Автор: Козадаева Елена Сергеевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №28"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ВОСПИТАНИЯ
Раздел: среднее образование
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ
СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ВОСПИТАНИЯ
Семья – это та первичная среда,
где человек должен научиться
творить себя».
В.А. Сухомлинский
Изве стно,
что
проблема
семьи
и
семейного воспитания в последние годы стоит как
н и ко гд а
о с т р о :
д е м о г р а ф ы ,
с о ц и о л о г и ,
культурологи,
психологи,
педагоги
подтверждают
наличие глубокого системного кризиса семьи. Кризисное состояние современной семьи -
социальная проблема, требующая решения и социальная реальность, ждущая помощи.
В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного
воспитании невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер. Решение выдвинутых
задач в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к
учащимся семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и
всего социума. Необходим комплексный, системно-деятельностный подход.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений
социальной политики.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в
ряде
нормативно-правовых
документов,
которыми
мы
руководствуемся
в
своей
деятельности:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. №273-ФЗ
- Федеральные государственные образовательные стандарты
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Все они направлены на создание целостной системы поддержки и социальной
защиты семьи.
Основным направлением региональной политики в системе воспитательной работы
на современном этапе - является создание условий и инновационных механизмов развития
системы
воспитательной
работы
в
школе, обновление
содержания
и
технологий
воспитательной деятельности в соответствии с изменившимися потребностями населения
и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.
Самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей,
их
поведение,
авторитет,
образ
жизни
семьи,
ее
уклад,
традиции,
внутрисемейные
отношения, эмоционально-нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают
такие
категории
как:
уважение
к
традициям
семьи,
к
матери,
к
отцу,
к
старшему
поколению.
Сегодня для организации эффективного образования родителей необходимо:
-
ориентироваться
на
актуальные,
значимые,
с
учётом
индивидуально-возрастных
особенностей развития детей, проблемы каждой категории родителей;
- вызвать интерес у родителей к образованию и самообразованию;
- учитывать личный опыт родителей, их интересы;
- вариативно подойти к содержанию, формам и методам образования родителей.
Применение
системно-деятельностного
подхода
есть
способ
удовлетворения
запросов родителей и социума.
За
основу
работы
с
родительской
общественностью
мы
берем
следующие
принципы:
1 . Принцип
деятельности
заключается
в
том,
что
родители,
получают
знания
по
вопросам воспитания не в готовом виде, а добывают их сами в процессе совместной
деятельности.
2 . Принцип непрерывности означает такую организацию деятельности, когда результат
на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность
процесса обеспечивается инвариативностью используемых технологий.
3 . Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих
факторов, ориентированных на реализацию идеи педагогики сотрудничества семьи и
школы.
4. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало.
В
школе
разработана
Программа
воспитания
и
социализации,
где
одним
из
приоритетных направлений является работа с семьей, которая реализуется через:
ознакомление
родителей
с
содержанием
и
методикой
учебно-воспитательного
процесса, организуемого в школе;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
помощь отдельным семьям в воспитании детей;
взаимодействие родителей с социумом.
Мы считаем, что психолого-педагогическая культура родителей – один из самых
действенных
факторов
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
учащихся. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов
нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической
культуры
родителей
необходимо
рассматривать
как
одно
из
важнейших
направлений
воспитания и социализации школьников.
В
школе
существует
многолетняя
система
взаимодействия
с
родительской
общественностью,
основанная
на
взаимопонимании,
действиях
в
интересах
ребёнка,
обоюдной ответственности.
№п/п
Мероприятие
I.
Информационное сопровождение
1.
Общешкольные родительские собрания
2.
Тематические классные родительские собрания
3.
Заседания Совета школы
4.
Родительский лекторий
5.
Психолого-педагогическое, социальное консультирование родителей по
вопросам обучения и воспитания
6.
Размещение пакетов нормативных и методических документов на
школьном сайте, информационных стендах
7.
Работа родительских комитетов классов
II.
Организационно-правовое сопровождение
1.
Разработка основных направлений работы с родителями учащихся
начальной и основной школы в условиях введения и реализации ФГОС
2.
Оформление в установленной форме выбора родителями направлений
и форм внеурочой деятельности
3.
Участие родителей в обсуждении Учебного плана, режима работы школы
4.
Публичный отчёт директора школы по итогам учебного года
III.
Мониторинговые исследования
1.
Исследование запроса родителей на образовательные услуги
2.
Консультирование родителей по вопросам выбора направлений и форм
внеурочной деятельности
3.
Организация мониторинга степени удовлетворённости родителей
образовательными услугами, организацией урочной и внеурочной
деятельности
4.
Изучение семей учащихся
Психолого-педагогическая компетентность родителей достигается через системное
проведение
родительского
всеобуча
в
школе
и
использование интерактивных
форм
работы.
Интерактивные технологии – это современные методы привлечения родителей к
совместному, обоюдовыгодному сотрудничеству, направленному на повышение качества
обученности
детей
и
гармонизации
их
личности.
Они
могут
быть
реализованы
в
различных формах – родительские гостиные, родительские клубы, всеобуч, деловая игра,
тренинги, семинары, интерактивные родительские собрания, вечер вопросов и ответов,
семейные праздники (вечера) и др.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей является основой
раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль
призван сыграть родительский всеобуч.
Концепция создания
и проведения
родительского всеобуча
основана на
приоритетности семейного воспитания и опирается на следующие идеи:
- опоры на базовые потребности ребёнка;
- развития личности в процессе воспитания;
- совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания;
- формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого
ребёнка на основе личностного подхода;
- социального партнерства семьи и школы в процессе формирования модели культуры
здорового образа жизни в семье.
Родительский всеобуч призван решать ряд задач:
1.
формирование
в
семьях
позитивного
отношения
к
активной
общественной
и
социальной деятельности детей;
2. воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения к своей семье;
3. всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
4. организация совместного творчества детей и родителей.
Родительского всеобуч предполагает реализацию следующих направлений работы:
1. нравственно-психологическое просвещение родителей;
2. правовая культура родителей;
3. основы здорового образа жизни детей и родителей;
4. организация совместной досуговой деятельности детей и родителей.
Родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью,
а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в
трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания,
утвердиться в своих правильных позициях, либо подкорректировать ошибки в воспитании.
Как сделать так, чтобы родители стали союзниками педагогов в данном вопросе,
получили
ту
необходимую
информацию,
в
которой
они
заинтересовались,
захотели
поделиться опытом семейного воспитания? Прежде всего, необходимо выбрать ту форму
проведения родительского всеобуча, с помощью которой сегодня мы бы могли ответить на
те
злободневные
вопросы,
которые
ставит
перед,
родителями
и
детьми
сегодняшнее
поколение и время. Ведь не секрет, что для родителей всегда актуальны те проблемы,
которые связаны:
- с физическим и психическим здоровьем детей;
- с вопросами общения родителей и детей;
- с интеллектуальным развитием ребёнка;
- с обучением родителей конкретным знаниям и умениям;
- с положительным опытом семейного воспитания.
Тематика
и
методика
занятий
должны
быть
выбраны
с
учётом
возрастных
особенностей учащихся, уровня образованности и заинтересованности родителей, целей и
задач воспитания, стоящих перед школой (приложение №1).
Каждая
встреча
с
родителями
неповторима
и
имеет
свои
особенности:
использование
эпиграфа,
высказываний,
притч;
актуальность
выбранной
темы;
использование ИКТ технологий; красочность и наглядность раздаточного материала;
продуманность анкет и карточек для родителей; включение рефлексивных моментов,
упражнений-энергизаторов и т.п.
Эффективны
в
работе
с
родителями
нестандартные формы,
которые
дают
возможность родителям «попрактиковаться с воспитанием», исправить ошибки, проиграть
всевозможные ситуации.
Для
того
чтобы
применение
активных
методов
на
встрече
с
родительской
общественностью было эффективным, мы создаем следующие условия:
1.
Обеспечиваем
безопасность
участников.
Психолог
или
педагог
не
должен
оценивать
правильность
или
неправильность
родительских
мнений
и
установок.
Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень
важно, что вы об этом сказали». Некоторые родители при участии в играх или
дискуссиях
могут
чувствовать
неловкость,
которая
маскируется
смехом
или
оппозиционными
реакциями.
Психологу
(педагогу)
лучше
не
заострять
на
этом
внимания, а проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им благодарность
за участие.
2.
Заинтересовываем родителей. Нужно объяснить родителям, что интерактивные
методы
помогут
лучше
понять,
прожить
какие-то
ситуации
школьной
жизни,
применить полученные знания и т.п.
3.
Организуем
пространство. Обязательно
нужно
изменить
расстановку
парт
в
школьном классе (например, поставить их буквой «П» или полукругом) или выбрать
другое помещение.
4.
Предупреждаем
родителей
заранее. Сообщить
о
том,
что
на
занятии
будут
применяться
новые формы
взаимодействия,
можно
различными
способами
(например, подготовить письменные приглашения и передать их с детьми).
5.
Выбраем
оптимальное
время
на
родительской
встрече
для
применения
активных форм взаимодействия. Время это обычно ограничивается 20-30 минутами.
Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать
с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.
У нас уже выработалась определённая структура встреч, которая включает в себя
следующие этапы:
1 этап – организационный (активизация) – предполагает:
- определение темы встречи (приложение №2);
- определение даты и времени проведения;
- определение состава и количества приглашённых;
- информирование о предстоящей встрече кл. руководителей, родителей и детей;
- выбор аудитории для проведения мероприятия;
- оформление аудитории, расстановка мебели;
- подготовка раздаточного материала
2 этап – мотивационный
На этом этапе можно использовать разнообразные упражнения-энергизаторы, притчи,
афоризмы,
сравнительные
высказывания,
чтобы
побудить
родителей
к
активным
действиям и эффективному сотрудничеству (приложение №3).
3 этап – основной
Основную часть может проводить как сам педагог, так и специалисты, приглашенные для
раскрытия
заданной
темы
(проблемы).
Основная
часть
должна
быть
наиболее
содержательной, насыщенной и большей продолжительностью, чем остальные.
4 этап – рефлексивный
В
конце
каждой
встречи
должен
быть
заключительный
этап,
дающий
возможность
присутствующим выразить свое мнение о проведенной встрече, подытожить полученные
знания, поделиться эмоциями, высказать свои пожелания. Рефлексивные приемы так же
разнообразны
и
зависят
от
конечной
цели
мероприятия.
На
данном
этапе
можно
подготовить и раздать родителям памятки-рекомендации по теме встречи (приложение
№4).
Опыт проведения родительского всеобуча подвел нас к выработке особых правил,
которые предполагают: доверительный стиль общения, доброжелательность, поддержку,
определение сильных сторон личности, положительную установку на работу, активное
участие в происходящем, заинтересованность. Общение с родителями ученика должно
быть не во вред ему, а во благо.
Сейчас
можно
смело
сказать,
что
признаки
обновления
во
взаимодействии
педагогов с семьей явно происходят.
У педагогов установились партнёрские отношения с семьями учащихся, создалась
атмосфера
взаимопонимания,
эмоциональной
взаимоподдержки,
общности
интересов
педагогов,
родителей
и
детей.
Эта
система
помогла
привлечь
родителей
к
педагогическому взаимодействию с ребёнком и школой.
У
родителей
расширились
теоретические
и
практические
знания
в
вопро сах
воспитания детей, активизировались и обогатились воспитательные умения, возникла
уверенность
в
собственных
педагогических
возможностях.
Укрепились
семейные
ценности и традиции.
У детей развивается чувство защищенности, семейной сплочённости, появился
интерес к истории своей семьи, пришло осознание себя как полноценного, любимого
члена семьи.
И
как
результат,
новое
положительное
отношение
родителей
к
школе,
положительная оценка её деятельности.
В заключение надо сказать, что организация взаимодействия с семьей - работа
сложная.
Её
успех
определяется
интуицией,
инициативой,
терпением
и
обоюдным
желанием детей, родителей и педагогов работать в тесном контакте.
Наша
школа
не
останавливается
на
достигнутом,
а
развивается
в
данном
направлении, учитывая современные изменения в сфере воспитания.
Козадаева Елена Сергеевна, заместитель
директора по воспитательной работе
МБОУ г. Кургана «СОШ №28»
Приложение №1
Примерная тематика родительских собраний
1-4 классы
1 класс
-
П е р в ы й
р а з
-
в
п е р в ы й
к л а с с .
Т р а д и ц и и школы.
Особенности
у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о й
р а б о т ы
ОО.
-
Особенности
интеллектуального
и
личностного
развития
первоклассников.
И н д и в и д у а л ь н ы е
о с о б е н н о с т и
л и ч н о с т и
м л а д ш е г о
ш к о л ь н и к а .
-
Организация
учебной
деятельности
младшего
школьника.
Режим
дня.
2 класс
- Особенности учебников. Как приготовить домашнее задание?
- Семейные праздники и их значение для ребенка.
- Книга – лучший друг человека! Как развивать у ребенка желание читать?
- Система поощрения и наказания в семье.
3 класс
- Семейные традиции: вчера, сегодня, завтра.
- Психолого- возрастные особенности учащихся 3 классов.
- Вредные привычки. Роль семьи и школы в решении проблемы.
- Духовно- нравственное воспитание детей.
4 класс
- Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям и детям о половом воспитании
детей.
- О чем может рассказать школьный дневник?
- Причины детских суицидов.
- Свободное время и развлечения учащихся.
5-8 классы
5 класс
- Психолого-педагогические особенности пятиклассников. Особенности
обучения, преемственность, традиции.
- Проблемы адаптации пятиклассников в школе.
- Книга, телевидение, компьютер и пятиклассник.
- Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника.
6 класс
- Проблемы подросткового возраста.
- Компьютер в жизни школьника.
- Положительные эмоции в жизни человека, подростка.
- Здоровье современного школьника. Агрессия ее причины.
7 класс
- Поощрение и наказание детей в семье. Авторитет родителей.
- Нравственные уроки моей семьи.
- Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и
художественной литературе.
- Профильное обучение в гимназии: перспективы, выбор.
8 класс
- Проблемы детского насилия. Суициды.
- Жизненные цели подростков
- О трудностях учения.
- Ваш ребенок влюбился… Проблемы взаимоотношения полов.
9-11 классы
9 класс
- Уроки этики и поведения для детей и взрослых.
- Вредные привычки: алкоголь, табакокурение, наркомания и др.
- Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
- Итоговая аттестация, проблемы подготовки, организации.
10 – 11 класс
- Проблемы детского насилия. Суициды.
- Жизненные цели подростков.
- О трудностях учения.
- Ваш ребенок влюбился… Проблемы взаимоотношения полов.
- Здоровье и вредные привычки. (СПИД, ВИЧ- инфекции, наркомания)
- Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. Проблемы
взаимоотношений подростков, юношеский максимализм.
- Закон и ответственность.
- Профессии, которые выбирают наши дети.
Приложение №2
Темы родительского всеобуча
Форма проведения
«Дети с нарушением поведения (гипер и
гипоактивные)»
лекторий для родителей
«Роль семьи в профилактике наркомании»
лекторий для родителей
«Воспитание ребёнка в семье. Ошибки
воспитания»
тренинг
«Наказание ребёнка – необходимость
или…?»
практическое занятие для родителей с
элементами тренинга
«Неразлучные друзья – взрослые и дети»
семейный вечер
«Как помочь ребёнку в период сдачи
экзаменов»
практическое занятие для родителей с
элементами тренинга
«Мы вместе»
детско-родительский интеллектуальный
марафон
«Детки в розетке или влияние средств
массовой информации на психику ребёнка»
лекторий для родителей
«Папа, мама, я – читающая семья»
семейный литературный вечер
«Моя семья – моё богатство»
семейный вечер
«Мы - дети природы!»
семейный вечер
«Ваш маленький – большой ребёнок
практикум для родителей подростков
Приложение №3
Упражнения-энергизаторы
1. упражнение «Знакомство»
Участники объединяются в пары. Называется: имя каждого участника, общий девиз и что
объединяет двух участников. Затем пара презентует друг друга.
2. упражнение «Шуршалки»
Участники в парах должны прошуршать друг другу приветствие (поприветствовать друг
друга, прошуршав). Для упражнения заранее приготавливается шуршащая бумага. Можно
использовать карточки-подсказки «Добрый день», «Я рад тебя видеть», «Здравствуйте» и
т.п.
3. упражнение «Сундучок»
В сундук кладутся бумажки с названием различных предметов старины. Каждый участник
вытаскивает написанный предмет и рассказывает о нём всё что знает, относительно
семейных традиций.
4. упражнение «Я – высказывание» (по карточкам)
Участники вытягивают карточку с незаконченным предложением и завершают его своим
высказыванием.
Приложение №4
Памятка для родителей
1. Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в
проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря
родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое
достоинство.
2. Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать
самостоятельные
решения:
ребёнок
охотнее
подчиняется
тем
правилам,
которые
устанавливал он сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать
только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что
волен сам выбирать из нескольких возможностей.
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно
было бы вести себя неправильно.
4.
Предоставляйте
ребёнку
возможность
отдохнуть,
переключиться
с
одного
вида
деятельности на другой.
5. Требуя чего-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь,
если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без
раздражения,
терпеливо
разъясняйте
суть
своих
требований.
Ребенок
нуждается
в
повторении.
6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших
требований: он просто не может делать всё сразу.
7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения
того, что он не в силах сделать.
8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя
так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему
помочь в этой ситуации? Как поддержать его?
10. Любите своего ребенка.
Список литературы
1.
Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.
2.
Воспитание
и
обучение
детей.
Книга
для
учителя
/
Под
редакцией
В.В.
Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.
3.
Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семья М, Просвещение,
1995. – 55 с.
4.
Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под
редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
5.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
6.
Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского.
М., 1991.
7.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.