Напоминание

«Умники и умницы»


Автор: Хасаншиной Ирине Викторовне
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Прогимназия "Эврика"
Населённый пункт: г. Муравлеко ЯНАО
Наименование материала: Урок-викторина по обучению грамоте
Тема: «Умники и умницы»
Раздел: начальное образование





Назад




Урок-викторина по обучению грамоте

«Умники и умницы» для 1 класса.

Подготовила: Хасанштина И.В.

Цель. Повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка.

Задачи:

закрепить полученные знания;

развивать речь учащихся, наблюдательность, умения обобщать, анализировать, делать выводы; умение работать в группах; развивать

самостоятельность;

способствовать расширению кругозора учащихся;

воспитывать познавательную активность, внимательность, старательность, уважение к товарищам, желание работать самостоятельно

и в группах.

Тип урока: урок закрепления, совершенствования и развития умений и навыков

.

Оборудование: интерактивная доска для демонстрации презентации; документ камера;

Материал: презентация, карточки для

индивидуальной работы, карточки с названием команд.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная, групповая.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемы

е ЭОР

1 .

П о с т а н о в к а

ц е л е й

и

з а д а ч

урока.

Мотивирование

учащихся.

-Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорили

на обучении грамоте. Но в необычной форме. - Сегодня у нас

урок-викторина, который я назвала «Умники и умницы», темой

которой будет русская народная пословица: «Грамоте учиться —

всегда пригодится».

- Перед началом урока, вы разбились на 4 команды и выбрали

капитанов.

-

На

листочках

я

распечатала

названия

команд

и

предлагаю

капитанам, выбрать название для своей команды.

1. Грамотеи

2. Знайки

Фронтальная работа.

Слушают учителя.

Настраиваются

на

совместную

работу.

П о д х о д я т

к а п и т а н ы

и

вытягивают название для своей

команды.

Презентация

СЛАЙД1

3. Почемучки

4. Умники

2.

Основная

часть.

Разминка

- Любая, викторина начинается с разминки. По очереди каждой

команде будет задан вопрос. За каждый правильный ответ команда

получает 1 балл.

Вопросы:

1.Чем отличаются звуки от букв?

2. На какие две группы делятся все звуки?

3. Какие звуки называются гласные? Назовите их.

4. Какие звуки мы называем – согласные? Назовите несколько

согласных звуков.

5. Назовите гласные буквы.

6. Какие буквы указывают на твердость согласного звука?

7.Какие буквы указывают на мягкость согласного звука?

8.Продолжите фразу: «Согласные звуки бывают …»

9.Продолжите фразу «Парные согласные это…»

10. Какие бывают гласные звуки?

11. Как определить количество слогов в слове?

12.Какие буквы и когда обозначают два звука?

13.Из чего состоит предложение?

14. Как пишется первое слово в предложении?

15. Продолжите фразу: «В конце предложения ставится …»

16. «Имена, фамилии, клички животных, названия городов, рек»-

пишутся с…

Отвечают на вопросы.

-

Звуки

мы

слышим,

а

буквы

пишем.

Гласные и согласные

- А, О, У, Ы, И.

- Д, Т, П, К.

- А, О, У, Ы, И. Е, Я.

- А, О, У, Ы.

- И, Е, Я.

-Твердые

и

мягкие,

глухие

и

звонкие, парные

это согласные, соотносительные

по глухости-звонкости: [б-п], [г-

к] [д-т], [з-с];

ударные и безударные

- Посчитать гласные звуки

- Е, Я – в начале слова и после

гласной

Из слов связанных по смыслу.

- С заглавной буквы

- точка

- с заглавной буквы

Конкурс

«Собери слово»

- Из слов каждой строчки составьте новые слова, используя для

этого их первые слоги. По очереди каждая команда называет одно

слово и получает балл.

1.

РЕМЕНЬ, КАМЕНЬ

2.

РОКОТ, БОТВА

3.

ЗИНА, МАША

Поочередно составляют слова из

первых слогов данных слов.

1.

РЕКА

2.

РОБОТ

3.

ЗИМА

СЛАЙД 2

4.

ЛЕГЕНДА, ТОЛЯ

5.

ЗАБОР ГАДКИЙ, КАМЕРА

6.

РУСАЛКА, БАШМАК, КАНАТ

7.

КРОЛИК, ВАТРУШКА, КАША

8.

ПОЯС, ГОРЕ, ДАЧА

4.

ЛЕТО

5.

ЗАГАДКА

6.

РУБАШКА

7.

КРОВАТКА

8.

ПОГОДА

Конкурс

капитанов

Сейчас у ваших капитанов есть шанс заработать 3 бала для своей

команды.

На листочках, слова, капитанам нужно разделить слово на слоги,

поставить ударение, посчитать количество букв и звуков в слове.

Приложение1.

Капитаны разбирают слова:

1.

ЯБЛОКО

2.

ЕМЕЛЯ

3.

ЯРМАРКА

4.

ЕНОТ

Конкурс

«Артисты»

А

пока

капитаны

выполняют

задание

и

зарабатывают

дополнительные баллы. (Приложение)

Командам тоже предстоит потрудиться

Снова трюк в моей программе:

Вот пять артистов перед нами,

Ни секунды не теряй,

Буквы гласные раздай.

Зорким будь, соображая,

У кого в губах какая?

Приглашаются в игру

Только О, Е, А, И, У !

На экране портреты артистов, произносящие определенный звук,

определите, кто какой звук произносит, и соотнесите портрет с

буквой. (Приложение)

Команды поочередно соотносят

портрет с буквой.

СЛАЙД З

Ребусы

На доске будут появляться ребусы. Здесь вам предстоит проявить

быстроту

реакции.

Возможность

получить

балл

получит

та

команда, участник которой первый поднимет руку.

Приложение 1.

Отгадывают ребусы.

СЛАЙД 4-11

Конкурс

«Подбери

словечко»

В следующем задание нужно подобрать такое слово, которое по

смыслу подойдет ко всем словам в строчке.

1.

Точные, красивые, электронные –

2.

Стальной, ржавый, большой –

3.

Кофейная, фарфоровая, чистая –

4.

Футбольный, резиновый, кожаный –

Ответы команд:

Часы

Ключ

Чашка

Мяч

СЛАЙД 12

Конкурс

«Звук заблудился»

Подводим итог конкурса капитанов. Просматриваем выполнение

заданий с помощью документ камеры.

Ребята, есть очень смешные стихи, в них есть слова, в которых

заблудились звуки. Прослушайте их и найдите потерянный звук.

На болоте нет дорог.

Я по бочкам —

Скок да скок!

У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять волов.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Писем мы не написали,

тучку целый день искали.

Загремел весенний гном,

Тучи на небе кругом.

Воробьишка поскакал —

Где-то кошек отыскал.

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка.

На поляне весной

Вырос зуб молодой.

Поочередно выполняют задания.

На болоте нет дорог.

Я по кочкам —

Скок да скок!

У вратаря большой улов,

Влетело в сетку пять голов.

Синеет море перед нами,

Летают чайки над волнами.

Писем мы не написали,

ручку целый день искали.

Загремел весенний гром,

Тучи на небе кругом.

Воробьишка поскакал —

Где-то крошек отыскал.

Сидит на грядке крепко

Оранжевая репка.

На поляне весной

Вырос дуб молодой.

Документ

камера

СЛАЙД 13- 20

«Народная

мудрость»

Следующее

задание,

«Закончи

пословицу».

Учитель

читает,

начало поговорки, дети заканчивают ее.

Не стыдно не знать, …

Ученье — свет,

Корень учения горек, а ….

Заканчивают начатую учителем

поговорку.

-

стыдно не учиться.

-

а неученье — тьма.

- а плоды его сладки.

3.

Подведение

Подведение итогов викторины.

итогов

Ребята, на этом наша викторина «Умники и умницы» подошла к

концу.

Все

вы,

ребята,

показали

сегодня

свои

знания.

Желаю

вам

продолжать

набираться

знаний,

так

как:

«Грамоте

учиться

всегда пригодится».

Приложение 1

Карточки для капитанов

Яблоко - Букв….., звуков ….

Ярмарка- Букв….., звуков ….

Енот - Букв….., звуков ….

Емеля - Букв….., звуков ….

Ребусы.

Ка

Ва

ком

та

«Артисты»



В раздел образования