Автор: Доманская Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, зам.директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "Богашевская СОШ им. А.И.Федорова" Томского района
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: разработка педагогического совета
Тема: «Профессиональный стандарт педагога- как инструмент организации деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования»
Раздел: начальное образование
Педсовет
«Профессиональный стандарт педагога- как инструмент
организации деятельности педагогического коллектива по
управлению качеством образования»
Цель педсовета: создание оптимальных условий
функционирования и совершенствования управления качеством
образования в школе.
Задачи: Способствовать формированию у педагогов теоретических
представлений о системе управления качеством образования в
учреждении, о возможностях и условиях использования различных
способов и методик для диагностических процедур, поиск новых
форм и технологий в работе. Организация совместной деятельности
администрации, педагогов и родителей, направленной на
совершенствование управления качеством образования.
Программа педсовета.
1.
Теоретическая часть «Профессиональные компетенции
педагога в соответствие с профстандартом.»
2.
Практическая часть «Национальный проект «Образование»
(практическая работа в творческих группах на оценивание
работы коллектива за прошлый учебный год и на определение
целей и задач на следующий учебный год)
3.
Заключительная часть.
ЧАСТЬ 1.
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Русский педагог Константин Ушинский в своё время сказал: «В
деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя
улучшить, минуя голову учителя». За последние годы ни одна из
систем
социума
не
подвергалась
таким
серьёзным
и
глубоким
преобразованиям, как система образования. Были приняты новые
образовательные стандарты, принят новый Федеральный Закон «Об
образовании» в РФ.
И прав великий Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои
границы, никогда не вернётся в прежние». И вот впервые в России
разработан профессиональный стандарт педагога.
Педагоги, стремящиеся шагать в ногу со временем, уже давно взяли
все эти моменты на вооружение, не ожидая, когда государство их
пропишет в определённом документе, тем, кто упорно старался не
з а м еч ат ь
то го ,
ч то
м и р
в о к ру г
м е н я е т с я ,
п р и д ё т с я
приспосабливаться и учиться работать по-новому.
Как только Профстандарт был опубликован на сайте МОиН и
представлен
широкому
обсуждению,
каждый
педагог
задался
одним вопросом: а что же он нам принесёт, этот стандарт? Что нам
от него ждать? Казалось бы, задача этого нового документа самая
благая, цитирую: «Профессиональный стандарт призван повысить
мотивацию
педагогических
работников
к
труду
и
качеству
образования»
Профессиональный
стандарт
педагога
– документ,
включающий
перечень
профессиональных
и
личностных
требований
к
учителю,
действующий
на
всей
территории
РФ.
Профстандарт
–
всего
лишь
инструмент
государственной
образовательной политики. Требования ясны и давно не новы, но
как
будут
проверять,
кто
соответствует
высокому
званию
«учитель»,
а
кто
нет?
Этот
вопрос
сегодня
волнует
многих
работников
сферы
образования,
ведь,
несмотря
на
то,
что
выпускники 9 классов во всех регионах сдают экзамены по единому
стандарту, уровень преподавания в больших городах и удаленных
районах
может
существенно
отличаться.
С
целью
определения
уровня
отдельно
взятого
учителя,
независимо
от
региона
его
трудовой
деятельности,
к
2019
году
будут
разработаны
единые
стандарты.
А
к
привычным
для
педагогов
этапам
аттестации
прибавится сдача экзамена.
НКТ (Национальный Квалификационный Тест) будет включать в
себя вопросы из трех направлений:
предметная
область
(для
каждого
направления
это
будут
свои
вопросы);
педагогика;
психология
Уважаемые коллеги, каждый руководитель, хоть немного
заботящийся
о
престиже
своего
образовательного
учреждения
должен быть уверен, что принимает на работу педагога, который
справится
с
поставленными
задачами.
А
работник
имеет
право
знать, какие требования будут предъявлены к нему при очередной
аттестации.
Зачем нужен профессиональный стандарт? Цель Профстандарта
педагога – повышение качества его работы, повышение качества
образования.
Конечно,
Профстандарт
при
многих
его
плюсах
вызывает и множество вопросов. Положительным, на мой взгляд,
является то, что главным профессиональным качеством, которое
педагог
постоянно
демонстрирует
своим
ученикам,
становится
«умение
учиться».
В
нашей
профессии
без
постоянного
самообразования,
саморазвития,
освоения
нового
не
обойтись.
Отрадно, что в стандарте прописано «труд педагога должен быть
избавлен от мелочной регламентации, освобождён от тотального
контроля», что существующие должностные инструкции сковывают
инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями
(например,
предписывающими
составлять
образовательные
программы) и дополнительными функциональными обязанностями,
отвлекающими от непосредственной работы с детьми.
Но, расширяя границы свободы педагога, профессиональный
стандарт
одновременно
повышает
его
ответственность
за
результаты
своего
труда,
предъявляя
новые
требования
к
его
квалификации, предлагая критерии её оценки.
Так, например, стандарт заявляет о том, что учитель должен
обладать следующими компетенциями:
использовать специальные подходы к обучению, для того, чтобы
включать
в
образовательный
процесс
всех
учеников:
со
специальными потребностями в образовании, одарённых учеников,
учеников,
для
которых
русский
не
является
родным,
с
девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально
уязвимыми
учащимися,
имеющими
серьёзные
отклонения
в
поведении и т.д. Может быть, идея и правильная, но она далека от
воплощения в реальность, так как у педагогов нет специальной
подготовки с таким разным контингентом учащихся. Здесь всё-таки
нужны специалисты по коррекционной педагогике. И как нельзя,
кстати,
когда-то
сказанные
слова
Дмитрия
Ливанова
«Нельзя
требовать
с
учителя
прямо
сейчас
то,
чему
их
не
учили
ни
в
студенческие годы, ни в системе повышения квалификации». Но
сейчас система повышения квалификации перенастраивается на то,
чтобы каждый учитель смог привести свой труд в соответствие с
общественными ожиданиями, и некоторые учителя уже прошли
такие курсы.
Уровнями освоения предмета являются:
функциональная
грамотность
(квалификация)
и
овладение
культурой (профессионализм).
Содержание профессионального стандарта педагога – это
обучение, воспитание, развитие
- Обучение
Педагог должен:
1.
Иметь высшее образование.
2.
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3.
Уметь
планировать,
проводить
уроки,
анализировать
их
эффективность (самоанализ урока).
4.
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки
уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того
чтобы
включить
в
образовательный
процесс
всех
учеников:
со
специальными потребностями в образовании; одаренных учеников;
учеников, для которых русский язык не является родным; учеников
с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя
разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями.
В ИКТ –компетенции входят:
- общепользовательская ИКТ – компетентность;
- общепедагогическая ИКТ – компетентность;
- предметно-педагогическая
Воспитание
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя
их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3.
Владеть
методами
музейной
педагогики,
используя
их
для
расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения
безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в
процесс
обучения
и
воспитания,
мотивируя
их
учебно-
познавательную деятельность.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии
с уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации
ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и
принимая их.
9.
Уметь
строить
воспитательную
деятельность
с
учетом
культурных
различий
детей,
половозрастных
и
индивидуальных
особенностей.
10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия
родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к
решению вопросов воспитания ребенка.
11. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать
детя м,
оказавши мся
в
кон фли ктн ой
си туац и и
и / и л и
неблагоприятных условиях.
- Развитие
1.
Готовность
принять
разных
детей,
вне
зависимости
от
их
реальных
учебных
возможностей,
особенностей
в
поведении,
состояния психического и физического здоровья.
2.
Способность
в
ходе
наблюдения
выявлять
разнообразные
проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3.
Способность
оказать
адресную
помощь
ребенку
своими
педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках
психолого-медико-педагогического консилиума.
5.
Умение
читать
документацию
специалистов
(психологов,
дефектологов, логопедов и т.д.).
6.
Умение
составлять
совместно
с
другими
специалистами
программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить
коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10.
Знание
общих
закономерностей
развития
личности
и
проявления
личностных
свойств,
психологических
законов
периодизации
и
кризисов
развития,
возрастных
особенностей
учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические
подходы:
культурно-историче ский,
деятельно стный
и
развивающий.
12.
Умение
проектировать
психологически
безопасную
и
комфортную
образовательную
среду,
знать
и
уметь
проводить
профилактику различных форм насилия в ОУ.
13.
Владение
элементарными
приемами
психодиагностики
личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся.
14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами)
составить
психолого-педагогическую
характеристику
(портрет)
личности учащегося.
15.
Умение
разрабатывать
и
реализовывать
индивидуальные
программы
развития
с
учетом
личностных
и
возрастных
особенностей учащихся.
16.
Умение
формировать
и
развивать
универсальные
учебные
действия,
образцы
и
ценности
социального
поведения,
навыки
поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях,
навыки
поликультурного
общения
и
толерантность,
ключевые
компетенции (по международным нормам) и т.д.
17.
Владение
психолого-педагогическими
технологиями
(в
том
числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными
учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в
трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с
особыми
образовательными
потребностями,
девиациями
поведения, дети с зависимостью.
18. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их
социально-психологических
особенностей
и
закономерностей
развития.
19.
Знание
основных
закономерностей
семейных
отношений,
п о з в ол я ю щ и х
э ф ф е кт и в н о
р а б от ат ь
с
р о д и т е л ь с ко й
общественностью
Методы оценки выполнения требований профессионального
стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога
производится
по
результатам
обучения,
воспитания
и
развития
учащихся.
Производя
такую
комплексную
оценку,
необходимо
учитывать уровни образования, склонности и способности детей,
особенности их развития и реальные учебные возможности. Так, в
оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в
качестве
критериев
могут
рассматриваться
высокие
учебные
достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и
ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы
педагогами
совместно
с
психологами
могут
рассматриваться
интегративные показатели, свидетельствующие о положительной
динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных
случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его
психоэмоционального статуса.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо
обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В
качестве
таких
потребителей
выступают
сами
учащиеся
и
их
родители.
Отсюда
следует,
что
оценка
деятельности
педагога
выходит
за
узкие
ведомственные
рамки
и
требует
закрепления
организационных
форм
и
соответствующего
им
порядка
проведения,
обеспечивающего
общественное
участие
в
этой
процедуре. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к
педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита,
включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им
уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может
быть
осуществлен
посредством
результативного
опро са,
выслушивания,
наблюдений
и
анализа
документов,
записей
и
данных.
Заключительные положения
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет
регионам
РФ
и
образовательным
организациям
дополнительные
степени
свободы,
вместе
с
тем
накладывая
на
них
серьезную
ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с
профессиональным сообществом могут разработать дополнения к
нему.
В
свою
очередь,
образовательные
организации
имеют
возможность
сформулировать
свои
внутренние
стандарты,
на
основе
которых
нужно
будет
разработать
и
принять
локальные
нормативные
акты,
закрепляющие
требования
к
квалификации
педагогов,
соответствующие
задачам
данной
образовательной
организации и специфике ее деятельности.
Как считают многие педагоги , прежде чем вводить
профессиональный
стандарт
есть
смысл
создать
документ
«Стандарт
материального
и
финансово-экономиче ского
обеспечения педагога», чтобы привлечь в школу новых учителей и
повысить статус педагога в обществе? Ведь как сказал заслуженный
учитель России, один из разработчиков стандарта педагога д.п.н.
Евгений Ямбург: «Кавалерийским наскоком миллион триста тысяч
российских учителей в педагогический рай не загонишь». Да и
вообще, никакими стандартами нас уже не напугаешь. Если педагог
столько лет отработал в школе и не изменил своей профессии не
смотря
ни
на
что,
его
можно
уже
считать
соответствующим
требованиям всех стандартов. Я думаю, что таких профессионалов
сегодня в нашей школе преобладающее большинство.
ЧАСТЬ 2- национальный проект «Образование»
Утвержден
президиумом
Совета
при
Президенте
РФ
по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
03.09.2018 №10)
Цель проекта - дать системе образования стимул к движению
вперед, выработать механизмы, способные кардинально поднять
качество
отечественного
образования,
создать
основы
для
и н н о в а ц и о н н о г о
р а з в и т и я
с т р а н ы ,
у к р е п л е н и я
е е
конкурентоспособности.
Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования. Пока же, как показывает международное
исследование PISA, мы находимся на 34-36-м месте.
В
национальный
проект
«Образование»
входят
10
федеральных
проектов.
Первый проект «Современная школа»
В нём сосредоточатся на новых методах обучения
и образовательных технологиях. Для того, чтобы Россия вошла
в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования,
в школах обновят образовательные программы и внедрят систему
оценки качества на основе международных исследований.
проект «Успех каждого ребенка»
Это,
в
первую
очередь,
дополнительное
о б р а зо ва н и е ,
профориентация и поддержка талантливых детей. Проект призван
воспитывать
«гармонично
развитые
и социально
ответственные
личности».
«Современные родители»
Проект
охватит
психолого-педагогическую
и информационно-
просветительскую
поддержку
для
семей. Будет
создан
единый
федеральный
портал
для
мам
и
пап,
где
они
смогут
получить
консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую
помощь.
К
2024
году
во
всех
регионах
начнут
работу
центры
скорой психолого-педагогической помощи .
«Цифровая образовательная среда»
Проект
охватит
психолого-педагогическую
и информационно-
просветительскую
поддержку
для
семей. Будет
создан
единый
федеральный
портал
для
мам
и
пап,
где
они
смогут
получить
консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую
помощь.
К
2024
году
во
всех
регионах
начнут
работу
центры
скорой психолого-педагогической помощи .
«Учитель будущего»
Проект
охватит
психолого-педагогическую
и информационно-
просветительскую
поддержку
для
семей. Будет
создан
единый
федеральный
портал
для
мам
и
пап,
где
они
смогут
получить
консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую
помощь.
К
2024
году
во
всех
регионах
начнут
работу
центры
скорой психолого-педагогической помощи .
«Молодые профессионалы»
В его рамках проведут мировой чемпионат по профессиональному
мастерству по стандартам WorldSkills в 2019 году в Казани
и Европейский чемпионат по профмастерству в Санкт-Петербурге.
К декабрю 2024 года создадут сеть центров опережающей
профессиональной подготовки.
Это поможет готовиться к демонстрационным экзаменам, которые
через шесть лет будут сдавать в 50% техникумов и колледжей.
Цель - поднять престиж рабочих профессий, чтобы выпускники
колледжей и техникумов могли работать на самых продвинутых
производствах.
«Новые возможности для каждого»
позволит
непрерывно
учиться
абсолютно
всем,
даже
уже
работающим людям. Для этого будет создана единая платформа-
навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-
курсам. К 2024 году число пользователей платформы достигнет 1,2
млн.
человек.
За
этот
проект
отвечает
Министерство
науки
и
высшего образования.
«Социальная активность»
- ответственна Росмолодежь.
Будет
сформирована
сеть
центров
поддержки
добровольчества,
лучшие
волонтерские
проекты
смогут
ежегодно
участвовать
в
конкурсе на получение грантов.
«Повышение конкурентноспособности российских вузов»
В нем уже известные проекты: "Вузы как центры пространства
создания
инноваций",
"Современная
цифровая
образовательная
среда
в
Российской
Федерации",
"Экспорт
ро ссийского
образования"
«Социальные лифты для каждого»
Проект призван создать условия для личностного развития и
карьерного роста россиян. В его рамках будут систематически
проводиться профессиональные конкурсы для выявления и
последующей поддержки граждан, обладающих лидерскими
качествами и мотивацией к постоянному саморазвитию.
Сегодня мы с вами остановимся на некоторых проектах, укажем
результативность
и
спланируем
мероприятия
по
дальнейшей
реализации проектов в рамках нац.проекта «Образование»
Деление на группы:
1.
«Современная школа»
2.
«Успех каждого ребенка»
3.
«Цифровая образовательная среда»
4.
«Учитель будущего» -
(Каждая группа по данному направлению должна дать оценку
(отчет) о проделанной работе
и наметить мероприятия на
следующий год)
Выступление групп.
Решение педагогического совета
1.Определить одним из приоритетных направлений работы школы -
совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению
профессиональной компетентности в условиях реализации
Профессионального стандарта педагога.
2. Учителям совершенствовать педагогическую практику, позволяющую
эффективно вовлечь в образовательный процесс учеников с разными
стартовыми возможностями: со специальными потребностями в образовании,
одарѐнных учеников, учеников, для которых русский язык не является
родным, учеников с ОВЗ и т.д. Срок : постоянно. Отв. Учителя начальных
классов, учителя-предметники.
3. Методическим объединениям учителей в ходе введения и реализации
ФГОС ООО адаптировать методическую работу по повышению
профессиональной компетентности в условиях внедрения ФГОС НОО и
ООО. Срок: постоянно. Отв. – заместители директора по УВР и ВР
4. Ввести в практику подготовки к аттестации обязательное
самообследование учителя. Срок : межаттестационный период
Хочется закончить наш педсовет словами доктора педагогических
наук, заслуженного учителя РФ Евгения Александровича Ямбурга
«Внедрение стандарта педагога может принести бедствия
, а может
дать импульс движению вперед»
Рефлексия.
«Мелодия школьной жизни».
На столах каждой группы лежат ноты – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Предлагается записать на них слова, начинающиеся с начальных букв нот и
приклеить на нотной доске.