
Подводим итог конкурса капитанов. Просматриваем выполнение
заданий с помощью документ камеры.
Ребята, есть очень смешные стихи, в них есть слова, в которых
заблудились звуки. Прослушайте их и найдите потерянный звук.
На болоте нет дорог.
Я по бочкам —
Скок да скок!
У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Писем мы не написали,
тучку целый день искали.
Загремел весенний гном,
Тучи на небе кругом.
Воробьишка поскакал —
Где-то кошек отыскал.
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка.
На поляне весной
Вырос зуб молодой.
Поочередно выполняют задания.
На болоте нет дорог.
Я по кочкам —
Скок да скок!
У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять голов.
Синеет море перед нами,
Летают чайки над волнами.
Писем мы не написали,
ручку целый день искали.
Загремел весенний гром,
Тучи на небе кругом.
Воробьишка поскакал —
Где-то крошек отыскал.
Сидит на грядке крепко
Оранжевая репка.
На поляне весной
Вырос дуб молодой.
Документ
камера
СЛАЙД 13- 20
«Народная
мудрость»
Следующее
задание,
«Закончи
пословицу».
Учитель
читает,
начало поговорки, дети заканчивают ее.
Не стыдно не знать, …
Ученье — свет,
Корень учения горек, а ….
Заканчивают начатую учителем
поговорку.
-
стыдно не учиться.
-
а неученье — тьма.
- а плоды его сладки.
3.
Подведение
Подведение итогов викторины.
итогов
Ребята, на этом наша викторина «Умники и умницы» подошла к
концу.
Все
вы,
ребята,
показали
сегодня
свои
знания.
Желаю
вам
продолжать
набираться
знаний,
так
как:
«Грамоте
учиться
—
всегда пригодится».
Приложение 1
Карточки для капитанов
Яблоко - Букв….., звуков ….
Ярмарка- Букв….., звуков ….
Енот - Букв….., звуков ….
Емеля - Букв….., звуков ….
Ребусы.
Ка
Ва
ком
та
«Артисты»