Напоминание

Система взаимодействия школы с родительской общественностью "Современные технологии и формы работы с семьей"


Автор: Козадаева Елена Сергеевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №28"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: Система взаимодействия школы с родительской общественностью "Современные технологии и формы работы с семьей"
Раздел: среднее образование





Назад




Система взаимодействия школы с родительской общественностью

«Современные технологии и формы работы с семьей»

МБОУ г. Кургана «СОШ №28»

Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по организации

взаимодействия

школы

с

родительской

общественностью,

а

именно

рассказать

об

использовании

современных

технологий

и

форм

работы

с

семьей.

Всем

нам

известно,

что

работа

с

родителями

является

приоритетным

направлением современного образования.

В нашей школе сложилась четкая система взаимодействия семьи и школы.

Мы пытаемся учитывать и использовать воспитательный потенциал каждой

семьи, для достижения поставленных целей.

Создаем условия для благоприятного взаимодействия родителей, детей

и педагогов;

Осуществляем

социально-психолого-педагогическое

просвещение

родителей

по

формированию

семейных,

духовно-нравственных

ценностей, повышаем их родительскую компетентность;

формируем активную педагогическую позицию родителей;

способствуем

формированию

у

обучающихся

системы

семейных

ценностей через различные формы мероприятий.

Главные идеи, которыми мы руководствуемся в своей работе:

семья

это

основа

будущего

благополучия

человека,

уверенности

в

завтрашнем дне;

ребёнок

надежда

и

опора

родителей,

они

вправе

надеяться

на

его

помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

ребёнок

должен

расти

и

развиваться

в

атмосфере

любви,

доброты

и

поддержки, свободной от любых форм насилия;

школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связь с отчим домом

и семьёй.

1

Модернизация

образования

направлена

на

совершенствование

содержания воспитательной системы и предполагает использование, помимо

традиционных, новых воспитательных технологий в работе с семьей.

Существует

большое разнообразие

воспитательных

технологий,

но

хотелось бы выделить следующие из них, которые мы используем в своей

работе:

технология здоровьесберегающая (Н.К. Смирнов);

технология проектного обучения;

личностно-ориентированная технология;

информационно-коммуникационная технология (ИК-технология)

шоу-технология;

игровая технология;

технология КТД (И. П. Иванова);

технология гуманного коллективного воспитания;

технология создания ситуации успеха и др.

- Технология здоровьесберегающая

Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья

ребенка и обучение навыкам сохранения его.

Здоровые

дети

-

надёжное

будущее.

Достичь

данную

цель

помогает

реализация ряда мероприятий спортивно-оздоровительной направленности:

День здоровья, совместные с родителями походы и экскурсии на природу,

спортивные соревнования и игры. Совместные мероприятия

сближают

членов семьи, помогают культурно и духовно обогатиться.

- Широко применяется в воспитательной работе технология проектов,

в которой учащиеся, при поддержке родителей, приобретают знания из

различных

источников,

учатся

ими

пользоваться,

р а з в и ва ют

исследовательские умения, приобретают коммуникативные навыки.

Так в прошлом учебном году нами были реализованы проекты «Профессия

моей семьи» и «Моё семейное Древо».

-

Технология

личностно-ориентированного

воспитания

создает

наиболее

благоприятные

условия

для

развития

личности

ребенка

как

индивидуальности.

-

Особого

внимания

заслуживает информационно-коммуникационная

технология (ИКТ).

2

Сейчас мы не можем представить себе проведение внеклассных мероприятий

без использования ИКТ.

После введения в систему образования новых технологий, а также модер-

низации

школьного

образования

в

целом,

появилась

такая

форма

со -

трудничества школы с родителями, как школьный сайт.

- Широко в нашей школе используется шоу-технология, призванная

сделать воспитательный процесс творческим и интересным.

Родители активно участвуют в подготовке и проведении детско-родительских

конкурсных

программ

и

мероприятий,

таких

как:

«Семейный

альбом»,

«Маленькая мисс» и другие.

Данные

мероприятия

являются

традиционными

в

нашей

школе

и

носят

соревновательный

характер.

Сближают

членов

семьи,

помогают

им

приобрести новый социальный опыт, раскрыть свой творческий потенциал.

- Еще один вид технологий - игровая технология, которая выполняет

такие важнейшие функции, как:

- развлекательную

- коммуникативную

- терапевтическую

- диагностическую

- коррекционную

- социализации

-

Среди

прочих

известных

и

отлично

зарекомендовавших

себя

в

практике воспитательной работы - технология коллективного творческого

воспитания (КТД Игоря Петровича Иванова).

В нашей школе были реализованы совместные детско-родительские КТД:

«Память, творчество, слава», «Герои живут рядом с нами», «По страницам

истории», «Не словами, а примером», «Доброта спасет мир» и другие.

В

рамках

данных

коллективных

творческих

дел,

дети

совместно

с

родителями,

подбирали

материал

по

теме,

оформляли

выставки,

делали

добрые дела, помогали подготовить творческие номера, шили костюмы для

них, организовывали встречи с интересными людьми.

-

Технология

гуманного

коллективного

воспитания (Василия

Александровича Сухомлинского).

3

Главная цель технологии: нравственно–воспитанный мыслитель, любящий

Родину, её традиции и культуру. Воспитание гуманистических отношений,

чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к старшим.

Воспитательным ресурсом в нашей школе является музей боевой славы

«Салют. Победа».

Дети, и их родители имеют возможность обратиться к

материалам

музея,

пополнить

его

экспозицию

вещами,

которые

несут

культурную и историческую ценность.

Так ежегодно, ко дню рождения школьного музея, разрабатываются проекты:

«Подарок музею», «Родители – выпускники школы», «Семейные династии» и

другие.

- Немаловажной является - Технология «Создание ситуации успеха»

Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что и

для учащихся, и для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой

они находятся.

Мы не забываем хвалить своих родителей, всегда делаем это при любом

удобном случае, и родители платят нам тем же. Благодаря этому все дела

проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит

крупицы

своего

труда,

умения,

творчества.

Так

в

ежегодном

празднике

«Номинация» награждаются самые активные семьи и родители.

Использование

воспитательных

технологий

позволяет

наполнить

воспитательный процесс конкретным содержанием, в том числе и за счет

применения разнообразных форм работы.

Формы

работы

с

родителями

постоянно

меняются. Новые,

интерактивные формы

работы

с

родителями,

позволяют

вовлечь

родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Ставят родителей в активную позицию.

Участие

родителей

в

работе

Совета

школы,

общешкольной

Конференции,

родительских

комитетах помогает

выявить

наши

общие

проблемы и наметить пути их решения.

В

школе

создано

информационное

поле,

обе спечивающее

двустороннюю связь между всеми участниками воспитательного процесса.

На

информационном

стенде

постоянно

пополняется

и

обновляется

полезная информация для родителей.

4

В дополнение к информационным стендам, мы издаем памятки и брошюры

для родителей с рекомендациями по вопросам воспитания.

В день открытых дверей родители имеют возможность наблюдать за

процессом обучения и своими детьми.

Огромной популярностью среди родителей пользуется родительские встречи,

в рамках родительского всеобуча, при проведении которых используются

разнообразные

формы

и

методы

работы,

в

том

числе

и

тренинги

по

оптимизации детско-родительских отношений.

Часто такие встречи проходят совместно с детьми. Уникальность занятий

заключается в том, что специально подобранные упражнения рассчитаны не

только

на

укрепление

взаимоотношений

в

семье,

но

и

на

установление

близких контактов мамы с ребенком.

Темы проведённых встреч:

- «Неразлучные друзья – взрослые и дети» (семейный вечер)

- «Мы вместе» (Детско-родительский интеллектуальный марафон)

- «Детки в розетке» (влияние средств массовой информации на психику

ребёнка)

- «Папа, мама, я – читающая семья» (семейный литературный вечер)

- «Моя семья – моё богатство» (семейный вечер)

- «Мы - дети природы!» (семейный вечер)

-

«Ваш

маленький

большой

ребёнок»

(практикум

для

родителей

подростков)

- «Дети с нарушением поведения (гипер и гипоактивные)»

-

«Роль

семьи

в

профилактике

ДТТ.

Роль

семьи

в

профилактике

наркомании»

- «Воспитание ребёнка в семье. Ошибки воспитания» (тренинг)

- «Наказание ребёнка – необходимость или…?»

(практическое занятие для родителей с элементами тренинга)

- «Как помочь ребёнку в период сдачи экзаменов»

В школе регулярно проходят мастер-классы,

конкурсы поделок, рисунков

и

стихов.

Участвуя

в

них,

Родители

и

дети

получают

опыт

совместной

творческой деятельности. Развивают свои креативные способности.

В

школе

стало

доброй

традицией

проводить

благотворительные

ярмарки-продажи «От сердца к сердцу», «Теплая рукавичка» вырученные

5

средства

от

которых

направляются

воспитанникам

детского

дома

и

в

курганский фонд помощи животным.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие

родителей в праздниках.

В нашей школе традиционно проходят празники:

День знаний, День матери, День пожилого человека, Новый год, 8 марта,

День

психологического

здоровья,

Номинация, Последний

звонок

и

другие.

Участие в совместных мероприятиях приносит особое удовольствие детям, а

родители,

погружаясь

в

сказочный

мир

детского

праздника,

лучше

понимают своих детей, их желания и интересы.

Таким

образом,

семья

вместе

со

школой

создает

важнейший

комплекс

факторов

воспитывающей

среды,

который

определяет

успешность

всего

учебно-воспитательного

процесса.

Родители

это

неотъемлемое

звено

в

образовательном пространстве школы.

Можно

отметить,

что

мы

уже

имеем

определенные

положительные

результаты работы с родителями учащихся

В заключение надо сказать, что организация взаимодействия с семьей -

работа сложная. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением

и обоюдным желанием детей, родителей и педагогов работать в тесном

контакте.

На сегодняшний день у нас сложилась четкая система в работе с родителями.

Использование

разнообразных технологий

и форм

работы

дало

свои

результаты: родители из зрителей и наблюдателей стали активными уча-

стниками

и

помощниками,

возникла

атмосфера

взаимоуважения

и

сотрудничества.

Ко за д а е ва

Ел е н а

С е р г е е в н а ,

з а м е с т и т е л ь

д и р е к т о р а

п о

воспитательной работе

МБОУ г. Кургана «СОШ №28»

6



В раздел образования