Автор: Хромова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад "81"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра как средство формирования личностных и коммуникативных учебных действий"
Раздел: дошкольное образование
Игра как средство формирования личностных и коммуникативных учебных
действий
Программы воспитания и социализации личности в настоящее время решают
серьезные задачи – продолжение развития личностных особенностей ребенка в
комплексной системе базового и дополнительного образования. Существенную
роль в совершенствовании воспитательной работы играют требования новых
федеральных стандартов в начальной и основной школе (ФГОС).
Образовательная программа учреждения содержит в обязательном порядке
примерные результаты сформированности у обучающихся личностных и
коммуникативных универсальных действий (УУД). Большую роль в
формировании УУД имеет межличностное общение сверстников .
Межличностное общение для детей воспринимается как нечто личностно важное.
Об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности,
доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои отношения со
сверстниками и взрослыми. Л.И. Божович подчеркивала, что в психическом
развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей
деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его
людьми, в которые он вступает на разных этапах своего развития. Межличностное
общение является совершенно необходимым условием бытия людей и без него
невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической
функции, процесса, психических свойств и всей личности в целом. Именно в
общении, и прежде всего, в непосредственном общении с взрослыми и
сверстниками происходит становление человеческой личности, формирование
важнейших ее свойств и качеств.
Но для того, чтобы позитивно развивались личностные качества ребенка, они
должны быть « заложены», воспитаны. Развитие не может происходить «из
ничего», новообразования не возникают сами по себе, они возникают с
накопления собственного опыта ребенка и в результате его активного включения в
различные формы деятельности через общение.
Одной из форм воспитания позитивного развития межличностного общения
является игра, как средство учебно – воспитательного процесса в школе.
Алгоритм подготовки и проведения деловой игры определяется ее типом и
особенностями имитируемой деятельности. В самом общем виде может содержать
следующие стадии и этапы:
1.Подготовка деловой игры:
1)выбор темы;
2)определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и
педагогических)
3)определение структуры деловой игры;
4) определение возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей
ролевых функций;
2.Подготовка сценария:
1) выбор наиболее оптимальных способов, методики и ее творческая переработка
применительно к данной деловой игре;
2) подготовка сценария.
3.Проведение деловой игры:
1) изложение учителем исходной информации, совместное определение задач
игры и задач;
2) распределение ролей;
3)подготовка к выполнению ролевых функций;
4)выполнение участниками ролевых функций;
5) подведение итогов игры учителем.
После игровая дискуссия:
1) установить проблемы и явления, которые имели место в игре;
2) установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;
3) предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь нужного результата;
4)предложить, что нужно изменить в реальной жизни.
Игра – особый вид деятельности, способствующий развитию личностных и
коммуникативных качеств ребенка.
Во- первых, потому, что играть приятно, легко, весело. В игре мы проживаем
счастливое эмоциональное состояние. В подарок от природы получаем
предрасположенность и потребность в игре, в ходе которой организм развивается.
Все дети, от малышей до старшеклассников любят играть.
Во- вторых, целевое содержание игры придает ей весомость. Играя, получают
удовольствие и достигают удовольствия. Играя, ребенок вступает в игру открыто,
без опасений и боязни, увлеченно и испытывает первые успехи от достижения
цели, таким образом, совершает первые пробы к настоящему успеху.
В- третьих, любая игра содержит элемент других видов деятельности, т.е. имеется
возможность приобщить ребенка к новому виду деятельности, ранее не
освоенному. Вот почему игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка:
через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени
подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми
умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной,
спортивной деятельности. Многие учителя могут сами сказать , что прежде, чем
они выбрали профессию учителя, в детстве играли в « школу».
В – четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а
все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я».
Игра позволяет каждому выстраивать свой вариант сюжетной игры. Это придает
игре интригу, держит интерес окружающих на уровне высокого внимания, а
деятельность, на уровне высокой активности. В игре каждое «Я» обретает
адекватную форму. Поэтому игра по своей деятельности диагностична.
В пятых, игра,- самый демократичный вид деятельности , здесь нет начальников и
подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все
равны и испытывают счастье от равенства. Ребенок в игре оказывается в
демократичном окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, не очень
хорошим поведении. В игре происходит мягкая корректировка воспитанности
ребенка, незаметное вовлечение его в новые отношения, уровень общения.
Роль и значение игры неоспоримы, т.к. она является щадящей формой обучения и
развития подрастающего поколения. Через игру можно достичь серьезных
результатов в воспитании. Воспитательная работа сложна и многообразна, но
игровая методика может делать ее увлекательной и интересной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аникеева Н.П.Воспитание игрой / Н,П,Аникеева - М,1987
2.Караковский В.А.Воспитание? …Воспитание! /В.А.Караковский, Л.И.Новикова,
Н.Л.Селиванова-М.,2000.
3.Щуркова Н.Е.Игровые методики. – М.:Педагогическое общество России, 2008.