Автор: Берёзова Елена Александровна
Должность: учитель начальныхклассов
Учебное заведение: МБОУ СШ №56
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: сценарий
Тема: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"
Раздел: начальное образование
Сценарий внеклассного мероприятия
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Цель: Расширить знания учащихся о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерза-
ющим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Задачи:
Образовательные:
1.
Формирование экологического представления учащихся об окружающем мире.
2.
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся
по изучению и охране окружающей среды.
3.
Обобщить и расширить представления учащихся о зимующих птицах нашего края.
Воспитательные:
1.
Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, спра-
ведливости к окружающему миру.
2.
Закрепить и обобщить представление учащихся о сочувствии, сопереживании, мило-
сердии.
Развивающие:
1.
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2.
Развивать у детей интерес, наблюдательность, логическое мышление.
3.
Развивать творческие способности учащихся.
Методы и приемы:
Игровой, словесный, наглядный.
Оборудование для проведения сценария праздника: рисунки о птицах, птичьи домики, вы-
ставка «Что можно почитать о птицах»;
плакаты с надписями:
- Птицы – являются частью природы, без которых ее красота была бы неполной;
- Птицы - являются нашими друзьями;
- Птицы – являются верными нашими помощниками, защитниками лесов, полей, садов от
вредителей и грызунов;
- Охраняй и береги птицу, заботься о ней и помоги ей в трудную минуту.
I. Вступительное слово учителя.
-Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (звучит отрывок за-
писи «Пение птиц»).
- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей).
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы
детей).
- Почему? (ответы детей).
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
1 ведущий. Утверждение, что красота спасет мир, известно всем, потому что человек стал
человеком, когда увидел яркое разноцветье родной природы, услышал пение жаворонка и
щелканье соловья, когда почувствовала тонкие ароматы сиреневого цвета и медовые разли-
вы белой акации. Но человек иногда забывает, что она является лишь частичкой природы, с
законами и силами которой необходимо считаться.
2 ведущий. На нашей планете более 8600 видов оседлых, перелетных и зимующих птиц.
1 ведущий. Птицы украшение земли. Их веселая, звонкая песня, яркая окраска оживляет
природу, вселяет в нас бодрость и радость.
2 ведущий. Птицы, уничтожая несметное количество вредных насекомых и их личинок, яв-
ляются лучшими помощниками в борьбе за урожай сельскохозяйственных растений.
1 ведущий. В нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным делом.
И наша задача - привлечь пернатых друзей в сады, леса, на поля и организовать их охрану.
2 ведущий. Птицы - наши пернатые друзья. Многие птицы улетают осенью в теплые края,
но некоторые остаются зимовать с нами. Очень трудно птицам в этот период - холодно и го-
лодно.
1 ведущий. Да, действительно, холодно. По земле идет зима. И холодно не только нам, когда
мы выходим во двор, но и зверям и птицам, которые нас окружают. Поэтому сегодня мы по-
говорим о том, как можно помочь птицам зимой.
Учитель: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше мероприятие сегодня будет посвя-
щено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. Сегодня мы поговорим о пти-
цах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Сегодня, 15
января, самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.
II. Сценка «Птичьи разговоры».
- Ребята, а что это за шум?
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется ворона:
Ну, морозы! Ну морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!
Учитель. Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей).
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди!
Мы можем подкармливать птиц зимой. Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблю-
дать некоторые правила.
1 ведущий. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки.
2 ведущий. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы
будут сами прилетать к этому времени.
1 ведущий. Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Имен-
но в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
1 ведущий. Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время.
Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как обща-
ются друг с другом.
III. Загадки о птицах.
Учитель. А сейчас ребята, мы с вами разгадаем загадки и вспомним, каких же птиц мы мо -
жем увидеть на наших кормушках и узнаем о них много интересного.
1 ведущий.
1) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю (воробей)
Учитель: По воробьям можно узнать температуру на улице. Если воробьи на кормушке гла -
денькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые –
тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошива-
ются. А для чего, как вы думаете?
- Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая теп-
ло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.
2 ведущий.
2) Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (снегирь)
Учитель: Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из север-
ных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой пти-
цы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто ябло-
ки красные. Как только подтает, птицы улетают.
1 ведущий.
3)По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел)
Учитель: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обык-
новенный. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков!
А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту
птицу называют «лесным доктором». Почему?
Ребята, а что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, до -
бывая семена)
2 ведущий
4)Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Учитель: Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в
кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись го -
ловой вниз. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой.
1 ведущий
5)Выгоняют холода
Птиц из леса в города.
На рябину налетели
Дружной стаей … (свиристели)
Учитель: Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кор-
мит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается
ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становит-
ся всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно
найти корм.
2 ведущий
6)Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)
Учитель: Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в
ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к
блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда
певчих птиц.
1 ведущий
7)Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... (ворона)
Учитель: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воров-
ка! Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а
ворона – серая.
Вот сколько птиц прилетело на кормушку.
Каких же ещё птиц мы можем встретить в нашей местности зимой?
2 ведущий
Известно с давних нам времен,
Что эта птица – почтальон (голубь)
Учитель: Это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверен-
ным полетом. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби из-
давна использовались как средство связи.
1 ведущий
Кто в лесу живет сосновом,
Носит крестит на носу?
И гнездо плетет в ту пору,
Когда пурга поет в лесу?
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели.
Крик его отрывист, прост,
Криворотый красный…(клёст)
Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птен-
цов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от
пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. А еще кле-
сты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только
часть семян, остальные – белка.
2 ведущий
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…(Поползень)
Настоящий акробат –
Чистит все стволы подряд.
Учитель: Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя
эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев,
но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыги -
вает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.
IV. Как помочь птицам зимой.
1 ведущий. Нелегко приходится птицам зимой. Многие из них погибают не только от холо-
да, но и от голода. А потому-то и должны прийти им на помощь люди.
Подкармливая
птиц, мы не спасаем их от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их
доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Кроме того, какое удовольствие
для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки!
Учитель. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.
Какой корм дадим каждой птичке? (ответы учащихся)
2 ведущий. Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы,
поползни и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало
не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно
мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед
засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки
(только пшеничные!)
Учитель: Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы уча-
щихся). У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину!
Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.
Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу -
значит охранять свою Родину”.
V. Викторина о зимующих птицах.
А теперь давайте проведём викторину о зимующих птицах (ведущие по очереди задают
вопросы):
1. Назовите 8—10 видов птиц, зимующих в нашей местности (синица, снегирь, дятел, во-
робей, сорока, свиристель чечетка, чиж, щегол, овсянка, клест, сойка, поползень, голубь).
2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики) .
3. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетки, свиристель).
4. Пользу или вред приносит человеку зимой синица, когда все насекомые спят? (пользу,
они уничтожают зимующих насекомых).
5. Какая птица наших мест насиживает птенцов зимой? (Клест).
6. Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка).
7. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья
всегда одинакова).
8. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а дятлы,
синицы, пищухи, поползни, глухари, тетерева - не улетают? (Мухоловки, стрижи, ласточ-
ки ловят насекомых в воздухе, а в зимний период их нет. Дятлы, синицы, поползни и
остальные птицы разыскивают зимующих насекомых, их личинки, куколки, кладки яиц).
9. Назовите корма для зимней подкормки птиц (семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни,
тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы,
хлебные крошки, сырое сало и мясо).
10. Семена какого сорного растения едят только снегири? (конского щавеля).
VI. Подведение итогов мероприятия, развешивание кормушек.
Учитель: Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята,
около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столо-
вой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и
записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обяза-
тельно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они
спасут от вредителей. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее бу-
дете относиться ко всему живому.
Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы –
это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зави-
сит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы под-
ниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
Ученик:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну! (А.Яшин)
Учитель:
А теперь, ребята, давайте развесим кормушки, которые вы смастерили!
Приложение 1.
Как организовать подкормку птиц
Главные правила при подкормке птиц:
Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертель-
но опасно для них)!
Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы
каждый день в кормушке был корм!
Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, ни-
каких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!
Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но
ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
По возможности корм должен быть защищён от непогоды!
Кормушку необходимо регулярно чистить!
Чем накормить пернатых гостей?
Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб!
Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты.
Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в
мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряно-
сти.
Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходи-
мо начинать еще с лета, заготавливая корм.
Корм
Способ подкормки
Виды птиц
Нежареные семена
подсолнуха и тыквы,
арбуза и дыни, коно-
пли
Насыпаются на кормовой
столик
Синицы, обыкновенный поползень,
дятлы, зерноядные птицы
Шишки, желуди, оре-
хи, например, арахис
Кладутся на кормовой
столик, орехи можно под-
весить в виде бус
Сойка, синицы, дятлы, клесты
Пшено, просо, овес,
пшеница, геркулес
(сырые!)
Насыпается на кормовой
столик
Воробьи, щеглы, зеленушки и др.
зерноядные птицы; сизый голубь
Пучки сорных трав -
лебеды, крапивы,
конского щавеля, ло-
пуха и т.д.
Привязываются на ветки
кустов или деревьев невы-
соко от земли, втыкаются
в снег
Снегирь, щегол, чечётка, чиж и др.
зерноядные птицы
Гроздья ягод калины,
рябины, черной и
красной бузины
Привязываются на ветки
кустов или деревьев невы-
соко от земли, кладутся на
кормовой столик
Свиристель, дрозды; снегирь и др.
зерноядные птицы поедают семена
Крошки чёрствого
пшеничного хлеба
Насыпаются на кормовой
столик
Синицы, воробьи, сойка, сизый го-
лубь, поползень и многие др. птицы
Семена клена и ясеня
Насыпаются на кормовой
столик
Снегирь, свиристель
Кусочки несолёного
сала, мяса и жира
Нанизываются на бечевку,
которая вешается на вет-
вях
Синицы, поползень, дятлы, сойка
Яблоки
Кусок фанеры пробивают
гвоздем, на который кре-
пится яблоко
Чёрный дрозд