Напоминание

«Профессиональный стандарт педагога- как инструмент организации деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования»


Автор: Доманская Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, зам.директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "Богашевская СОШ им. А.И.Федорова" Томского района
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: разработка педагогического совета
Тема: «Профессиональный стандарт педагога- как инструмент организации деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования»
Раздел: начальное образование





Назад




Педсовет

«Профессиональный стандарт педагога- как инструмент

организации деятельности педагогического коллектива по

управлению качеством образования»

Цель педсовета: создание оптимальных условий

функционирования и совершенствования управления качеством

образования в школе.

Задачи: Способствовать формированию у педагогов теоретических

представлений о системе управления качеством образования в

учреждении, о возможностях и условиях использования различных

способов и методик для диагностических процедур, поиск новых

форм и технологий в работе. Организация совместной деятельности

администрации, педагогов и родителей, направленной на

совершенствование управления качеством образования.

Программа педсовета.

1.

Теоретическая часть «Профессиональные компетенции

педагога в соответствие с профстандартом.»

2.

Практическая часть «Национальный проект «Образование»

(практическая работа в творческих группах на оценивание

работы коллектива за прошлый учебный год и на определение

целей и задач на следующий учебный год)

3.

Заключительная часть.

ЧАСТЬ 1.

Доброе утро, уважаемые коллеги!

Русский педагог Константин Ушинский в своё время сказал: «В

деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя

улучшить, минуя голову учителя». За последние годы ни одна из

систем

социума

не

подвергалась

таким

серьёзным

и

глубоким

преобразованиям, как система образования. Были приняты новые

образовательные стандарты, принят новый Федеральный Закон «Об

образовании» в РФ.

И прав великий Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои

границы, никогда не вернётся в прежние». И вот впервые в России

разработан профессиональный стандарт педагога.

Педагоги, стремящиеся шагать в ногу со временем, уже давно взяли

все эти моменты на вооружение, не ожидая, когда государство их

пропишет в определённом документе, тем, кто упорно старался не

з а м еч ат ь

то го ,

ч то

м и р

в о к ру г

м е н я е т с я ,

п р и д ё т с я

приспосабливаться и учиться работать по-новому.

Как только Профстандарт был опубликован на сайте МОиН и

представлен

широкому

обсуждению,

каждый

педагог

задался

одним вопросом: а что же он нам принесёт, этот стандарт? Что нам

от него ждать? Казалось бы, задача этого нового документа самая

благая, цитирую: «Профессиональный стандарт призван повысить

мотивацию

педагогических

работников

к

труду

и

качеству

образования»

Профессиональный

стандарт

педагога

документ,

включающий

перечень

профессиональных

и

личностных

требований

к

учителю,

действующий

на

всей

территории

РФ.

Профстандарт

всего

лишь

инструмент

государственной

образовательной политики. Требования ясны и давно не новы, но

как

будут

проверять,

кто

соответствует

высокому

званию

«учитель»,

а

кто

нет?

Этот

вопрос

сегодня

волнует

многих

работников

сферы

образования,

ведь,

несмотря

на

то,

что

выпускники 9 классов во всех регионах сдают экзамены по единому

стандарту, уровень преподавания в больших городах и удаленных

районах

может

существенно

отличаться.

С

целью

определения

уровня

отдельно

взятого

учителя,

независимо

от

региона

его

трудовой

деятельности,

к

2019

году

будут

разработаны

единые

стандарты.

А

к

привычным

для

педагогов

этапам

аттестации

прибавится сдача экзамена.

НКТ (Национальный Квалификационный Тест) будет включать в

себя вопросы из трех направлений:

предметная

область

(для

каждого

направления

это

будут

свои

вопросы);

педагогика;

психология

Уважаемые коллеги, каждый руководитель, хоть немного

заботящийся

о

престиже

своего

образовательного

учреждения

должен быть уверен, что принимает на работу педагога, который

справится

с

поставленными

задачами.

А

работник

имеет

право

знать, какие требования будут предъявлены к нему при очередной

аттестации.

Зачем нужен профессиональный стандарт? Цель Профстандарта

педагога – повышение качества его работы, повышение качества

образования.

Конечно,

Профстандарт

при

многих

его

плюсах

вызывает и множество вопросов. Положительным, на мой взгляд,

является то, что главным профессиональным качеством, которое

педагог

постоянно

демонстрирует

своим

ученикам,

становится

«умение

учиться».

В

нашей

профессии

без

постоянного

самообразования,

саморазвития,

освоения

нового

не

обойтись.

Отрадно, что в стандарте прописано «труд педагога должен быть

избавлен от мелочной регламентации, освобождён от тотального

контроля», что существующие должностные инструкции сковывают

инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями

(например,

предписывающими

составлять

образовательные

программы) и дополнительными функциональными обязанностями,

отвлекающими от непосредственной работы с детьми.

Но, расширяя границы свободы педагога, профессиональный

стандарт

одновременно

повышает

его

ответственность

за

результаты

своего

труда,

предъявляя

новые

требования

к

его

квалификации, предлагая критерии её оценки.

Так, например, стандарт заявляет о том, что учитель должен

обладать следующими компетенциями:

использовать специальные подходы к обучению, для того, чтобы

включать

в

образовательный

процесс

всех

учеников:

со

специальными потребностями в образовании, одарённых учеников,

учеников,

для

которых

русский

не

является

родным,

с

девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально

уязвимыми

учащимися,

имеющими

серьёзные

отклонения

в

поведении и т.д. Может быть, идея и правильная, но она далека от

воплощения в реальность, так как у педагогов нет специальной

подготовки с таким разным контингентом учащихся. Здесь всё-таки

нужны специалисты по коррекционной педагогике. И как нельзя,

кстати,

когда-то

сказанные

слова

Дмитрия

Ливанова

«Нельзя

требовать

с

учителя

прямо

сейчас

то,

чему

их

не

учили

ни

в

студенческие годы, ни в системе повышения квалификации». Но

сейчас система повышения квалификации перенастраивается на то,

чтобы каждый учитель смог привести свой труд в соответствие с

общественными ожиданиями, и некоторые учителя уже прошли

такие курсы.

Уровнями освоения предмета являются:

функциональная

грамотность

(квалификация)

и

овладение

культурой (профессионализм).

Содержание профессионального стандарта педагога – это

обучение, воспитание, развитие

- Обучение

Педагог должен:

1.

Иметь высшее образование.

2.

Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3.

Уметь

планировать,

проводить

уроки,

анализировать

их

эффективность (самоанализ урока).

4.

Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки

уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того

чтобы

включить

в

образовательный

процесс

всех

учеников:

со

специальными потребностями в образовании; одаренных учеников;

учеников, для которых русский язык не является родным; учеников

с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя

разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями.

В ИКТ –компетенции входят:

- общепользовательская ИКТ – компетентность;

- общепедагогическая ИКТ – компетентность;

- предметно-педагогическая

Воспитание

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя

их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3.

Владеть

методами

музейной

педагогики,

используя

их

для

расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения

безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в

процесс

обучения

и

воспитания,

мотивируя

их

учебно-

познавательную деятельность.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии

с уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации

ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и

принимая их.

9.

Уметь

строить

воспитательную

деятельность

с

учетом

культурных

различий

детей,

половозрастных

и

индивидуальных

особенностей.

10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия

родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к

решению вопросов воспитания ребенка.

11. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать

детя м,

оказавши мся

в

кон фли ктн ой

си туац и и

и / и л и

неблагоприятных условиях.

- Развитие

1.

Готовность

принять

разных

детей,

вне

зависимости

от

их

реальных

учебных

возможностей,

особенностей

в

поведении,

состояния психического и физического здоровья.

2.

Способность

в

ходе

наблюдения

выявлять

разнообразные

проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3.

Способность

оказать

адресную

помощь

ребенку

своими

педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках

психолого-медико-педагогического консилиума.

5.

Умение

читать

документацию

специалистов

(психологов,

дефектологов, логопедов и т.д.).

6.

Умение

составлять

совместно

с

другими

специалистами

программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить

коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10.

Знание

общих

закономерностей

развития

личности

и

проявления

личностных

свойств,

психологических

законов

периодизации

и

кризисов

развития,

возрастных

особенностей

учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические

подходы:

культурно-историче ский,

деятельно стный

и

развивающий.

12.

Умение

проектировать

психологически

безопасную

и

комфортную

образовательную

среду,

знать

и

уметь

проводить

профилактику различных форм насилия в ОУ.

13.

Владение

элементарными

приемами

психодиагностики

личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся.

14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами)

составить

психолого-педагогическую

характеристику

(портрет)

личности учащегося.

15.

Умение

разрабатывать

и

реализовывать

индивидуальные

программы

развития

с

учетом

личностных

и

возрастных

особенностей учащихся.

16.

Умение

формировать

и

развивать

универсальные

учебные

действия,

образцы

и

ценности

социального

поведения,

навыки

поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях,

навыки

поликультурного

общения

и

толерантность,

ключевые

компетенции (по международным нормам) и т.д.

17.

Владение

психолого-педагогическими

технологиями

том

числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными

учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с

особыми

образовательными

потребностями,

девиациями

поведения, дети с зависимостью.

18. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их

социально-психологических

особенностей

и

закономерностей

развития.

19.

Знание

основных

закономерностей

семейных

отношений,

п о з в ол я ю щ и х

э ф ф е кт и в н о

р а б от ат ь

с

р о д и т е л ь с ко й

общественностью

Методы оценки выполнения требований профессионального

стандарта педагога

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога

производится

по

результатам

обучения,

воспитания

и

развития

учащихся.

Производя

такую

комплексную

оценку,

необходимо

учитывать уровни образования, склонности и способности детей,

особенности их развития и реальные учебные возможности. Так, в

оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в

качестве

критериев

могут

рассматриваться

высокие

учебные

достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и

ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы

педагогами

совместно

с

психологами

могут

рассматриваться

интегративные показатели, свидетельствующие о положительной

динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных

случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его

психоэмоционального статуса.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо

обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В

качестве

таких

потребителей

выступают

сами

учащиеся

и

их

родители.

Отсюда

следует,

что

оценка

деятельности

педагога

выходит

за

узкие

ведомственные

рамки

и

требует

закрепления

организационных

форм

и

соответствующего

им

порядка

проведения,

обеспечивающего

общественное

участие

в

этой

процедуре. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к

педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита,

включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им

уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может

быть

осуществлен

посредством

результативного

опро са,

выслушивания,

наблюдений

и

анализа

документов,

записей

и

данных.

Заключительные положения

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет

регионам

РФ

и

образовательным

организациям

дополнительные

степени

свободы,

вместе

с

тем

накладывая

на

них

серьезную

ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с

профессиональным сообществом могут разработать дополнения к

нему.

В

свою

очередь,

образовательные

организации

имеют

возможность

сформулировать

свои

внутренние

стандарты,

на

основе

которых

нужно

будет

разработать

и

принять

локальные

нормативные

акты,

закрепляющие

требования

к

квалификации

педагогов,

соответствующие

задачам

данной

образовательной

организации и специфике ее деятельности.

Как считают многие педагоги , прежде чем вводить

профессиональный

стандарт

есть

смысл

создать

документ

«Стандарт

материального

и

финансово-экономиче ского

обеспечения педагога», чтобы привлечь в школу новых учителей и

повысить статус педагога в обществе? Ведь как сказал заслуженный

учитель России, один из разработчиков стандарта педагога д.п.н.

Евгений Ямбург: «Кавалерийским наскоком миллион триста тысяч

российских учителей в педагогический рай не загонишь». Да и

вообще, никакими стандартами нас уже не напугаешь. Если педагог

столько лет отработал в школе и не изменил своей профессии не

смотря

ни

на

что,

его

можно

уже

считать

соответствующим

требованиям всех стандартов. Я думаю, что таких профессионалов

сегодня в нашей школе преобладающее большинство.

ЧАСТЬ 2- национальный проект «Образование»

Утвержден

президиумом

Совета

при

Президенте

РФ

по

стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от

03.09.2018 №10)

Цель проекта - дать системе образования стимул к движению

вперед, выработать механизмы, способные кардинально поднять

качество

отечественного

образования,

создать

основы

для

и н н о в а ц и о н н о г о

р а з в и т и я

с т р а н ы ,

у к р е п л е н и я

е е

конкурентоспособности.

Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству

общего образования. Пока же, как показывает международное

исследование PISA, мы находимся на 34-36-м месте.

В

национальный

проект

«Образование»

входят

10

федеральных

проектов.

Первый проект «Современная школа»

В нём сосредоточатся на новых методах обучения

и образовательных технологиях. Для того, чтобы Россия вошла

в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования,

в школах обновят образовательные программы и внедрят систему

оценки качества на основе международных исследований.

проект «Успех каждого ребенка»

Это,

в

первую

очередь,

дополнительное

о б р а зо ва н и е ,

профориентация и поддержка талантливых детей. Проект призван

воспитывать

«гармонично

развитые

и социально

ответственные

личности».

«Современные родители»

Проект

охватит

психолого-педагогическую

и информационно-

просветительскую

поддержку

для

семей. Будет

создан

единый

федеральный

портал

для

мам

и

пап,

где

они

смогут

получить

консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую

помощь.

К

2024

году

во

всех

регионах

начнут

работу

центры

скорой психолого-педагогической помощи .

«Цифровая образовательная среда»

Проект

охватит

психолого-педагогическую

и информационно-

просветительскую

поддержку

для

семей. Будет

создан

единый

федеральный

портал

для

мам

и

пап,

где

они

смогут

получить

консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую

помощь.

К

2024

году

во

всех

регионах

начнут

работу

центры

скорой психолого-педагогической помощи .

«Учитель будущего»

Проект

охватит

психолого-педагогическую

и информационно-

просветительскую

поддержку

для

семей. Будет

создан

единый

федеральный

портал

для

мам

и

пап,

где

они

смогут

получить

консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую

помощь.

К

2024

году

во

всех

регионах

начнут

работу

центры

скорой психолого-педагогической помощи .

«Молодые профессионалы»

В его рамках проведут мировой чемпионат по профессиональному

мастерству по стандартам WorldSkills в 2019 году в Казани

и Европейский чемпионат по профмастерству в Санкт-Петербурге.

К декабрю 2024 года создадут сеть центров опережающей

профессиональной подготовки.

Это поможет готовиться к демонстрационным экзаменам, которые

через шесть лет будут сдавать в 50% техникумов и колледжей.

Цель - поднять престиж рабочих профессий, чтобы выпускники

колледжей и техникумов могли работать на самых продвинутых

производствах.

«Новые возможности для каждого»

позволит

непрерывно

учиться

абсолютно

всем,

даже

уже

работающим людям. Для этого будет создана единая платформа-

навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-

курсам. К 2024 году число пользователей платформы достигнет 1,2

млн.

человек.

За

этот

проект

отвечает

Министерство

науки

и

высшего образования.

«Социальная активность»

- ответственна Росмолодежь.

Будет

сформирована

сеть

центров

поддержки

добровольчества,

лучшие

волонтерские

проекты

смогут

ежегодно

участвовать

в

конкурсе на получение грантов.

«Повышение конкурентноспособности российских вузов»

В нем уже известные проекты: "Вузы как центры пространства

создания

инноваций",

"Современная

цифровая

образовательная

среда

в

Российской

Федерации",

"Экспорт

ро ссийского

образования"

«Социальные лифты для каждого»

Проект призван создать условия для личностного развития и

карьерного роста россиян. В его рамках будут систематически

проводиться профессиональные конкурсы для выявления и

последующей поддержки граждан, обладающих лидерскими

качествами и мотивацией к постоянному саморазвитию.

Сегодня мы с вами остановимся на некоторых проектах, укажем

результативность

и

спланируем

мероприятия

по

дальнейшей

реализации проектов в рамках нац.проекта «Образование»

Деление на группы:

1.

«Современная школа»

2.

«Успех каждого ребенка»

3.

«Цифровая образовательная среда»

4.

«Учитель будущего» -

(Каждая группа по данному направлению должна дать оценку

(отчет) о проделанной работе

и наметить мероприятия на

следующий год)

Выступление групп.

Решение педагогического совета

1.Определить одним из приоритетных направлений работы школы -

совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению

профессиональной компетентности в условиях реализации

Профессионального стандарта педагога.

2. Учителям совершенствовать педагогическую практику, позволяющую

эффективно вовлечь в образовательный процесс учеников с разными

стартовыми возможностями: со специальными потребностями в образовании,

одарѐнных учеников, учеников, для которых русский язык не является

родным, учеников с ОВЗ и т.д. Срок : постоянно. Отв. Учителя начальных

классов, учителя-предметники.

3. Методическим объединениям учителей в ходе введения и реализации

ФГОС ООО адаптировать методическую работу по повышению

профессиональной компетентности в условиях внедрения ФГОС НОО и

ООО. Срок: постоянно. Отв. – заместители директора по УВР и ВР

4. Ввести в практику подготовки к аттестации обязательное

самообследование учителя. Срок : межаттестационный период

Хочется закончить наш педсовет словами доктора педагогических

наук, заслуженного учителя РФ Евгения Александровича Ямбурга

«Внедрение стандарта педагога может принести бедствия

, а может

дать импульс движению вперед»

Рефлексия.

«Мелодия школьной жизни».

На столах каждой группы лежат ноты – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Предлагается записать на них слова, начинающиеся с начальных букв нот и

приклеить на нотной доске.



В раздел образования