Автор: Кузнецова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18 г. Кисловодск
Населённый пункт: г. Кисловодск Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание ответственности у детей с сочетанной патологией школьного возраста
Раздел: начальное образование
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
№18 г. Кисловодск
Воспитатель Кузнецова Е.В
Воспитание ответственности у детей с сочетанной патологией школьного
возраста
В подростковом и раннем юношеском возрасте, когда школьник
активно ищет свое место в обществе, в системе социальных связей,
прежде чем он будет готов к самостоятельным действиям и принятию
решений, ему часто нужна помощь и поддержка. По словам И.С. Кона,
воспитание в эпоху научно технической революции должно быть,
прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой
инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга не
возможны. В свете вышеизложенного развитие у подростков
инициативы, самостоятельности, ответственности, субъектности,
способности активно и творчески строить свои отношения с
различными сферами действительности становится одной из
важнейших задач психологов, педагогов, родителей.
Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность
(физическую, эмоциональную, умственнуюи т.д.). В результате этой
активности появляются новые качества личности, физические
изменения в организме, преобразования в окружающей среде.
Подросток в силу своей природной активности стремится к
саморазвитию, самореализации. Отсутствие этой возможности в
социальном пространстве заставляет подростка самоутверждаться в
ситуациях, порой граничащих с правонарушениями, что ставит
общество перед лицом саморазрушающего и антиобщественного
поведения подростков.
Социальные институты, прежде всего, школа, семья, средства
массовой
информации, не всегда способствуют формированию у подростков
четких
жизненных ориентиров, готовности к использованию своих
гражданских
прав, выполнению общественных обязанностей. У подростков слабо
формируются умения быть ответственным,
приниматьсамостоятельные
решения, отстаивать социальные и нравственные убеждения,
обладать высокой психологической лабильностью, стремиться к
духовному обогащению личности. Отсутствие единой идеологической
системы -благо для воспитания
самостоятельной, критически мыслящей личности. Но такая личность
не появляется сама собой. Чем разностороннее способен
воспринимать окружающий мир человек, тем большую личную
ответственность он берет на себя. Для
неподготовленного, социально не компетентного человека это может
оказаться тяжелой обязанностью. А подросток, в период кризиса
идентичности, еще очень уязвим. Отсюда возникает стремление снять
с себя
и переложить на других -сверстников, референтную группу
-ответственность за адекватное восприятие мира.
В процессе общения в семье происходят согласование взаимных
потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга,
выработка
общей позиции и представлений и т.д., и именно особенности общения
в
семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие
личности ребенка.
Неэффективная коммуникация, состоящая в противоречивых
высказываниях или невербальных проявлениях, рассогласовании
вербального и невербального уровня сообщений, ошибках взаимного
восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом,
наличии
множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д., приводит к
формированию
коммуникативных и личностных проблем у ребенка.
Коммуникация в семье, прежде всего напрямую связана с Я-образом
ребенка, для формирования которого он должен интегрировать
сообщения,
получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе.
Я- образ –совокупность чувственных образов (ощущений, восприя
тий, представлений) и характерных образов своих действий по
отношению к
самому себе и другим.
Если установки самих родителей неотчетливы или противоречат друг
другу,
информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной, что ведет к
неполному образу «Я» и заниженной самооценке.
Ребенок не может действовать в соответствии с одним из указаний, не
ослушавшись при этом другого, а поэтому неизменно вызывает
родительское
неудовольствие .Часто родители, которые внешне критикуют
подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и
способствуют его
сохранению. Этот феномен может принимать различные формы:
пустые
угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому,
демонстрируемому ребенком, и принятие его, повышенный интерес к
симптому ребенка или значительное побочное вознаграждение. В
результате
сформировавшая в семье с дисфункциональной коммуникацией
личность «не
обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения,
а также
для правильной интерпретации поступающих извне сообщений.
Предположе
ния, на которых основываются ее действия, будут ложными, а ее
попытки приспособиться к окружающей действительности —
беспорядочными и неадекватными»
Усвоенный в родительской семье неясный и противоречивый стиль
коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании
собственной семьи.
Очень важно в семье воспитывать чувство ответственности у
подростка в период полового созревания. Иногда именно в этот
период
возникают большие проблемы. Подросток пытается понять самого
себя и
свой путь в жизни, поэтому часто возникают конфликты с
окружающими. В
это время особенно важно научить подростка принимать осознанные
решения и отвечать за свои поступки.
Родители должны стремиться поручать подросткам такие задания,
выполнение которых позволило бы последним понять и почувствовать
свою
значимость в семье. Например, ремонт велосипеда младшего брата
или
сестры, хождение в магазин и уборка комнаты.
Обращаясь с просьбой о выполнении того или иного задания,
необходимо учитывать способности и склонности ребенка: например,
при
творческом складе личности не стоит перегружать подростка
монотонными
домашними делами.
Развитию чувства ответственности способствует предоставление
подростку права голоса в решении важных семейных вопросов,
например, на
что лучше потратить деньги: на покупку автомобиля или на семейный
отдых? Какую посещать школу? Как провести ближайшие выходные?
Не следует полностью ограждать детей от повседневных забот и все
делать за них, так ребенок вырастет избалованным и неспособным
принимать
решения человеком.
Каждый член семьи должен иметь определенные обязанности и нести
ответственность за их выполнение. Однако не следует перегружать
детей большим количеством обязанностей, абсолютно лишая их
свободного времени.Имеются обязанности и вещи, за которые несут
ответственностьтолько взрослые, например, не следует вменять в
постоянную обязанность старшим детям (брату или сестре) смотреть
за
младшими детьми.
Родители как можно раньше должны поручать определенные задания
детям. С учетом возраста ребенку можно поручить:
С 4 лет и старше -складывать игрушки, поливать цветы.
С 5 лет -помогать накрывать на стол, вытирать пыль, выносить мусор,
чистить обувь.
С 8 лет -мыть посуду, убирать свою комнату, присматривать за
младшим братом или сестрой (непродолжительное время).
С 10 лет -ходить в магазин.
С 12 лет -стирать и делать уборку дома.Спецификой социальной
ситуации развития подростка является расхождение, с одной стороны,
междутребованиями жизни и его интересами, с другой -
между его возможностями и его собственными требованиями к себе.
Такое расхождение требует уже достаточно высокого уровня развития
воли, которого чаще всего подростки еще не достигают.
Кроме того, подростки еще плохо умеют учитывать последствия
совершенных поступков. Не только у младших, но дажеу старших
подростков круг предвидимых ими последствий очень ограничен. Они
часто
не способны учесть, как отзовется их поведение на окружающих (какие
у них
могут возникнуть трудности, переживания); в основном они учитывают
последствия только для себя.Подростки, испытывая трудности в
произвольной организации своего поведения, ставят перед собой в
качестве специальной задачи воспитание воли и выработки у себя
волевых качеств личности. Однако понимают эту задачу своеобразно:
они видят проявление воли преимущественно в героических
поступках, порождаемых какими-то исключительными
обстоятельствами. Иначе говоря, они не видят и не замечают
проявления
воли в своей повседневной жизни и деятельности. Даже при
разъяснении они
не хотят признать, что в усидчивой учебной работе, в постоянном
прилежании также проявляется воля; и уже во всяком случае "такая
воля" их
не привлекает.
Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать,
понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя
ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это
различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим
собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки,
а
избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь
другого.
Ответственность -необходимость, обязанность отвечать за свои
действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за
что-то
отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на
себя
ответственность означает отвечать за свои действия перед другими.
Формирование ответственности –процесс, направленный на развитие
у личности установки на ответственность, знаний и осознания
сущности
ответственности, ответственного отношения к действительности и
опыта
ответственного поведения.
Инструкция
1.
Сначала обдумайте ситуацию. Вам необходимо знать, что можно требовать от
ребенка, какой уровень ответственности соответствует его возрасту.
Осознайте, что инструментом воспитания является ваша личность, ваш
пример и условия, которые вы создаете дома. В основе ответственности
лежит нравственное воспитание, поэтому учите ребенка общечеловеческим
ценностям, тому, что социально приемлемо, что - нет, что есть добро, что зло.
2.
Установите ясные и неизменные правила в семье, если ваш ребенок
находится в раннем возрасте. Это позволит ему чувствовать границы мира,
вашу надежность и заложит понятия об опасности и безопасности, что
является основой ответственного отношения к своей жизни, здоровью.
Обеспечьте гибкость семейных правил и традиций, если ребенок уже
подросток. С взрослением границы должны расширяться.
3.
Закрепляйте за ребенком посильные обязанности. Психолог-консультант
журнала «Мама и малыш» Юлия Василькина использует понятие «зоны
ответственности». В каждом возрасте они различаются: это могут быть и
игрушки, и кровать, и свой внешний вид, и питомцы, и домашние
обязанности разного уровня. Возраст 5-7 лет – идеален для закладывания
основ ответственного поведения, в это время расширяются моторные и
интеллектуальные возможности ребенка, сфера его деятельности.
4.
Давайте ребенку возможность прочувствовать последствия неисполнения
своих обязанностей, пусть и отрицательные. Это повышает детскую
осознанность. Показывайте, что на нем лежит личная ответственность как за
каждый поступок, так и за бездействие. Разговаривая с детьми, пытайтесь
вместе спрогнозировать последствия того или иного выбора, развивайте
умение анализировать, предвидеть исход ситуаций.
5.
Стимулируйте самостоятельность в вопросах личных интересов ребенка:
увлечений, игр, личных вещей, игрушек. Поощряйте инициативу, особенно
если она говорит о том, что ребенок подумал, прежде чем совершить
поступок, пусть вам не понравилось решение или оно не было оптимальным.
Обсудите и проанализируйте это, но не укоряйте, не оскорбляйте. Учитесь
доверять и общаться с ребенком на равных – это важный момент в
воспитании чувства ответственности.
Чувство ответственности
Что такое ответственность?
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия,
поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает:
семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя
ответственность означает отвечать за свои действия перед другими. По сути,
имеется два вида ответственности: это вынужденная ответственность,
навязанная человеку установленными в обществе нормами морали или
законом, и добровольная ответственность, принятая на себя человеком
добровольно, например, решение о создании семьи, выбор профессии,
участие в каком-нибудь движении или в деятельности клуба.
Необходимо научиться осознавать свою ответственность
Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать,
понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя
ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие
прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным
ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий
ответственности пытается переложить их на кого-нибудь другого.
Как человек берет на себя ответственность?
На принятие решения взять на себя ответственность влияют многие
факторы. Чем больше усилий требует задача, тем больше вероятность, что
человек не возьмет на себя ответственность за ее выполнение. Также хорошо
известен эффект «диффузии ответственности» (распределения), например,
чем больше людей видит преступление, тем меньше вероятность, что кто-
нибудь осмелится помочь жертве. Чувство ответственности можно начинать
воспитывать в человеке с раннего детства. Мелкие домашние дела (поливка
цветов, кормление птиц в клетке, уборка грязной посуды со стола)
необходимо доверять детям с 4-летнего возраста.
Следует следить за выполнением обязанностей
Родители должны постоянно следить, как малыши выполняют свои
обязанности и при необходимости о них напоминать. Тяжелую ношу
ответственности ребенок впервые начинает ощущать при поступлении в
школу. Дети начинают учиться, они должны выполнять домашние задания,
внимательно слушать учителя, не опаздывать на уроки и т.п.
Ответственность подростков
Очень важно в семье воспитывать чувство ответственности у подростка в
период полового созревания. Иногда именно в этот период возникают
большие проблемы. Подросток пытается понять самого себя и свой путь в
жизни, поэтому часто возникают конфликты с окружающими. В это время
особенно важно научить подростка принимать осознанные решения и
отвечать за свои поступки.
Обязанности в семье
Родители должны стремиться поручать подросткам такие задания,
выполнение которых позволило бы последним понять и почувствовать свою
значимость в семье. Например, ремонт велосипеда младшего брата или
сестры, хождение в магазин и уборка комнаты.
Обращаясь с просьбой о выполнении того или иного задания, необходимо
учитывать способности и склонности ребенка: например, при творческом
складе личности не стоит перегружать подростка монотонными домашними
делами.
Развитию чувства ответственности способствует предоставление подростку
права голоса в решении важных семейных вопросов, например, на что лучше
потратить деньги: на покупку автомобиля или на семейный отдых? Какую
посещать школу? Как провести ближайшие выходные?
Не перегружайте детей
Не следует полностью ограждать детей от повседневных забот и все делать за
них, так ребенок вырастет избалованным и неспособным принимать решения
человеком. Каждый член семьи должен иметь определенные обязанности и
нести ответственность за их выполнение. Однако не следует перегружать
детей большим количеством обязанностей, абсолютно лишая их свободного
времени.
Имеются обязанности и вещи, за которые несут ответственность только
взрослые, например, не следует вменять в постоянную обязанность старшим
детям (брату или сестре) смотреть за младшими детьми.