Напоминание

«Особенности организации образовательного пространства в работе с детьми ОВЗ».


Автор: Оболенская Юлия Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: г.Химки, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности организации образовательного пространства в работе с детьми ОВЗ».
Раздел: среднее образование





Назад




«Особенности

организации

о б р а з ов ат е л ь н о го

пространства в работе с детьми ОВЗ».

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-

инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-

развивающей

среды,

обеспечивающей

адекватные

условия

и

равные

с

обычными

детьми

возможности

для

получения

образования

в

пределах

специальных

образовательных

стандартов,

лечение

и

оздоровление,

воспитание

и

обучение,

коррекцию

нарушений

развития,

социальную

адаптацию.

Основной

целью

адаптированной

образовательной

программы

является

создание

в

школе

гуманной

педагогической

среды

с

целью

социально

персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в

современном

социально

экономическом

и

культурно

нравственном

пространстве.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение

основных задач:

- обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на

получение бесплатного образования;

- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с

учащимися с различными формами отклонений в развитии;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе

совершенствования образовательного процесса;

- создание благоприятного психолого-педагогического климата для

реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для

организации обучения детей с ОВЗ.

Содержание

специального

(коррекционного)

образования

в

образовательном учреждении направлено на формирование у обучающихся,

воспитанников

жизненно

важных

компетенций,

готовя

детей

с

ОВЗ

к

активной жизни в семье и социуме.

Психолого-педагогическое сопровождения процесса обучения ребенка с

ОВЗ в общеобразовательном пространстве.

Психологи

подчеркивают,

что

интеграция

должна

обеспечить

«психологическую готовность» детей к совместному обучению. Для этого

необходимо

переосмысление

обществом

отношения

к

детям

с

ОВЗ,

признание их равных прав на получение образования, разработка конкретных

программ

сопровождения

детей

с

ОВЗ

для

оптимальной

реализации

их

возрастных

возможностей

(Н.

Л.

Белопольская,

Е.

Е.

Дмитриева,

М.

В.

Жигорева, И. А. Коробейников и др.).

Таким образом, включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся

учащихся

требует

значительных

изменений

в

организации

процесса

обучения,

необходимости

обеспечения

комплексного

психолого-

педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении

всего периода его обучения в условиях образовательной организации.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух

согласованных процессов:

1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения,

воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную

работу,

направленную

на

исправление

или

ослабление

имеющихся

нарушений,

и

развивающую

работу,

направленную

на

раскрытие

потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня

развития);

2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в

решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности

всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если

педагог работает с группой.

Целью

психолого-педагогического

сопровождения

ребенка

с

ОВЗ,

обучающегося

в

образовательном

учреждении

является

обеспечение

оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи

психолого-педагогического

сопровождения

ребенка

с

ОВЗ,

обучающегося в образовательном учреждении

:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь

(содействие)

ребенку

в

решении

актуальных

задач

развития,

обучения,

социализации:

учебные

трудности,

проблемы

с

выбором

образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-

волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями,

родителями;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической

культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение

следующих условий

:

· формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

·

обучение

детей

процессе

формирования

представлений)

выявлению

характерных,

существенных

признаков

предметов,

развитие

умений

сравнивать, сопоставлять;

· побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой

деятельностью детей;

·

установление

взаимосвязи

между

воспринимаемым

предметом,

его

словесным обозначением и практическим действием;

·

использование

более

медленного

темпа

обучения,

многократного

возвращения к изученному материалу;

· максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

· разделение деятельности на отдельные составные части, элементы,

операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к

другу;

· использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти,

восприятия.

Организация

групповых

и

индивидуальных

занятий,

которые

дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на

преодоление

специфических

трудностей

и

недо ст атков,

характерных для учащихся с ОВЗ.

Обучение ребенка с особенностями психофизического развития является

практико-ориентированным.

Практика

выступает

как

источник

формирования новых знаний и сферы приложения теоретических положений.

В процессе деятельности и общения учащиеся интериоризуют, переводят во

внутренний план сознания внешние раздражители и стимулы, что развивает

психическую

деятельность,

обеспечивает

преодоление

формализма

в

обучении. Знания формируются поэтапно, с опорой на материализованные

опоры. Естественно, что в работе с детьми с отклонениями требуются в

большей

мере,

чем

с

обычными

детьми,

планомерное

повторение,

актуализация житейских знаний; индуктивный путь познания (от частного к

общему) здесь предпочтительнее дедуктивного (от общего к частному). Для

них необходимы разнообразие наглядно-образных средств, положительный

эмоциональный фон.

Учебно- воспитательный процесс для детей с особенностями в развитии

включает

инновационные

педагогические

технологии,

которые

предусматривают

полифонию,

варьирование,

импровизацию.

На

таких

уроках звучит голос каждого, и в то же время учащиеся взаимодействуют.

Все педагогические инновации для таких детей основаны на коррекционном

обучении.

Комплексный

подход

к

обучению

обеспечивается

коррекционными

занятиями

и

так

называемыми

«уроками

развития»,

на

которых

учитель

широко

использует

психогимнастику,

элементы

тренинга,

имитационные

игры, проблемные ситуации и программированные задания.

В учебно-воспитательном процессе выделяются две тенденции: его

(тесная взаимосвязь учителя и ученика) и личностно - гуманистический

подход. Эти тенденции являются основой для работы учителей и других

специалистов.

В каждом ученике с особенностями развития, как и в «обычном» школьнике,

учитель должен видеть личность. Это обязывает ставить на первый план

вместо

слабостей

возможности.

Учитель

должен

создать

условия

для

наиболее полной самореализации каждого ученика, своевременно отметить

достигнутые успехи, не допускать формирования личности с комплексом

неудачника.



В раздел образования