Автор: Козадаева Елена Сергеевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №28"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: Система взаимодействия школы с родительской общественностью "Современные технологии и формы работы с семьей"
Раздел: среднее образование
Система взаимодействия школы с родительской общественностью
«Современные технологии и формы работы с семьей»
МБОУ г. Кургана «СОШ №28»
Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по организации
взаимодействия
школы
с
родительской
общественностью,
а
именно
рассказать
об
использовании
современных
технологий
и
форм
работы
с
семьей.
Всем
нам
известно,
что
работа
с
родителями
является
приоритетным
направлением современного образования.
В нашей школе сложилась четкая система взаимодействия семьи и школы.
Мы пытаемся учитывать и использовать воспитательный потенциал каждой
семьи, для достижения поставленных целей.
Создаем условия для благоприятного взаимодействия родителей, детей
и педагогов;
Осуществляем
социально-психолого-педагогическое
просвещение
родителей
по
формированию
семейных,
духовно-нравственных
ценностей, повышаем их родительскую компетентность;
формируем активную педагогическую позицию родителей;
способствуем
формированию
у
обучающихся
системы
семейных
ценностей через различные формы мероприятий.
Главные идеи, которыми мы руководствуемся в своей работе:
семья
–
это
основа
будущего
благополучия
человека,
уверенности
в
завтрашнем дне;
ребёнок
–
надежда
и
опора
родителей,
они
вправе
надеяться
на
его
помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
ребёнок
должен
расти
и
развиваться
в
атмосфере
любви,
доброты
и
поддержки, свободной от любых форм насилия;
школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связь с отчим домом
и семьёй.
1
Модернизация
образования
направлена
на
совершенствование
содержания воспитательной системы и предполагает использование, помимо
традиционных, новых воспитательных технологий в работе с семьей.
Существует
большое разнообразие
воспитательных
технологий,
но
хотелось бы выделить следующие из них, которые мы используем в своей
работе:
технология здоровьесберегающая (Н.К. Смирнов);
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
информационно-коммуникационная технология (ИК-технология)
шоу-технология;
игровая технология;
технология КТД (И. П. Иванова);
технология гуманного коллективного воспитания;
технология создания ситуации успеха и др.
- Технология здоровьесберегающая
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья
ребенка и обучение навыкам сохранения его.
Здоровые
дети
-
надёжное
будущее.
Достичь
данную
цель
помогает
реализация ряда мероприятий спортивно-оздоровительной направленности:
День здоровья, совместные с родителями походы и экскурсии на природу,
спортивные соревнования и игры. Совместные мероприятия
сближают
членов семьи, помогают культурно и духовно обогатиться.
- Широко применяется в воспитательной работе технология проектов,
в которой учащиеся, при поддержке родителей, приобретают знания из
различных
источников,
учатся
ими
пользоваться,
р а з в и ва ют
исследовательские умения, приобретают коммуникативные навыки.
Так в прошлом учебном году нами были реализованы проекты «Профессия
моей семьи» и «Моё семейное Древо».
-
Технология
личностно-ориентированного
воспитания
создает
наиболее
благоприятные
условия
для
развития
личности
ребенка
как
индивидуальности.
-
Особого
внимания
заслуживает информационно-коммуникационная
технология (ИКТ).
2
Сейчас мы не можем представить себе проведение внеклассных мероприятий
без использования ИКТ.
После введения в систему образования новых технологий, а также модер-
низации
школьного
образования
в
целом,
появилась
такая
форма
со -
трудничества школы с родителями, как школьный сайт.
- Широко в нашей школе используется шоу-технология, призванная
сделать воспитательный процесс творческим и интересным.
Родители активно участвуют в подготовке и проведении детско-родительских
конкурсных
программ
и
мероприятий,
таких
как:
«Семейный
альбом»,
«Маленькая мисс» и другие.
Данные
мероприятия
являются
традиционными
в
нашей
школе
и
носят
соревновательный
характер.
Сближают
членов
семьи,
помогают
им
приобрести новый социальный опыт, раскрыть свой творческий потенциал.
- Еще один вид технологий - игровая технология, которая выполняет
такие важнейшие функции, как:
- развлекательную
- коммуникативную
- терапевтическую
- диагностическую
- коррекционную
- социализации
-
Среди
прочих
известных
и
отлично
зарекомендовавших
себя
в
практике воспитательной работы - технология коллективного творческого
воспитания (КТД Игоря Петровича Иванова).
В нашей школе были реализованы совместные детско-родительские КТД:
«Память, творчество, слава», «Герои живут рядом с нами», «По страницам
истории», «Не словами, а примером», «Доброта спасет мир» и другие.
В
рамках
данных
коллективных
творческих
дел,
дети
совместно
с
родителями,
подбирали
материал
по
теме,
оформляли
выставки,
делали
добрые дела, помогали подготовить творческие номера, шили костюмы для
них, организовывали встречи с интересными людьми.
-
Технология
гуманного
коллективного
воспитания (Василия
Александровича Сухомлинского).
3
Главная цель технологии: нравственно–воспитанный мыслитель, любящий
Родину, её традиции и культуру. Воспитание гуманистических отношений,
чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к старшим.
Воспитательным ресурсом в нашей школе является музей боевой славы
«Салют. Победа».
Дети, и их родители имеют возможность обратиться к
материалам
музея,
пополнить
его
экспозицию
вещами,
которые
несут
культурную и историческую ценность.
Так ежегодно, ко дню рождения школьного музея, разрабатываются проекты:
«Подарок музею», «Родители – выпускники школы», «Семейные династии» и
другие.
- Немаловажной является - Технология «Создание ситуации успеха»
Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что и
для учащихся, и для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой
они находятся.
Мы не забываем хвалить своих родителей, всегда делаем это при любом
удобном случае, и родители платят нам тем же. Благодаря этому все дела
проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит
крупицы
своего
труда,
умения,
творчества.
Так
в
ежегодном
празднике
«Номинация» награждаются самые активные семьи и родители.
Использование
воспитательных
технологий
позволяет
наполнить
воспитательный процесс конкретным содержанием, в том числе и за счет
применения разнообразных форм работы.
Формы
работы
с
родителями
постоянно
меняются. Новые,
интерактивные формы
работы
с
родителями,
позволяют
вовлечь
родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Ставят родителей в активную позицию.
Участие
родителей
в
работе
Совета
школы,
общешкольной
Конференции,
родительских
комитетах помогает
выявить
наши
общие
проблемы и наметить пути их решения.
В
школе
создано
информационное
поле,
обе спечивающее
двустороннюю связь между всеми участниками воспитательного процесса.
На
информационном
стенде
постоянно
пополняется
и
обновляется
полезная информация для родителей.
4
В дополнение к информационным стендам, мы издаем памятки и брошюры
для родителей с рекомендациями по вопросам воспитания.
В день открытых дверей родители имеют возможность наблюдать за
процессом обучения и своими детьми.
Огромной популярностью среди родителей пользуется родительские встречи,
в рамках родительского всеобуча, при проведении которых используются
разнообразные
формы
и
методы
работы,
в
том
числе
и
тренинги
по
оптимизации детско-родительских отношений.
Часто такие встречи проходят совместно с детьми. Уникальность занятий
заключается в том, что специально подобранные упражнения рассчитаны не
только
на
укрепление
взаимоотношений
в
семье,
но
и
на
установление
близких контактов мамы с ребенком.
Темы проведённых встреч:
- «Неразлучные друзья – взрослые и дети» (семейный вечер)
- «Мы вместе» (Детско-родительский интеллектуальный марафон)
- «Детки в розетке» (влияние средств массовой информации на психику
ребёнка)
- «Папа, мама, я – читающая семья» (семейный литературный вечер)
- «Моя семья – моё богатство» (семейный вечер)
- «Мы - дети природы!» (семейный вечер)
-
«Ваш
маленький
–
большой
ребёнок»
(практикум
для
родителей
подростков)
- «Дети с нарушением поведения (гипер и гипоактивные)»
-
«Роль
семьи
в
профилактике
ДТТ.
Роль
семьи
в
профилактике
наркомании»
- «Воспитание ребёнка в семье. Ошибки воспитания» (тренинг)
- «Наказание ребёнка – необходимость или…?»
(практическое занятие для родителей с элементами тренинга)
- «Как помочь ребёнку в период сдачи экзаменов»
В школе регулярно проходят мастер-классы,
конкурсы поделок, рисунков
и
стихов.
Участвуя
в
них,
Родители
и
дети
получают
опыт
совместной
творческой деятельности. Развивают свои креативные способности.
В
школе
стало
доброй
традицией
проводить
благотворительные
ярмарки-продажи «От сердца к сердцу», «Теплая рукавичка» вырученные
5
средства
от
которых
направляются
воспитанникам
детского
дома
и
в
курганский фонд помощи животным.
Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие
родителей в праздниках.
В нашей школе традиционно проходят празники:
День знаний, День матери, День пожилого человека, Новый год, 8 марта,
День
психологического
здоровья,
Номинация, Последний
звонок
и
другие.
Участие в совместных мероприятиях приносит особое удовольствие детям, а
родители,
погружаясь
в
сказочный
мир
детского
праздника,
лучше
понимают своих детей, их желания и интересы.
Таким
образом,
семья
вместе
со
школой
создает
важнейший
комплекс
факторов
воспитывающей
среды,
который
определяет
успешность
всего
учебно-воспитательного
процесса.
Родители
–
это
неотъемлемое
звено
в
образовательном пространстве школы.
Можно
отметить,
что
мы
уже
имеем
определенные
положительные
результаты работы с родителями учащихся
В заключение надо сказать, что организация взаимодействия с семьей -
работа сложная. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением
и обоюдным желанием детей, родителей и педагогов работать в тесном
контакте.
На сегодняшний день у нас сложилась четкая система в работе с родителями.
Использование
разнообразных технологий
и форм
работы
дало
свои
результаты: родители из зрителей и наблюдателей стали активными уча-
стниками
и
помощниками,
возникла
атмосфера
взаимоуважения
и
сотрудничества.
Ко за д а е ва
Ел е н а
С е р г е е в н а ,
з а м е с т и т е л ь
д и р е к т о р а
п о
воспитательной работе
МБОУ г. Кургана «СОШ №28»
6