Напоминание

"Игра как средство формирования личностных и коммуникативных учебных действий"


Автор: Хромова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад "81"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра как средство формирования личностных и коммуникативных учебных действий"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра как средство формирования личностных и коммуникативных учебных

действий

Программы воспитания и социализации личности в настоящее время решают

серьезные задачи – продолжение развития личностных особенностей ребенка в

комплексной системе базового и дополнительного образования. Существенную

роль в совершенствовании воспитательной работы играют требования новых

федеральных стандартов в начальной и основной школе (ФГОС).

Образовательная программа учреждения содержит в обязательном порядке

примерные результаты сформированности у обучающихся личностных и

коммуникативных универсальных действий (УУД). Большую роль в

формировании УУД имеет межличностное общение сверстников .

Межличностное общение для детей воспринимается как нечто личностно важное.

Об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности,

доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои отношения со

сверстниками и взрослыми. Л.И. Божович подчеркивала, что в психическом

развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей

деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его

людьми, в которые он вступает на разных этапах своего развития. Межличностное

общение является совершенно необходимым условием бытия людей и без него

невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической

функции, процесса, психических свойств и всей личности в целом. Именно в

общении, и прежде всего, в непосредственном общении с взрослыми и

сверстниками происходит становление человеческой личности, формирование

важнейших ее свойств и качеств.

Но для того, чтобы позитивно развивались личностные качества ребенка, они

должны быть « заложены», воспитаны. Развитие не может происходить «из

ничего», новообразования не возникают сами по себе, они возникают с

накопления собственного опыта ребенка и в результате его активного включения в

различные формы деятельности через общение.

Одной из форм воспитания позитивного развития межличностного общения

является игра, как средство учебно – воспитательного процесса в школе.

Алгоритм подготовки и проведения деловой игры определяется ее типом и

особенностями имитируемой деятельности. В самом общем виде может содержать

следующие стадии и этапы:

1.Подготовка деловой игры:

1)выбор темы;

2)определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и

педагогических)

3)определение структуры деловой игры;

4) определение возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей

ролевых функций;

2.Подготовка сценария:

1) выбор наиболее оптимальных способов, методики и ее творческая переработка

применительно к данной деловой игре;

2) подготовка сценария.

3.Проведение деловой игры:

1) изложение учителем исходной информации, совместное определение задач

игры и задач;

2) распределение ролей;

3)подготовка к выполнению ролевых функций;

4)выполнение участниками ролевых функций;

5) подведение итогов игры учителем.

После игровая дискуссия:

1) установить проблемы и явления, которые имели место в игре;

2) установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;

3) предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь нужного результата;

4)предложить, что нужно изменить в реальной жизни.

Игра – особый вид деятельности, способствующий развитию личностных и

коммуникативных качеств ребенка.

Во- первых, потому, что играть приятно, легко, весело. В игре мы проживаем

счастливое эмоциональное состояние. В подарок от природы получаем

предрасположенность и потребность в игре, в ходе которой организм развивается.

Все дети, от малышей до старшеклассников любят играть.

Во- вторых, целевое содержание игры придает ей весомость. Играя, получают

удовольствие и достигают удовольствия. Играя, ребенок вступает в игру открыто,

без опасений и боязни, увлеченно и испытывает первые успехи от достижения

цели, таким образом, совершает первые пробы к настоящему успеху.

В- третьих, любая игра содержит элемент других видов деятельности, т.е. имеется

возможность приобщить ребенка к новому виду деятельности, ранее не

освоенному. Вот почему игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка:

через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени

подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми

умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной,

спортивной деятельности. Многие учителя могут сами сказать , что прежде, чем

они выбрали профессию учителя, в детстве играли в « школу».

В – четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а

все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я».

Игра позволяет каждому выстраивать свой вариант сюжетной игры. Это придает

игре интригу, держит интерес окружающих на уровне высокого внимания, а

деятельность, на уровне высокой активности. В игре каждое «Я» обретает

адекватную форму. Поэтому игра по своей деятельности диагностична.

В пятых, игра,- самый демократичный вид деятельности , здесь нет начальников и

подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все

равны и испытывают счастье от равенства. Ребенок в игре оказывается в

демократичном окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, не очень

хорошим поведении. В игре происходит мягкая корректировка воспитанности

ребенка, незаметное вовлечение его в новые отношения, уровень общения.

Роль и значение игры неоспоримы, т.к. она является щадящей формой обучения и

развития подрастающего поколения. Через игру можно достичь серьезных

результатов в воспитании. Воспитательная работа сложна и многообразна, но

игровая методика может делать ее увлекательной и интересной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аникеева Н.П.Воспитание игрой / Н,П,Аникеева - М,1987

2.Караковский В.А.Воспитание? …Воспитание! /В.А.Караковский, Л.И.Новикова,

Н.Л.Селиванова-М.,2000.

3.Щуркова Н.Е.Игровые методики. – М.:Педагогическое общество России, 2008.



В раздел образования